Росстат выписка: Коды Росстата. Узнать коды статистики по ИНН или ОГРН. Получить коды статистики онлайн и распечатать Уведомление.

Росстат выписка: Коды Росстата. Узнать коды статистики по ИНН или ОГРН. Получить коды статистики онлайн и распечатать Уведомление.

К сведению хозяйствующих субъектов, прошедших государственную регистрацию (перерегистрацию) и обратившихся в органы государственной статистики за сведениями об установленных им кодах по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации

УВАЖАЕМЫЕ РЕСПОНДЕНТЫ!

В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 № 420, органы государственной статистики осуществляют формирование официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении России на основании первичных статистических данных, содержащихся в формах федерального статистического наблюдения (статистической отчетности), представляемых хозяйствующими субъектами.

Для обработки представленной статистической отчетности и формирования официальной статистической информации каждый хозяйствующий субъект (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель) обязан при заполнении статистической отчетности указать в кодовой части формы код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО) / идентификационный номер обособленного подразделения.

Присвоение юридическим лицам, их филиалам, обособленным подразделениям и индивидуальным предпринимателям кода ОКПО / идентификационного номера обособленного подразделения, а также кодов по общероссийским классификаторам технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭИ): Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления (ОКАТО), Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), Общероссийскому классификатору государственной власти и управления (ОКОГУ), Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС) и Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ) осуществляется территориальными органами Росстата в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минфина России от 15.

01.2015 № 5н, регистрирующие (налоговые) органы передают органам государственной статистики сведения о государственной регистрации хозяйствующих субъектов в течение 5 рабочих дней после внесения сведений в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП).

Установление кодов ОК ТЭИ хозяйствующим субъектам осуществляется после получения от регистрирующих (налоговых) органов выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП в кратчайшие сроки, не более чем в течение 5 рабочих дней.

Предоставление хозяйствующим субъектам сведений о кодах ОК ТЭИ осуществляется в виде уведомления.

В целях сокращения сроков информирования хозяйствующих субъектов о кодах ОК ТЭИ, сведения о них размещены на Интернет-сайте Росстата по адресу http://websbor.gks.ru («Получить данные о кодах и формах»). Хозяйствующим субъектам предоставлена возможность их печати с сайта при указании в поисковой системе ОГРН (ОГРНИП) или ИНН.

ВАЖНО! Для корректного отображения стартовой страницы сервиса и обеспечения безопасного режима работы необходимо иметь последнюю версию интернет браузера.

Кроме того, в случае необходимости, указанные сведения могут быть предоставлены в виде уведомления при непосредственном обращении в соответствующий территориальный орган Росстата или направлены хозяйствующему субъекту по запросу почтовым отправлением по указанному в запросе адресу или по имеющимся каналам связи (факс, электронная почта). В запросе необходимо указать ОГРН (ОГРНИП) или ИНН и способ их направления.

Следует иметь в виду, что уведомление носит информационно-справочный характер, не устанавливает ни прав, ни обязанностей хозяйствующих субъектов и его наличие не связано с регулированием деятельности хозяйствующих субъектов в сферах экономики. Это подтверждается отсутствием в законодательстве Российской Федерации положений об обязательном наличии у хозяйствующих субъектов документа об установленных им кодах ОК ТЭИ.

В этой связи форма уведомления не предусматривает наличие печати территориального органа Росстата и подписи ответственного руководителя.

В связи с поступающими в Росстат запросами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о предоставлении кодов ОК ТЭИ в целях открытия банковских (расчетных) счетов обращаем Ваше внимание, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона Российской Федерации от 02. 12.1990 № 395-1-ФЗ «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» сведения о кодах ОК ТЭИ при открытии банковского счета клиенту не требуются.

Ответственная за информационное содержание страницы — Шимбирева Марина Борисовна
Тел.: 8(495)607-26-37
E-mail:[email protected]

Как сдавать электронную отчетность в пфр, формы отчетности в росстат, выписка из егрюл бесплатно через интернет

  • Главная
  • »
  • Статьи про СБиС и электронную отчетность
  • »
  • Назначение и возможности программы СБиС++ Тензор

Система СБИС+ создана компанией Тензор для обеспечения эффективной работы налогоплательщиков и налоговых органов или других государственных органов.

Налаженная система передачи электронных документов работает через специализированного оператора связи.

Отправка отчетов сегодня стала более практичной. Больше не нужно выводить важные отчеты на бумагу и тратить свое время на его сдачу в очередях. Не выходя со своего рабочего места, можно передать любые документы в государственные контролирующие органы (ФНС, ФСС, ПФР и др.) и при этом быть абсолютно уверенным в том, что отчет будет доставлен в срок.

Кроме сдачи отчетности, СБиС+ предлагает и другие возможности.

Благодаря наличию электронной цифровой подписи (ЭЦП), можно заключать договора или отсылать по интернету первичные документы. И все это в электронном виде, т.к. все документы подписаны с помощью ЭЦП, которая является аналогом оригинальной подписи и позволяет осуществлять электронный документооборот.

Система СБиС+ создана, прежде всего, для удобной работы. Поэтому программа СБиС имеет модульную структуру. Программный комплекс СБИС имеет большое множество модулей, затрагивающих различные сферы производства.

Поэтому, если на предприятии установлено решение «СБиС+ Бухгалтерия», то будет автоматизирована только эта область, т.к. модуль может работать самостоятельно, не затрагивая другие модули (кадры, предприятие и т.п.). Это позволит выполнять только ту работу, которая необходима пользователю в ведении учета, что значительно экономит и время и деньги. Состав задач, необходимых при работе зависит от наличия соответствующих модулей в каталоге установленной программы.

Программа СБиС становится главным помощником бухгалтера при составлении разного рода отчетов, а главное их сдачи в государственные органы. В системе содержатся актуальные формы отчетностей во все контролирующие органы.

Налоговая отчетность – это результат напряженной и изнурительной работы бухгалтера. С помощью системы СБиС+ процесс составления отчета в ФНС превратится в творчество. Программа существенно сократит время подготовки отчета, т.к.  поможет не только его составить, но и проверить одним нажатием клавиши компьютера.

Все очень просто. Документ всегда будет перед глазами в наглядном виде. Всегда при запуске системы происходит ее обновление, а вместе с ней всех документов и форм налоговой отчетности.

Для ознакомления с программой, можно скачать бесплатно СБиС с официального сайта или посмотреть видео-презентацию, ознакомиться с кратким или полным руководством.

Отчеты в Пенсионный Фонд сегодня без труда отправляются через систему СБИС, даже если они были созданы в другой программе. Система проверит, а после подпишет отчет с помощью ЭЦП. Таким образом, без труда и в срок будут сданы отчеты в ПФ по страховым взносам и персонифицированному учету.

Отчетность в ФСС должны предоставлять предприятия, в которых численность сотрудников достигает 50 человек и более. Система СБИС содержит форму 4-ФСС, которую требует ФСС от всех страхователей. Для передачи отчета необходимо всего лишь заполнить форму, проверить с помощью СБИС, подписать через ЭЦП и отправить по защищенным каналам связи.

Вышеуказанные отчеты являются наиболее распространенными. Кроме этого, с помощью системы СБИС можно отправить отчет даже в банк. Бывает, что предприятию для развития не хватает собственных средств и необходимо прибегнуть к помощи банков и взять кредит. Согласно Письму Центробанка РФ, сегодня каждый заемщик может предоставить отчетность в электронном виде, подписанную ЭЦП.

Для отправки нужно выбрать отчет, который ранее отправлялся в налоговую инспекцию, а система сформирует весь комплект документов, запрашиваемый банком. После получения отчета банком, система СБИС сама расшифрует документ, проведет проверку ЭЦП и произведет загрузку данных в систему оценки кредитных рисков.

С помощью системы СБИС можно сдавать и следующие виды документов: бюджетная отчетность, отчет Росалкогольругелирование, сведения о постановке на учет, снятии с учета, сведения о счетах в банке.

Экономический спад в России в прошлом году компенсируется государственными расходами

На прошлой неделе Росстат опубликовал свою первую оценку ВВП России в 2022 году. Согласно его предварительной оценке, ВВП России в прошлом году сократился на 2,1 %, что стало лучше, чем ожидалось, что удивило почти всех, кто следит за Россией. Экономический спад был немного меньше, чем ожидали российские официальные лица (например, всего за неделю до этого Центральный банк России оценил, что ВВП сократился на 2,5 % в прошлом году). ЦБ РФ прогнозировал в ноябре прошлого года экономический спад на 3,3 % за весь 2022 год, в то время как консенсус-прогноз международных инвестиционных банков по-прежнему был — 4,2 %.

Первоначальная годовая оценка экономических показателей обычно не соответствует квартальным данным. Таким образом, мы ожидаем, что ситуация прояснится после публикации данных за четвертый квартал. Даже с учетом этой информации экономические данные России все равно будут подвергаться нескольким последующим пересмотрам. Опубликованные данные свидетельствуют о том, что российская экономика перестала сокращаться в начале осени.

Помимо очевидного всплеска роста в конце года, первоначальные оценки Росстата о ВВП по конечному потреблению трудно интерпретировать. Цифры по объему общего экспорта и импорта не публикуются, а цифры, полученные из других компонентов, предполагают нулевой чистый экспорт в прошлом году. Эта оценка не согласуется с имеющейся информацией о стоимости внешней торговли. Предварительные данные платежного баланса показывают, что стоимость всего импорта сократилась на 9% г-к-г, а стоимость общего экспорта выросла на 14 %. Используя зеркальную статистику основных торговых партнеров России, стоимость импорта российских товаров снизилась в прошлом году на 23 %, а стоимость экспорта товаров выросла на 23 %.

Если снова посмотреть на ВВП по показателям конечного использования, то частное потребление сократилось в прошлом году на 1,8 %, а государственное потребление выросло на 2,8 %. Сокращение частного потребления отражает снижение реальных доходов населения (на 1% г/г). С другой стороны, сокращение розничных продаж (на 6,7 %) предполагает, что снижение должно было быть более выраженным. Мы ожидаем, что часть этой путаницы разрешится после публикации данных за 4К22. Прошлогодний номинальный рост государственных расходов (более 20 % по предварительным данным) был исключительно высоким. Это означает, что государственные расходы увеличились почти на 10 % в реальном выражении. Расходы федерального бюджета выросли на 25 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Большая часть возросших расходов государственного сектора пришлась на общественное потребление и государственные инвестиции.

Валовое накопление капитала снизилось на 3,2 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение произошло почти полностью из-за значительного сокращения запасов. Корпоративные запасы истощились из-за неопределенности войны, санкций и сбоев в логистических цепочках. Напротив, инвестиции в основной капитал выросли на 5,2 %. Рост инвестиций в основной капитал во многом обусловлен инвестиционными проектами с государственной поддержкой, запущенными до 2022 года, и собственными инвестиционными проектами государства. Например, бюджетное финансирование национальных проектов увеличилось на 29%.% в прошлом году. Основная часть расходов нацпроекта приходится на строительство транспортной инфраструктуры. Кроме того, закупки, связанные с военными действиями, могли быть зарегистрированы как государственные инвестиции.

Последствия года войны в Украине хорошо отразились в хаотических тенденциях в производственной части расчета ВВП. Добавленная стоимость в сельском хозяйстве выросла на 8 % по сравнению с прошлым годом благодаря небывалым урожаям в прошлом году. Добыча полезных ископаемых (включая добычу нефти и газа) почти не росла (всего на 0,4 %), а производство в обрабатывающей промышленности упало в среднем на 2,4 %. Колебания от ветки к ветке были довольно большими. Отрасли, которые зависят от внутреннего спроса или поддерживают военные действия, быстро росли (например, фармацевтика выросла на 8,5 %, а производство металлических изделий — на 6 %). Другие отрасли, однако, сильно пострадали от санкций (например, деревообработка сократилась на 12,8 %, а производство автомобилей – на 45 %). Рост государственных инвестиций отразился на сильном росте строительного сектора (рост на 5 %). Государственное управление выросло на 4 %.

Оценка ВВП Росстата, 2019–2022 гг., изменение по сравнению с предыдущим годом

Источник: Росстат. *первая оценка

В январе продолжились слабые экономические показатели

Цифры Росстата за январь говорят о том, что быстрого разворота российской экономики не предвидится. В то время как розничные продажи в январе снизились только на 6,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, месячные продажи в январе выросли по сравнению с декабрем, когда розничные продажи упали. Напротив, показатели спроса на бытовые услуги, включая гостиницы и гостиницы, туризм, услуги ресторанов и общественного питания, в январе продолжали демонстрировать уверенный рост, который наблюдался в последние месяцы 2022 года. выпуск горнодобывающего сектора снизился на 3 %. Среди наиболее пострадавших отраслей добывающего сектора – добыча природного газа (снижение на 14 %) и производство СПГ (снижение на 13 %). В январе добыча сырой нефти снизилась всего на 1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Доходы федерального бюджета в январе резко сократились по сравнению с прошлым годом, а темпы расходов ускорились (почти на 60 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Дефицит федерального бюджета в январе составил уже 64 % от утвержденного дефицита бюджета за весь этот год. Это говорит о том, что дефицит бюджета 2023 года будет намного больше запланированных на этот год 2 % ВВП.

В январе продолжилось годовое снижение розничных продаж в России

Источник: Росстат.

#Россия


Показывать еженедельно 2023/08 Показать еженедельно 2023/10

Еженедельно 2023/09

  • Экономический спад в России в прошлом году был смягчен государственными расходами

Российская экономика в 2022 году.

Адаптация и растущий дефицит бюджета

Макроэкономические показатели России в 2022 году опровергли прогнозы годичной давности, сделанные через несколько недель после вторжения в Украину. Однако в условиях военного времени такие показатели, как ВВП, неадекватно отражают реальное состояние экономики, что связано с быстро растущими военными расходами, масштабами происходящих изменений и большими различиями между отдельными отраслями. Кроме того, доверие к публикуемым макроэкономическим данным снижается, а правительство ограничивает доступ к статистическим данным.

Первые месяцы 2022 года, когда российские компании получили высокую прибыль, оказали значительное влияние на экономические показатели страны. Ситуация стала ухудшаться из-за осенней мобилизации, дальнейшей эскалации боевых действий и, прежде всего, из-за введения санкций ЕС против российского нефтяного сектора, вступивших в силу 5 декабря 2022 года. финансы. Увеличение военных расходов привело к большому дефициту бюджета. Хотя Кремль по-прежнему в состоянии финансировать дефицит, ему будет все труднее справляться с сокращением доходов, особенно в нефтяном и газовом секторах.

В прошлом году и российский бизнес, и российская общественность продемонстрировали значительный адаптационный потенциал. Это значительно облегчило стабилизацию экономической ситуации в стране. Правительство усиливало репрессии, и люди, не входящие в ближайшее окружение Кремля, осознавали угрозу потери своих активов. Поэтому российские деловые круги не только не протестовали против войны и связанных с ней потерь бизнеса, но и адаптировались к новой реальности и активно включились в процесс «технологической трансформации» (как отметил глава Центрального банка России (ЦБР) называет продолжающийся технологический регресс в стране). Прошедший год привел к усилению государственного контроля над экономикой и укреплению существующей экономической модели: госкапитализма со всеми его патологиями, такими как коррупция, консолидация активов в руках окружения президента и предвзятая судебная система.

По первой оценке Росстата, [1] ВВП России в 2022 г. сократился на 2,1% (до вторжения прогнозировался рост на 3%). В первые недели войны, учитывая массивные санкции, введенные Западом, ожидалось, что российская экономика может сократиться более чем на 10%. Несмотря на то, что точность статистики, представленной российскими властями, вызывает сомнения, России действительно удалось избежать резкого падения по ряду причин. Например, Кремлю удалось ограничить негативные последствия (девальвация рубля и инфляция) финансовых санкций, введенных в первые дни после вторжения. Это стало возможным благодаря очень высоким доходам от экспорта нефти и газа (ограничения на российский экспорт были введены через несколько месяцев) и мерам, предпринятым ЦБ РФ, в том числе по ограничению конвертируемости рубля. Накопленные резервы и сотрудничество с посредниками из стран, не присоединившихся к санкциям, позволили российским компаниям продолжать производство, несмотря на корпоративные бойкоты, отрезание от импорта и нарушение логистических цепочек. В результате Россия сползала в кризис постепенно (наиболее сложная ситуация сложилась на рубеже 2022 и 2023 годов), но кризис продлится дольше. Большинство прогнозов также предсказывают падение российского ВВП в этом году: например, Всемирный банк прогнозирует падение на 3%. Однако есть и позитивные прогнозы. МВФ прогнозирует рост ВВП России на 0,3%.

Хорошие показатели сельского хозяйства и строительства способствовали значительно более медленному снижению ВВП России. В 2022 году стоимость сельскохозяйственной продукции увеличилась более чем на 10%. Намолочено 154 млн тонн зерна, что на 27% больше, чем годом ранее. В том числе 104 млн тонн пшеницы (рост на 37% в годовом исчислении). Хорошие урожаи и ограниченный экспорт продовольствия в предшествующий сельскохозяйственный сезон (1 июля 2021 г. – 30 июня 2022 г.), в котором было экспортировано 38 млн тонн зерна (на 11 млн тонн меньше, чем годом ранее), привели к переизбытку предложения на внутреннем рынке. и цена падает. Только небольшая группа компаний, в значительной степени контролируемая кремлевской элитой, может экспортировать зерно. Кроме того, государство взимает экспортную пошлину, что снижает конкурентоспособность российской продукции.

Строительный сектор также добился хороших результатов, хотя эти данные довольно противоречивы. В прошлом году стоимость строительных работ официально увеличилась на 5%. Этому в значительной степени способствовали программы государственной поддержки, такие как льготная ипотека и ремонт старых жилых домов. Почти 8% всех строительных работ финансировалось из государственных средств. Однако с середины года активность отрасли снизилась, о чем, в частности, свидетельствует количество сданных квартир. В целом за 2022 год это число выросло на 11% г/г. Однако в декабре было зафиксировано снижение на 17% г/г. Быстрые темпы роста контрастируют с данными, представленными, например, «Северсталью» (одной из крупнейших металлургических компаний России), которая сообщила о снижении поставок металлопродукции в строительный сектор на 4%. Результаты отрасли могли быть завышены и за счет правовых изменений, таких как расширение упрощенного порядка технической приемки зданий, в том числе дач, которые в реальности были построены гораздо раньше.

Еще одним фактором, позволившим российским компаниям сохранить производство, стало значительное увеличение бюджетных расходов в 2022 году (примерно на 5% ВВП). Однако маловероятно, что усиленные бюджетные расходы смогут способствовать долгосрочному экономическому росту в стране. Особенно это касается расходов на войну и инвестиций в процесс импортозамещения (опыт прошлого показывает, что товары, произведенные в России в рамках программ импортозамещения, как правило, намного дороже и хуже по качеству, чем товары из других стран).

Российский бизнес при поддержке государства увеличил инвестиций несмотря на продолжающийся экономический кризис. Факторы, которые способствовали этому, включали: необходимость адаптации к новой экономической реальности, включая изменения в поставщиках и товарах, технологический регресс и создание новых логистических цепочек. За первые девять месяцев 2022 г. (данные за 4 кв. отсутствуют) инвестиции выросли почти на 6% г/г. Например, инвестиционные расходы «Газпрома» выросли в 2022 году на 100% по сравнению с прошлым годом (до более чем 30 млрд долларов США). Это было связано с необходимостью расширения ее экспортного потенциала в восточном направлении (расширение газопровода «Сила Сибири» в Китай и дальнейшее освоение газоснабжающих его месторождений) и газификации регионов России.

Падение потребительского спроса , который упал примерно на 4% в 2022 году, тормозил экономику страны. Объем розничной торговли значительно снизился (примерно на 7%). Это было связано с неясной перспективой развития страны, мешавшей гражданам совершать покупки (особенно промышленных товаров), и миграцией среднего класса, которая была движущей силой потребления в крупных городах. Из-за повышения тарифов население России было вынуждено больше тратить на услуги (особенно на транспорт и коммунальные и жилищные платежи). Интересно, однако, что увеличились обороты ресторанов и баров, что может быть связано с тем, что многие россияне решили не ездить на отдых за границу.

Ограниченный спрос и меры российского правительства (включая повышение процентных ставок и укрепление рубля) способствовали замедлению инфляции . В конце года он был ниже 12%. Однако в последние месяцы 2022 года цены снова начали расти. ЦБ обеспокоен инфляционным давлением, особенно в связи с быстро растущими расходами бюджета.

Больше всего выросли цены на промышленные товары, особенно ввозимые или произведенные с использованием деталей из-за границы. В конце года также начали расти тарифы на коммунальные услуги (транспортные, коммунальные и жилищные платежи). Многие россияне жалуются, что предполагаемая инфляция намного выше, чем сообщает Росстат. Кроме того, по их мнению, ухудшилось качество многих товаров и уменьшился ассортимент.

 

Ситуация сильно различалась в зависимости от отрасли. Годовое промышленное производство официально сократилось лишь примерно на 0,5% г/г. В основном это было связано с очень хорошими результатами, достигнутыми в первые месяцы года, а также с госзакупками на военные нужды (это касается машиностроительной, текстильной, пищевой промышленности и др.). В добывающем секторе наблюдался небольшой рост (производство нефтяного сектора выросло на 2% г/г) [2]   в основном за счет переноса эмбарго ЕС на импорт российской нефти до конца года. Однако в феврале этого года правительство объявило о «добровольном» снижении суточной добычи нефти на 0,5 млн баррелей, то есть почти на 5%, в ответ на трудности с поиском импортеров, особенно для российских нефтепродуктов.

Однако в секторах, подпадающих под санкции или контрсанкции, наблюдалось резкое снижение. Прежде всего, произошел сбой производства в автомобильной промышленности , пострадавшей от корпоративных бойкотов. Ограничения на ввоз, закрытие воздушного пространства для российских перевозчиков и отрезание их от запчастей и западных услуг (включая лизинг) привели к снижению объемов авиаперевозок. Государственные программы, направленные на поддержку внутреннего туризма и субсидирование билетов, означают, что пассажирские перевозки сократились в гораздо меньшей степени.

Кремль использовал поставки газа для шантажа Евросоюза, что привело к серьезному падению экспорта газа (примерно на 45%) на европейский рынок и, как следствие, к сокращению добычи природного газа . Особенно пострадал «Газпром», который добыл газа на 20% меньше (в конце года компания перестала публиковать данные по экспорту и добыче [3] ). Снижение стоимости услуг нефтегазовой отрасли почти на 25% в связи с уходом иностранных компаний из России представляет серьезную угрозу для будущего российской энергетики. Иностранные партнеры сыграли ключевую роль, особенно в процессе разработки месторождения.

Анализ падающего оборота компаний отдельных секторов дает более полное представление об экономике России. Оказывается, во многих случаях падения были более серьезными, чем можно было предположить только по сокращению объемов производства. Ситуация в отдельных регионах России также была весьма разнообразной. В 2022 г. промышленное производство сокращалось в регионах, сильно зависящих от автомобильного сектора, т.е. в Калужской области (на 20%) и Калининградской области (на 18%), а также в лесной промышленности, т.е. Карелия (на 9%). Увеличение наблюдалось в регионах, связанных с военным сектором, таких как Брянская область (на 18%), с энергетическим сектором, таких как Ненецкий автономный округ (на 12%), или с обоими секторами одновременно, таких как с Татарстаном (на 6%).

 

Поскольку цены на природные ресурсы на мировых рынках оставались высокими, а России удавалось продолжать их экспорт в больших объемах, особенно в первой половине прошлого года, она смогла получить значительный доход, несмотря на то, что импорт был ограничен из-за санкций. По данным, опубликованным ЦБ РФ, доходы страны от экспорта товаров и услуг в 2022 году превысили 628 млрд долларов, что на 14% больше, чем годом ранее (с весны 2022 года ЦБР публикует только агрегированные данные по платежному балансу). . Стоимость импорта упала на 9% до $346 млрд. С середины года, когда вступили в силу санкции в отношении российского экспорта (металлы, древесина, уголь, нефть), зарубежные поставки постепенно сокращались. В то же время активизация отношений с незападными странами, главным образом с Китаем, способствовала увеличению объемов российского импорта. Однако неизвестно, в какой степени это было связано с ростом цен на импортные товары.

В свою очередь, зеркальные данные основных торговых партнеров России показывают, что на Китай (с ростом экспорта на 12% г/г) и Турцию (с ростом на 80%) пришлось всплеск поставок товаров в Россию в 2022 году. При этом страны Запада сократили экспорт товаров в Россию: Евросоюз сократил свои поставки более чем на 35% (данные за 11 месяцев 2022 года), США на 70%, а Великобритания на 80%.

Стоимость российского экспорта выросла в основном в Китай (на 45%), Турцию (на 120%) и Индию (на 400%, в основном экспортировалась сырая нефть). Экспорт в ЕС также был выше (на 35%), что было связано с высокими ценами на энергоносители, особенно в первом полугодии. В свою очередь экспорт в США и Великобританию значительно упал, на 50% и 60% соответственно.

 

В результате в 2022 году Россия достигла рекордно высокого профицита счета текущих операций в размере 227,5 млрд долларов, хотя в конце года он быстро исчезал. В декабре он составлял всего 1,7 млрд долларов (в ноябре — 10 млрд долларов). В свою очередь, в январе 2023 года он снова вырос до 8 миллиардов долларов. Неизвестно, было ли это связано с продолжающимся поступлением доходов от экспорта или с обычным снижением импорта в первые месяцы года.

Российская валюта в 2022 году укрепилась на . Средний курс доллара США составил 68,5 рубля по сравнению с 73,7 рубля годом ранее. Однако сокращение притока нефтедолларов в страну и рост импорта привели к ослаблению российской валюты в четвертом квартале.

 

Согласно данным, опубликованным Министерством финансов Российской Федерации, несмотря на падение цен на российские экспортные товары во втором полугодии 2022 г. , годовых доходов бюджета г. оказался на 2,5 трлн руб. (10%) выше, чем в 2021 г. Это стало возможным в основном за счет более высоких сборов, взимаемых с «Газпрома». Компания стала крупнейшим вкладчиком в государственные финансы. В федеральный и региональный бюджеты было уплачено более 5 трлн рублей (почти 73 млрд долларов), в том числе 1,2 трлн рублей в виде дополнительного единовременного налога на добычу полезных ископаемых (уплачивается тремя равными частями). Кроме того, «Газпром» выплатил дивиденды за первое полугодие 2022 г. осенью (раньше обычного, поскольку до сих пор выплачивал их лишь раз в год). Это означало, что он внес в бюджет еще 600 миллиардов рублей. В результате платежи от Газпрома заменили Падение регулярных доходов от нефтегазового сектора . Кремль также ввел более высокие налоги на нефтяной, угольный, металлургический и минеральный секторы. Введение эмбарго ЕС на сырую нефть (5 декабря) и установление верхнего предела цен на морские перевозки российских нефтепродуктов, продаваемых в незападные страны, серьезно сказались на российском бюджете. В январе 2023 года средняя цена барреля российской нефти марки Urals, играющей ключевую роль в бюджете России, упала примерно до 50 долларов.0019 увеличение бюджетных расходов . В 2022 году он был на 25% выше, чем в предыдущем году. Предполагается, что расходы на национальную оборону выросли не менее чем на 30% (с весны 2022 года правительство не публиковало более конкретных данных о расходах). Расходы в течение года распределялись неравномерно: в декабре было израсходовано более 20% всех выделенных средств.

В результате в 2022 г. Россия сформировала дефицит бюджета в размере 3,3 трлн руб., т.е. 2,3% ВВП. Этот дефицит в значительной степени профинансировал Фонд национального благосостояния (ФНБ), выделивший на эти цели почти 3 трлн рублей. Чтобы погасить растущие обязательства, правительство выпустило облигации на сумму 2,3 трлн рублей, которые выкупили госбанки. По итогам года внутренний долг вырос почти до 19трлн рублей, т.е. около 13% ВВП.

В начале 2023 года цена на нефть марки Юралс упала еще ниже, что стало серьезным ударом по российскому бюджету. Нефтегазовые доходы упали в январе почти на 45%, что привело к 35% падению общих доходов бюджета. Как следствие, правительству пришлось взять больше денег из ФНБ, чтобы компенсировать дефицит. В то же время правительство России решило изменить свою политику расходов. В январе правительство авансировало часть средств (более 1,4 трлн рублей), запланированных на госзакупки, в том числе на оборону. Всего на госзакупки в 2023 году зарезервировано почти 5 трлн рублей. Как правило, эти средства не доходили до экономики до конца года. В результате в январе уже было распределено 10% всех расходов, запланированных на текущий год. Правительство планировало закрыть 2023 год с дефицитом бюджета в 3 триллиона рублей (около 2% ВВП), исходя из того, что средняя цена барреля нефти составит 70 долларов. Поэтому, если он останется на текущем уровне (около 50 долларов), дефицит может увеличиться еще на 2 трлн рублей. Ограничение добычи сырой нефти может еще больше увеличить дефицит бюджета. Кроме того, неясно, является ли увеличение расходов в январе просто результатом предоплаты в рамках государственных закупок или признаком дальнейшего увеличения государственных расходов. Как показывает опыт, закон о бюджете не является ограничением для правительства, а уровень государственных расходов определяет президент. В последние месяцы правительство искало дополнительные источники финансирования. Например, в 2023 году были введены более высокие государственные сборы для нефтегазового сектора. Министерство финансов также объявило, что с 1 апреля этого года будет применяться новый метод расчета средней цены на нефть марки «Юралс». используется в качестве базовой линии для налогообложения нефтяных компаний (в настоящее время она основана на рыночных оценках агентства Argus). Она будет определяться исходя из ориентира цены на нефть марки Brent за вычетом регулируемого размера дисконта: в апреле она составит 34 доллара за баррель, в мае – 31 доллар, в июне – 28 долларов, а начиная с июля – 25 долларов. Этот шаг может привести к введению еще более высоких сборов в этом секторе. Кремль также рассматривает возможность изъятия значительной части прибыли у госкомпаний в виде дивидендов. Последнее предложение правительства демонстрирует, насколько сложной является бюджетная ситуация. Предлагается ввести «добровольную» единовременную выплату на прибыль крупного бизнеса в 2022 г. (по оценкам Росстата, за девять месяцев 2022 г. российский бизнес получил чистую прибыль в размере года показатели резко падают).

 

Фонд национального благосостояния, играющий ключевую роль в процессе финансирования дефицита бюджета и адаптации бизнеса к новым экономическим реалиям, сокращается довольно быстро. На конец года он составил 10,4 трлн рублей. В том числе 6,1 трлн руб. ликвидных активов, т.е. находящихся в распоряжении государства. После того как западные страны заморозили зарубежные активы ФНБ, их структура изменилась. В настоящее время ресурсы фонда депонированы в юанях и золоте. Это стало возможным благодаря техническим финансовым операциям ЦБ РФ, который переводил на свои счета «токсичные» активы в западных валютах, предлагая взамен госюани.

 

В 2022 году в России наблюдался рекордный отток капитала — более 250 млрд долларов. В основном это было связано с тем, что отдельные клиенты переводили свои сбережения за пределы страны. Стоимость вкладов граждан России в иностранных банках увеличилась более чем в два раза и составила около 82 миллиардов долларов. Российские юридические лица, в основном коммерческие компании, также сократили свои внешние обязательства. В течение 2022 года долг сократился на 100 миллиардов долларов.

 

По данным Росстата, реальные доходы населения России снизились в 2022 году всего на 1%, а в последнем квартале года тенденция к снижению была обращена вспять. Однако он по-прежнему остается примерно на 10% ниже, чем в 2013 году, до аннексии Крыма. Расчеты Росстата по этому показателю обычно вызывают много сомнений, тем более что в прошлом году реальная заработная плата граждан была снижена почти на 2% (за 11 месяцев года), а пенсии — до 6% (с учетом , предвыборный платеж в сентябре 2021 г. ). По данным Росстата, рост в четвертом квартале был связан с увеличением доходов предприятий и социальных выплат, вероятно, в значительной степени связанных с мобилизацией в армию и компенсациями раненым солдатам и семьям погибших на фронте.

В 2022 году численность экономически активных лиц уменьшилась на 0,5% (т.е. более чем на 400 000) до 74,9 млн человек, а численность занятого населения увеличилась на 0,4% (260 000, это отчасти влияние пенсионного проводится реформа). Следует добавить, что лица, служащие в армии, рассматриваются как часть занятого населения. Уровень безработицы в стране оставался низким: в декабре он составлял 3,7%, а это значит, что безработными были около 2,8 млн человек. Работники, занятые неполный рабочий день, составляют большую часть фигур; последние доступные данные за третий квартал 2022 года показали, что более 4,6 млн человек были заняты неполный рабочий день (больше, чем во время пандемии). В значительной степени это было связано с уходом из России западных компаний. Человеческий капитал представляет собой серьезную проблему для российской экономики, адаптирующейся к новым условиям, но, прежде всего, в долгосрочной перспективе он станет серьезным барьером для развития. Многие отрасли (например, строительство) уже испытывают нехватку рабочей силы, тем более что поток трудовых мигрантов из соседних стран сократился. Мобилизация и массовая эмиграция не желающих воевать в Украине могли лишить рынка труда около 2-4% мужчин 20-39 лет, т.е. наиболее продуктивной социальной группы. Среди отправленных на войну преобладали менее образованные мужчины из небольших городов и деревень, особенно нужные в промышленности, которая борется с растущей трудоемкостью производства из-за проблем, возникающих в связи с ограниченным доступом к зарубежным технологиям. Эмиграция, напротив, сократила количество специалистов в стране. Этот дефицит особенно заметен в ИТ-секторе.

По данным ноябрьского опроса, проведенного государственным центром изучения общественного мнения ВЦИОМ, с марта 2022 года около трети россиян стали экономить на больше на продуктах питания. парикмахер, косметолог и др.). Эти цифры отражаются на снижении потребительского спроса.

Общественные настроения у россиян пока плохие, хотя и постепенно улучшаются, что свидетельствует о больших адаптационных способностях российского населения. Декабрьский индекс потребительских настроений, составляемый Левада-центром, по-прежнему был ниже 100 пунктов (что означает преобладание негативных мнений над позитивными) и составил 84 пункта. Однако она выросла по сравнению с периодом начала вторжения и мобилизации (в апреле она составляла 70 баллов, а в октябре 78) и оказалась выше, чем до ввода российских войск в Украину. Этот показатель содержит оценки респондентов, которые касаются, например, текущего финансового положения респондентов, процессов, происходящих в экономике, и развития ситуации в стране в ближайшие годы. [4]

 


[1]  Если не указано иное, данные в этом тексте получены из Росстата, Росстата (rosstat.gov.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ