Разработка суот – Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

Разработка суот – Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

Содержание

Разработка системы управления охраной труда: зачем это нужно?

Зачем в организации нужна система управления охраной труда

Система управления охраной труда (далее – СУОТ) представляет собой совокупность процедур и документов, которые регламентируют политику и цели охраны труда на предприятии, в том числе, должностные (функциональные) обязанности всех руководителей и специалистов. Работодатели должны создавать и обеспечивать функционирование СУОТ независимо от размера организации (ст. 212 ТК РФ).

СУОТ нужна для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом. Она позволяет:

  • контролировать опасные производственные факторы;
  • управлять производственными рисками;
  • предотвращать инциденты, аварии, нештатные ситуации;
  • минимизировать ущерб предприятия от неправильной работы;
  • создать интегрированную систему менеджмента.


Система управления охраной труда состоит из основных элементов:

  • политики;
  • организации;
  • планирования и применения;
  • оценки;
  • действий по совершенствованию.


Политика по охране труда должна быть изложена в письменном документе, согласованном с работниками и их представителями. Участие сотрудников является важнейшим элементом СУОТ на предприятии. Общая ответственность за охрану труда ложится на работодателя, распределяющего ее между руководителями среднего звена. Руководители, в свою очередь, должны обладать определенной компетенцией в вопросах охраны и безопасности труда, чтобы выполнять порученные им обязанности.

Документацию по охране труда нужно вести аккуратно и актуализировать по мере необходимости в зависимости от масштаба и профиля предприятия. Подобная информация должна доводиться до сведения работников и быть доступной в любое время. Документация может охватывать:

  • политику по охране труда;
  • распределение обязанностей по охране труда;
  • главные опасные факторы и риски, средства их предотвращения и контроля;
  • учет мероприятий по охране труда;
  • перечень производственных травм, ухудшений состояния здоровья, профессиональных заболеваний работников и соответствующих несчастных случаев;
  • нормативы и правила охраны труда;
  • учет вредного воздействия;
  • результаты контроля состояния производственной среды;
  • данные обследования состояния здоровья сотрудников;
  • результаты мониторинга;
  • технические и организационные процедуры;
  • инструкции и прочие взаимосвязанные внутренние регламенты.


Еще один ключевой элемент СУОТ заключен в создании внутренних коммуникаций на предприятии для:

  • получения и документирования сообщений, связанных с охраной труда, и надлежащего реагирования на них;
  • передачи информации по охране труда между различными уровнями в структуре предприятия;
  • получения идей и предложений по охране труда от работников и их представителей.


Как внедрить СУОТ

Проект СУОТ разрабатывают на основе имеющегося опыта с учетом действующих нормативных документов и сегодняшних реалий производства. Процесс внедрения и функционирования системы можно отразить на схеме:

Этапы внедрения и функционирования системы управления охраной труда

Таким образом, выделяют этапы внедрения СУОТ:

  • предварительная оценка;
  • планирование;
  • внедрение.


Предварительная оценка
состояния охраны труда должна стать опорной точкой для измерения степени развития системы. Первичный анализ проводят компетентные специалисты по согласованию с работниками и (или) их представителями в зависимости от обстоятельств.

На этапе планирования необходимо задаться целью создания такой системы, которая:

  • как минимум, обеспечит соблюдение требований законодательства по охране труда;
  • включит в себя необходимые элементы СУОТ;
  • обеспечит постоянный рост эффективности охраны труда.


Внедрение
СУОТ лучше проводить в два последовательных этапа:

  1. Опытная апробация системы. При этом проводят корректировку разработанной документации и проверяют функционирование отдельных элементов системы на практике.
  2. Окончательное введение СУОТ в действие.


Как сделать СУОТ эффективной

После внедрения СУОТ работа только начинается. Чтобы достичь поставленных целей, систему нужно непрерывно совершенствовать. Для этого результаты СУОТ и ее эффективность нужно регулярно оценивать. На предприятии разрабатывают план внутренних проверок, назначают сотрудников, которые будут отвечать за контроль. Кроме того, следует создать форму отчетности по результатам проверок.

Собранные результаты передают на анализ руководству. Анализ должен основываться на уверенности в том, что вся необходимая информация собрана и позволит объективно оценить систему. Результаты анализа нужно документировать. Потом их используют для внесения изменений в политику, цели и задачи по охране труда.

Невозможно сделать СУОТ эффективной, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками в рамках комитетов по охране труда или, например, коллективного договора. У работников и их представителей должна быть возможность полноценно участвовать в управлении охраной труда на предприятии путем прямого участия и согласования.

Главным принципом СУОТ является закрепление определенной ответственности за руководством среднего звена. Это предполагает участие всех сотрудников предприятия в охране труда. Если СУОТ управляет лишь руководство, эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

Чтобы совместные комитеты по охране труда и аналогичные механизмы взаимодействия были эффективными, нужно:

  • информировать работников о принципах СУОТ;
  • привлекать сотрудников к мероприятиям по охране труда;
  • актуализировать инструкции по охране труда с учетом изменений внутри организации и т. д.

Запомните главное

1 Каждый работодатель обязан внедрять СУОТ и поддерживать ее функционирование.

2 СУОТ нужна для создания эффективного менеджмента охраны труда в организации, снижения риска несчастных случаев и аварий.

3 Система управления охраной труда должна основываться на четком соблюдении принятой в организации политики и на выполнении руководством его обязанностей по охране труда.

4 Прежде чем внедрить СУОТ, нужно проанализировать нынешнее состояние охраны труда в организации и определить реально достижимые цели.

5 Результаты работы СУОТ необходимо регулярно оценивать и анализировать, а затем устранять недостатки.

6 СУОТ не будет работать, если в организации не налажен социальный диалог между работодателем и сотрудниками.

Источник: Охрана труда: просто и понятно

Вернуться в раздел

www.srgroup.ru

Образец Положения о системе управления охраной труда в организации

26. Обязанности в сфере охраны труда:

а) ООО «Виктория»:

 гарантирует права работников на охрану труда, включая обеспечение условий труда,

соответствующих требованиям охраны труда;

 обеспечивает соблюдение режима труда и отдыха работников;

 обеспечивает своевременное страхование работников от несчастных случаев на

производстве и профессиональных заболеваний, профессиональных рисков;

 организует ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;

 организует безопасную эксплуатацию производственных зданий, сооружений,

оборудования, безопасность технологических процессов и используемых в производстве

сырья и материалов;

 принимает меры по предотвращению аварий, сохранению жизни и здоровья работников и

иных лиц при возникновении таких ситуаций, в том числе меры по оказанию пострадавшим

первой помощи;

 обеспечивает создание и функционирование СУОТ;

 руководит разработкой организационно-распорядительных документов и распределяет

обязанности в сфере охраны труда между своими заместителями, руководителями

структурных подразделений и специалистами охраны труда;

 определяет ответственность своих заместителей, руководителей структурных подразделений

и специалистов охраны труда за деятельность в области охраны труда;

 обеспечивает комплектование службы охраны труда квалифицированными специалистами;

 организует в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации проведение за счет

собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и

периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, психиатрических

освидетельствований, химико-токсикологических исследований работников (при

необходимости);

 обеспечивает соблюдение установленного порядка обучения и профессиональной

подготовки работников, включая подготовку по охране труда, с учетом необходимости

поддержания необходимого уровня компетентности для выполнения служебных

обязанностей, относящихся к обеспечению охраны труда;

 допускает к самостоятельной работе лиц, удовлетворяющих соответствующим

квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной

работе;

 обеспечивает приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды,

специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и

обезвреживающих средств в соответствии с условиями труда и согласно типовым нормам их

выдачи;

 обеспечивает приобретение и функционирование средств коллективной защиты;

 организует проведение специальной оценки условий труда;

www.indeks.ru

Система управления охраной труда — СУОТ. Разработка СУОТ в Беларуси. услуги по обеспечению охраны труда от «ИП Амельченя Евгений Иванович»

Система управления охраной труда — СУОТ. Разработка СУОТ 

Свидетельство ЧУП «ИНСТ» об аккредитации на осуществление    функций специалиста по охране труда можно посмотреть по ссылке    — http://instr.deal.by/certificates

 Что это такое СУОТ и зачем это нужно?

   Система управления охраной труда (СУОТ) —  часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в специальной области — охрана труда.

   Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

 Почему необходимо разрабатывать Систему управлений охраной труда?

Статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» предусмотрена обязанность каждого работодателя независимо от осуществляемого им вида деятельности разработать и внедрить систему управления охраной труда.

Обращаем Ваше внимание, что СУОТ не является ни удостоверениями по охране труда, ни инструкциями по охране труда.

Особое внимание уделяет законодатель наличию разработанной и внедренной системы управления охраной труда именно у строительных организаций. Так, отсутствие у подрядчика системы управления охраной труда не дает ему права заключать договор строительного подряда, в противном случае такой договор может быть признан недействительным (Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1450 от 15.09.1998г.).

Разрабатывается согласно СТБ 180012009 «Системы управления охраной

 трудаТребования»

 

Заказать расчет

instr.deal.by

Из каких этапов состоит создание СУОТ? Шесть простых шагов.

Разработка и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) на первый взгляд кажется сложным и кропотливым занятием. На самом деле, так оно и есть. Однако разделение работы на этапы может заметно облегчить процесс. Из каких этапов состоит создание СУОТ? Сейчас расскажем.

Из каких этапов состоит создание СУОТ?

Всего их шесть. Чтобы разработать и внедрить СУОТ, требуется:

  1. определить цели охраны труда в организации;
  2. проанализировать деятельность в организации в части охраны труда;
  3. распределить обязанности по охране труда в организации;
  4. определить профессиональные риски, с которыми сталкиваются работники организации;
  5. подготовить и сформировать процедуры системы;
  6. обеспечить постоянное и регулярное улучшение системы.

Определение целей охраны труда

Сформируйте, если Вы это ещё не сделали, политику по охране труда, включающую в себя главные приоритеты и цели организации в области охраны труда. Помимо того, то данный документ будет ориентиром всех действий по охране труда, он послужит и отличным маркетинговым инструментом в работе с партнёрами и клиентами Вашей организации.

Анализ деятельности организации в части охраны труда

Составьте список всех необходимых мероприятий по охране труда, установите, требуется ли Вам, например, проведение медицинских осмотров, выдача средств индивидуальной защиты или организация стажировок по охране труда. Полученный список будет основой структуры Вашей СУОТ.

Распределение обязанностей по охране труда

Определите чётко, работники каких профессий и должностей будут ответственными за проведение того или иного мероприятия. Внимание! Не ставьте ФИО определённых работников в систему — тем самым Вы в разы снизите её гибкость и при смене кадров Вам потребуется вносить изменения.

Определение профессиональных рисков

Определите риски, с которыми могут сталкиваться Ваши работники в ходе выполнения своих должностных обязанностей. Подробнее о том, как это сделать, узнайте в нашей статье. Управление этими рисками (их идентификация, оценка и методы снижения) будет описано в соответствующей процедуре.

Руководствуясь составленным списком мероприятий и Типовым положением о системе управления охраной труда, сформируйте процедуры СУОТ:

  • Положение о системе управления охраной труда.
  • Политика работодателя в области охраны труда.
  • Распределение обязанностей в сфере охраны труда.
  • Процедура подготовки работников по охране труда.
  • Процедура организации и проведения оценки условий труда.
  • Процедура управления профессиональными рисками.
  • Процедура организации и проведения наблюдения за здоровьем работников.
  • Процедура информирования работников об условиях труда.
  • Процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха.
  • Процедура обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты.
  • Процедура обеспечения работников молоком.
  • Процедура обеспечения безопасного выполнения подрядных работ.
  • Планирование мероприятий по реализации процедур.
  • Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.
  • Планирование улучшений функционирования СУОТ.
  • Реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания.
  • Управление документами СУОТ.

Обеспечение постоянного и регулярного улучшения системы

Система управления охраной труда как живой организм, постоянно развивается и актуализируется. С этой точки зрения требуется описать алгоритмы аудита системы и управления её документами. Содержание этих алгоритмов и ложится в основу соответствующих процедур.

Теперь Вы узнали, из каких этапов состоит создание СУОТ. Тщательное и корректное выполнение 6 описанных выше этапов разработки СУОТ приведёт Вас к готовой работающей системе управления охраной труда. Будьте внимательны и удачи Вам.

pgc-expert.ru

Положение СУОТ на производстве — пошаговая инструкция

Судя по всему, Вы принялись за разработку системы управления охраной труда и решили начать составлять, как и все прилежные специалисты по охране труда, положение СУОТ на производстве. Признаемся, задача не из лёгких. Поэтому работу лучше разбить на несколько этапов. О том, как это сделать, и в каком порядке браться за дело, расскажем в этой статье.

Положение СУОТ на производстве

Если Вашему производству требуется реально действующая СУОТ (а не для отписки руководству – что мы крайне не приветствуем), мы советуем разрабатывать положение СУОТ на производстве в 5 этапов:

  1. определение областей применения системы управления охраной труда;
  2. составление базы нормативно-правовой документации;
  3. разграничение обязанностей, полномочий и ответственности;
  4. описание процедур, входящий в состав СУОТ;
  5. взаимоувязка процедур СУОТ и локальной документацией по охране труда.

Шаг 1. Определите области применения СУОТ

Никто не знает Ваше производство лучше Вас. Но если даже какие-то моменты Вам не ясны, самое время в них разобраться. Составьте перечень работ, на которых заняты Ваши работники, и определите наиболее опасные моменты. Работают ли Ваши сотрудники на высоте, или работа связана с загрязнением? Если на момент того, как вы готовите положение СУОТ на производстве, у Вас проведена специальная оценка условий труда, Вы сможете определиться с необходимостью выдавать работникам молоко и обеспечивать предоставление прочих льгот. Словом, проанализируйте деятельность организации на предмет опасных и вредных работ – именно вокруг них будет строиться положение СУОТ на производстве.

Шаг 2. Составьте и актуализируйте базу нормативно-правовой документации

Каждый из элементов положения СУОТ на производстве базируется на определенном нормативно-правовом или нормативно-техническом документе. Основываясь на выбранных областях применения СУОТ, изучите правовую сторону вопроса и выберите основные законы, положения и приказы, относящиеся к охране труда на Вашем производстве. В первую очередь, мы рекомендуем вспомнить Вам про:

Подробнее о том, какие документы следует включить в нормативно-правовое и нормативно-техническое обоснование СУОТ на производстве, мы писали в одной из наших статей. Они составят нормативно-правовую базу, на которой будет строиться не только положение СУОТ на производстве, но и вся система управления охраной труда. Не забывайте ежегодно актуализировать базу, постоянно проверяя изменения трудового законодательства.

Шаг 3. Распределите ответственность

В идеальной ситуации охраной труда занимается каждый работник на производстве, в размере своих должностных обязанностей. Так грамотное распределение ответственности за охрану труда на предприятии ведет к кратному снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний. Распределение обязанностей и ответственности по охране труда заключено в одном из разделов положения СУОТ на производстве. Как правило, ответственность по охране труда распределяются между руководителем, специалистом по охране труда (службой по охране труда), руководителями подразделений и работниками предприятия.

Шаг 4. Опишите процедуры СУОТ

Кратко изложите, каким образом будут организовано проведение обязательных мероприятий по охране труда. Порядок организации обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, медицинских осмотров, выдача и хранения средств индивидуальной защиты (и проч.) будет кратко содержаться в положении СУОТ на производстве. Заметьте, что далека не все процедуры, включенные в Типовое положение, войдут в Ваше положение СУОТ на производстве: все зависит от специфики деятельности Вашей организации. Вместе с этим, то же самое Типовое положение содержит описание процедур, относящихся ко всем (без исключения), организациям:

  • политика работодателя в области охраны труда;
  • распределение обязанностей в сфере охраны труда
  • процедура подготовки работников по охране труда;
  • процедура организации и проведения оценки условий труда;
  • процедура управления профессиональными рисками;
  • процедура информирования работников об условиях труда;
  • процедура обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха;
  • планирование мероприятий по реализации процедур;
  • контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
  • планирование улучшений функционирования СУОТ;
  • реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
  • управление документами СУОТ.
С полным списком процедур, входящих в систему управления охраной труда, Вы сможете ознакомиться здесь.

Шаг 5. Позаботьтесь о целостности охраны труда всей организации

Важно не только заботиться о положении СУОТ на производстве, но и о целостности системы управления охраной труда. Прежде чем ставить точку с запятой на вопросе с положением, убедитесь, что:

  • каждая из процедур СУОТ, описанные в Положении, имеет однозначные и четкие связи с другими процедурами;
  • из описания процедур СУОТ ясно, какие локальные документы по охране труда используются при организации и проведении соответствующих мероприятий;
  • предусмотрен порядок ежегодной проверки, корректировки и актуализации положения СУОТ на производстве.

И не забывайте, формирование положения — это лишь начало — впереди нелегкий путь разработки и внедрения всей системы. Так или иначе, следуя нашей инструкции, Вы сможете составить собственное положение СУОТ на производстве, а в случае возникновения трудностей или вопросов мы будем рады Вам помочь. Удачи!

pgc-expert.ru

Требования к системам управления охраной труда

Руководство организации, работодатель, несущие ответственность за безопасные условия и охрану труда, должны обеспечивать разработку, внедрение и функционирование систем организации работ по охране труда и систем управления охраной труда (профессиональными риска­ми) в соответствии с требованиями государственных, национальных и международных стандартов.

Управление безопасностью труда – это действия руководящих работников организаций, предприятий, объединений (работодатель, административно-управленческий аппарат), направленных на созда­ние и сохранение безопасных и безвредных условий труда.

 

Управлять безопасностью труда – это значит поддерживать состояние организации работ, условий труда, орудий труда, технологических процессов, машин и оборудования такими, чтобы исключить (или свести до минимума) воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов. Основная цель – предупреждение аварий, чрезвычайных ситуаций, производственного травматизма и профзаболеваний.

Система управления охраной труда (СУОТ) – это ком­плекс взаимосвязанных правовых, организационных, технических, социально-экономических, санитарно-гигиенических, лечебно-про­филактических и иных мер, направленных на обеспечение безопасных и здоровых условий труда.

 

Субъектом управления (органом управления) является руко­водство предприятия и структурных подразделений (работодатель, должностные лица), имеющее четкое распределение функциональных обязанностей.

 

Объектом управления является деятельность функцио­нальных служб и структурных подразделений по обеспечению безопас­ных и здоровых условий труда на рабочих местах, производственных участках, цехах и предприятиях в целом.

 

При создании СУОТ необходимо:

  1. Определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
  2. Выявлять факторы охраны труда, вытекающие из ее прошлых, настоящих или планируемых видов деятельности, с тем, чтобы определять наиболее существенные;
  3. Определять политику организации в области охраны труда;
  4. Определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
  5. Разрабатывать организационную схему и программу реализации политики по охране труда и достижение ее целей, выполнение поставленных задач. 

Органы управления безопасностью труда организуются на пред­приятии в соответствии с его структурой, состоящей из подразделений: цехов, участков, служб, управлений, отделов.

 

Структуру нужно формировать так, чтобы она выполняла следующие функции:

  • обеспечивала сочетание централизованного управления и необ­ходимой самостоятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений;
  • отвечала целям, содержанию и внешним условиям деятель­ности, технологической специализации и территориальному размещению подразделений, производств и служб;
  • четко определяла место и роль каждого подразделения в об­щей работе по повышению безопасности труда, не допускала дублирования;
  • имела оптимальное число звеньев, содержала оптимальную численность специалистов и рабочих;
  • обладала внутренними резервами и гибкостью. 

В каждом подразделении необходимо единство обязанностей, прав и ответственности. Права должны делать реальным выполнение обязанностей. Чем больше прав, тем выше ответственность. Последняя должна увязываться с обязанностями.

 

Возглавлять управление безопасностью труда на предприятии (в объединении) и нести ответственность за ее состояние (в соответствии с положением или должностной инструкцией) рекомендуется директору (генеральному директору, работодателю), а также руково­дителям каждого подразделения.

 

Обязанности, права и ответствен­ность остальных специалистов, служащих и рабочих определяются утвержденными в установленном порядке должностными (производственными) инструкциями, положениями о подразделениях, правилами и инструкциями по охране труда.

 

При создании органов управления безопасностью труда необхо­димо определять для каждого подразделения цели и границы деятель­ности, функции, управленческие действия и мероприятия, которые должны ими выполняться для обеспечения безопасности труда; уста­навливать связи между подразделениями, методы и средства взаимо­действия и обмена информацией, а также подчиненность между ними и внутри них. Это позволит избежать путаницы, дублирования и без­ответственности в работе.

 

В практической работе по управлению безопасностью труда следует применять методы и управляющие действия, отвечающие особенностям предприятия. Однако для обеспечения эффективности функционирования СУОТ и достижения поставленных целей необ­ходимо, чтобы она была построена на основе общепризнанных научно обоснованных принципов в соответствии с объективными законами науки управления.

Рекомендуется использовать следующие основные принципы построения и функционирования СУОТ:

 

1. Комплексный системный подход

 

Управлять безопасностью труда следует на основе научных методов комплексного и системного подходов. Комплексный подход включает учет всех факторов, влияющих на состояние безопасности труда: физиологические и психологические свойства человека, его подготовленность (обученность) к труду, соци­ально-психологический климат в коллективе, методы, стиль и уровень руководства, моральное стимулирование, форма организации труда, трудовые приемы, предметы и орудия труда, технологии, средства за­щиты, окружающая среда, оплата труда, формы материального стимулирования, меры ответственности. Системный подход позволяет рассматривать безопасность труда как систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, которая по­зволяет определить объективные связи этих элементов, выяснить их взаимовлияние и взаимозависимости, установить функциональную роль каждого элемента и системы в целом.

 

Система имеет дополнительные качества, которых нет у элемен­тов, ее образующих. Это важнейшее свойство системы, именуемое эмерджентностью, определяет основу и преимущества системного подхода. Зачастую на практике СУОТ называется набор отдельных функциональных обязанностей, не обладающих признаками системы. Как правило, это общие положения с указанием цели и общих (без учета специфики предприятия) задач и должностные инструкции руководи­телей и других должностных лиц. Такой подход значительно снижает эффективность функционирования СУОТ.

 

Системность предусматривает:

  • органическое единство кадров, структуры, методов (экономических, организационно-распорядитель­ских, социально-психологических) и техники управления при решаю­щей роли кадров;
  • тесную взаимосвязь субъекта и объекта управления;
  • единство и взаимообусловленность производственно-технических, экономических, социально-психологических, правовых и кибернети­ческих аспектов управления. 

 

2. Плановость и непрерывность

 

Работа по улучшению без­опасности труда может быть эффективна, если ее вести планомерно и непрерывно. При отсутствии плановости в работе будут преобладать элементы случайности и беспорядка, многие важные вопросы могут быть упущены.

 

3. Профилактическая направленность

 

Действия и вся работа по повышению безопасности труда должны в основном иметь профи­лактическую направленность. Это значит, что главные усилия следует направлять на выявление и устранение причин, условий и мотивов, порождающих неправильные действия людей, проявление возможных опасностей и вреда.

 

Эффективный метод профилактики – прогнозирование на этапах проектирования, конструирования и испытания новой техники, техно­логий и форм организации труда возможных опасностей и условий, при которых люди подпадают под их воздействие, а также порождающих их причин.

 

Большое профилактическое значение имеют улучшение подго­товки людей к труду, строгое выполнение графиков профилактических осмотров и ремонтов оборудования, хорошая организация материаль­но-технического обеспечения работ предметами, необходимыми для создания безопасных условий труда, распространение передового опыта работы без травм и аварий.

 

4. Законность

 

Управлять безопасностью труда необходимо, строго соблюдая законность. Применять незаконные действия, даже если они направлены на повышение безопасности труда (например, наказывать нарушителей правил безопасности, применяя незаконные не методы и средства), недопустимо. Незаконное действие все равно будет отменено, лицо, его допустившее, будет наказано, а вера людей в право­вые документы подорвана.

 

5. Создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии

 

Главное направление улучшения безопасности труда – создание и внедрение новой, более безопасной и безвредной техники и технологии, устраняющей тяжелый и монотонный труд, а также рациональная организация труда. При этом важное значение имеет система управления и защита.

 

6. Контроль за выполнением мероприятий, планов и задач

 

Контроль за выполнением планов, мероприятий и всей работы по повы­шению безопасности труда, как и состоянием безопасности на рабочих местах, должен быть систематическим, глубоким и принципиальным. В процессе контроля надо добиваться устранения обнаруженных не­достатков, шире использовать современные средства контроля и при­влекать к контролю и самоконтролю не только всех руководителей, специалистов, мастеров и бригадиров, но и передовых рабочих.

 

7. Четкое распределение обязанностей, привлечение к участию всех членов трудовых коллективов к работе по созданию безопасных условий труда

 

8. Открытость информации о состоянии охраны труда и конеч­ных результатах функционирования системы

 

9. Включение экономического механизма управления

 

Необхо­димо шире применять экономические рычаги для повышения безопас­ности труда. Аварии и несчастные случаи, как и профессиональные заболевания, наносят немалый экономический ущерб предприятию. Следовательно, сокращение числа производственного травматизма и заболеваний улучшает экономику предприятия.

 

Для уменьшения числа аварий и случаев производственного травиатизма полезно применять не только технические и организационные, но и экономические методы и мероприятия.

 

С этой целью рекомендуется:

  • убеждать каждого члена коллектива в том, что соблюдение норм и требований по технике безопасности и производственной сани­тарии для коллектива и государства, в конечном счете, более выгодно, чем их нарушение;
  • подсчитывать экономический ущерб, который приносят пред­приятию и государству аварии, несчастные случаи и заболевания, про­исшедшие на предприятии;
  • поощрять материально и морально коллективные п индивиду­альные успехи в доле улучшения охраны труда, особенно и тех случаях, когда трудящиеся по своей инициативе вскрывают и устраняют нару­шения правил безопасности и предотвращают аварии или несчастные случаи;
  • предъявлять к лицам, чьи действия вызвали аварию или трав­мирование людей, иски о компенсации (в соответствии с законом) ущерба, вызванного этими событиями. 

К сожалению, на практике при создании СУОТ научно обосно­ванные рекомендации (принципы) учитываются только частично или совсем не учитываются. На производственном уровне чаще всего функ­ционируют не целостные системы управления, а только отдельные их составляющие. В качестве нормативной базы служат отдельные стан­дарты предприятия, регламентирующие организационные процедуры и должностные инструкции, определяющие обязанности должностных лиц по охране труда. Они не охватывают всей инфраструктуры трудоохранных мер и действий, не формирующих таким образом целостную систему управления, организации и исполнения.

 

Более того, имеющиеся стандарты ни по составу, ни по содержанию, ни по уровню их исполне­ния во многом не соответствуют требованиям системы стандартизации, теории и практике управления. Они не учитывают наиболее значимых требований рынка в области управления взаимосвязанными процесса­ми, формирующими качество продукции и услуг, охраны окружающей среды, безопасности. В этой связи, учитывая интеграционные процессы, вхождение в рыночные отношения и вступление в ВТО, актуальным становится внедрение в стране новых нормативов, гармонизированных с западными нормами.

 

Сегодня трудоохранная политика даже в рамках одного пред­приятия не может строиться без учета международных стандартов, отражающих современные тенденции развития систем управления. Совершенно очевидно, что для эффективного решения трудоохранных проблем нужны транснациональная, внутригосударственная, межотраслевая и внутриотраслевая интеграция и координация, при этом в основе должна лежать целостная концепция, в соответствии с которой функции управления охраной труда должны в максимальной степени перейти на производственный уровень (уровень предприятия). Реализация этой концепции потребует создания реальных управленческих, экономиче­ских предпосылок и соответствующих нормативно-правовых условий. 

Методология создания и функционирования систем управления (менеджмента) по ряду направлений определяется общепризнанными международными стандартами ИСО серии 9000 (управление каче­ством) (ISO 9000) и ИСО серии 14000 (управление охраной окружаю­щей среды) (ISO 14000). В основу методологии создания и функциони­рования системы управления, определяемой этими международными стандартами, положены известные принципы: «планируй – выпол­няй – контролируй – совершенствуй», реализуемые в рамках политики в рассматриваемом направлении.

 

Международный стандарт OHSAS 18001-99 (OHSAS Occupa­tional Health and Safety Assessment Series) «Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала», разработанный на основе британского стандарта BS 8800-96 «Руководство по системам управ­ления охраной здоровья и безопасностью персонала», ориентирован на создание системы управления охраной труда организации, которая в виде подсистемы могла бы быть объединена с другими подсистемами системы управления (менеджмента) в рамках единой интегрированной системы управления организации.

 

В июле 2007 года опубликована новая версия OHSAS 18001. В от­личие от документа 1999 года, который именовался «Спецификация» теперь OHSAS имеет статус международного стандарта, признанного Международной организацией по стандартизации ISO. В новой версии Стандарта OHSAS I8001 большое внимание уделено аспекту «здоро­вье», тогда как раньше наблюдался перекос в сторону безопасности. Поведенческие, личностные и другие человеческие факторы включены в качестве элементов, рассматриваемых при выявлении опасностей, оценке риска и определении мер контроля. Используется термин «про­исшествие» вместо термина «несчастный случай», термин «приемлемый риск» заменен термином «допустимый риск».

 

По инициативе Федерации независимых профсоюзов России раз­работан ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования», идентичный Руководству по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001. Данный стандарт принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации с приданием ему статуса международного стандарта.

Приказом Федерального агентства по техническому регулирова­нии и метрологии межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230 2007 с 01.07.2009 введен в действие на территории Российской Федерации и качестве национального стандарта.

 

Особенностью системы управления в соответствии с ГОСТ 12.0.230 2007 является то, что в ней предусмотрен один из основных руководящих принципов Международной организации труда (МОТ) – это участие работников и их представителей в реализации системы управления охраной труда, т.е. система должна быть выстроена на принципах социального партнерства. Для этого рекомендуется создание в организациях профсоюзов, чтобы система работала эффективно. Либо там, где их нет, должны быть созданы комитеты (комиссии) по охране труда, которые формируются на па­ритетной основе.

 

Система предусматривает, чтобы все работники и их представители были бы проконсультированы и проинформированы обо всех измене­ниях в организации работы по охране труда.

 

Кроме того, система предполагает, чтобы работники и их предста­вители были обучены и проинструктированы по поводу данной системы управления охраной труда и имели возможность участвовать во всех процессах, связанных с реализацией системы (формирование политики, планирование, организация и внедрение системы, оценка и действия, направленные на улучшение и совершенствование системы).

 

В данной системе делается упор на распределение и на осознание ответственности в вопросах охраны труда. Каждый сотрудник должен не только знать свои обязанности, но и иметь представление о распре­делении обязанностей по вопросам охраны труда внутри организации.

 

Для определения индивидуальной ответственности системой предусмотрена реализация так называемой триграммы – «власть, компетенция и средства».

 

В триграмме «компетентность» занимает особое место, так как от компетентности участников процесса зависит эффективность функци­онирования системы управления охраной труда. Причем требования по компетентности должны предъявляться не только к руководителям организации, но и к работникам. Особенно это касается работающих в местах с повышенными рисками.

 

Международная организация труда определяет компетентность в вопросах охраны труда как сочетание знаний и умений, приобретенных посредством подготовки, профессионального опыта, обучения. Для формирования компетент­ности как у руководителей, так и у работников в организации должен быть составлен план обучения и подготовки, а также программа по предупреждению рисков.

 

Создание системы управления охраной труда изначально предпо­лагает, что система будет нацелена на предотвращение опасностей, т.е. система должна работать на профилактику.

 

Руководитель организации должен обеспечить необходимые про­филактические меры и защитить здоровье работников на основе общих профилактических принципов, а именно:

  • избегать производственных рисков;
  • оценивать риски, которые не могут быть устранены;
  • бороться с источниками рисков;
  • адаптировать труд к человеку;
  • учитывать техническое состояние организации;
  • заменять то, что опасно тем, что не опасно или менее опасно;
  • осуществлять планирование мер но предупреждению рисков;
  • принимать индивидуальные и коллективные меры по защите работника.

Система предусматривает также постоянную оценку степени опас­ностей и рисков, поэтому в организации должны быть разработанные методики по процедуре идентификации опасностей и оценке степени рисков.

 

В 2009 году были разработаны и утверждены четыре национальных стандарта Российской Федерации по системам управления охраной труда:

  • ГОСТ Р 12.0.007-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»
  • ГОСТ Р 12.0.008-2009 «ССБТ. Системы управления охраной груда в организациях. Проверка (аудит)».
  • ГОСТ Р 12.0.010-2009 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

Позже были разработаны и введены в действие:

  • ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007»
  • ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования»

В стандарте ГОСТ 12.0.007-2009 учтены основные нормативные положения МОТ-БГТ 2001 «Руководящие принципы по системам управления безопасностью и гигиеной труда (ILO-OSH).

 

В документе МОТ-БГТ 2001 использованы международные прин­ципы охраны труда и практика построения систем управления. В связи с этим МОТ-БГT 2001 является международным практическим инст­рументом улучшения охраны труда в организациях.

 

Основной целью MOT-BIT 2001 является развитие и поддержание культуры обеспечения охраны труда, достижение конкретных резуль­татов охраны труда, при этом не затрагиваются вопросы сертификации. Однако документ МОТ не запрещает проведение сертификации третьей стороной функционирующей системы управления охраной труда на соответствие документу МОТ-БГТ 2001 (ILO-OSH 2001).

 

Системный подход к управлению охраной труда в организации в форме, установленной в документе МОТ-БГТ 2001, является основ­ной для обеспечения непрерывного совершенствования. Он является основной концепцией охраны труда, направленной на формирование и поддержание профилактических мероприятий по оптимизации опасностей и рисков, в том числе по предупреждению аварий, травматизма и профессиональных заболеваний.

 

Профилактическая работа основывается на непрерывном и аффек­тивном контроле и оценке действии по улучшению, совершенствованию и развитию системы управления охраной труда.

 

В документе установлено, что руководство организации несет ответственность за организацию работ по охране труда, соответственно результаты применения системы управления охраной труда зависят от заинтересованности высшего руководства организации.

 

Однако очевид­но, что система управления охраной труда не может быть полноценно внедрена без участия работников, причем на всех стадиях создания и внедрения системы управления охраной труда, включая формирова­ние концепции охраны труда. Исходя из этого обеспечение правильной организации и работы комитетов (комиссий) и уполномоченных (до­веренных) лиц профессиональных союзов имеет огромное значение.

 

Особенность ILO-OSH 2001, отличающая его от других существующих стандартов по системам управления охраной груда, состоит в том, что он регламентирует участие всех социальных партнеров в управлении охраной труда, которое при грамотной реализации обеспечит создание и эффективное функционирование системы управления охраной труда.

 

Государственные органы, работодатели и работники считают, что применение системы управления охраной труда в организации явля­ется эффективной работой, так как она сокращает уровни опасности трудового процесса и рисков, производственный травматизм, общую и профессиональную заболеваемость, положительно влияет на повы­шение производительности труда и, следовательно, на экономический рост организации.

 

Кроме этого внедрение системы управления охраной груда в организации способствует сокращению затрат на штрафы и компенсационные выплаты в связи с нарушением охраны труда, улучшение отношений с органами государственной власти и общественностью, способствует выходу на международный рынок, возможности получения кредитов, инвестиций и заказов.

 

Профессиональные заболевания и травмы не являются неизбежными спутниками трудовой деятельно­сти, поэтому организации должны проводить работы по обеспечению безопасности труда и сохранению здоровья работников. Доверие к ор­ганизации достигается не только улучшением качества ее продукции и снижением цены, но также приобретением определенного имиджа организации, в том числе путем улучшения условий и охраны труда.

 

И основе стандарта ГОСТ 12.0.007-2009 лежит методология, основанная на принципе последовательного выполнения функций управления: «концепция – организация – планирование и применение – оценка (контроль) – действия по совершенствованию», кратко описываемого следующим образом:

  • «концепция» (политика) разрабатывает руководящую идею (замысел), теоретическое построение системы управления ох­раной труда в организации;
  • «организация» предусматривает организацию работ по созда­нию, применению и обеспечению функционирования системы управления охраной труда;
  • «планирование и применение» – разрабатывают цели и процес­сы, необходимые для достижения результатов в соответствии с концепцией (политикой) охраны труда организации, а также внедряют процессы обеспечения охраны труда;
  • «оценка (контроль)» осуществляет проверку процессов обе­спечения охраны труда, при которой процессы контролируют и измеряют, а также анализируют на соответствие концепции (политики) охраны труда, целевым и плановым показателем, законодательным и прочим требованиям. Результаты анализа докладывают высшему руководству организации;
  • «действия по совершенствованию» рассматривают результа­ты анализа, принимают решения по улучшению результатив­ности системы управления охраной труда и осуществляют ее постоянное совершенствование.

ГОСТ 12.008-2009 содержит руководящие указания по принципу аудита, управления, управлению программами аудита, проведению аудита системы управления охраной труда, а также по компетентности аудиторов для проведения этих аудитов. Стандарт предназначен для организаций, которым необходимо проводить внутренний и (или) внешний аудит системы управления охраной труда или управлять программой аудита. В стандарте использованы руководящие указания нормативы рассмотренного выше ГОСТ 12.0.230-2007 и ГОСТ Р ИСО 3011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и (или) систем экологического менеджмента».

 

ГОСТ 12.0.010-2009 устанавливает правила и методы оценки исков, связанные с ущербом здоровью и жизни работника в процессе го трудовой деятельности и может быть использован на различных уровнях – национальном, в отрасли экономики, в организации и на отдельном рабочем месте.

 

Оценку профессиональных рисков выполняют прямыми и кос­венными методами. Выбор прямого и косвенного методов зависит от целей оценки рисков, имеющегося объема статистической информации и особенностей решаемых задач.

 

Прямые методы оценки рисков используют статистическую информацию по вы­бранным показателям риска или непосредственно показателям ущерба вероятности их наступления. К прямым методам относят методы много­мерного статистического анализа, статистический по объединенной выработке, вероятностно-статистический, экспертно-статистический и экспертный.

 

Косвенные методы оценки рисков для здоровья и жизни работни­ков используют следующие показатели:

  • отклонение значений (измеренных или рассчитанных) вредных и опасных производственных факторов (концентрация, доза, уровень и т.д.) от идеально допустимых концентраций, уровней и других известных предельных значений;
  • отношение не выполненных на рабочем месте государственных нормативных требований охраны труда к их общему количеству и т.д. 

Косвенные методы оценки рисков могут применяться на осно­ве:

  1. Определения класса условий труда;
  2. Ранжирования уровня требований.

Каждому классу условий труда соответствует определенный риск, выраженный как качественной величиной (от пренебрежительно малого до сверхвысокого), так и количественной величиной – индексом профессиональной заболеваемости.

 

В основе метода ранжирования уровня требований лежит предположение, что выполнение в полном объеме нормативных требований, например по охране труда, не причиняет ущерба здоровью и жизни работника. В этом случае риски минимальны. Чем больше доля невыполненных требований, тем выше риски.

 

Результаты оценки профессионального риска по степени весомо­сти доказательств подразделяют на следующие категории доказанности риска:

  • Категория 1А (доказанный профессиональный риск) – на ос­нове результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, материалов периодических медосмотров, физиологических, лабораторных и экспериментальных исследований, а также эпидемиологических данных.
  • Категория 1В (предполагаемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по кри­териям Руководства Р 2.2.2006-05, дополненных отдельными клинико-физиологическими, лабораторными, экспериментальными данными (в том числе данными литературы).
  • Категория 2 (подозреваемый профессиональный риск) – на основе результатов гигиенической оценки условий труда по критериям Руководства Р 2.2.2006-05.

Мерой профессионального риска является класс условий труда, а мерой доказанности риска является его категория. При принятии управленческих решений по снижению риска следует учитывать кате­горию доказанности риска, его уровень, численность занятых на этом участке работников, а также наличие уязвимых групп – несовершенно­летних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов.

 

 

Из других официальных нормативно-технических документов, устанавливающих методические принципы, термины и понятия анализа риска, общие требования к выбору и реализации методов, процедуре и оформлению результатов, а также представляющих основные методы анализа опасностей и риска в настоящее время имеются:

  • «Методические указания по проведению анализа риска опас­ных производственных объектов. РД 03-418-01»
  • ГОСТ Р 51901-2002 «Управление надежностью. Анализ риска технических систем»
  • «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принцип и критерии оценки. Р 2.2.1766-03» 

Из приведенного перечня нормативных актов следует выделить Р 2.2.1766-03, предназначенное для специалистов центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, которые должны проводить оценку профессионального риска при осуществлении госу­дарственного санитарно-эпидемиологического надзора, производствен­ного контроля, проведению социально-гигиенического мониторинга, а также при решении других задач.

 

Исходными данными для оценки профессионального риска явля­ются результаты:

  • производственного контроля, проводимого согласно СП 1.1.1958-01;
  • государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
  • санитарно-эпидемиологической оценки производственного оборудования и продукции производственного назначения;
  • специальной оценки условий труда.

По этим данным производится гигиеническая оценка условий труда, устанавливаются классы условий труда.

 

С учетом медико-биологических показателей здоровья работников, тяжести нарушения здоровья работников, степени связи нарушений здоровья с работой по эпидемиологическим данным рассчитывают относительный риск и этиологическую долю вклада факторов рабочей среды в развитие патологии, и в зависимости от их величины заболевание относят к общим, профессионально обусловленным или профессиональным.

 

Этот нормативный документ акцептирован на определение и анализ так называемых «проявленных рисков» заболевания работников от воздействия вредных производственных факторов. Он не содержит методических основ оценки и прогнозирования рисков аварий и несчаст­ных случаев от воздействия опасных производственных факторов. Для полной (интегральной) оценки профессионального риска необходимо учитывать также и эти составляющие, т.е. необходима комплексная щенка травмоопасности процессов и рисков по показателям вредности и опасности факторов производственной среды. 

  • РД 03.418-01 устанавливают общие требования к процедуре оформлению результатов, а также представляют основные методы анализа опасностей и риска аварий на опасных производственных объектах.
  • ГОСТ Р 51901-2002 устанавливает руководящие указания по выбору и реализации методов анализа риска, главным образом для оценки риска отказов технологических систем.

Эти два документа рекомендуют для анализа риска отказов, аварий, других опасных событий, которые могут принести вред здоровью, имуществу или окружающей среде, такие методы как: «Анализ дерева событий», «Анализ опасности и работоспособности», «Анализ видов и последствий отказов», «Анализ дерева неисправностей», «Анализ влияния человеческого фактора», «Анализ скрытых процессов», «Мо­дель описания последствий», «Метод Монте-Карло» и другие методы моделирования.

 

Для реализации этих методов также требуется специальная подготовка и высокая квалификация исполнителей, а также проведение специальных исследований по выявлению закономерностей проявления опасностей, установлению наиболее значимых факторов, разработки структурно-логических схем реализации вероятных сценариев проявления опасностей и пр.

 

Выполнить эти работы силами организаций и даже органами надзора практически невозможно. Необходимо привлечение научных кадров для проведения научных исследований, адаптации имеющихся методик и разработки методических основ системы мониторинга про­фессиональных рисков применительно к конкретным условиям производства. Это позволит определять, регистрировать профессиональные риски и управлять ими, т.е. влиять на уровни профессиональных рисков, учитывающих воздействие не только вредных и опасных про­изводственных факторов, но и эколого-обусловленную заболеваемость и преждевременную смертность.

websot.jimdo.com

Что такое система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) – это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

 

Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации, выражающееся как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда, признано прави­тельством, работодателями и работниками.

 

В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

 

Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н.

 

На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

 

Организующим звеном при внедрении и функционировании системы управления охраной труда (СУОТ) является служба охраны труда или специалист по охране труда. Успешная деятельность системы управления охраной труда в первую очередь зависит от профессионализма руководителей и специалистов в области охраны труда.

Для успешного внедрения системы управления охраной труда в организации следует придерживаться практических рекомендаций, содержащихся в стандарте, на основе которого строится система управления охраной труда.

  • Все запланированные мероприятия и цели, на достижение которых они направлены, методы и средства, с помощью которых планируется достижение поставленных целей должны быть отражены в соответствующих документах организации.
  • Все ответственные за разработку и/или внедрение каждого элемента системы управления охраной труда, а также их полномочия и компетенции также должны быть закреплены документально и утверждены руководителем организации.
  • Заранее должны быть подготовлены механизмы контроля и аудита выполняемых мероприятий: определены проверяющие, разграничены их функции и сферы ответственности, подготовлены формы отчетности и пр.
  • Важнейшим элементом системы управления охраной труда является участие в ее функционировании и осведомленность каждого работника организации на основе социального диалога.
  • Результаты всех мероприятий, а также результаты контроля и аудита должны быть задокументированы и проанализированы, на основе чего должны делаться выводы о необходимости совершенствования отдельных элементов системы управления охраной труда.

Вместе с тем необходимо учитывать, что на разработку и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) оказывают определенное влияние область деятельности организации, ее конкретные задачи, выпускаемая продукция и оказываемые услуги, а также используемые технологические процессы, оборудование, средства индивидуальной и коллективной защиты работников и практический опыт деятельности в области охраны труда. Поэтому СУОТ одной организации может отличаться от СУОТ другой организации. 

websot.jimdo.com

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ