Система управления охраной труда: Система управления охраной труда на предприятии.

Система управления охраной труда: Система управления охраной труда на предприятии.

Содержание

Система управления охраной труда

Мы стремимся использовать
принципы устойчивого
развития во всех сферах
нашей деятельности.

Система управления охраной труда (СУОТ) — комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда, а также процедуры по достижению этих целей.

Работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда:

1. Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению профессиональных рисков (приказ № 33 от 22.03.2022 «Об утверждении Регламента «Организация системы управления профессиональными рисками в АО «Трансмашхолдинг» и компаниях Группы ТМХ»).

2. Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (приказ № 73 от 17.

05.2022 « Об утверждении Регламента «Организация проведения специальной оценки условий труда в АО «Трансмашхолдинг» и компаниях Группы ТМХ»).

3. Обучение и проверка знаний требований охраны труда направлены на проведение профилактических мероприятий по охране труда, на предотвращение случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, снижение их последствий и являются специализированным процессом получения знаний, умений и навыков (приказ № 68 от 06.05.2022 «Об утверждении Регламента «Организация обучения и проверки знаний требований охраны труда в АО «Трансмашхолдинг» и компаниях группы ТМХ»)

4. Медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование (приказ № 50 от 1904.2022 «Об утверждении Регламента «Организация проведения медицинских осмотров и психиатрического освидетельствования в АО «Трансмашхолдинг» и компаниях Группы ТМХ»).

  • Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе.
  • Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) проводятся в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ. Входят в состав мероприятий системы управления охраной труда.
  • Психиатрическое освидетельствование —медицинское обследование, направленное на выявление психических заболеваний и характера их влияния на трудовую деятельность. Это обязательный тип исследования, который проводится не реже чем один раз в пять лет. По результатам прохождения определяет пригодность или непригодность человека к исполняемой трудовой деятельности.

5. Санитарно-эпидемиологические требования (Федеральный закон N 52 от 30. 03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»)

Санитарно-эпидемиологические требования – обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.

В целях противодействия распространению коронавирусной инфекции (Covid-19) по распоряжению генерального директора АО «Трансмашхолдинг» Кирилла Липы в центральном офисе компании был создан оперативный штаб, задачами которого являются осуществление мониторинга эпидемиологической ситуации и контроль за исполнением противоэпидемических мероприятий.

Аналогичные штабы созданы и действуют на каждом предприятии Группы.

Специально разработанная электронная система мониторинга эпидемиологической обстановки позволяет в режиме реального времени отслеживать количество как вакцинированных, так и инфицированных работников, состояние каждого заболевшего, выполнение планов по вакцинации и общий уровень иммунизации сотрудников по всем предприятиям Группы ТМХ в формате информативных дашбордов.

С начала эпидемии на мероприятия по противодействию распространения коронавирусной инфекции Компанией было потрачено более 700 млн. р., а активная агитационная работа, меры поощрения и личный пример руководящего состава позволили к 2022 году достичь отметки в 80% вакцинированных сотрудников предприятий Группы ТМХ, что свело к минимуму количество тяжелых случаев течения заболевания.

6. Средства индивидуальной защиты (СИЗ)

Для защиты от воздействия вредных и (или) опасных факторов производственной среды и (или) загрязнения, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, работникам бесплатно выдаются средства индивидуальной защиты и смывающие средства, прошедшие подтверждение соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Работодатель за счет своих средств и в соответствии с установленными нормами обеспечивает своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты (приказ № 106 от 24.06.2022 «О совершенствовании процесса обеспечения работников компаний Группы ТМХ средствами индивидуальной защиты»).

7. Несчастные случаи, профессиональные заболевания и микротравмы (приказ № 78 от 24.05 2022 «Об утверждении Регламента «Организация расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и микроповреждений (микротравм), информирования и реагирования в АО «Трансмашхолдинг» и компаниях Группы ТМХ».

  • Расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
  • Расследование и учет проводятся в отношении профессионального заболевания (отравления), возникшего у работника в результате однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшего временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть (далее — острое профессиональное заболевание), или в результате длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшего временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть (далее — хроническое профессиональное заболевание), при исполнении им трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем.
  • В целях предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний работодатель самостоятельно осуществляет учет и рассмотрение обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников.
    Основанием для регистрации микроповреждения (микротравмы) работника и рассмотрения обстоятельств и причин, приведших к его возникновению, является обращение пострадавшего к своему непосредственному или вышестоящему руководителю, работодателю (его представителю).

8. Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Вернуться на главную

Система управления охраной труда

Система управления охраной труда

Разработка системы управления охраной труда.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ «Общие требования к управлению охраной труда в организации» система управления охраной труда — часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
Система включает организационную структуру, деятельность по планированию, распределению ответственности, процедуры, процессы и ре-сурсыдля разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

Система должна установить форму участия работников в управлении охраной труда, их обязанности и ответственность, функциональные обязанности работодателя (его представителя), других должностных лиц и их взаимодействие.
Основная цель применения системы — сохранение жизни и здоровья работников в процессе производственной деятельности. Это может быть достигнуто в том случае, если в организации будут созданы безопасные и безвредные условия труда на всех рабочих местах.
Другие условия включают в себя создание оптимального режима труда и отдыха, благоприятного психологического микроклимата, достаточную для жизненных потребностей оплату труда и, в конечном счете, социальную защищенность работников.
Реализацию поставленных задач целесообразно осуществлять в рамках определенной системы, так как любая система управления, в том числе система управления охраной труда (СУОТ), предполагает более высокий уровень организации работы по охране труда в организации.
В свою очередь СУОТ может состоять из следующих основных составляющих:
1) цели и задачи, направленные на обеспечение безопасных и безвредных условий труда;
2) методы и средства достижения этих целей;
3) структура и системы взаимодействия администрации и работников для достижения этих целей.
Эти составляющие должны иметь определенную взаимосвязь как в любой системе регулирования каких-либо процессов. Эта взаимосвязь строится через элементы системы.

1. Основные элементы и построение системы управления охраной труда в организации

Как было отмечено, СУОТ должна быть одним из звеньев общей системы управления хозяйственной деятельностью организации. Управление — это система взаимосвязанных видов производственной деятельности людей с помощью различных информационных и технических средств для достижения цели. Любая система формально складывается из совокупности элементов, таких как вход, выход, объект управления, управляющие воздействия, информационные потоки.
Входящий поток должен трансформироваться на выходе как результат определенных воздействий на объект управления. В качестве объекта управления рассматриваются условия и безопасность труда, а точнее, управление этими факторами в сторону положительного их воздействия на работающих и нейтрализации негативных факторов, что и показано на схеме.

Общая схема системы управления


Управляющие воздействия осуществляют руководители всех уровней:
в организации в целом — руководитель (главный инженер) организации;
в цехах, на производственных участках — руководители цехов, участков.
Управляющий орган на основе входящей информации (директивных и нормативных документов) вырабатывает управляющую информацию, необходимую для постановки задач или непосредственно управленческое решение для реализации службами, отделами, цехами и т. д. Должностные лица этих производственных единиц есть субъекты управления, т. е. исполняющий орган. Возможно соединение управляющего и исполнительной органов.
Управляющие воздействия и связь между элементами системы обеспечивается устной информацией, приказами, распоряжениями, планами с использованием телекоммуникационных средств и персональных ЭВМ.
СУОТ предполагает использование стандартов предприятия (СТП), например стандарта по расчету коэффициента уровня охраны труда, стандартов морального и материального стимулирования, проведения административно-общественного контроля за состоянием охраны труда и др.

2. Цель и основные задачи системы управления охраной труда

Цель системы управления охраной труда заключается в создании и поддержании оптимальных (допустимых) условий труда для работников организации. Для осуществления этих задач используются следующие методы и средства.
Учет и анализ состояния охраны труда на объекте управления, направленные на выявление и обобщение причин нарушения требовании трудового законодательства, стандартов, правил и норм охраны труда, а также причин невыполнения планируемых работ и мероприятий по охране труда с определением конкретных мер по устранению недостатков. В качестве анализируемых используются все учетные и отчетные материалы о несчастных случаях и профессиональных заболеваниях; данные аттестации рабочих мест, участков и цехов по условиям труда; материалы специальных обследований состояния зданий, сооружений, помещений, оборудования и т. д.
По результатам контроля состояния охраны труда на рабочих местах (производственных участках и в цехах) разрабатываются предложения в оперативные, текущие и перспективные планы работ по охране труда.
Планирование как важнейшая функция управления охраной труда предусматривает разработку перспективных комплексных планов улучшения условий труда и санитарно-оздоровительных мероприятий, текущих (годовых) планов мероприятий, включаемых в соглашение по охране труда при заключении коллективных договоров и оперативных (квартальных, месячных) планов по отдельным цехам и участкам. Разработка текущих планов, включаемых в соглашения при заключении коллективных договоров, осуществляется на основе комплексных планов и рекомендаций Минтруда России по планированию мероприятий. В числе функций и методов управления немаловажное значение имеет моральное и материальное стимулирование работы по повышению уровня охраны труда, а в случае нарушений, упущений, самонадеянности — наложение административной, материальной или уголовной ответственности. Виды и формы стимулирования разрабатываются администрацией организации совместно с комитетами профсоюзов или иными общественными организациями.

3. Подготовка управленческих решений

Координация деятельности всех подразделений в СУОТ осуществляется руководителем организации и службой охраны труда. Организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их выполнением осуществляет инженер по охране труда, непосредственно подчиняющийся руководителю (заместителю). В решении задач управления должны участвовать соответствующие службы и отделы, в том числе в формировании и реализации управленческих решений.
Достижение целей охраны труда обеспечиваются организационно-распорядительными, экономическими и социально-психологическими методами и средствами.
Выработка управленческих решений может состоять из следующих этапов:
— анализ ситуаций и информации по охране труда для выявления задач, требующих решения в связи с поставленными целями;
— подготовка и обоснование управленческого решения с учетом материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения целей охраны труда;
— принятие управленческого решения и оформление его в виде письменного документа или распоряжения;
— распределение функций между структурными подразделениями и исполнителями;
— доведение управленческих решений до исполнителя;
— организация контроля за ходом выполнения принятого решения;
— оценка результатов и эффективности от реализации решения;
— обобщение и распространение передового опыта по реализации определенных целей по охране труда между подразделениями.
Управленческие решения должны отвечать следующим требованиям:
— основываться на законодательных актах, действующих правилах, нормах;
— иметь адресат, регламентировать время исполнения;
— быть краткими, четкими, раскрывать методы достижения цели. Как уже было сказано, решения могут оформляться приказами, распоряжениями, планами мероприятий, стандартами предприятий и т. п.
Координирующая роль инженера по охране труда организации заключается в сборе и обработке поступающей от подразделений информации, в использовании единых установленных форм журналов, актов, планов, нарядов на производство работ и т. п. В зависимости от специфики подразделения определяются соответствующие документы, их ведение и сроки хранения.

4. Информация в системе управления охраной труда

Информация в системе управления должна поступать в виде количественных и качественных показателей, характеризующих состояние условий и безопасности труда на рабочих местах, участках, в цехах и в организациях.
Всю информацию, необходимую для управления, можно разделить на нормативную и осведомляющую. Нормативная информация представляет собой данные, характеризующие требуемое состояние управляемого объекта. Осведомляющая информация характеризует действительное состояние управляемого объекта. Нормативная информация относительно устойчива, поскольку объекты управления, их параметры и нормы, которым должны удовлетворять эти параметры для данной системы управления и данного периода времени, неизменны в отличие от осведомляющей информации, которая постоянно меняется. Осведомляющая информация служит сигналом о необходимости управляющих воздействий, корректирующих имеющиеся отклонения. Точнее, сигналом служит не сама осведомляющая информация, а отклонение между нормативной и осведомляющей информацией. Осведомляющая информация должна быть:
оптимальной, т. е. содержать минимальное количество показателей, дающих возможность максимально характеризовать данный фактор, чтобы принять эффективное решение;
своевременной, т. е. должна быть в тот момент, когда эта информация необходима;
достоверной, т. е. соответствовать объектам, системам, которые она отражает.
В качестве информационных показателей целесообразно иметь как конкретные (единичные), так и обобщенные показатели, характеризующие состояние управляемой подсистемы; такими показателями могут быть, например, показатели соответствия нормам (планам), показатели условий труда, технической безопасности и др.

5. Делопроизводство, виды и требования к составлению документов

В деятельности предприятий используются различные организационно-распорядительные документы: акты, письма, докладные записки, заявления, инструкции, анкеты, объяснительные записки, положения, постановления, правила, представления, приказы, протоколы, распоряжения и т. п.
Вопрос о разработке того или иного документа решается из условия его оправданности и деловой необходимости. К управленческим документам предъявляют следующие требования:
— унификация и типизация формы;
— рациональность, лаконичность, устойчивость языковых оборотов;
— применение установившихся и рекомендованных стандартами терминов;
— достаточность фактов и полнота раскрытия их влияния на цели охраны труда;
— достоверность сведений;
— оперативность оформления и доставки исполнителем;
— возможность обработки с помощью технических средств, ЭВМ;
— соблюдение правовых основ, наличие подписей, печати (штампа), законности излагаемых положений.
Текст организационно-распорядительного документа, как правило, должен состоять из двух частей: в первой части констатируют основания и причины издания документа, во второй части излагают существо вопроса. Однако он может состоять только из второй части. На документе указывается адресат в виде названия организации или фамилии и инициалов должностного лица. Гриф утверждения должен состоять из слова «Утверждаю», должности, личной подписи, ее расшифровки, даты. Резолюция на документе должна быть датирована и подписана.
Для решения управленческих задач с учетом применения ЭВМ и экономико-математических методов необходимо унифицировать организационно-распорядительную документацию в соответствии со стандартами унифицированных систем документации и Классификатором правовых актов (Указ Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. № 511).
Названный классификатор направлен на унификацию банков данных правовой информации, обеспечение автоматизированного обмена правовой информацией между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами прокуратуры Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Унифицированные системы документации и унифицированные формы документов должны быть пригодными также для применения в условиях традиционных (ручных) методов сбора и обработки информации, используемой в управлении организацией.

6. Использование персональных ЭВМ и информационных сетей в управлении охраной труда

Определение иерархии управления и других составляющих систем

Прежде всего, необходимо определить назначение, общий алгоритм автоматизированной системы управления (АСУ) и конечную цель, которая должна быть достигнута с использованием этой системы. Затем определяется круг лиц, участвующих в управлении охраной труда в соответствии с должностными обязанностями, и составляется обобщенная схема управления. Так, для любой организации эта схема может включать: высшее управленческое звено (директор и его заместители) и субъекты управления (начальники отделов, цехов, участков, бригад).
Разрабатываются перспективные планы на 2—3 года и годовой с разбивкой его выполнения на каждый квартал (месяц) и определяется роль каждого должностного лица и конкретные действия. При этом целесообразно составить график выполнения планов с указанием исполнителей и сроков выполнения.
Предполагается, что справочно-информационная база сформирована, и она позволяет должностному лицу получить необходимую информацию для подготовки управленческого решения или реализации того или иного мероприятия. Результаты выполнения мероприятий вводятся субъектом управления или оператором в компьютерную программу управления с реальным масштабом времени. Если какое-то мероприятие не выполнено, то указываются причины.
Система управления должна иметь жесткую обратную связь, обеспечивающую подачу оперативной информации управляющему звену, особенно о нарушениях сроков выполнения.

Общая структура автоматизированной системы управления

Можно выделить следующие основные составляющие автоматизированной системы управления:
— информационное обеспечение на основе правовых нормативных документов:
законодательства о труде и об охране труда, государственных стандартов, строительных норм и правил и др. ;
банк данных о состоянии условий и безопасности труда, т. е. сбор и формирование осведомляющей информации по результатам комплексных проверок, аттестации, предписаний и экспертных листов;
математическое и программное обеспечение всей системы управления.
Программное обеспечение должно включать взаимодействие между управляющим звеном и субъектами управления с наиболее простым вхождением каждого пользователя в управляющую систему.
Необходим также и ряд прикладных программных блоков. Можно привести следующий примерный перечень этих программ:
статистика травматизма и его анализ;
сбор и телеобработка входящей информации;
обучение и инструктаж персонала;
обеспечение спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
опасные вещества, их характеристики, правила хранения и обращения с ними;
предварительный и периодический медицинские осмотры;
финансирование мероприятий по охране труда.
Здесь следует исходить из сложности или трудоемкости реализации того или иного мероприятия, а также из материальных затрат. Кроме того, с увеличением этих блоков усложняется управляющая программа.

Автоматизация подготовки и принятия управленческих решений. Роль руководителя и субъектов управления в автоматизированной системе

Степень взаимодействия человека с программно-аппаратным комплексом может быть различна.
Операции управления могут выполняться исполнителем, программно-аппаратным комплексом (ПАК) и совместно, т. е. исполнителем и ПАК
По функциональному признаку различают синтезирующие (Ps), анализирующие (Ра), прогнозирующие (Рn) операции, операции оценки качества воздействия (Ро) и др.
Синтезирующие операции формируют информационную модель объекта управления по исходным данным. Операции (алгоритм, программы) формирования годовых, квартальных и других планов работы по охране труда организации относятся также к синтезирующим операциям.
Анализирующие операции отображают в среде пользователя свойства управляемого объекта и ход процесса управления. Эти операции производят оценку, распознавание и классификацию проблемных ситуаций на объекте управления.
Оценивающие операции обеспечивают выработку количественных показателей качества альтернативных вариантов предполагаемого решения.
Прогнозирующие операции вырабатывают сведения о поведении объекта управления в будущем при условии принятия того или иного альтернативного варианта управляющего воздействия.
При использовании в определенных сочетаниях операции Рn и Ро формируются различные стратегии не только управляющего воздействия на объект управления, но и стратегии, и тактики выработки самого управляющего воздействия.
Идеология основной управляющей программы и ее блоков должна учитывать обязательно человеческий фактор, т. е. роль человека в АСУ при принятии решения. Весьма важно, чтобы руководитель и субъекты управления получали целостное восприятие объекта управления и процесса управления. В связи с этим перед началом разработки нужно четко сформулировать требования к АСУ, так как автоматизации подвергаются лишь хорошо формализованные задачи управления.
В заключение нужно сказать, что результативность АСУ во многом зависит от глубины человеко-машинного взаимодействия. В тех случаях, когда нужно проанализировать большие информационные потоки, более оптимальное решение обеспечит программно-аппаратный комплекс. В других случаях предпочтительно иметь только так называемую компьютерную поддержку руководителю и субъектам управления.
На больших и средних предприятиях целесообразно организовать локальную сеть с выходом на внешние информационные сети.

Найти: на: beztrud.narod.ru Narod.RU Яндексе

Системы управления охраной труда и промышленной безопасностью (Охрана труда)

Обеспечение основного права на безопасную и здоровую рабочую среду имеет важное значение для предотвращения несчастных случаев и заболеваний, связанных с работой, а также для защиты и укрепления здоровья и благополучия работников.

В этом контексте выявление опасностей, возникающих на рабочем месте или в связи с ним, а также оценка и контроль связанных с этим рисков, которые могут нанести ущерб здоровью и благополучию работников, являются ключевыми принципами процесса обеспечения безопасности и здоровья на рабочем месте. .

В последние десятилетия растущая сложность и быстро меняющийся характер сферы труда требовали системного подхода к управлению и поддержанию безопасной и здоровой рабочей среды.

Системы управления охраной труда существуют уже несколько десятилетий и продемонстрировали свою ключевую роль в успешном совершенствовании внедрения охраны труда на рабочем месте за счет обеспечения интеграции в бизнес-планирование и процессы разработки. Внедрение системы управления охраной труда также обеспечивает более эффективное участие работников в определении и проведении профилактических мероприятий.

Единого шаблона для всех не существует, и предприятия должны тщательно анализировать свои потребности в отношении имеющихся у них средств и соответствующим образом адаптировать свою систему управления охраной труда.

Было разработано значительное количество стандартов и руководств по системам управления охраной труда, и многие страны сформулировали национальные стратегии по охране труда, которые также включают системный подход. На международном уровне МОТ опубликовала в 2001 г. «Руководство по системам управления безопасностью и гигиеной труда ILO-OSH 2001», которое благодаря своему трехстороннему подходу стало широко используемой моделью для разработки национальных стандартов в этой области.

Этот онлайн-инструментарий по управлению безопасностью и гигиеной труда охватывает следующие темы:

  • Система управления охраной труда
  • Оценка и управление рисками
  • Оценка и управление конкретными рисками

 

00 9026 Система управления охраной труда

Система управления охраной труда представляет собой набор взаимосвязанных или взаимодействующих элементов, направленных на установление политики и целей в области охраны труда и достижение этих целей.

Применение системного подхода к управлению охраной труда на рабочем месте обеспечивает постоянную оценку и поддержание уровня профилактики и защиты посредством соответствующих и своевременных улучшений.

В целях создания и поддержания безопасной и здоровой рабочей среды и соблюдения требований по охране труда в соответствии с национальными законами и правилами работодателям рекомендуется принять соответствующие меры для создания системы управления охраной труда.

Система должна содержать основные элементы политики, организации, планирования и реализации, оценки и действий по улучшению, как показано на рисунке.
Цикл управления охраной труда

Руководство по системам управления безопасностью и гигиеной труда, ILO-OSH 2001

Это добровольное руководство представляет собой уникальную международную модель, совместимую с другими стандартами и руководствами по системам менеджмента. Они отражают трехсторонний подход МОТ и принципы, определенные в ее международных документах по охране труда, в частности, в Конвенции о безопасности и гигиене труда 1981 года (№ 155) и Рекомендации (№ 164). Их целью является помощь организациям (предприятиям/рабочим местам) и компетентным учреждениям в достижении постоянного улучшения показателей охраны труда.

Как можно управлять безопасностью и гигиеной труда?

Основываясь на подходе к постоянному совершенствованию, определенному в Руководстве МОТ по охране труда 2001 года, эта веб-страница содержит практическую информацию о том, что работодатели должны учитывать при управлении охраной труда на своем рабочем месте.

Он охватывает основные элементы системы управления охраной труда (Политика, Организация, Планирование и реализация, Оценка, Действия по улучшению), а также конкретные вопросы, которые необходимо учитывать для эффективного управления охраной труда (Контроль рисков, Несчастные случаи и расследования; Рабочие места для нескольких работодателей; Решение о том, кто может помочь работодателям в выполнении их обязанностей; Консультирование работников; Предоставление обучения и информации; Обеспечение надзора; Первая помощь; Знаки безопасности). На странице также есть видеоролики, демонстрирующие примеры управления охраной труда на уровне предприятия, а также краткое тематическое исследование, в котором рассматриваются этапы цикла постоянного улучшения управления охраной труда и ссылки на внешние ресурсы.

Безопасность и гигиена труда. Руководство для заинтересованных сторон

В этом интерактивном руководстве содержится информация об управлении вопросами охраны труда, характерными для многих секторов промышленности. В нем подробно описаны действия, которым работодатели и работники могут следовать, чтобы обеспечить безопасные и здоровые системы труда на своих рабочих местах. В руководстве также содержится информация о конкретных опасностях и рисках в области охраны труда. Стороны, принимавшие участие в разработке этого руководства, указаны во введении к руководству и в разделе «Благодарности».
 

Оценка рисков и управление ими

Для создания безопасной и здоровой рабочей среды необходимо устранить или свести к минимуму профессиональные риски, насколько это практически возможно. С этой целью следует проводить надежную оценку рисков и управление ими для выявления опасностей и оценки связанных с ними рисков, которые могут причинить вред работникам, чтобы можно было разработать и внедрить соответствующие меры по охране труда. Такой процесс позволяет оценить, достаточно ли уже приняты превентивные меры или необходимо предпринять дополнительные действия, и определить их приоритетность.
Процесс оценки и управления рисками можно легко адаптировать к размеру и деятельности предприятия.
Активное участие рабочей силы необходимо для успешной оценки рисков и управления ими. Даже если работники не обязаны проводить оценку риска (это обязанность работодателя), работники часто хорошо осведомлены об опасностях, с которыми они сталкиваются, и, как правило, имеют идеи и предложения о том, как лучше контролировать риски. возникающие из-за этих опасностей.

Учебный пакет по оценке и управлению рисками на рабочем месте

В этом руководстве предлагается простой, понятный и удобный подход к оценке рисков и управлению ими. Он содержит простой в использовании материал с проработанными примерами оценки рисков и готовую к использованию форму/шаблон оценки рисков, которую можно использовать на рабочем месте.

Пятиэтапное руководство для работодателей, работников и их представителей по проведению оценки рисков на рабочем месте

В этом руководстве представлен простой метод оценки рисков и управления ими, который легко применим на большинстве предприятий, в частности на малых и средних предприятиях. Руководство иллюстрирует 5 шагов по оценке и управлению рисками на рабочем месте, а именно включает шаблон оценки рисков, который можно использовать для записи результатов в простом и легкодоступном формате.

Оценка и управление конкретными рисками

  • Вредные химические и биологические агенты/вещества
  • Психосоциальные риски и стресс на работе
  • Организационные вопросы
  • Рабочие места
  • Электроэлектрическая безопасность
  • . Оборудование, работающее под давлением
  • Транспортные средства на рабочем месте
  • Ручное обращение
  • Шум
  • Вибрация
  • Поскальзывания и спотыкания
  • Работа на высоте
  • Работа в замкнутом пространстве
  • Средства индивидуальной защиты

Что такое система управления охраной труда и техникой безопасности?

Что такое система управления охраной труда и техникой безопасности?

Система управления охраной труда и техникой безопасности  – это структура, набор руководств или инструмент, который помогает ответственным лицам систематически управлять охраной труда и безопасностью на рабочем месте. Ее также иногда называют системой управления безопасностью, и она может включать в себя несколько политик и процедур, предназначенных для уменьшения несчастных случаев, инцидентов, болезней и опасностей для сотрудников.

Краткая история управления охраной труда и техникой безопасности

В отчете HSE говорится, что в 2020/21 году около 1,7 миллиона рабочих в Великобритании страдали от болезни, которая, по их мнению, была вызвана работой или усугубилась ею. Интересно, что характер травм менялся со временем.

Например, по мере снижения частоты заболеваний опорно-двигательного аппарата с 1990-х годов резко возрос уровень стресса, депрессии и беспокойства.

Если вы поместите нынешнюю болезнь в исторический контекст, то сегодняшним рабочим будет легче. Но в 2020/21 году 142 рабочих все еще были убиты на работе в Великобритании, в том числе 88 наемных работников и 54 самозанятых. Этого недостаточно.

Любая предотвратимая смерть сотрудника непростительна. И только поэтому стоит иметь систему управления охраной труда и техникой безопасности.

Примеры системы управления охраной труда и техникой безопасности

Что вы должны включить в свою систему управления охраной труда и техникой безопасности? Не существует исчерпывающего списка вещей, которые должны быть включены, но обязательно ознакомьтесь с некоторыми из следующих:

Чтобы создать формальную систему управления охраной труда и безопасностью, вы, вероятно, захотите взглянуть на уже существующие стандарты. Например, ISO 45001:2018 устанавливает требования к системе управления охраной труда и промышленной безопасностью (OH&S), чтобы компании могли обеспечивать безопасные и здоровые рабочие места, предотвращая болезни и травмы, а также улучшая OH&S.

Вы также можете ознакомиться с ISO 9001:2015. Этот стандарт относится к требованиям к системе менеджмента качества, которая предназначена для удовлетворения нормативных требований при одновременном повышении удовлетворенности потребителей.

Если ваша компания работает в течение значительного периода времени, у вас, вероятно, есть стандарты, процедуры, процессы или коды, которые вы уже используете. Если они связаны с безопасностью или здоровьем человека, включите их в свою систему.

В зависимости от того, в каком секторе работает ваша компания, в вашу систему управления охраной труда и здоровьем могут быть включены соответствующие рамки. Например, если вы работаете в транспортной отрасли, вы можете рассмотреть законодательство, касающееся транспортных средств на работе, компетентности водителей и найма водителей. Работникам умственного труда, возможно, придется подумать о человеческих факторах, таких как обучение и компетентность, включая общие рекомендации по успешному управлению охраной труда и техникой безопасности, HSG65 (1997).

Руководства по охране труда и технике безопасности также могут быть очень специфичными для отрасли, например, их руководство по выбору и обучению руководителей морских установок для управления кризисными ситуациями или руководство по технической оценке ядерного управления.

Вам необходимо управление безопасностью и здоровьем?

Одним словом, да. Это правильно. Однако официально формальная система управления не требуется по закону.

Имеются юридические основания для наличия систем управления охраной труда и техникой безопасности. Люди имеют основное право человека на безопасность на работе, и важно эффективно управлять этим. Существует также моральное обязательство заботиться о своих сотрудниках.

Но что на самом деле требует закон о здоровье и безопасности? В кратком руководстве по охране труда и технике безопасности, подготовленном HSE, говорится, что, хотя закон важен, эти обязанности квалифицируются в Законе по принципу «насколько это практически осуществимо». Другими словами, поясняют они, «работодатель не обязан принимать меры для предотвращения или снижения риска, если они технически невозможны или если время, трудозатраты или стоимость мер будут совершенно непропорциональны риску».

Официально в законе говорится: «…каждый работодатель обязан подготовить и как можно чаще пересматривать письменное заявление о своей общей политике в отношении здоровья и безопасности на работе своих сотрудников и организация и мероприятия, действующие в настоящее время для проведения этой политики, и довести заявление и любые его изменения до сведения всех своих сотрудников…»

Почему важно иметь систему управления безопасностью?

Система управления охраной труда и техникой безопасности поможет вам выявлять риски и опасности на рабочем месте и работать над предотвращением инцидентов в будущем.

Если они действительно происходят, система также поможет вам узнать, как правильно реагировать, как сообщать и отслеживать инциденты, а также как работать над предотвращением будущих инцидентов, анализируя, что пошло не так, и гарантируя, что это не повторится.

В условиях современной экономики знаний, когда многие предприятия добиваются успеха или терпят неудачу в зависимости от того, как они обращаются со своими сотрудниками, система управления безопасностью также может помочь вам продвигать позитивную культуру здоровья и безопасности, которая является важным аспектом позитивной рабочей и корпоративной культуры.

Если это уместно или уместно, ваша система управления безопасностью может также включать ссылки на другие политики или руководства, которые у вас есть в отношении психического здоровья на работе, гигиены труда и отпуска в связи со стрессом. Вы также можете рассмотреть такие вопросы, как прогулы или травля на работе.

Какие этапы системы управления охраной труда и техникой безопасности?

Надлежащая система управления охраной труда и техникой безопасности должна быть создана как можно лучше, в зависимости от размера вашего бизнеса. Если вы небольшая компания, вам может не понадобиться обременительная или формальная структура. Но более крупные компании нуждаются в формализованной и всеобъемлющей системе управления.

Однако, независимо от вашего размера, вам необходимо убедиться, что системы управления безопасностью и здоровьем внедрены, контролируются, поддерживаются и совершенствуются с течением времени. Это четыре этапа любой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью:

  • Подготовка и планирование . Убедитесь, что вы знаете, кто что делает, когда и как, когда речь идет о мерах по охране труда и технике безопасности, мониторинге производительности и планировании реагирования на чрезвычайные ситуации.

  • Организуйте или заставьте все происходить – Претворите план в жизнь. Убедитесь, что у людей есть необходимые ресурсы. Поделитесь информацией о здоровье и безопасности с соответствующими людьми и получите совет, если это необходимо.

  • Проверить вещи – Работает ли ваш план охраны труда и техники безопасности? На этом этапе вы должны проводить проверки и аудиты, расследовать инциденты или несчастные случаи (а также опасные происшествия) и следить за новыми опасностями.

  • Примите меры – Убедитесь, что ваши записи точны, а системы подходят и достаточны. Если это не так, вам необходимо внести изменения в соответствии с отраслевыми стандартами и передовой практикой.

Или, короче:

  • План

  • Сделайте

  • Действуйте

  • Чек

Независимо от того, как вы выполните эти четыре шага, ключевыми элементами успешной программы ОТ и ТБ являются получение одобрения со стороны руководства и приверженность.

Также важно убедиться, что вы провели соответствующий анализ рабочего места, рассмотрели способы предотвращения или контроля существующих и новых опасностей, а также обеспечили соответствующую подготовку сотрудников, руководителей и менеджеров.

Как вы внедряете систему управления охраной труда и техникой безопасности?

После создания системы пришло время ее настроить. Начните с рассмотрения рисков, с которыми сталкиваются ваши сотрудники, насколько вероятно, что они произойдут, и насколько разрушительными могут быть любые инциденты.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ