Субъект Российской Федерации | Районный коэффициент в 2015-2016 годах |
Амурская область | |
Зейский район | 1,3 |
Селемджинский район | 1,3 |
Тындинский район (за исключением Муртыгитского сельсовета) | 1,3 |
г. Зея и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Тында и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
Республика Алтай | |
Кош-Агачский район | 1,4 |
Улаганский район | 1,4 |
Архангельская область | |
Лешуконский район | 1,4 |
Мезенский район | 1,4 |
Пинежский район | 1,4 |
г.Северодвинск с территорией в подчинении городской администрации | 1,4 |
Соловецкий район | 1,4 |
(вся территория области за исключением местности, указанной в п. 6) | 1,2 |
Республика Бурятия | |
Баунтовский район | 1,3 |
Муйский район | 1,3 |
Северо-Байкальский район | 1,3 |
г. Северобайкальск и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
Забайкальский край | |
Каларский район | 1,3 |
Тунгиро-Олекминский район | 1,3 |
Тунгокоченский район | 1,3 |
Иркутская область | |
Бодайбинский район | 1,3 |
Братский район | 1,3 |
Казачинско-Ленский район | 1,3 |
Катангский район | |
Киренский район | 1,3 |
Мамско-Чуйский район | 1,3 |
Нижнеилимский район | 1,3 |
Усть-Илимский район | 1,3 |
Усть-Кутский район | 1,3 |
г. Братск и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Бодайбо | 1,3 |
г. Усть-Илимск | 1,3 |
г. Усть-Кут | 1,3 |
Камчатский край | |
(вся территория края за исключением Алеутского района (Командорских островов) | 1,6 |
Алеутский район (Командорские острова) | 2 |
Республика Карелия | |
Беломорский район | 1,4 |
Калевальский район | 1,4 |
Кемский район | 1,4 |
Лоухский район | 1,4 |
г. Кемь и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,4 |
г. Костомукша | 1,4 |
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 6, 7) | 1,15 |
г. Воркута и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,6 |
Ижемский район | 1,3 |
Печорский район | 1,3 |
Троицко-Печорский район | 1,3 |
Усть-Цилемский район | 1,3 |
г. Вуктыл и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Сосногорск и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Ухта и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Усинск и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
г. Печора и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 4, 5, 7) | 1,2 |
Красноярский край | |
Эвенкийский автономный округ (южнее реки Нижняя Тунгуска) | 1,3 |
Богучанский район | 1,3 |
Енисейский район | 1,3 |
Кежемский район | 1,3 |
Мотыгинский район | 1,3 |
Северо-Енисейский район | 1,3 |
Туруханский район (южнее рек Нижняя Тунгуска и Турухан) | 1,3 |
г. Енисейск | 1,3 |
г. Лесосибирск и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,3 |
Магаданская область | |
(вся территория области) | 1,7 |
Мурманская область | |
г. Мурманск — 140 | 1,8 |
пос.Туманный | 1,7 |
(вся территория области за исключением городов и районов, указанных в пп. 2, 3) | 1,4 |
Ненецкий автономный округ | |
(вся территория автономного округа) | 1,5 |
Пермский край | |
Гайнский район | 1,2 |
Косинский район | 1,2 |
Кочевский район | 1,2 |
Приморский край | |
Кавалеровский район (пос. рудников Таежный и Тернистый) | 1,4 |
Кавалеровский район (за исключением пос. рудников Таежный и Тернистый) | 1,2 |
Красноармейский район (пгт. Восток и Богуславецкая, Вострецовская, Дальнекутская, Измайлихинская, Мельничная, Рощинская, Таежненская сельские администрации) | 1,2 |
Ольгинский район | 1,2 |
Тернейский район | 1,2 |
г. Дальнегорск и населенные пункты, находившиеся в подчинении его администрации ранее (ранее Дальнегорский район) | 1,2 |
Республика Саха (Якутия) | |
Местности, где расположены предприятия и стройки алмазодобывающей промышленности, на месторождениях «Айхал» и «Удачная», прииски «Депутатский» и «Кулар» | 2 |
Острова Северного Ледовитого океана и его морей (кроме островов Белого моря и острова Диксон) | 2 |
Ленский район (севернее 61° северной широты) | 1,7 |
г. Мирный и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,7 |
пгт. Кангалассы | 1,5 |
(вся территория Республики за исключением городов и районов, указанных в пп. 1, 3, 4, 5) | 1,4 |
Сахалинская область | |
Северо-Курильский район | 2 |
Курильский район | 2 |
Южно-Курильский район (Курильские острова) | 2 |
Ногликский район | 1,6 |
Охинский район | 1,6 |
г. Оха | 1,6 |
Республика Тыва |
|
Монгун-Тайгинский район | 1,5 |
Тоджинский район | 1,5 |
Кызылский район (территория Шынаанской сельской администрации) | 1,5 |
(вся территория Республики за исключением районов, указанных в п. 5) | 1,4 |
Томская область | |
Александровский район | 1,5 |
Верхнекетский район | 1,5 |
Каргасокский район | 1,5 |
Колпашевский район | 1,5 |
Парабельский район | 1,5 |
Чаинский район | 1,5 |
г. Колпашево | 1,5 |
г. Кедровый | 1,5 |
г. Стрежевой | 1,5 |
Бакчарский район | 1,3 |
Кривошеинский район | 1,3 |
1,3 | |
Тегульдетский район | 1,3 |
Тюменская область | |
Уватский район | 1,5 |
Хабаровский край | |
Охотский район | 1,6 |
Аяно-Майский район | 1,4 |
Ванинский район | 1,4 |
Верхнебуреинский район (севернее 51° северной широты) | 1,4 |
Район им. П. Осипенко | 1,4 |
Николаевский район | 1,4 |
Советско-Гаванский район | 1,4 |
Солнечный район (Амгуньская и Дукинская сельские администрации) | 1,4 |
Тугуро-Чумиканский район | 1,4 |
Ульчский район | 1,4 |
г. Николаевск-на-Амуре | 1,4 |
г. Советская Гавань и подчиненные его администрации населенные пункты | 1,4 |
Амурский район (пгт. Эльбан и подчиненные его администрации населенные пункты, Ачанская, Вознесенская, Джуенская, Омминская, Падалинская сельские администрации) | 1,2 |
Верхнебуреинский район (южнее 51° северной широты) | 1,2 |
Комсомольский район | 1,2 |
Солнечный район (за исключением Амгуньской и Дукинской сельских администраций) | 1,2 |
г. Амурск | 1,2 |
г. Комсомольск-на-Амуре | 1,2 |
Ханты-Мансийский автономный округ | |
(севернее 60° северной широты) | 1,5 |
(южнее 60° северной широты) | 1,3 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | |
(вся территория автономного округа) | 1,5 |
Чукотский автономный округ | 2 |
trudinspection.ru
Внимание акция
Звоните и получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию у юриста
Звонки принимаются круглосуточно и без выходных.
Многие люди очень часто путают районные коэффициенты и северные надбавки. Эти выплаты направлены на выполнение общей задачи для привлечения граждан к переселению в районы КС и работе в них. Действуют северные доплаты на определённых существующими регламентами территориях. На этом их схожесть заканчивается. Между выплатами есть принципиальное отличие в способе расчёта и базовых ставках.
Целью введения северных надбавок является мотивация граждан страны жить и работать в регионах КС. Такая необходимость стала особенно актуальной в последнее время. Значение северных регионов в экономике государства существенно возрастает с каждым годом. Право на получение северной надбавки в настоящее время имеют не только коренные жители этих земель. Государство стимулирует с помощью этого вида доплат и тех граждан, которые временно проживают в районах КС или работают на этих территориях вахтовым методом.
Государственная поддержка населения КС представляет собой своеобразную компенсацию за суровый климат, в котором они находятся, и дороговизну привозимых в регион товаров. Понятие северных надбавок раскрывается в статьях 315 и 317 ТК РФ. Порядок начисления выплат определяется ФЗ № 4520-1. Он был принят в 1993 году. Действие закона распространяется на людей, которые постоянно или временно работают на государственных и частных предприятиях, а также в организациях различной формы собственности, ведущих свою хозяйственную деятельность в регионах КС и в приравненных к ним территориях.
Размер северной надбавки определяется в форме процентов, которые насчитываются на основную заработную плату работника. Величина процентной ставки зависит от региона работы человека, суммы его основных выплат и стажа трудовой деятельности в районах КС.
Перечень территорий, относящихся к КС, и приравненных к ним земель был определён ещё в СССР в 1967 году. Он был взят за основу регламентов, разработанных и принятых в РФ после 1991 года. Последние изменения в перечень были внесены в 2013 году. Все районы, на которые распространяется порядок выплат северных надбавок, разделена на 4 группы:
100% к окладу | 80% к окладу | 50% к окладу | 30% к окладу |
---|---|---|---|
Чукотском АО | Ямало-Ненецком АО | Архангельской области | Иркутской области |
Корякском А | Эвенкийском АО | Республике Карели | Читинской область |
Северо-Эвенкийском районе Магаданской области | Республике Саха | Республике Коми | Республике Бурятия |
Алеутском районе Камчатской област | Хабаровском крае | Ханты-Мансийском АО | Республике Тува |
на островах Северного Ледовитого океана и морей, кроме островов Белого моря | Камчатском крае | Томской области | Республике Коми |
Магаданской области | Амурской области | Южных районах Дальнего Востока | |
г. Воркута | Читинской области | ||
Республике Коми | Иркутской области | ||
Республике Бурятия | |||
Красноярском крае | |||
Хабаровском крае | |||
Приморском крае | |||
Сахалинской области |
Состав входящих в группы регионов был определён Постановлением Совмина СССР №12, принятым в 1983 году. Действующее в настоящее время законодательство возлагает обязанность по начислению и выплате северных надбавок в регионах КС на работодателей независимо от их формы собственности и вида хозяйственной деятельности.
Право на получение северных надбавок имеют не только входящие в штат компаний, работающих на КС, постоянные сотрудники, но и совместители. Начисление северных надбавок производится и на основную заработную плату людей, работающих дистанционно или вахтовым методом.
В 2015 году был принят закон, регламентирующий хозяйственную деятельность компаний ТОР. Этот регламент позволяет работодателям, ведущим свою деятельность в этих зонах, отказаться от выплат северных надбавок своим штатным сотрудникам и работникам, сотрудничающих с ними по договору найма при условии, что им будут произведены замены существовавших ранее начислений на суммы доплат, зафиксированных в трудовых и коллективных договорах.
Такая замена начисления и выплат северной надбавки может быть произведена только с согласия работника. Оно должно быть оформлено сторонами в письменной форме. Обязательными реквизитами документа являются дата и место подписания документа. В соглашении должны быть указана полная информация о заключивших его сторонах.
Основными нормативными актами для начисления северных надбавок являются ФЗ № 4520-1 и ТК РФ. Выплаты этого вида представляют собой увеличение начисленной работодателем своим сотрудникам заработной платы на проценты, установленные действующим законодательством для их региона работы. В базу оплаты труда работников, принимаемую для начисления северной надбавки, не включаются:
Размер выплат зависит не только от региона работы человека, но и от количества лет его непрерывного трудового стажа в районах КС. Оказывает влияние на величину надбавки и возраст работника. Особый порядок начислений существует для людей, возраст которых не превышает 30 лет, относящихся к категории молодых специалистов. Ранее право на получение северных доплат предоставлялись молодым людям, прожившим в районах КС не менее 1 года.
В настоящее время в относящихся к 1 и 2 группе территориях северные надбавки начинают выплачивать молодым людям при наличии у них северного стажа, равного 6 месяцам. В остальных регионах, включенных в перечень территорий, на которые распространяются подобные виды дополнительных выплат, он должен быть не менее 12 месяцев. Достичь максимального размера доплат можно только поэтапно. Суммы первых выплат северных надбавок начинаются с 10%.
Повышение размера северной надбавки происходит через определённые промежутки времени. Для территорий, входящих в 1 и 2 группу, он определён в 6 месяцев. После того, как размер надбавки достигнет величины 60% период очередного повышения ставки увеличивается до 12 месяцев. Повышение размера северных надбавок может происходить только до достижения максимальной ставки, установленной действующим законодательством.
В регионах, относящихся к 3 и 4 группам, северные надбавки начинают выплачиваться при стаже работы человека не менее 12 месяцев. Увеличение размера доплат производится для территорий 3 группы через 12 месяцев, 4 группы — через 24 месяца. Такой порядок начисления северных надбавок не распространяется на молодых специалистов.
Величина любой северной надбавки зависит от региона проживания и работы человека. Она выплачивается вместе с коэффициентом, который принято называть районным. Принципиальными отличиями между этими выплатами являются момент начала их начислений и база для их расчёта. Для получения надбавки необходимо наличие трудового стажа, заработанного на территории КС. При его расчёте в него включаются:
Перерывы в работе в районах КС не оказывают влияние на общий показатель трудового стажа. Он представляет собой сумму календарных дней, отработанных в регионах с суровым климатом. В него не включаются периоды работы по договорам, которые носят гражданско-правовой характер, а также деятельность в качестве ИП и время отбывания человеком в регионах КС наказания или прохождения им исправительных работ.
При переезде из одного региона работы в другой человеку производится перерасчёт его северного стажа и размера надбавки. Это связано с тем, что в каждом районе КС действует своя базовая ставка начисления выплат и свой порядок расчёта трудового стажа.
Вопрос о выплатах северных надбавок в последнее время активно обсуждается. Связано это с тем, что Правительство неоднократно заявляло о своих планах изменить коренным образом форму стимулирования работы и проживания граждан страны на территориях с суровым климатом. В настоящее время право на северную надбавку имеют все северяне, которые трудятся во всех сферах деятельности в этих регионах.
Северная надбавка начисляется на сумму только основного заработка. При совмещении человеком нескольких мест работ северная надбавка начисляется на всю сумму начисленных ему основных выплат. Начисляется северная надбавка и на заработки работающих дистанционно людей. Выплачивается она только в том случае, когда работающие дистанционно граждане постоянно проживают в районах КС.
Существующий порядок предусматривает сохранение прав на получение северных надбавок людям при их переезде из районов КС в приравненные к ним регионы. В такой ситуации производится расчет трудового стажа по принципу 10% за каждый год работы в условиях КС. Общая сумма начисление не должна при таком переезде превышать установленный действующим законодательством максимальный уровень надбавки.
В том случае, когда переезд осуществляется из приравненной к КС территории непосредственно на Крайний Север за человеком сохраняется прежняя надбавка, к которой добавляется ещё 10%.
Порядок и условия начисления надбавок для людей в возрасте моложе 30 лет предусматривает начало выплат им при наличии заработанного в регионах КС стажа не менее 6 месяцев. Начальная ставка выплат — 20%. Каждые полгода размер выплат увеличивается на 20%. При достижении начислений надбавки уровня 60%, период очередного повышения продлевается до 12 месяцев.
Северные надбавки 2017 года для работающих в регионах, относящихся к 3 и 4 группам, молодых специалистов начинают выплачиваться при наличии у них 1 года трудового стажа. Каждые полгода ставка увеличивается на 10%. Процесс повышения размера надбавки заканчивается при достижении им максимального уровня, установленного законом.
Термин «северные пенсии» впервые возник в 30-е годы прошлого века. В этот период начали разрабатываться первые планы освоения северных территорий страны. Повышенные пенсионные начисления были призваны заинтересовать граждан страны в работе на предприятиях КС. Проживающие или работающие в регионах с суровым климатом граждане в настоящее время имеют право на ряд льгот при начислении пенсионных выплат. В их числе увеличение доли страховой части начислений и более ранний период выхода на пенсию. Эти льготы определёны в ФЗ № 400, который был принят в 2013 году.
Льготы начисления северной пенсии по возрасту
На кого распространяются льготы | Возраст выхода на пенсию, лет | Стаж, заработанный в районах КС, календарных лет | Стаж, заработанный в приравненных к КС районах, календарных лет | Прочие условия |
---|---|---|---|---|
Женщин | 50 | 15 | 20 | |
Мужчин | 55 | 20 | 25 | |
Женщин | 50 | 25 | 17 | Наличие 2-х детей |
Женщин | 45 | 30 | Постоянно проживание на КС | |
Мужчин | 50 | 35 | Постоянно проживание на КС |
Период работы в регионах, приравненных к районам КС, определяется из расчёта 1 год трудового стажа за 9 месяцев деятельности непосредственно на Крайнем Севере. Пенсионный возраст северян может быть снижен дополнительно ещё на 5 лет. Делается это в том случае, когда у человека имеется горячий стаж, заработанный им по Спискам №1 или №2. Перечень профессий, входящих в эти списки и дающих право на льготы при определении пенсионного возраста человека, утвержден Постановлением Правительства № 651 в 2014 году.
Размер северной пенсии значительно выше обычных пенсий. Она складывается из двух частей — базовой и страховой. Каждая из них может быть увеличена на повышающий коэффициент, который имеет индивидуальное значение для каждого конкретного региона проживания пенсионера. При переезде человека из одной местности в другую суммы начислений пересчитываются.
Подтверждение северной пенсии связано с рядом определённых процедур, которые их отличают от выплат по старости в других регионах страны. Наличие права на повышенные выплаты необходимо в настоящее время ежегодно подтверждать. Для этого в установленные в территориальных отделениях ПФ сроки пенсионеры подают заявление установленного образца.
Такой порядок введён для того, чтобы ПФ мог контролировать выезд пенсионеров в другие регионы страны. Он распространяется на граждан, получающих пенсию на банковскую карточку или счёт. В некоторых случаях от пенсионера могут потребовать справку с места жительства. В тех случаях, когда пенсионер-северянин забывает об этой процедуре, сумма пенсии автоматически снижается.
На сумму северной надбавки к пенсии имеют люди, переехавшие на постоянное место жительства в регионы КС. Для того, чтобы доказать свою проживание в регионах им необходимо предоставить подтверждение этого факта в ПФ. В качестве доказательств могут быть использованы чеки из банков на нужное имя и другие документы, свидетельствующие о проживании человека в районе получения пенсии. Норма об ежегодном подтверждении места проживания была введена в 2017 году Постановлением Правительства № 367.
Для получения северной пенсии человек должен соответствовать ряду требованиям. Они включают в себя:
Военнослужащие, проходившие службу в районах КС, имеют право на получение военной и трудовой пенсии. Они начисляются с учетом повышающего северного коэффициента. При переезде военных пенсионеров в другие регионы страны они теряют эти льготы, как и другие категории граждан.
В определении трудового северного стажа существуют свои нюансы. Один из них — расчёт стажа в календарных днях. В него не включается период, во время которого человек имел статус безработного и был зарегистрирован на бирже труда.
Не засчитывается в стаж и период работы человеком в режиме неполного рабочего дня. Исключение составляет работа в это время по совместительству на двух и более мест работы. Женщины имеют право включать в свой северный стаж период своего декретного отпуска, если в трудовую книжку внесена соответствующая запись. При расчёте северного стажа не играет роль фактор непрерывности. Для более точного расчета воспользуйтесь пенсионным калькулятором.
Северные и районные надбавки относятся к выплатам стимулирующего характера. Они используются государством для привлечения граждан страны к развитию районов КС. Определение того, что такое северные надбавки дано в ТК РФ. На территориях опережающего развития они могут быть заменены с письменного согласия работника на другие выплаты. Основным регламентом, определяющим порядок начисления надбавок, является ФЗ № 4520-1.
Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите у юриста
ourpension.ru
Обновление: 11 августа 2017 г.
Работа в условиях Крайнего Севера крайне сложна для человека. Северные надбавки и районный коэффициент в 2017 году призваны стимулировать к работе в суровых условиях. Расчет надбавок и применение районных коэффициентов осуществляются работодателем.
Северная надбавка является финансовым стимулом, позволяющим привлекать работников в районы, трудные для проживания. Обязательность применения северной надбавки всеми работодателями предусмотрена ст. ст. 315 и 317 ТК РФ. Она исчисляется в отношении работников, принятых по совместительству или трудящихся на постоянной основе. Помимо установленных на федеральном уровне, дополнительные надбавки могут устанавливаться областными и местными властями.
Итоговое число надбавки зависит от конкретного региона, в котором осуществляется работа. Все районы Крайнего Севера в зависимости от процента надбавки делятся на 4 группы:
Размер надбавки | Пример территории, на которых применяется коэффициент |
---|---|
100% | Острова Северного Ледовитого океана, кроме островов Белого моря Чукотский и Корякский АО |
80% | Камчатский край город Воркута Республика Саха Хабаровский край |
50% | Республика Карелия Архангельская область Ханты-Мансийский АО |
30% | Республика Бурятия Республика Коми Читинская область |
В таблице указаны не все территории. Полный список указан в Приказе Минтруда РСФСР от 22.11.1990 № 2.
Размер коррелирует со стажем работы. Северная надбавка начисляется на оклад, но не затрагивает выплаты, связанные с командировкой или отпуском, или материальные выплаты.
В зависимости от территории, на которой происходит работа, надбавка начисляется следующим образом:
Размер надбавки | Методика начисления |
---|---|
100% | по прошествии первых 6 месяцев – 10%, каждые следующие 6 месяцев – рост на 10% до достижения максимума |
80% | по прошествии первых 6 месяцев – 10%, каждые следующие 6 месяцев – рост на 10%, пока не достигнет 60%. Далее за каждый год надбавка растет на 10% до достижения максимума |
50% | после первых 12 месяцев – 10%, каждые последующие 12 месяцев – рост на 10% до достижения максимума |
30% | после первых 12 месяцев – 10%, каждые последующие 24 месяца – рост на 10% до достижения максимума |
Государство заинтересовано не только в развитии северных районов, но и в привлечении на эту территорию молодых специалистов возраста до 30 лет. Надбавка как инструмент повышения рождаемости и численности населения применяется с советских времен.
Методика расчета северной надбавки в районах Крайнего Севера в 2017 году для молодых специалистов следующая:
Размер надбавки, положенный в регионе | Методика начисления |
---|---|
100% | первоначальная надбавка – 20%, после каждые полгода надбавка увеличивается еще на 20%, пока не достигнет 60%. Следующее повышение надбавки – через год до 80%. Достижение максимальной суммы в размере 100% произойдет через год после 80% |
80% | первоначальная надбавка – 20%, после каждые полгода надбавка увеличивается еще на 20%, пока не достигнет 60%. Следующее повышение надбавки – через год до максимальной ставки 80% |
50% | первоначальная надбавка – 10%, после каждые полгода надбавка увеличивается еще на 10%, пока не достигнет 50% |
30% | первоначальная надбавка – 10%, после каждые полгода надбавка увеличивается еще на 10%, пока не достигнет 30% |
Надбавки молодым специалистам доплачиваются после того, как они проживут не менее одного года на территориях Крайнего Севера.
Для привлечения и стимулирования работников были придуманы районный коэффициент и северная надбавка. Условия, из-за которых установлены коэффициенты, связаны с климатом, сложным для проживания и работы, отсутствием транспортной сети, плохой экологией. Коэффициент является множителем, который увеличивает оклад работника, доплаты, компенсации, пенсионные выплаты. Однако если пенсионер меняет место прописки, то он утрачивает право на районный коэффициент. Не умножаются отпускные, командировочные и северные надбавки. Диапазон коэффициентов варьируется от 1,1 до 2. Это означает, что в некоторых регионах с коэффициентом 2 человек будет получать в виде заработной платы оклад, увеличенный вдвое. Например, к таким территориям относятся Курильские острова или Чукотский АО. Полный перечень районов и применяемых на их территории коэффициентов указан в Информационном письме Минтруда РФ от 09.06.2003 N 1199-16.
Также читайте:
glavkniga.ru
clubtk.ru
Журнал: Справочник кадровика
Год: 2008
Автор: Рабинович Алла Дмитриевна
Тема: Оплата труда
Рубрика: Оплата и нормирование труда / налогообложение
Предпосылка для начисления надбавки: северный стаж
В то время как районный коэффициент, призванный компенсировать дополнительные материальные затраты и физиологические нагрузки в связи с работой в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, начисляется с первого дня работы у работодателя, для установления процентных надбавок к заработной плате работнику необходимо иметь определенную продолжительность трудового стажа на Крайнем Севере или в приравненных к нему местностях. Иначе говоря, если районный коэффициент выполняет лишь компенсационную функцию, то процентная надбавка стимулирует длительную работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Процентную надбавку к заработной плате можно определить как установленную в процентном отношении к тарифной ставке, окладу (должностному окладу) выплату компенсационного характера, которую регулярно получает работник за стаж работы в суровых климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
НА № 1‘2005В основу права на получение заработной платы с учетом процентной надбавки положен стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Порядок определения и исчисления данного стажа согласно положениям ст. 314 ТК РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом. До принятия такого акта на основании ч. 1 ст. 423 ТК РФ продолжают применяться те нормы Закона РФ от 19.02.93 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон о Севере) и иных нормативных правовых актов, которые не противоречат ТК РФ.
На сегодняшний день существует несколько нормативных актов, предусматривающих правила установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Севера.
Так, продолжает применяться постановление Совета Министров – Правительства РФ от 07.10.93 № 1012 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера» (далее – Постановление от 07.10.93 № 1012), принятое в целях реализации ст. 12 Закона о Севере.
Более подробно вопросы установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок отражены в разъяснении Минтруда России от 16.05.94 № 7 «О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, Республике Хакасия» (далее – Разъяснение от 16.05.94 № 7), утв. постановлением Минтруда России от 16.05.94 № 37.
В то же время перечисленные нормативные правовые акты напрямую не отвечают на вопрос, какие конкретно периоды работы или иной деятельности должны учитываться при исчислении стажа для начисления процентных надбавок. Поэтому продолжают применяться положения Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами (далее – Инструкция Минтруда РСФСР), утв. приказом Минтруда РСФСР от 22.11.90 № 2.
В настоящее время в стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включаются периоды работы по трудовому договору, прохождения военной службы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и другие периоды.
В стаж работы, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате, не включается время:
При отнесении в установленном порядке отдельных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, исчисление трудового стажа для получения очередной выслуженной процентной надбавки работающим и проживающим на этих территориях производится со дня отнесения указанных территорий к районам Крайнего Севера или местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Обратите внимание!
К гражданско-правовым относятся договоры подряда всех видов; договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и другие виды договоров, указанные в Гражданском кодексе РФ
Периоды, в течение которых гражданин выполнял работу по гражданско-правовому договору, в стаж для начисления надбавок не включаются, и на суммы оплаты работы по указанным договорам надбавки не начисляются.
В ТК РФ не предусмотрено начисление процентных надбавок к заработной плате лицам, направляемым в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов в служебные командировки. Им время пребывания на Севере в стаж для выплаты надбавок не засчитывается. В то же время для работников, постоянно работающих и проживающих в северных регионах, при направлении в командировку в центральные районы страны время пребывания в служебной командировке полностью засчитывается в стаж для начисления очередной процентной надбавки.
Работникам, выезжающим для выполнения работ вахтовым методом в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности из других районов, процентные надбавки к заработной плате выплачиваются в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, постоянно работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом в соответствии с ч. 6 ст. 302 ТК РФ в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций, включаются календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками работы на вахте.
Прерывание стажа и спорные вопросы
НА № 1‘2007Пунктом 1 Постановления от 07.10.93 № 1012, вступившего в силу с 1 июня 1993 г., предусмотрено суммирование трудового стажа для получения процентной надбавки независимо от сроков перерыва в работе, т. е. в соответствии с действующим законодательством отсутствует зависимость между суммированием трудового стажа и перерывом в работе. В этой связи вызы-вает недоумение позиция Роструда, которая изложена в письме от 13.09.06 № 1597–6-0.
Под непрерывным трудовым стажем, являющимся основанием для выплаты процентных надбавок в районах Крайнего Севера, Федеральная служба по труду и занятости предлагает понимать периоды работы в районах Крайнего Севера, которые суммируются в установленном порядке при условии, что перерывы между этими периодами не превышают установленных законодательством сроков, а далее сделана отсылка к Инструкции Минтруда РСФСР, нормы которой таких сроков не содержат.
Кроме отсутствия зависимости между суммированием трудового стажа и перерывами в работе, Постановлением от 07.10.93 № 1012 установлено, что трудовой стаж суммируется независимо от мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия. Основания расторжения трудового договора в связи с виновными действиями приведены в п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 и в п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР.
Вопрос соответствия постановления от 07.10.93 № 1012 действующему законодательству был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ, и его решением от 28.12.01 № ГКПИ 01–1760 заявление по оспариваемому нормативному акту в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные действия было оставлено без удовлетворения.
Позднее судебные органы высказали свою позицию относительно применения суммирования трудового стажа для начисления процентной надбавки.
НА № 4‘2005Так, определением Верховного Суда РФ от 23.12.04 № КАС04–596 признаны недействующими и не подлежащими применению со дня вынесения указанного решения: подп. «б» (систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка), подп. «и» (увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставами о дисциплине) и подп. «к» (совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы) пункта 27 Инструкции Минтруда РСФСР.
При рассмотрении гражданского дела по заявлению об оспаривании подп. «а» (осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу) п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7 Верховный Суд РФ решением от 30.06.05 № ГКПИ2005–727 также признал его недействующим с 23 декабря 2004 г. А 3 августа 2006 г. решением № ГКПИ06–823 Верховный Суд РФ признал недействующим с 23 декабря 2004 г. и подп. «г» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР (появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения).
При этом Верховный Суд РФ пришел к выводу, что процентная надбавка к заработной плате является составной частью оплаты труда и по своему характеру относится не к стимулирующим выплатам за достижение определенных результатов работы, а к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях. Право на указанную надбавку поставлено в зависимость непосредственно от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. При этом ни ТК РФ, ни Закон о Севере не связывают предоставление гарантий и компенсаций с причинами расторжения трудового договора, не предусматривают оснований, по которым может быть прекращено или ограничено возникшее у работника право на процентную надбавку к заработной плате в соответствии со стажем работы в особых климатических условиях. Фактически, указывает Верховный Суд РФ, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
С решениями Верховного Суда РФ трудно не согласиться, однако позиция судебных органов вызывает вопросы.
Во-первых, не понятно, по каким причинам, признавая недействующими и не подлежащими применению подп. «б», «г», «и» и «к» п. 27 Инструкции Минтруда РСФСР, применяющейся в части, не противоречащей действующему законодательству, Верховный Суд одновременно не признал недействующими и не подлежащими применению соответствующие пункты Разъяснения от 16.05.94 № 7.
Во-вторых, признав недействующим подп. «а» п. 2 Разъяснения, предусматривавший прерывание трудового стажа для начисления надбавок в связи с прекращением трудового договора по причине осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, Суд не посчитал дискриминационными другие подпункты п. 2 названного Разъяснения. Хотя фактически и в иных случаях, предусмотренных п. 2 Разъяснения от 16.05.94 № 7, работник привлекается к не предусмотренной законом ответственности в виде лишения его права на процентную надбавку к заработной плате за стаж работы в особых климатических условиях, что в равной степени не соответствует ст. 132 ТК РФ, запрещающей какую-либо дискриминацию при установлении и изменении размеров заработной платы и других условий оплаты труда.
Представляется, что для установления единообразия при суммировании трудового стажа, дающего право на процентную надбавку к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, следует внести изменение в Постановление от 07.10.93 № 1012, исключив невозможность суммирования стажа в случае увольнения за виновные действия.
Размеры надбавок
В статье 317 ТК РФ предусмотрена разработка Правительством РФ акта, определяющего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядок ее выплаты. Вместе с тем, поскольку такой акт отсутствует, процентные надбавки продолжают начисляться и выплачиваться в порядке и размерах, предусмотренных законодательством СССР и РСФСР.
Так, еще Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.67 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» были предусмотрены и применяются до сих пор следующие правила начисления процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (см. таблицу). Выплата процентной надбавки в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока предусмотрена постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС от 06.04.72 № 255 «О льготах для рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в Архангельской области, Карельской АССР и Коми АССР».
Размер процентных надбавок
Льготы для молодежи
В целях закрепления на Севере молодых специалистов ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала возможность выплаты молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в этих районах и местностях не менее пяти лет.
НА № 11,12‘2004Принятый 22 августа 2004 г. Федеральный закон № 122-ФЗ (далее – Закон № 122-ФЗ) внес существенные коррективы в Закон о Севере. В действующей в настоящее время редакции норма о льготном исчислении надбавок для молодежи отсутствует. Однако в соответствии с п. 1 ст. 153 Закона № 122-ФЗ для лиц, у которых до 1 января 2005 г. возникло право на льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых данным Федеральным законом нормах, Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным законом.
Следовательно, положение молодежи, поступающей на работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях после 1 января 2005 г., не может быть ухудшено, если до 1 января 2005 г. они уже прожили в районах Севера не менее 5 лет. Что же касается лиц в возрасте до 30 лет, которые к 1 января 2005 г. не имели пятилетнего срока проживания в районах Севера, то ч. 3 ст. 1 Закона о Севере установлено следующее: гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в организациях, финансируемых из федерального бюджета, могут устанавливаться федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, – законами субъектов РФ, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем.
Федеральными органами государственной власти до сих пор не принят акт, предусматривающий выплату процентных надбавок в полном размере с первого дня работы для молодежи, поступающей на работу в организации, финансируемые из федерального бюджета. Отсутствуют подобные акты и в большинстве северных субъектов и муниципальных образований России, а там, где такие акты приняты, их содержание вызывает вопросы.
Так, часть 3 ст. 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.05.05 234-З № 475-III «О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)» предусматривает возможность выплаты процентной надбавки в полном объеме с момента начала работы лишь молодежи, не менее пяти лет прожившей в Республике Саха (Якутия), тогда как ч. 2 ст. 11 Закона о Севере предусматривала подобную возможность при пятилетнем проживании на территории любых районов Севера России. Также следует отметить, что практически не применяется льготный порядок работодателями, не относящимися к бюджетной сфере. И это при том, что молодежь и без того на протяжении ряда лет активно покидала и продолжает покидать северные районы.
Кроме того, обращает на себя внимание следующий факт. Органы государственной власти (в частности, Минздравсоцразвития России), с одной стороны, указывают, что исключение из ст. 11 части 2 следует рассматривать во взаимосвязи с преамбулой Закона № 122-ФЗ, указывающей на необходимость реализации принципа поддержки доверия граждан к закону и действиям государства путем стабильности сохранения правового регулирования, а также нормой, устанавливающей приоритет положений преамбулы над иными положениями данного Федерального закона, с другой же стороны, инициатива северных субъектов РФ о возобновлении выплаты процентной надбавки молодежи в полном размере с первого дня работы ими (в частности, Правительством РФ) не поддерживается, поскольку это повлечет за собой увеличение бюджетных расходов.
В настоящее время применяется единственное правило о льготном порядке исчисления процентной надбавки к заработной плате для молодежи в районах Севера. В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.90 № 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера» и п. 16 Инструкции Минтруда РСФСР молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее одного года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки к заработной плате начисляются в размере 20 % по истечении первых 6 месяцев работы с увеличением на 20 % за каждые последующие 6 месяцев, и по достижении 60 %-ной надбавки – последние по 20 % за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – в размере 10 % за каждые 6 месяцев работы. Общий размер выплачиваемых указанным работникам надбавок не может превышать пределов, предусмотренных действующим законодательством.
Таким образом, гражданин, проживший хотя бы один год до поступления на работу в районах Севера, выслужит процентную надбавку в полном размере не через 5 лет работы, а в два раза быстрее – через 2,5 года. Если же молодой работник до поступления на работу не проживал в районах Севера, льготное исчисление стажа производится после того, как исполнится первый год его работы и проживания в указанных местностях.
Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В тех случаях, когда имело место неоднократное проживание в этих местностях небольшой или иной продолжительности, время проживания суммируется.
Процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника, в который не включается лишь выплата по районному коэффициенту, и все виды выплат по среднему заработку.
Ряд вопросов возникает в связи с перерасчетом процентных надбавок при переходе работников, имеющих стаж для их получения, на работу в организации, расположенные в других районах и местностях, где также установлены процентные надбавки.
Основные правила перерасчета процентных надбавок изложены в Разъяснении от 16.05.94 № 7. При этом перерасчет надбавок производится пропорционально времени, проработанному в соответствующем северном районе.
Например, при переходе из районов Крайнего Севера в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, размер процентных надбавок устанавливается из расчета одной 10 %-ной надбавки за каждые 12 месяцев, проработанные в районах Крайнего Севера.
Работник, имеющий стаж работы в Якутске (район Крайнего Севера) 2 года и получающий 40 %-ную надбавку, уволился, а затем поступил на работу на предприятие, расположенное в Сыктывкаре (местность, приравненная к району Крайнего Севера).
Ему должна быть начислена надбавка согласно расчету:
24 месяца: 12 месяцев х 10 % = 20 %
Следующая 10 %-ная надбавка работнику начисляется в общем порядке через один год работы в Сыктывкаре.
В случаях перехода на работу из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в районы Крайнего Севера сумма надбавок (в процентном исчислении), начисленная за полные годы работы, сохраняется в прежнем размере, а за проработанные сверх этого месяцы – дополнительно пропорционально их количеству.
Работник, проработавший 4 года в Сыктывкаре, при переводе на работу в Якутск должен получить 40 %-ную надбавку, а следующая 10 %-ная надбавка будет ему начислена в общем порядке – через 6 месяцев работы.
Уже более десяти лет в средствах массовой информации активно обсуждается необходимость реформирования системы районного регулирования оплаты труда. Специалисты НИИ труда и социального страхования и других научно-исследовательских институтов высказывают различные мнения: от необходимости полной отмены процентных надбавок к заработной плате до целесообразности их выплаты с первых дней работы всем работникам в одинаковом размере. Также нередко указывают на необходимость выплаты процентных надбавок к заработной плате в период адаптации к природно-климатическим условиям Севера (в течение двух-трех лет), а также на возможность построения снижающейся шкалы процентных надбавок, предусматривающей существенное снижение или полную ликвидацию компенсаций по истечении 10–15 лет работы в районах Севера.
Представляется, что действующая система выплаты процентных надбавок, сформированная еще в 20-х годах прошлого столетия и существенно не изменявшаяся почти 80 лет, оправдала себя и вполне может применяться и в дальнейшем. Однако в связи с проведением работы по районированию Севера и выделению зон дискомфортности / комфортности проживания, по всей видимости, Правительству РФ потребуется дифференцировать размер надбавок по зонам дискомфортности проживания.
hr-portal.ru
По законодательству, которое действовало до 1 января 2005 г., процентная надбавка к заработной плате лицам в возрасте до 30 лет (далее — молодежь) выплачивалась в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных местностях не меньше пяти лет (ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»).
С 1 января 2005 г. согласно ст. 317 ТК РФ, ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также порядок ее выплаты устанавливаются Правительством РФ. На основании ст. 423 ТК РФ до принятия соответствующего постановления Правительства РФ, устанавливающего размер процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в указанных районах и местностях, а также порядок ее выплаты, продолжают действовать Постановление Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера» и другие нормативные акты бывшего СССР.
Руководствуясь разъяснениями Минздравсоцразвития России, которые содержатся в письмах от 20.01.2005 N 95-Пр и N 97-Пр, при применении ст. 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) следует учитывать, что молодежь, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пяти лет по состоянию на 31 декабря 2004 г., то есть исполнила все требования ранее действовавшего законодательства, имеет право на процентную надбавку к заработной плате в полном размере с первого дня работы в указанных районах. Иначе говоря, если молодежь прожила на Севере не меньше пяти лет и устроилась на работу до 31 декабря 2004 г., она имеет право на выплату процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в данном районе.
Молодежи, которая прожила в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее одного года и вступила в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., процентная надбавка начисляется в так называемом ускоренном порядке, который установлен пп. «е» п. 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 22.10.1990 N 458 «Об упорядочении компенсаций гражданам, проживающим в районах Севера»:
— в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 процентов надбавки — последние 20 процентов за один год работы — для проживающих в районах Крайнего Севера;
— в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы -для проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и на условиях, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.04.1972 N 255.
Для молодежи, стаж проживания которой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее одного года и вступившей в трудовые отношения после 31 декабря 2004 г., надбавки к заработной плате устанавливаются в соответствии с Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2:
а) в районах Крайнего Севера — в Чукотском автономном округе и Северо-Эвенском районе Магаданской области, Корякском автономном округе и Алеутском районе Камчатской области, а также на островах Северного Ледовитого океана и его морей (за исключением островов Белого моря) — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, до достижения 100-процентного заработка;
б) в остальных районах Крайнего Севера — 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка;
в) в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, — 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка.
В соответствии со ст. ст. 3, 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать более высокие размеры процентных надбавок для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. В аналогичном порядке более высокие размеры процентных надбавок могут устанавливать для своих работников работодатели коммерческих организаций.
Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях лиц в возрасте до 30 лет учитывается независимо от того, когда это имело место. В случае неоднократного проживания в этих местностях небольшой или иной продолжительности время проживания суммируется.
www.9111.ru
Впервые начислять северные и районные надбавки к зарплате стали еще в 70-х годах прошлого века. Так правительство Советского Союза старалось стимулировать молодых людей, специалистов к работе в крайне тяжелых условиях. Сейчас сохраняется традиция доплачивать за труд на Севере, но вот соотношение зарплаты и процентов надбавки существенно поменялись. Рассмотрим подробнее, что такое районный коэффициент и как с ним работать.
Фактически на сегодняшний день нет единого нормативного документа, который бы объединил все инструкции, положения и руководства на счет доплаты работникам крайнего севера и приравненных к нему районов. Для того чтобы правильно начислить тот или иной процент и знать, когда и кому можно это делать, нужно обратиться к нескольким законодательным актам. В процессе разбора всех вопросов, касающихся северных и районных коэффициентов мы будем ссылаться на тот или иной правительственный документ.
В статьях 129 и 316 Трудового кодекса РФ указано, что лица, работающие в определенных условиях, которые не приравниваются к нормальным, должны получать компенсацию. Одной из таких форм является районный коэффициент. Снова-таки, сколько и какой процент доплачивать, часто неясно. Бухгалтеры на этот счет руководствуются законодательными актами, принятыми еще во времена Советского Союза.
Северная надбавка – это некоторая сумма, которая вычисляется в процентном соотношении от заработной платы и полагается работникам Крайнего Севера. Эти районы четко установлены, а также есть особые территории, которые к ним приравниваются. Сама надбавка рассчитывается индивидуально для каждого сотрудника и во многом зависит от стажа и времени, прожитого на Севере.
Районный коэффициент тоже начисляется тем, кто живет на Севере, но, кроме этого, он полагается и тем, кто работает в неблагоприятной климатической зоне. Это регионы, близкие к Северным, высокогорные города и села, пустынные территории и прочее. Также дополнительную надбавку получают работники зоны, попавшей под радиационное облучение. Этот коэффициент не индивидуален, его значение четко регулируется нормативными актами, и он является общим для всех в пределах той или иной местности.
Прежде всего следует отметить, что начисление районного коэффициента производится работнику, который трудится в неблагоприятной местности, независимо от того, где находится фактическое место расположения работодателя. Если главный офис имеет юридический адрес в Москве, а подразделение находится в Череповце, то всем, кто числится в Череповце, полагается надбавка. В случае когда служба идет в определенный период времени, то коэффициент рассчитывается пропорционально заработной плате за этот период.
Дополнительно нужно учитывать еще один важный нюанс. Районный коэффициент (расчет в бухгалтерии) должен высчитываться только после того, как к основной заработной плате были приплюсованы все доплаты за звание, непрерывный стаж, должностную позицию, выслугу лет, за ночные и внеурочные часы, совмещение.
При этом не должны учитываться: северная надбавка, все виды выплат по среднему заработку (например, отпускные), материальная компенсация или единовременные премии.
Районный коэффициент к заработной плате начисляется прежде всего в зависимости от места работы. Всего в России выделяется четыре категории природно-климатических условий.
В первую группу относятся все поселки и станции Крайнего Севера с особо сложными условиями для жизни и работы. На данный момент самый большой коэффициент в размере двойной зарплаты положен полярникам на островах Северно-Ледовитого океана и его морей плюс Курильские и Командорские острова.
Во вторую группу входят остальные регионы Крайнего Севера, перечень которых довольно велик.
Третья группа – это местность, которая лишь приравнивается в Северной.
И четвертая группа – это территории сложных климатических условий или с иными, вредными для здоровья, показателями.
Далее рассмотрим районный коэффициент по регионам.
Наибольший районный коэффициент среди всех регионов Крайнего Севера имеет город Мурманск. Это значение равняется 1,8, что на практике означает прибавку к зарплате в размере 80%. Чуть меньше в поселке Туманном – 1,7. В остальной части области сохраняется значение – 1,4.
Следующий регион с высоким показателем – г. Воркута и прилежащие территории. Здесь доплачивают 60% к зарплате. Чуть меньше в г. Инта – 1,5. На остальной территории республики Коми районный коэффициент варьируется от 1,3 до 1,2, в том числе и в столице – г. Сыктывкаре.
Архангельская область – 1,2, за исключением самого Архангельска, здесь – 1,4.
К северному региону также относится республика Карелия. Беломорский, Калевальский, Кемский, Лоухские районы имеют коэффициент 1,4. Некоторые другие – 1,3, город Петрозаводск и прилежащие территории – 1,15.
В Приложении к постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 20 ноября 1967г. № 512/П-28 указано, что территориями, приравненными к северным, считаются края: Хабаровский, Приморский, Читинская и Амурская область, Бурятия. Самое интересное, что нормы, принятый 50 лет назад, действуют и сейчас. У жителей этих регионов повышенная заработная плата. Районный коэффициент равен 1,2.
В эту же категорию входит территория Алтайского края и горный Алтай. У жителей возвышенности коэффициент довольно на высоком уровне – 1,4. Равнинные территории имеют всего лишь 1,25. Приравнивать эту местность к северной было решено в 1994 году постановлением Правительства РФ от 18.07.1994г. № 856.
В четвертую категорию с районными надбавками с 1992 года входят: Хакасия, вся Вологодская область, г. Череповец. Значения соответствуют: 1,3; 1,15; 1,25.
В 1987 году районами со сложными климатическими условиями были признаны области Урала: Екатеринбургская, Пермская и некоторые районы, входящие в состав этих и других областей. Коэффициент здесь невысок – 1,2. Дополнительно надбавку в 15% получают жители городов Курган, Пермь, Оренбург, а также работники Челябинской области, Республики Башкортостан и Удмуртии.
Северный и районный коэффициент автоматически начисляется к зарплате в полном размере тем, кто родился и жил все время на привилегированной территории. Но для тех, кто приехал сюда недавно, существуют другие правила. В этом вопросе существует очень много тонкостей, в которых следует разобраться.
Первый нюанс. Раньше было принято так. Если человек жил всю жизнь на Севере, учился и поступил на работу, то ему сразу будут платить 100% положенную надбавку. Этот закон действовал до 2005 года. Теперь нужно обратиться к письму Минздрава России № 697-13 от 17.08.2005, в котором разъясняется статья 11 Закона № 4520-1. Внимание! Сейчас действует указ такой. В том случае, если на работу берется сотрудник возрастом до 30 лет, и он прожил до 1 января 2005 года на территории РКС более 5 лет, то ему полагается надбавка в полном размере.
Например, сотрудник родился в Воркуте в 1990 году. На момент принятия его на работу в 2010 ему было 20 лет. Из своего родного города он не выезжал. Он прожил до 1 января 2005 года 15 лет, а значит, районный коэффициент к заработной плате будет выплачиваться в полном объеме.
Рассмотрим другой вариант. Допустим, сотрудник прожил в РКС менее 5 лет, но больше 1 года. Например, его год рождения 1997, и первые 5 лет своей жизни он провел где-нибудь в Красноярске, а потом семья переехала на Север. До 2005 года он прожил в РКС всего 3 года. В 2016 принят на работу. В таком случае увеличение его северной надбавки будет производиться в ускоренном режиме:
Для того чтобы правильно рассчитать северную надбавку вновь прибывшему работнику, стоит обратиться к статье 317 Трудового кодекса и положению 11 Закона № 4520-1, которые в последний раз редактировался федеральным законом № 122-ФЗ от 22.08.2004. В этих документах указаны четкие рекомендации по величине и условиям начисления надбавок.
Согласно этому, сотруднику, который не менее 12 месяцев прожил в регионе Крайнего Севера или приравненной территории и при этом трудился официально на протяжении полугода, полагается первая надбавка в размере 10%. Далее размер заработной платы будет повышаться еще на 10% с истечением второго полугодия. За год размер ее увеличится на 20%. Если сотрудник продолжает трудиться на том же месте, каждые шесть месяцев ему полагается надбавка в 10% до максимально допустимого предела в данном регионе.
На практике все бухгалтера и финансисты руководствуются самой старой инструкцией, принятой еще в СССР. Многие из ее положений уже давно утратили свое юридическое значение. И Верховный Суд России может отменить то или иное правило лишь после обращения граждан. Ввиду пассивности наших сограждан эти статьи так и остаются на бумаге, т. е. формально действительными. Лишь единицы способны добиваться и отстаивать свои права.
Согласно ст. 313 Трудового кодекса, любой работодатель способен проявить собственную инициативу по вознаграждению своих сотрудников за работу в неблагоприятных условиях. Кроме того, такие же условия допускаются или для органов местного самоуправления. Если региональная власть или предприниматель решат выплачивать дополнительные гарантии или компенсации, закон этому противоречить не будет.
businessman.ru
Об авторе