С 1 января 2014 г. обязанностей у работодателя в сфере охраны труда прибавилось: необходимым стало создать систему управления охраной труда (СУОТ) и обеспечить ее непрерывную работу (статья 212 Трудового кодекса РФ, изменения введены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ). Если раньше работодатели не обязаны были внедрять СУОТ, то теперь этого не избежать. Каким же образом реализовать данное требование?
Несмотря на необязательность создания СУОТ, многие работодатели, заботящиеся о комфорте и безопасности условий труда и здоровье сотрудников, а также стремящиеся поддерживать высокий уровень культуры охраны труда, создавали и внедряли СУОТ. Более того, наличие действующей СУОТ позволяло организациям успешно проходить сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.
СУОТ – часть общей структуры управления организации, позволяющая управлять рисками в области охраны здоровья и безопасности труда сотрудников.
Также при создании и функционировании СУОТ следует руководствоваться:
Создание СУОТ – не разовое мероприятие, которое проводится для подготовки к проверке Государственной инспекцией труда, или выполняется эпизодически, а разработанная, четко отлаженная, постоянно функционирующая система. В основе создания и функционирования СУОТ лежат принципы: «Планируй – Делай – Проверяй — Совершенствуй» («Plan-Do-Check-Act»).
На стадии «Планирования» проводится всесторонний анализ организации, выявляются опасные факторы, проводится оценка рисков, разрабатывается политика по охране труда, определяются структура управления охраной труда, ресурсы и специалисты, необходимые для реализации поставленных целей и задач.
Именно на этом этапе очень важно правильно распределить обязанности и ответственность:
Стадия «Выполнения» подразумевает фактическую реализацию и применение разработанного плана создания и внедрения СУОТ – подготовка и обучение персонала, разработка регламентирующих документов (положений, руководств, процедур) и др.
«Проверка» предполагает всеобъемлющий анализ состояния охраны труда, соответствие заявленных целей и задач достигнутым результатам, способность СУОТ удовлетворять потребностям организации, ее контрагентов и партнеров. Проверка может осуществляться как специалистами организации (как правило, специалистами по охране труда, юристами, сотрудниками службы персонала) – внутренний аудит, так и компетентными аудиторами сторонних компаний – внешний аудит. Наиболее объективен и результативен внешний аудит.
На этапе «Совершенствования» выполняются действия по своевременному устранению несоответствий в области охраны труда, выявленными на стадии проведения проверки.
Спецификой создания СУОТ является применение системного похода, когда все ее элементы рассматриваются не отдельно, а во взаимосвязи друг с другом.
Закажите
разработку документов по охране труда
Поделиться новостью:
Запись опубликована автором Елена Валерьевна Тимонина в рубрике Организация работы по охране труда.
Система управления охраной труда (СУОТ) представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой частей, определяющих политику и цели в сфере охраны труда у работодателя и меры по достижению этих целей. В настоящее время сложно себе представить успешное предприятие без функционирующей на нем системы менеджмента охраны труда. Каждое предприятие стремится к тому, чтобы неукоснительно соблюдать условия охраны труда прежде всего потому, что оно заботится о здоровье своих сотрудников.
Система управления охраной труда функционирует как важная составная часть механизма руководства предприятием. Налицо положительный эффект от встраивания систем управления охраной труда на предприятии, которое означает уменьшение влияния негативных внешних факторов, увеличение показателя производительности труда.
Здоровье сотрудников предприятия гарантируется законодательством и соответствующими службами государства. Стандарты охраны труда — это надежный способ помощи организациям и учреждениям в постоянном анализе степени защиты и гигиены труда.
Служба охраны труда, в которой как правило работает несколько специалистов, необходима для эффективной работы СУОТ. По сути говоря, она несет ответственность перед руководством предприятия. Полноценная активность системы управления охраной труда прежде всего зависит от профессиональных качеств службы охраны труда организации.
Задачи системы управления охраной труда (СУОТ) заключаются в следующем:
Далее перечислены функции системы охраны труда:
Обязательно необходимо следовать предписаниям стандарта, на базе которого строится система охраны труда предприятия. Стандарты составлялись настоящими специалистами, которые знают все об этой области правовых отношений. По сути говоря, предмет правовых отношений, описанный в этой статье, строго регламентирован.
Когда начинает выполняться комплекс мероприятий следует помнить о следующем:
При этом следует обратить внимание на то, что на функционирование системы менеджмента охраны труда оказывают существенное влияние сфера деятельности предприятия. Также задачи, которые ставятся перед предприятием, фирменные изделия и оказываемые предприятием услуги, а также внедряемые технологические процессы, станки, средства защиты работников и опыт их взаимодействия на предприятии. Следовательно, система управления охраной труда одного предприятия имеет существенные различия с аналогичной системой другого предприятия.
НОМЕР ДИРЕКТИВЫ: ADM 04-00-003 | ДАТА Вступление В СИЛУ: 12 мая 2022 г. |
ТЕМА: Система управления безопасностью и здоровьем OSHA, Глава 8, Средства индивидуальной защиты |
Цель:
Настоящая Инструкция устанавливает Систему управления охраной труда и здоровья (SHMS) для сотрудников Управления по охране труда и здоровья (OSHA). Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, указанные в последующих главах, для реализации на региональном уровне. Участие сотрудников является ключевым элементом любой успешной SHMS. Цель этой программы заключается в том, чтобы все сотрудники участвовали во всех аспектах, включая сообщение об опасностях, инцидентах и травмах/болезнях, не опасаясь репрессалий. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и утверждения Национальным офисом.
Область:
OSHA,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Закон о безопасности и здравоохранении, публичный закон 91-596
Нормативно-правовые акты, касающиеся труда: Глава XVII Управление по охране труда, Министерство труда
Серия руководств Министерства труда (DLMS) 4, глава 800, Программа DOL по безопасности и гигиене труда
См. также справочные пункты в отдельных главах.
Аннулирование:
Инструкция OSHA ADM 04-00-002, Руководство по безопасности и гигиене труда в полевых условиях OSHA, Глава 8, Средства индивидуальной защиты, 5 октября 2016 г. Только для государственной справки.
Офисы действий:
Регионы OSHA, Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Исходный офис:
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Контактное лицо:
Управление по оценке науки и техники
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Министерство труда США
200 Конституция Авеню С.В.
Вашингтон, округ Колумбия, 20210
Управлением
Douglas L. Parker
Помощник министра труда
Директиво. ДАТА ДЕЙСТВИЯ: 06.05.2020 | |
ТЕМА: Система управления безопасностью и здоровьем OSHA |
Цель:
Настоящая Инструкция устанавливает Систему управления охраной труда и здоровья (SHMS) для сотрудников Управления по охране труда и здоровья (OSHA). Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, указанные в последующих главах, для реализации на региональном уровне. Участие сотрудников является ключевым элементом любой успешной SHMS. Цель этой программы заключается в том, чтобы все сотрудники участвовали во всех аспектах, включая сообщение об опасностях, инцидентах и травмах/болезнях, не опасаясь репрессалий. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и утверждения Национальным офисом.
Область:
OSHA,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Закон о безопасности и здравоохранении, публичный закон 91-596
Нормативно-правовые акты, касающиеся труда: Глава XVII Управление по охране труда, Министерство труда
Серия руководств Министерства труда (DLMS) 4, глава 800, Программа DOL по безопасности и гигиене труда
См. также справочные пункты в отдельных главах.
Аннулирование:
Инструкция OSHA ADM 04-00-002, Руководство OSHA по охране труда, 5 октября 2016 г. Только для государственной справки.
Офисы действий:
Регионы OSHA, Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Исходный офис:
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Контакт:
Управление по оценке науки и техники
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Министерство труда США
200 Конституция Авеню С.В.
Washington, DC 20210
Под руководством
Loren Sweatt
Первый заместитель помощника министра труда
Настоящая инструкция устанавливает Систему управления безопасностью и здоровьем (SHMS) для сотрудников OSHA. Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, как указано в последующих главах, для реализации Директоратом/регионом.
SHMS и ее программы устанавливают базовые требования и в рамках установленных руководящих принципов могут быть дополнены или расширены для обеспечения безопасности и здоровья всех сотрудников OSHA, а также временных и контрактных сотрудников. Изменения, связанные с внедрением SHMS, могут быть внесены с одобрения местного комитета SHMS. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и одобрения Национальным руководящим комитетом по управлению трудовыми ресурсами.
SHMS и ее программы будут внедряться поэтапно в соответствии с графиком, который будет предоставлен Управлением технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях (DTSEM). Ничто в инструкции не снимает с регионального администратора или директората обязательств по соблюдению OSHA или других федеральных постановлений и распоряжений.
Приложение B из Главы 22: Электробезопасность было удалено, поскольку перечисленное оборудование не соответствовало желаемой цели, которая заключалась в том, чтобы перечислить оборудование, требующее повышения квалификации (т. е. Квалифицированных лиц). Необходимость обучения на рабочем месте, утверждения и обучения потенциально квалифицированных лиц перед использованием электрического испытательного оборудования была разъяснена таким образом, чтобы обеспечить гибкость в регионах и при изменении оборудования.
НОМЕР ДИРЕКТИВЫ: ADM-04-00-002 | ДАТА Вступление В СИЛУ: 05.10.2016 |
ТЕМА: Система управления безопасностью и здоровьем OSHA |
Цель:
Настоящая Инструкция устанавливает Систему управления охраной труда и здоровья (SHMS) для сотрудников Управления по охране труда и здоровья (OSHA). Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, указанные в последующих главах, для реализации на региональном уровне. Участие сотрудников является ключевым элементом любой успешной SHMS. Цель этой программы заключается в том, чтобы все сотрудники участвовали во всех аспектах, включая сообщение об опасностях, инцидентах и травмах/болезнях, не опасаясь репрессалий. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и утверждения Национальным офисом.
Область:
OSHA,
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Закон о безопасности и здравоохранении, публичный закон 91-596
Нормативно-правовые акты, касающиеся труда: глава XVII Управление по охране труда, Министерство труда
Серия руководств Министерства труда (DLMS) 4, глава 800, Программа DOL по безопасности и гигиене труда
См. также справочные пункты в отдельных главах.
Отмена:
ОБХА Инструкция ADM 04-00-001, Руководство по безопасности и здравоохранению OSHA, 23 мая 2011 г.
Государственное воздействие:
НЕТ Государственного плана. Регионы OSHA, Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях, Управление обучения и образования.
Инициирующий офис:
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Контактное лицо:
Управление по оценке науки и технологий
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Министерство труда США
200 Конституция Авеню С. В.
Вашингтон, округ Колумбия 20210
В соответствии с полномочиями
Дэвид Майклс, доктор философии, магистр здравоохранения
Помощник секретаря
Настоящая инструкция устанавливает Систему управления безопасностью и здоровьем (SHMS) для сотрудников OSHA. Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, как указано в последующих главах, для реализации Директоратом/регионом.
SHMS и ее программы устанавливают базовые требования и в рамках установленных руководящих принципов могут быть дополнены или расширены для обеспечения безопасности и здоровья всех сотрудников OSHA, а также временных и контрактных сотрудников. Изменения, связанные с внедрением SHMS, могут быть внесены с одобрения местного комитета SHMS. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и одобрения Национальным руководящим комитетом по управлению трудовыми ресурсами.
SHMS и ее программы будут внедряться поэтапно в соответствии с графиком, который будет предоставлен Управлением технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях (DTSEM). Ничто в инструкции не снимает с регионального администратора или директората обязательств по соблюдению OSHA или других федеральных постановлений и распоряжений.
15 августа 2016 г. главы 13, 17, 22 и 27 были пересмотрены, чтобы обеспечить обновленные базовые требования к контролю опасной энергии, защите от падения, электробезопасности и мониторингу воздействия. Эти изменения были внесены рабочими группами Исполнительного руководящего комитета OSHA Field SHMS с равным количеством экспертов по вопросам руководства OSHA и отдела переговоров.
НОМЕР ДИРЕКТИВЫ: ADM 04-00-001 | ДАТА Вступление В СИЛУ: 23.05.2011 |
ТЕМА: Система управления безопасностью и здоровьем OSHA |
Цель:
Настоящая Инструкция устанавливает Систему управления безопасностью и гигиеной труда (SHMS) для сотрудников Управления по охране труда и здоровья (OSHA). Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, указанные в последующих главах, для реализации на региональном уровне. Участие сотрудников является ключевым элементом любой успешной SHMS. Цель этой программы заключается в том, чтобы все сотрудники участвовали во всех аспектах, включая сообщение об опасностях, инцидентах и травмах/болезнях, не опасаясь репрессалий. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и утверждения Национальным офисом.
Область применения:
Настоящая Инструкция применяется во всем Агентстве.
Ссылки:
Закон о безопасности и гигиене труда, публичный закон 91-596, 29 декабря 1970 г .; с поправками, внесенными публичным законом 101-552 от 5 ноября 1990 г.; с поправками, внесенными публичным законом 105-241 от 29 сентября 1998 г.; Указ Президента № 12196 от 26 февраля 1980 г.; Название 29: Подзаголовок B — Положения, касающиеся труда: Глава XVII Администрация по безопасности и гигиене труда, Министерство труда; Серия руководств Департамента труда (DLMS) 4, глава 800, Программа DOL по безопасности и охране здоровья.
См. также справочные пункты в отдельных главах.
Аннулирование:
Нет.
Состояние воздействия:
Нет.
Офисы действий:
Региональное управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях и Управление обучения и образования OSHA.
Начальный офис:
Канцелярия помощника секретаря
Контактное лицо:
Отдел оценки науки и техники
Управление технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях
Министерство труда США
200 Конституция Авеню С.В.
Вашингтон, округ Колумбия 20210
В соответствии с полномочиями
Дэвид Майклс, доктор философии, магистр здравоохранения
Помощник секретаря
Настоящая инструкция устанавливает Систему управления безопасностью и здоровьем (SHMS) для сотрудников OSHA. Инструкция также устанавливает программы безопасности и охраны здоровья, указанные в последующих главах, для реализации на региональном уровне.
SHMS и ее программы устанавливают базовые требования и в рамках установленных руководящих принципов могут быть дополнены или расширены для обеспечения безопасности и здоровья всех сотрудников OSHA, а также временных и контрактных сотрудников. Изменения, связанные с внедрением SHMS, могут быть внесены с одобрения местного комитета SHMS. Изменения в SHMS или программах, которые изменяют SHMS или политику программы, требуют рассмотрения и одобрения Национальным руководящим комитетом по управлению трудовыми ресурсами.
SHMS и ее программы будут внедряться поэтапно в соответствии с графиком, который будет предоставлен Управлением технической поддержки и управления в чрезвычайных ситуациях (DTSEM).
Ничто в инструкции не снимает с регионального администратора обязанности соблюдать OSHA или другие федеральные постановления и распоряжения.
Это новая программа, поэтому существенных изменений нет.
Система управления охраной труда и промышленной безопасностью (OHSMS) является фундаментальной частью стратегии управления рисками организации. Внедрение OHSMS позволяет организации:
ISO 45001 является международно признанным стандартом для OHSMS. Несмотря на то, что стандарт ISO 45001 разделяет некоторые содержание и требования со своим предшественником, OHSAS 18001, он принимает структуру верхнего уровня Приложения SL всех новых и пересмотренных стандартов ISO на системы менеджмента.
ISO 45001 может быть приведен в соответствие с другими стандартами систем менеджмента, такими как ISO 9001:2015 и ИСО 14001:2015. Стандарт ISO 45001 был опубликован в марте 2018 года.
Ниже приведены основные требования и отличия от OHSAS 18001.
ISO 45001 уделяет большое внимание контексту организации. Это требует от организации рассмотрения того, что заинтересованные стороны ожидают от нее с точки зрения управления охраной труда и техникой безопасности. Организация должна определить, какие заинтересованные стороны имеют отношение к ее СУОТ, а также определить соответствующие требования этих заинтересованных сторон.
Целью ISO 45001 является предоставление организации высокого уровня понимания важных вопросов, которые могут повлиять на нее как положительно, так и отрицательно, и того, как она управляет своими обязанностями по охране труда и технике безопасности по отношению к своим работникам.
Вопросы, представляющие интерес, — это те, которые влияют на способность организации достичь намеченных результатов. К ним относятся цели, которые она поставила перед своей OHSMS, например, выполнение обязательств по политике OHS.
Высшее руководство теперь должно продемонстрировать свою вовлеченность и взаимодействие с СУОТБ посредством прямого участия, принимая во внимание показатели ОТОСБ при стратегическом планировании.
Высшее руководство также должно вносить свой вклад в эффективность СУОТ, играя активную роль в руководстве, поддержке и общении с работниками, а также продвигая и руководя организационной культурой СУОТ.
Этот новый стандарт четко определяет требования к ответственности и подотчетности высшего руководства в отношении управления охраной труда и техникой безопасности. Это делается для того, чтобы окончательная ответственность не могла быть делегирована специалистам по охране труда и технике безопасности или другим менеджерам в организации.
Стандарт требует, чтобы высшее руководство организации поощряло консультации и участие работников и их представителей, поскольку это является ключевым фактором в управлении охраной труда.
Консультации предполагают двустороннюю коммуникацию – диалог и обмен – и включают своевременное предоставление информации, которая требуется работникам и их представителям, прежде чем организация сможет принять решение.
Система управления охраной труда зависит от участия работников, что позволяет им участвовать в принятии решений, касающихся показателей охраны труда, и предоставлять отзывы о предлагаемых изменениях.
Организация должна поощрять работников всех уровней сообщать об опасных ситуациях, чтобы можно было принять превентивные меры и предпринять корректирующие действия. Работники также должны иметь возможность сообщать и предлагать области улучшения, не опасаясь увольнения, дисциплинарных взысканий или подобных репрессалий.
Тесно связанное с акцентом на организационный контекст требование применять риск-ориентированный подход при разработке и внедрении OHSMS. Организация должна определить риски и возможности, на которые она должна обратить внимание, чтобы гарантировать, что система OHSMS сможет достичь намеченных результатов.
Эти риски и возможности включают те, которые имеют отношение к организационному контексту или определяются его организационным контекстом. Организация должна планировать действия по устранению этих рисков и возможностей, внедрять их в свои процессы OHSMS и оценивать эффективность этих действий.
Стандарт требует, чтобы организация обеспечивала определение и контроль переданных на аутсорсинг процессов, влияющих на ее СУОТ.
Об авторе