Сколько учредителей должно быть в некоммерческой организации: Сколько должно быть учредителей в НКО?

Сколько учредителей должно быть в некоммерческой организации: Сколько должно быть учредителей в НКО?

Содержание

Учредители НКО и участники НКО. Кто это и почему это разные понятия?

Если развернуто отвечать на этот вопрос, получится сложно и запутанно. Сначала дадим обобщенный ответ, который даст общее представление. 

Как правило, учредители НКО создают некоммерческую организацию и формируют её первичное имущество, не путать с уставным капиталом. На этом функция учредителей заканчивается. Еще на этапе регистрации НКО, учредители определяют порядок формирования органов управления, которые формируются из состава учредителей. Так появляются участники НКО и органы управления, в которые они входят. В дальнейшем состав участников или членов НКО может меняться, может измениться состав органов управления. То, что некоторые из участников НКО были учредителями, в дальнейшем не дает им дополнительных привилегий или прав.

Но из любых правил есть исключения, особенности и точные определения. Разберем каждое!

 

 

Учредители некоммерческой организации, в зависимости от организационно-правовой формы, должны быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

Выступать учредителями некоммерческой организации могут как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица и без гражданства, законно находящиеся на территории РФ.
Ограничения при учреждении НКО к учредителям применяется в том случае, если физическое лицо находится не законно на территории РФ, если его пребывание на территории РФ нежелательно, есть решение суда об участии лица в незаконной деятельности.
Важно! В законе о некоммерческих организациях очень много организационно — правовых форм, которые имеют свои особенности, в том числе при учреждении организации, а в некоторых формах НКО к учредителям предъявляются ряд требований, например:
1. создавать общественную организацию могут только физические лица и (или) общественные организации;
2. коллегию адвокатов и адвокатское бюро могут создавать только адвокаты имеющие стаж не менее 5 лет;
3. национальную культурную автономию могут учреждать только лица, проживающие в одном муниципальном округе;
4. в частном учреждении вообще не допускается совместное учреждение, учредитель в ЧУ может быть только один.
 

В зависимости от организационно правовой формы у учредителей разные права и обязанности, в некоторых организациях учредители только создают НКО, а в некоторых принимают активное участие в ее деятельности, так:
1. Учредители в Фонде — инициативная группа лиц, которые после государственной регистрации передают права на управление фонда в высший коллегиальный орган управления, это может быть Совет или Президиум. Учредители могут войти в состав любого органа Фонда, участвовать в мероприятиях проводимых Фондом, осуществлять пожертвования на цели фонда, а так же выступить инициатором ликвидации Фонда, если его цели не могут реализовываться.

2. Учредители в организациях, основанных на членстве – ассоциациях, союзах, коллегиях адвокатах, общественных объединениях после государственной регистрации автоматически становятся членами таких организациях, имеют равные права и обязанностями с вновь вступившими в организацию членами. Соответственно, они не имеют никаких привилегий. Они на равных правах со всеми членами принимают важные решения для организации:
утверждают устав
определяют основные направления деятельности организации
утверждают финансовую смету
избирают органы управления и могут быть избраны в них.
3. Учредители в автономной некоммерческой организации имеют право оставить все бразды правления у себя в руках, при этом не получая прибыль от деятельности организации. Но могут и предать часть полномочий в сформированный ими же коллегиальный орган управления, в который также могут войти. В любом случае учредители в автономной некоммерческой организации это высший орган, который управляет созданной ими организацией в рамках утвержденного устава АНО и в любом случае они назначают руководителя, формируют другие органы управления, контролируют деятельность АНО.
4. И только в одной организационно правовой форме некоммерческой организации — в Частном учреждении учредитель на законных основаниях управляет созданной им организацией, наделяет его имуществом, в полной мере осуществляет управление и контроль его деятельностью, получает доход от осуществляемой деятельности. Особенностью Частного учреждения является то, что в соответствии с законодательством РФ, учредитель имеет право создавать его единолично. Ранее в частных учреждениях, созданных до 1 сентября 2014 года допускалось совместное учреждение, но после вступления в силу 99 ФЗ Частные учреждения, в составе которых два и более учредителя обязаны преобразоваться в автономную некоммерческую организацию или принять решение о его ликвидации.

 

Практически во всех формах НКО, за исключением частного учреждения, учредители имеют право добровольно выйти из состава учредителей созданной ими организацией, а в таких формах как Фонд и Автономная некоммерческая организация Минюстом допускается вход новых учредителей в уже созданную организацию, но с согласия всех остальных учредителей.

Самый частый вопрос, поступающий в нашу организацию: — какая ответственность у учредителей некоммерческой организации? Во всех формах НКО, опять же за исключением Частного учреждения, учредители не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Разъяснения Минюста по вопросам регистрации некоммерческих организаций при создании, а также по вопросу изменения состава учредителей НКО

При регистрации некоммерческих организаций (далее НКО) часто вставал вопрос: как правильно заполнять заявление Р11001 о создании НКО, а именно листы, в которых содержатся сведения об учредителях.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» говорит о том, что при регистрации НКО в Минюст должны подаваться «сведения об учредителях», но закон не уточняет, в каком виде они должны представляться.

В требованиях к заполнению заявления о регистрации юридического лица при создании по форме Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ)) в п.2.12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Получается, если следовать этим требованиям, при создании, например, общественной организации, листы заявления Р11001 на учредителей можно не заполнять.

Подтверждением этой мысли является то, что при регистрации в налоговой фермерского хозяйства, не указанного в перечне в Приказе, не заполняли листы на учредителей вообще, и налоговая все благополучно зарегистрировала.

Вопрос необходимости заполнения в заявлении сведений об учредителях НКО приобретает дополнительную актуальность, если учесть, что часто возникает вопрос выхода из состава учредителей НКО, необходимость убрать из ЕГРЮЛ сведения о тех, кто больше не имеет никакого отношения к управлению НКО.

Ранее Минюст однозначно отвечал, что внесение таких изменений невозможно.

В январе 2016 года в Федеральный закон «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, в соответствии с которыми в ЕГРЮЛ могут быть зарегистрированы изменения в сведениях об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, а именно о выходе таких учредителей (участников) из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц.

С целью получения разъяснений на эти вопросы, я обратился напрямую в Министерство юстиции.

Текст обращения:

«Добрый день.

Прошу Вас разъяснить следующую ситуацию по вопросу регистрации при создании НКО и регистрации изменений в НКО:

1) Создание НКО.

При регистрации создания НКО используется форма заявления Р11001, утвержденная Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected] «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Далее Приказ).

В требованиях к заполнению формы Р11001 (раздел II приложения 20 к Приказу) в п.2.12 сказано, что листы А, Б, В, Г, Д заявления (листы, содержащие сведения об учредителях) заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.

Таким образом, если следовать указанным требованиям, при регистрации, например, Фонда, АНО или Ассоциации, листы, содержащие сведения об учредителях, заполнять и прикладывать не нужно.

Это подтверждается практикой регистрации налоговой, например, крестьянских (фермерских) хозяйств и ТСЖ, когда в ЕГРЮЛ не вносятся сведения об учредителях, так как листы о них не заполняются и не прикладываются.

Сотрудники региональных управлений Минюста при рассмотрении документов о регистрации НКО требуют заполнять данные листы, в связи с чем в дальнейшем возникает сложность, когда кто-то из учредителей хочет уйти от управления НКО, а в ЕГРЮЛ сведения об учредителях действующей НКО не вносятся. Эта проблема приводит к недопониманию, например, в банках или при трудоустройстве (часто — при трудоустройстве на гос. службу).

Прошу Вас разъяснить: требуется ли заполнять указанные листы заявления, если требования к заполнению заявления Р11001 говорят об обратном. Можно ли выполнять требования ФЗ об НКО о предоставлении сведений об учредителях иным путем, например, указывая эти сведения в протоколе о создании НКО.

2) Второй вопрос — о регистрации изменений в НКО плотно связан с первым вопросом.

В январе 2016 года в Федеральный закон №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения, а именно, был внесен п.2.2 в ст.17.

Пункт 2.2 ст.17 гласит: «Для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений об учредителях (участниках) некоммерческих корпораций, учредителях фондов и автономных некоммерческих организаций, лицо, выходящее из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц, представляет в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц.»

Таким образом, действующий закон о регистрации юр. лиц позволяет вносить изменения в сведения об учредителях отдельных форм НКО. При этом сотрудники региональных управлений при устных консультациях отвечают, что это невозможно.

Прошу Вас разъяснить порядок регистрации изменений в состав участников отдельных форм НКО с учетом нового законодательства».

Из полученного ответа Министерства юстиции можно сделать следующие основные выводы:

1) Заполнение листов заявления Р11001, содержащих сведения об учредителях НКО, обязательно для всех видов НКО, а не только для указанных в Приказе.

2) Изменения в сведения об учредителях, содержащиеся в ЕГРЮЛ могут быть внесены только в отношении указанных в Федеральном законе «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» видов НКО.

3) В отношении остальных видов НКО изменения в сведения об учредителях не вносятся, такие сведения в ЕГРЮЛ играют роль «истории» НКО, информации о ее создателях, такая информация может не иметь отношения к лицам, фактически управляющим НКО, если те, кто создавал НКО, отошли от ее управления.

Дополнительно Минюст разъяснил, что:

1) Выход из НКО носит уведомительный характер, заявление о выходе не имеет строгой формы и требований к его заверению;

2) Изменение сведений об учредителях НКО, в случае выхода из НКО (если это возможно в соответствии с Федеральным законом «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), относится к полномочиям Федеральной налоговой службы (ее территориальных органов)).

Тут стоит отметить, что регистрирующим органом для НКО является регионального управление ФНС, а не районные (межрайонные) инспекции.

3) Изменение сведений об учредителях АНО в случае входа новых учредителей по решению всех остальных учредителей относится к полномочиям Минюста (его территориальных органов).

Полный текст ответа Минюста доступен по ссылке.

Учредители некоммерческой организации. Состав, права, обязанности

Содержание страницы

Деятельность учредителей НКО регулируется ФЗ «Об НКО» №7 от 12 января 1996 года в редакции от 2018 года.

Права и обязанности учредителей

Учредители некоммерческих организаций наделены следующими правами:

  • Установление целей и условий работы НКО.
  • Утверждение Устава организации и его редакций.
  • Назначение руководителя и его отстранение от должности.
  • Контроль над деятельностью НКО.
  • Приостановка работы субъекта.
  • Создание, реорганизация и ликвидация НКО.
  • Самостоятельная творческая, управленческая и хозяйственная деятельность в рамках закона.
  • Формирование филиалов и представительств.
  • Вхождение в различные союзы и ассоциации.
  • Законное ведение международной деятельности.

У учредителей есть обязанности:

  • Внесение имущества и денежных средств.
  • Забота о юридической и правовой защите.
  • Информационная поддержка.
  • Составление методических указаний.
  • Обеспечение условий для обучения сотрудников.
  • Ведение деятельности, прописанной в учредительной документации.
  • Действия по обеспечению первоначального состояния имущества.
  • Обеспечение эффективной эксплуатации имеющейся собственности.
  • Предоставление сотрудникам социального и медицинского страхования.
  • Предоставление работником МРОТ, а также социальных гарантий.
  • Гарантирование безопасности сотрудников.
  • Выплата компенсаций в том случае, если работнику был причинен ущерб.
  • Ведение отчетности, бухучета и статистического учета.

В ФЗ «Об НКО» указано, что некоммерческий субъект может быть создан как ЮЛ, так и ФЛ. Права и обязанности учредителей остаются актуальными до государственной регистрации НКО. Практически все полномочия касаются момента создания организации. После регистрации учредители наделяются правами в качестве уже членов объединения. Именно на правах участников они ведут деятельность НКО. Информация об учредителях фиксируется в ЕГРЮЛ.

Рассмотрим основные права и обязанности учредителей, оговоренные статьей 8 ФЗ «Об НКО». В статье 1239 ГК РФ также указано, что полномочия и обязанности могут устанавливаться уставом организации. Рассмотрим их:

  • Реализация прав и обязанностей, оговоренных в уставе НКО.
  • Безвозмездное использование услуг организации.
  • Выход из НКО в любое время по своему усмотрению.
  • Своевременное внесение членских взносов.
  • Если на то есть решение суда, внесение в организацию дополнительного имущества.
  • Получение при выходе из НКО части имущества, если иное не оговорено законом.

ВАЖНО! Фактически права и обязанности учредителя прекращаются после создания НКО. Однако в этот же момент полномочия возникают у тех же лиц, но уже на правах членов организации.

Кто может стать учредителем НКО

Учредителем может стать только дееспособное и совершеннолетнее лицо. Им может являться и резидент, и нерезидент, и ФЛ, и ЮЛ. Иностранное лицо и лицо без гражданства имеет право на создание НКО, однако существуют некоторые ограничения. В частности, учредителями не могут являться эти лица:

  • Иностранное лицо или человек без гражданства, пребывание которых на территории страны нежелательно на основании правовых актов.
  • Перечень лиц, оговоренных в пункте 2 статьи 6 ФЗ №115 «О противодействии легализации средств, добытых незаконным путем».
  • Объединение или сообщество религиозного характера в том случае, если их работа остановлена на основании статьи 10 ФЗ №114 «Об ограничении экстремизма».
  • Лицо, действия которого признаны экстремистскими.

Во всех других случаях ФЛ или ЮЛ могут стать учредителями.

Вступление в состав учредителей НКО

Для того чтобы вступить в состав учредителей и участников, нужно действовать по этой схеме:

  1. Составляется протокол, подтверждающий согласие участников на появление нового учредителя.
  2. Исполнительным органом НКО заполняется заявление в соответствии с формой Р14001.
  3. Заявление и протокол направляется в Управлении Минюста.

Вступление в НКО не предполагает уплаты пошлины. Рассмотрим основные особенности этой процедуры:

  • Если в НКО входят только учредители, протокол о согласии может быть заменен на решение высшего органа управления организацией.
  • Вступление в НКО регламентируется частью 4 статьи 15 ФЗ №7 от 12 января 1996 года. Однако в этом законе не дано точного указания на то, что для вступления нужно согласие всех участников. Пояснение дано только в абзаце 2 пункте 6 статьи 123.24 ГК РФ. Если это автономная НКО, нужно единогласное одобрение всех учредителей. Касательно других организаций порядок составления протокола о согласии следует оговорить в уставе.
  • Все бумаги, сопровождающие вступление в НКО, нужно направить в территориальное управление Минюста. Соответствующее указание дано в Приказе Минюста №455 от 30 декабря 2011 года.

Если в организации состоит один учредитель, он должен передать свои полномочия другому участнику.

Смена учредителей НКО

Менять состав учредителей было позволено НКО совсем недавно. Рассмотрим порядок смены на примере АНО:

  1. Лицо подает заявление в НКО о вхождении в состав учредителей.
  2. В Министерство юстиции подается заявление по форме Р13001, устав АНО, решение учредителя, бумага об уплате пошлины.

Если в каком-либо документе содержится более одной страницы, нужно прошить его.

Выход из состава учредителей организации

Выход из НКО выполняется в соответствии с этой схемой:

  1. Заполнение заявления по форме Р14001.
  2. Подача заполненной заявки в Управление ФНС.
  3. В день подачи заявления в Управление нужно отправить уведомление о выходе в саму НКО. Документ этот оформляется в свободной форме.

То есть для выхода из организации нужно составить два документа: заявление и уведомление. Рассмотрим основные особенности выхода из НКО:

  • Заявление нужно подавать не в Управление Минюста, а именно в налоговую структуру. Соответствующее правило оговорено в части 2.2 статьи 17 ФЗ №129 «О госрегистрации ЮЛ». Разъяснения по вопросу есть в Письме Минюста №11/32870 от 24 марта 2016 года.
  • Выход производится на добровольной основе. Получать согласие от прочих учредителей не нужно.
  • Права и обязанности лица упраздняются с момента внесения сведений о выходе в ЕГРЮЛ.

Процедура выхода учредителя из организации достаточно проста. Она не предполагает составления множества документов.

Ответственность учредителя НКО

В статье 123 ГК РФ указано, что учредители не несут ответственности по обязательствам ЮЛ. Действие этой статьи распространяется на некоммерческие организации. Отсутствие ответственности учредителей НКО часто критикуется. Отсутствие обязательств у создателей ЮЛ связано с тем, что коммерческие фирмы стимулируют экономику страны. Однако НКО создается с благотворительными и социальными целями, а потому безответственность участников обоснованной не является.

Нужно сказать, что рассматриваемые положения имеют ограничения. В частности, ответственность несут учредители двух видов НКО. Это учреждения и союзы. К примеру, создатели потребительского кооператива на основании статьи 123.3 ГК РФ несут субсидиарную ответственность по долгам организации в пределах размера своего взноса.

Также ответственность будут нести создатели казенных и частных учреждений. Однако они должны отвечать по долгам только в том случае, если наличие ответственности доказано в исковом порядке. Соответствующую позицию заняла Судебная коллегия по экономическим спорам от 22 апреля 2015 года.

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебных решений можно сказать, что учредители достаточно часто привлекаются к ответственности.

Ответственность учредителей при ликвидации организации

При этих типах НКО учредители не будут нести никакой ответственности при ликвидации:

  • Общественные и религиозные.
  • Фонды.
  • Партнерства.
  • Автономные НКО.
  • Товарищество собственников недвижимости.

Ответственность будут нести учредители частных учреждений, ассоциаций, потребительских кооперативов.

Сколько минимум должно быть учредителей для создания НКО спасибо за помощь.

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Органы управления НКО

Устав некоммерческой организации обязательно должен содержать в себе структуру органов управления. Законодательством предусмотрено, что органы управления в Некоммерческой организации могут быть обязательные и добровольные. 

Законодательством предусмотрены органы управления, обязательные для каждой организационно-правовой формы Некоммерческой организации. Это значит, что такие органы обязательно должны быть предусмотрены уставом Некоммерческой организации и сформированы на момент создания НКО. Остальные органы управления могут быть сформированы по желанию учредителей при условии, что члены этих органов должны быть избраны при создании Некоммерческой организации и уставом НКО должна быть предусмотрена компетенция этих «добровольных органов. 

В нашей статье подробно рассмотрим какие органы обязательны к формированию, а какие могут быть сформированы на ваше усмотрение и как прописать их полномочия в уставе.

  1. Высший орган управления НКО
  2. Заочное голосование высшего органа управления НКО
  3. Исполнительные органы управления НКО
  4. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации
  5. Надзорные органы НКО
  6. Контрольно-ревизионный орган НКО
  7. Совещательный орган НКО
  8. Выводы о структуре органов 

Высший орган управления НКО 

В каждой некоммерческой организации должен быть сформирован высший орган управления. Основной функцией высшего органа управления некоммерческой организацией является обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она создается.  

Для корпоративных некоммерческих организаций (основанных на членстве) высшим органом управления является общее собрания членов (для региональной и местной общественной организации) или конференция или съезд делегатов от структурных подразделений общественной организации (для межрегиональных и общероссийских общественных организаций), участие в которых принимают участие не все члены регионального отделения лично, а через представителей – делегатов.  

В Некоммерческих организациях, которые являются унитарными (не основаны на членстве), функции высшего органа управления выполняют специальный орган, который предусмотрен учредительным документом, например, в Фонде — Совет или Президиум. Фонд создают учредители – инициативная группа. После государственной регистрации фонда все полномочия по управлению Фондом переходят к высшему коллегиальному органу управления – Совету или Президиуму, который учредитель сформировал при создании Фонда.  В Автономной некоммерческой организации управление организацией осуществляет учредитель. Учредителю могут принадлежать все функции высшего органа управления. Может быть сформирован высший коллегиальный орган управления, например, Совет. Однако не все функции высшего органа управления перейдут к нему. У учредителя останется компетенция по вопросам назначения руководителя, приема новых учредителей, внесения изменений в устав, определение порядка приема учредителей. В фонде таких ограничений нет. Можно вообще не формировать высший коллегиальный орган управления и все функции высшего органа управления будет осуществлять учредитель или учредители. 

В соответствии с действующим законодательством есть вопросы в Некоммерческих организациях, решение по которым может принимать только высший орган управления. Такие вопросы называются исключительной компетенцией. 

В некоммерческой организации высший орган управления: 

  1. определяет приоритетные направления деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;
  2. вносит изменения в устав некоммерческой организации;
  3. определяет порядок приема в состав учредителей (участников, членов) НКО и исключает из состава ее учредителей (участников, членов), 
  4. образует органы некоммерческой организации и досрочное прекращает их полномочия;
  5. утверждает годовой отчет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность НКО, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации; 
  6. принимает решение о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, и об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, 
  7. принимает решение о создании некоммерческой организацией филиалов и об открытии представительств;
  8. принимает решение о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (исключение — фонд), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; 
  9. принимает решение об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

Закон говорит нам о том, что федеральным законом и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесены и другие вопросы. 

Вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией, нельзя передать для их решения другому органу управления Некоммерческой организации.  Однако есть несколько исключений. Например, в уставе общественной организации исключительная компетенция высшего органа управления может быть меньше, чем в других формах НКО. 

Так, утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности общественной организации, принятие решений о создании общественной организацией других юридических лиц, об участии общественной организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств общественной организации, утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора общественной организации, образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа относятся к компетенции постоянно действующего коллегиального руководящего органа общественной организации.

 

Заочное голосование высшего органа управления НКО

Высший орган управления НКО может принять решения не проводя заседание физически. Вместо этого голосование можно провести заочно (опросным путем).

Однако заочное голосование можно провести только по вопросам, которые не относятся к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. Заочное голосование может проводиться путем обмена документами через почтовую, телеграфную, телетайпную, телефонную, электронную или иную связь, которая обеспечивает аутентичность передаваемых и принимаемых сообщений и их документальное подтверждение.

Для возможности проведения заочного голосования устав НКО должен содержать в себе порядок проведения заочного голосования. Предварительно членам высшего органа управления должна быть направлена предлагаемая повестка дня. Все члены высшего органа управления должны быть обеспечены возможностью ознакомиться до момента начала голосования со всей необходимой информацией, а также материалами. Также они должны быть наделены возможностью внести предложение о внесении дополнительного вопроса в повестку дня. В случае, если в повестку дня были внесены изменения, все члены высшего органа управления должны быть уведомлены об этом до начала голосования измененной повестки дня, а также срок окончания процедуры голосования. 

Все решения по заочному голосованию фиксируется в протоколе, который должен содержать в себе: 

  1. дата, до которой принимались документы, которые содержат сведения о голосовании высшего органа управления НКО;
  2. сведения о лицах, которые принимали участие в голосовании;
  3. результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; 
  4. сведения о лицах, которые проводили подсчет голосов;
  5. сведения о лицах, которые подписали протокол.

Заседание высшего органа управления НКО правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Все решения, которые относятся к исключительной компетенции высшего органа управления Некоммерческой организации, принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов, которые присутствуют на заседании. По вопросам, которые отнесены не к исключительной компетенции, решение могут приниматься простым большинством числом голосов.  

В некоммерческих организациях, основанных на членстве, на момент создания НКО высший орган управления формируется из состава учредителей. После государственной регистрации корпоративной Некоммерческой организации учредители автоматически становятся членами Организации и высший орган управления формируется из числа членов организации. В унитарных некоммерческих организациях высший орган управления может быть избран из сторонних лиц, то есть не из учредителей.  

Исполнительный орган управления некоммерческой организации

Структура и компетенция исполнительных органов большинства некоммерческих организаций определена законом лишь в самых общих чертах. Как правило, компетенция таких органов определяется уставом. 

В каждой Некоммерческой организации должен быть сформирован единоличный исполнительный орган. Он может быть один или несколько. Наименование должности единоличного исполнительного органа может быть разное, например, Президент, Директор, Председатель. Если единоличных исполнительных органов много, то они могут называться: Президент, Вице-Президент; Председатель, Заместитель Председателя; Президент – Исполнительный директор. Единоличный исполнительный орган, как правило — это лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности. В таком случае сведения о нем вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. 

Как правило, единоличный исполнительный орган: 

  • без доверенности действует от имени НКО, в том числе представляет ее интересы и совершает сделки, от лица Некоммерческой организации взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными, коммерческими и некоммерческими российскими, зарубежными и международными организациями и гражданами;
  • открывает и закрывает в банке счета Некоммерческой организации;
  • выдает доверенности на право представительства от имени НКО, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • осуществляет общее руководство деятельностью Некоммерческой организации;
  • осуществляет общее руководство деятельностью создаваемых Некоммерческой организации комитетов, советов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп; 
  • обеспечивает выполнение решений Общего собрания членов Некоммерческой организации, реализацию программ, проектов и мероприятий НКО;  
  • в пределах своей компетенции принимает решения и издает распоряжения, приказы и иные акты по вопросам деятельности Некоммерческой организации, обязательные для исполнения членами и штатными сотрудниками Некоммерческой организации; 
  • утверждает правила, процедуры и другие внутренние документы НКО, за исключением документов, утверждение которых отнесено Уставом НКО к компетенции высшего органа управления;
  • готовит материалы, проекты и предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение высшего органа управления;
  • устанавливает численность сотрудников штатного аппарата НКО, определяет нормативы затрат на оплату их труда;
  • распоряжается имуществом Некоммерческой организации в пределах, которые установлены высшим органов управления Некоммерческой организации, Уставом НКО и действующим законодательством Российской Федерации;  
  • организует привлечение инвестиций для расширения сферы деятельности Некоммерческой организации, финансирования ее проектов и программ; 
  • руководит международной деятельностью Некоммерческой организации; 
  • предъявляет от имени Некоммерческой организации претензии и иски к российским и зарубежным юридическим лицам, и гражданам;  
  • ежегодно отчитывается перед высшим органов управления Некоммерческой организации о результатах своей деятельности; 
  • осуществляет иные полномочия, не входящие в компетенцию других органов Некоммерческой организации. 

 

Выше мы привели лишь примеры деятельности руководителя НКО. Если в организации два и более единоличных исполнительных органа и более, то компетенция между ними распределяется. Например, в Некоммерческой организации есть Президент и Исполнительный директор. Компетенцию в данном случае можно разделить, передав Президенту представительские функции, а исполнительному директору функции по ведению внутренней деятельности НКО.  

 

В некоммерческих организациях могут быть сформированы коллегиальные исполнительные органы. Например, Правление, Совет, Президиум. В корпоративных организациях такой орган формируется из числа членов организации. Часто такой орган формируют в Ассоциациях. Законодательство не устанавливает компетенцию данного органа управления. Как правило, к коллегиальному исполнительному органу управления относят (пример для Ассоциации): 

  • прием в НКО новых членов в порядке, определенном Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • принятие решения об исключении членов из состава Некоммерческой организации в случаях и в порядке, предусмотренных Уставом и решениями высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • ведение реестра членов НКО; 
  • принятие решений о привлечении членов Некоммерческой организации к ответственности за нарушение норм Устава;
  • утверждение положений, правил, процедур и других внутренних документов НКО, за исключением документов, если это не отнесено к компетенции других органов управления Некоммерческой организации. 
  • обеспечение выполнения решений высшего органа управления Некоммерческой организации;  
  • подготовка материалов, проектов и предложений по вопросам, выносимым на рассмотрение заседания высшего органа управления Некоммерческой организации;
  • формирование повестки дня, созыв и уведомление о проведении высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • определение направлений, размеров и порядка расходования денежных средств и иного имущества Некоммерческой организации;
  • создание комитетов, комиссий, секций, объединений и рабочих групп по направлениям деятельности Некоммерческой организации с утверждением положений о них, назначением их руководителей и утверждением их отчетов;
  • представление отчета о проделанной работе высшему органу управления Некоммерческой организации; 
  • решение других вопросов деятельности НКО, не входящих в исключительную компетенцию высшего органа управления Некоммерческой организации. 

Многие вопросы могут быть разделены между единоличным исполнительным органом некоммерческой организации и коллегиальным исполнительным органов управления Некоммерческой организации. 

Постоянно действующий руководящий орган НКО 

Действующим законодательством предусмотрено, что в общественной организации должен быть сформирован коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, который действует в период между заседаниями высшего органа управления. 

Такой орган при создании общественной организации избирается Учредительным собранием из числа учредителей Организации в количестве, которое определено Учредительным собранием.

Коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления осуществляет права юридического лица от имени НКО и исполняет ее обязанности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

Как правило, такой орган:

  • разрабатывает и представляет на утверждение высшего органа управления Некоммерческой организации основные направления и программы деятельности НКО;
  • вырабатывает систему мер по реализации уставных целей НКО в рамках конкретных мероприятий и программ, осуществляемых организацией или с ее участием;
  • созывает высший орган управления Некоммерческой организации, подготавливает документы и материалы к заседанию высшего органа управления Организации, утверждает повестку дня заседания высшего органа управления Некоммерческой организации; 
  • организует выполнение решений, которые принимаются высшим органом управления Некоммерческой организации; 
  • утверждает функциональные обязанности каждого члена коллегиального постоянно действующего руководящего органа управления организации; 
  • утверждает структуру и штат рабочих организации;
  • распоряжается средствами и имуществом НКО в порядке, предусмотренном Уставом организации; принимает членов в организацию, исключает членов из организации и ведет учет членов организации в порядке, определенном высшим органом управления некоммерческой организации;
  • утверждает Положение о взносах в организацию в порядке, определённом высшим органом управления НКО;
  • утверждает Положения о приеме, выходе и исключения членов Организации в порядке, определенном высшим органом управления НКО;
  • принимает решения по другим вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации и других органов организации. 

Надзорные органы НКО 

В некоммерческих организациях может быть сформирован надзорный орган.  Это орган, который не реализуют цели создания некоммерческой организации, а осуществляет надзор. Однако обязательно данный орган должен быть сформирован только в Фонде. 

В фонде это попечительский совет, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда, за принятием органами управления Фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств Фонда, соблюдением Фондом законодательства Российской Федерации. 

Попечительский совет должен быть сформирован при создании фонда. Учредитель или Учредители Фонда при создании Фонда избирают Попечительский совет в количестве не менее 2 членов, а после его регистрации состав Фонда Попечительского совета избирается по решению высшего органа управления Фонда. Срок полномочий Попечительского совета может достигать 5 лет.

В Фонде Попечительский призван способствует привлечению финансирования для ведения Фондом уставной деятельности. Поэтому членами Попечительского совета могут стать пользующиеся авторитетом и обладающие положительным имиджем лица, выразившие поддержку целям деятельности Фонда, а также лица, оказывающие финансовую поддержку деятельности Фонда.

Ревизионная комиссия и ревизор в НКО

Законодательство предусматривает, что в Некоммерческих организациях может быть сформирован контрольно-ревизионный орган. Для некоторых организационно-правовых форм он является обязательным, для некоторых нет. Так, контрольно-ревизионный орган должен быть сформирован обязательно в общественных организациях и движениях, в ассоциациях и в благотворительных фондах. О том, что ревизор должен быть сформирован в Благотворительном фонде, говорит нам Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». Законодательство не содержит сведения о компетенции ревизора, но содержит ссылку на то, что он должен быть. Контрольно-ревизионный орган Некоммерческой организации может быть единоличным или коллегиальным. Например, Ревизор (единоличный) или ревизионная комиссия (коллегиальный). Как правило, в некоммерческих организациях избирают только Ревизора, так как обязательного требования по формированию коллегиального органа нет, а это значит, что, избрав одно лицо на должность Ревизора, вы соблюли нормы законодательства. В Коллегии адвокатов, Адвокатском бюро, Автономной некоммерческой организации, Фонде – ревизора можно не включать в структуру органов управления. 

Совещательный орган НКО 

Совещательные органы НКО относят к «добровольным» органам некоммерческой организации. Например, во многих Автономных некоммерческих организациях, которые осуществляют деятельность в научной сфере, формируется такой орган, который называется Экспертный совет. Он является совещательным органом. Функцией такого совета является выбор и привлечение к выполнению цели АНО экспертов, ведущих специалистов в сфере деятельности Автономной некоммерческой организации. Такой орган может заниматься подготовкой экспертных рекомендаций по вопросам деятельности АНО и представлять их высшему органу управления. Как правило к компетенции такого органа управления относят:

  • определение приоритетных направлений развития научной деятельности организации и организация исследований, конференций, консультаций и семинаров по вопросам деятельности организации;
  • представление научной позиции АНО на соответствующих конференциях, консультациях и семинарах. 

Структура органов управления форм НКО

Итак, давайте подведем черту и определим, какие органы должны быть сформированы обязательно в каждой организационно-правовой форме Некоммерческих организаций. 

В общественной организации обязательно формируется высший орган управления – общее собрание членов или конференция (Съезд), коллегиальный постоянно действующий руководящий орган управления, единоличный исполнительный орган управления, контрольно-ревизионный орган. 

В ассоциации или союзе обязательно формируется высший орган управления – общее собрание членов, единоличный исполнительный орган управления и контрольно-ревизионный орган. 

В коллегии адвокатов формируется высший орган управления – общее собрание членов и единоличный исполнительный орган управления. В адвокатском бюро — высший орган управления (общее собрание адвокатов-партнеров) и единоличный исполнительный орган управления. 

В фонде должен быть сформирован высший коллегиальный орган управления, единоличный исполнительный орган, надзорный орган – попечительский совет и в благотворительных фондах – контрольно-ревизионный орган.

В автономных некоммерческих организациях – высший орган управления (учредитель или коллегиальный орган), единоличный исполнительный орган. 

 

Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).

 

Вам может быть интересно:

Ответственность некоммерческой организации

Планируя регистрацию, приобретая некоммерческую организацию или вступая в уже существующую НКО, некоторые граждане задумываются (а некоторые и не задумываются) о том, что, приобретая определенные права, они также возлагают на себя определенную ответственность, но какую и в чем она заключается, не знают. Каждый день мы получаем подобного рода вопросы и решили осветить их в отдельной статье. Для того, чтобы разобраться в этой теме, мы ответим на следующие вопросы:

  1. Ответственность различных форм НКО
  2. Субсидиарная ответственность членов НКО

Ответственность различных форм некоммерческих организаций

Есть сторонники и есть противники существующего положения в сфере ответственности некоммерческих организаций, но факт остается фактом, законодатель предусмотрел ответственность далеко не для всех учредителей НКО. Все дело в том, что согласно Гражданскому кодексу РФ, учредители юридического лица, не несут ответственность по его обязательствам, например, такие как учредители Фонда. Однако, существует исключение «в лице» 123 статьи ГК РФ, которая устанавливает ответственность для трех видов некоммерческих организаций: казенные и частные учреждения, потребительский кооператив и ассоциация (союз). 

 

 

Рассмотрим установленную законодателем ответственность в зависимости от организационно-правовой формы более детально.

Фонд – в данном случае он является классическим представителем общего правила: «учредители юридического лица не несут ответственность по обязательствам юридического лица». Согласно п.1 ст. 7 Федерального закона №7 «О некоммерческих организациях» имущество, переданное фонду, становится его имуществом, и он не отвечает им по обязательствам своих учредителей, как и наоборот учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда. Точно такой же принцип ответственности действует и для следующих видов НКО. Общественные объединения – как известно, учредители, участники (члены) таких НКО не сохраняют прав на переданное ими организации имущество или на произведенные ими денежные взносы. Общественное объединение и ее учредители, участники (члены) не отвечают по обязательствам друг друга в соответствии с п. 2 ст. 6 выше указанного Федерального закона.  Некоммерческое партнерство – в соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», не отвечает по обязательствам своих членов, точно так же, как и члены не отвечают своим имуществом по обязательствам партнерства. Все имущество, переданное партнерству, становится его собственностью. Как известно, данный вид некоммерческих организаций был упразднен в 2014 году и зарегистрировать новую организацию данной организационно-правовой формы уже невозможно, но на практике еще существуют ранее зарегистрированные действующие некоммерческие партнерства, поэтому мы не могли их не упомянуть в нашей статье.  Автономные некоммерческие организации – п. 3 ст. 123.24 ГК РФ и п. 1 ст. 10 ФЗ-7 «О некоммерческих организациях». Имущество, переданное АНО, становится ее собственностью и не подлежит к взысканию по обязательствам ее учредителей, так же, как и обязательства АНО не переходят на ее учредителей. 

Товарищество собственников недвижимости –  ГК РФ ст. 123.12 п. 3. Члены товарищества объединяют свое имущество для достижения поставленных целей (например, управление многоквартирным домом) и совместного владения, но товарищество не отвечает по обязательствам отдельных членов.

Исключением из общего правила стали три вида некоммерческих организаций:

Учреждения (бюджетные, казенные, автономные, частные) – собственники имущества несут субсидиарную ответственность по долгам учреждения, в том числе за обязательства, возникшие в результате причинения вреда гражданам, если собственных средств некоммерческой организации недостаточно для удовлетворения существующих требований. Данное положение закреплено статьями 123.22 п. 4 – п. 6 ГК РФ и 123.3 п. 2 ГК РФ. Ассоциация (союз) – согласно п. 4 ст. 11 ФЗ-7 «О некоммерческих организациях» и п. 3 ст. 123.8 ГК РФ эта НКО отвечает по своим долгам всем своим имуществом, но не отвечает по обязательствам своих членов. А вот сами члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам организации. Размер и порядок взыскания с ее членов устанавливается учредительными документами, что заметно отличает ассоциацию (союз) от других видов некоммерческих организаций.   Потребительский кооператив – убытки в этой организации покрываются путем взыскания с его членов денежных средств (так называемых дополнительных взносов) в трехмесячный срок со дня утверждения ежегодного баланса НКО. За невыполнение данного требования кредиторы вправе потребовать принудительную ликвидацию потребительского кооператива через суд. Все члены организации несут солидарную ответственность по обязательствам, но только в пределах невнесенной части дополнительного взноса, ст. 123.3 Гражданского кодекса РФ.  

 

Субсидиарная ответственность членов некоммерческой организации

Опять же важно понимать значение «субсидиарной ответственности», так называемой дополнительной  к ответственности основного лица. Она наступает тогда, когда основной должник не способен удовлетворить все предъявленные требования кредиторов. При этом основной дебитор исчерпал все свои средства (денежные и иное имущество). Тогда для погашения оставшихся требований вступает лицо, несущее субсидиарную ответственность, и покрывает все оставшиеся долги/неуплаченные налоги/пени. Важно, что требования к субсидиарно-ответственному лицу должны быть предъявлены до окончания работы ликвидационной комиссии. Основной должник связан с субсидиарно-ответственным на основании закона, иных правовых актов или условий взятого обязательства. Данный вид ответственности закреплен 399 статьей Гражданского кодекса РФ. 

На практике привлечение к субсидиарной ответственности учредителей некоммерческих организаций не столь частый случай. Но если это случается, то необходимо понимать, что, если речь идет о потребительском кооперативе, учреждении или ассоциации (союзе) их члены/ собственники имущества будут нести субсидиарную ответственность (в рамках, установленных законом) не только перед кредиторами НКО, но и перед государственными органами. Это означает, что на них также может упасть бремя неуплаченных организацией налогов, пеней или штрафов.  Субсидиарная ответственность возникает в том случае, если организация будет ликвидирована, все ее имущество продано, но денежных средств все еще не хватает для погашения имеющихся долгов. 

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что независимо от организационно-правовой формы некоммерческой организации каждое лицо, уполномоченное действовать от имени организации, будь то руководитель (директор, президент и т.д.) или любой коллегиальный орган управления (совет, правление и т.д.), каждый из них обязан действовать добросовестно и разумно в интересах доверенного ему юридического лица и согласно целям и задачам некоммерческой организации. Ведь нельзя забывать, что каждый из них несет личную (материальную, административную и порой даже уголовную) ответственность за причиненные организации убытки путем его виновных действий.  

 

Остались вопросы?

Пишите или звоните!

8-495-0034571 (МСК), 8-812-6290003 (СПБ), 8-968-8783899 (по России).

 

Вам также может быть интересно:

Уставный капитал некоммерческой организации \ Акты, образцы, формы, договоры \ Консультант Плюс

Подборка наиболее важных документов по запросу Уставный капитал некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Уставный капитал некоммерческой организации

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций: понятие, классификация, особенности формирования и использования
(Макеева О.С., Штефан М.А.)
(«Международный бухгалтерский учет», 2014, N 35)Уставный фонд формируется некоммерческими организациями добровольно, поскольку законодательно не закреплены положения об обязательном формировании подобного источника финансирования деятельности хозяйствующих субъектов некоммерческой сферы . Уставный фонд для НКО по экономическому содержанию является синонимом термина «уставный капитал» для коммерческих организаций. Гражданское законодательство предусматривает обязанность по формированию уставного капитала только для коммерческих организаций и понимает под ним гарантию минимального возмещения требований кредиторов, а также право на возврат своей доли имущества учредителям в случае ликвидации. Если говорить об уставном фонде, то его предназначение состоит в обеспечении уставной деятельности некоммерческой организации, а после ликвидации или реорганизации НКО данные средства не подлежат распределению между участниками некоммерческой организации, а должны быть направлены на погашение обязательств данной НКО перед кредиторами . Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Корпоративная ответственность в гражданском праве: монография»
(Гутников О.В.)
(«ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2019)2) «формальный», основанный на последовательном делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, полностью исключающий для некоммерческих организаций возможность ведения основных видов «активной» предпринимательской деятельности. При этом отпадает необходимость формирования уставного капитала некоммерческой организации, а ответственность по ее «непредпринимательским» обязательствам в какой-то мере вполне может быть возложена на ее учредителей. Если некоммерческой организации недостает средств, она может взять их у учредителей (членов), которые и должны финансировать эту организацию для осуществления целей деятельности. При таком подходе не нужно ограничивать ответственность некоммерческой организации по ее обязательствам только имуществом самой организации: учредители вполне могут и должны отвечать по долгам некоммерческой организации, не связанной с предпринимательской деятельностью (например, отвечая за деликты, причиненные некоммерческой организацией участникам гражданского оборота) . Также некоммерческая организация должна иметь право учреждать коммерческие организации, отдавать часть своего имущества в доверительное управление с целью получения дохода, получать доходы от «пассивной» предпринимательской деятельности (дивиденды по акциям, доходы от сдачи имущества в аренду и т.п.). Однако это не ее дело — восполнять недостатки имущественной базы посредством собственной активной предпринимательской деятельности.

Нормативные акты: Уставный капитал некоммерческой организации

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 31.07.2020)5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2). Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 08.06.2020)
«О некоммерческих организациях»В случаях и порядке, которые установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Топ-5 самых богатых некоммерческих организаций

Top Five Richest Non-Profit Organisations in the World Стив Морган [CC BY-SA 4.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0) или GFDL (http://www.gnu.org/copyleft/fdl.html)], из Викимедиа Commons

На первый взгляд это может показаться нелогичным, но современные крупные некоммерческие организации невероятно успешны в получении доходов. Для некоммерческих организаций характерно инвестирование своих избыточных доходов обратно в свою основную благотворительную цель или миссию, а не их распределение среди акционеров или владельцев организации.

Выполнение этой миссии часто требует значительных доходов и ресурсов. В зависимости от характера услуг, которые они предлагают, и финансовых потребностей их операций, бюджеты крупнейших некоммерческих организаций в мире исчисляются миллиардами долларов.

Крупные некоммерческие организации очень эффективны в прибыльных операциях. Мы составили список пяти самых богатых некоммерческих организаций в мире со статистикой, полученной из The NonProfit Times.

5. Католические благотворительные организации США

Страна происхождения: США

Выручка: 3 738 264 678 долл. США

Основанная в 1910 году католическая благотворительная организация в США превратилась в одну из крупнейших некоммерческих организаций в мире с доходом более 3,74 миллиарда долларов США по состоянию на 2017 год. Штаб-квартира находится в Александрии, Вирджиния, организация служит национальным офисом для большего более 160 католических благотворительных организаций, которые ежегодно обслуживают миллионы людей, независимо от их религиозного, социального или экономического происхождения.Благотворительные услуги, предоставляемые организацией, включают жилье, здравоохранение, снабжение продуктами питания, профилактику ВИЧ и помощь при стихийных бедствиях, и в первую очередь направлены на сокращение бедности в сообществах по всей территории Соединенных Штатов. Совсем недавно католические благотворительные организации предприняли шаги по улучшению жилищной ситуации в Соединенных Штатах. В январе 2019 года они запустили Инициативу здорового жилья, которая направлена ​​на сокращение хронической бездомности на 20 процентов в течение пяти лет в определенных городах.

4.Армия Спасения

Страна происхождения: Великобритания

Выручка: 3 746 160 000 долларов США

Армия Спасения, основанная в 1865 году Уильямом и Кэтрин Бут в Лондоне, является международной христианской благотворительной организацией. В настоящее время она представлена ​​примерно в 132 странах, где работают 26 753 сотрудника и 112 203 сотрудника. В рамках своей гуманитарной деятельности Армия Спасения была одной из основных организаций по оказанию чрезвычайной гуманитарной помощи на юге Соединенных Штатов и в Пуэрто-Рико сразу после ураганов Харви, Ирма и Мария.Большая часть поддержки была направлена ​​на удовлетворение основных потребностей, таких как еда и вода, для жертв, многие из которых остались без крова. Из 125 миллионов долларов, собранных для оказания помощи при урагане в 2018 году, 34 миллиона долларов были предназначены для немедленного реагирования и 91 миллион долларов — на долгосрочное восстановительное лечение. Организация также запустила кампанию по сбору средств на своем веб-сайте, чтобы лучше облегчить сбор пожертвований.

3. United Way Worldwide

Страна происхождения: США

Выручка: 3 919 051 274 долл. США

Компания United Way Worldwide со штаб-квартирой в Вирджинии оказала влияние на жизни более 61 миллиона человек в 1800 населенных пунктах в 40 странах и территориях по всему миру.В 2018 году United Way обслуживали 2,9 миллиона волонтеров и 8,3 миллиона доноров. United Way Worldwide руководствуется видением улучшения образа жизни людей за счет работы в сфере образования, доходов и здравоохранения. В сообществах по всему миру волонтеры United Way работают с местными лидерами, чтобы выявлять потребности и разрабатывать стратегии для улучшения экономического и человеческого успеха посредством образования. В феврале 2019 года организация заняла 5-е место в ежегодном списке самых инновационных компаний мира Fast Company.Недавний пример этого новаторского духа — партнерство с Lyft по программе Relief Rides, которая предоставила примерно 12 000 бесплатных поездок для неэкстренных транспортных средств, таких как медицинские приемы и собеседования для нуждающихся.

2. Goodwill Industries International

Страна происхождения: США

Выручка: 5 874 351 995 долларов США

Goodwill Industries International — это некоммерческая организация, которая предоставляет образование и обучение для соискателей работы по всему миру, особенно для тех, кто обычно не имеет квалификации для получения работы из-за своего возраста, инвалидности или криминального прошлого.Основанная преподобным Эдгаром Дж. Хелмсом в 1902 году, чтобы помочь бедным получить источник средств к существованию за счет ремонта и продажи бывших в употреблении предметов домашнего обихода, собранных у богатых, Goodwill превратилась во вторую по величине некоммерческую организацию в мире сегодня по доходам. выручка составила 5,87 млрд долларов по состоянию на 2018 год. В 2017 году в рамках инициативы Goodwill по трудоустройству более 288 000 человек смогли подготовиться к работе в финансовой, технической и медицинской отраслях, а также в других сферах. Всего организация обслуживала более 38 человек.6 миллионов человек в 17 странах мира. Goodwill перешла в тренировочное пространство 21-го века, так как более 36,5 миллионов человек используют компьютеры или мобильные устройства для виртуального доступа к тренировкам.

1. YMCA

Страна происхождения: Швейцария

Выручка: 7 401 688 000 долларов США

Христианская ассоциация молодых мужчин (известная как YMCA или просто Y) — некоммерческая христианская организация со штаб-квартирой в Женеве, Швейцария.Основанная в 1844 году, YMCA оказывает влияние на почти 65 миллионов человек в более чем 200 странах благодаря своим инициативам по развитию сообществ, ориентированным на молодежь. Это также крупнейшая некоммерческая организация в мире с доходом в 7,4 миллиарда долларов в 2017 году. Руководствуясь своей миссией по построению «человеческого сообщества справедливости, любви, мира и примирения для полноты жизни для всего творения», его основные программные области включают устойчивое развитие, образование и профессиональную подготовку, развитие лидерских качеств, реагирование на чрезвычайные ситуации и миростроительство.По состоянию на 2017 год эти программы реализуют более 919 000 членов из 7 139 местных ассоциаций.

.

Кто действительно владеет некоммерческой организацией

Некоторым может быть трудно понять концепцию того, кто владеет некоммерческой организацией, особенно с учетом того, что ответ: «Никто!» Мы довольно регулярно сталкиваемся с этой путаницей с новыми клиентами. И это понятно, учитывая понимание людьми того, как работает основной бизнес. Чтобы полностью понять концепцию «отсутствия собственности», полезно сначала поговорить о различных типах хозяйствующих субъектов. Затем мы рассмотрим цель организации.К концу статьи это станет более понятным.

Есть несколько различных типов хозяйствующих субъектов. Большинство из них составляют коммерческие компании. Вот некоторые из них, у всех есть собственник или собственники:

Индивидуальное предприятие: Одно лицо, которое ведет бизнес с целью получения прибыли. Хотя индивидуальному предпринимателю, возможно, придется обеспечить такие вещи, как бизнес-лицензия, это довольно неформальная структура. Юридически нет различия между человеком и бизнесом.Единственный владелец принимает на себя полную ответственность за все обязательства и долги компании и сообщает о доходах и расходах в своей личной налоговой декларации.

Общее товарищество: Два или более физических лица в качестве совладельцев коммерческого бизнеса. Это более формально, чем индивидуальное владение, но даже при такой структуре нет юридических различий между отдельными партнерами и самим бизнесом. Партнерство подает отдельную налоговую декларацию, но прибыль облагается налогом на уровне партнера, а не на уровне бизнеса.

(для коммерческих целей) Corporation: Теперь мы становимся более формальными. Корпорация — это юридическое лицо с точки зрения закона, право собственности на которое принадлежит акционерам. При создании корпорации необходимо объявить первоначальное количество акций. Эти акции являются механизмом владения. Сколько акций объявить — решать тем, кто составляет корпорацию. Обычно большее количество акционеров означает большее количество объявленных акций. Эти акции делятся между владельцами, как правило, в соответствии с процентом первоначального капитала, инвестированного этим владельцем.Корпорация сама принимает на себя все обязательства и долги Корпорации, а не акционеров, обеспечивая значительный уровень защиты активов для индивидуальных владельцев.

Общество с Ограниченной Ответственностью (ООО): ООО — это официальная ассоциация, которая сочетает в себе преимущества ограниченной ответственности корпорации и гибкости и единого налогообложения полного товарищества. В ООО есть участники, а не акционеры, но принцип аналогичен. Процент владения, которым владеет одно физическое лицо, обычно соответствует их относительному проценту инвестиций в бизнес.

За исключением ООО, ни одна из вышеперечисленных бизнес-структур не может использоваться для некоммерческих организаций. Даже использование LLC крайне редко, потому что все некоммерческие участники LLC должны быть другими существующими организациями 501 (c) (3), а не физическими или юридическими лицами другого типа.

Самым популярным бизнесом для некоммерческих организаций является некоммерческая корпорация , на которую приходится более 90% всех освобожденных от налогов организаций. Этот тип корпорации сильно отличается от вышеупомянутой коммерческой корпорации.У некоммерческой корпорации вообще нет владельцев (акционеров). Некоммерческие корпорации не декларируют акции при учреждении. Фактически, в некоторых штатах некоммерческие корпорации называются неакционерными корпорациями.

Некоммерческая корпорация создается для выполнения некоммерческой цели , будь то религиозная, образовательная, благотворительная, научная или другая квалификационная цель. Запрещается действовать способом, приводящим к получению частной выгоды (прибыли) для физических лиц.

Также возможно, хотя и не рекомендуется, вести некоммерческую деятельность как некорпоративную ассоциацию. Также может использоваться структура доверия. Наконец, LLC можно использовать в определенных ситуациях (см. Выше).

Независимо от того, какой тип объекта выбран, ни у одного нет механизма владения. Ответственность за корпоративное управление возложена на совет директоров или попечителей. Эти люди несут ответственность перед властями штата и федеральными властями за обеспечение работы организации в соответствии с законодательством и для целей, указанных при создании.

Также нельзя продать некоммерческую организацию. Опять же, без механизма владения это просто невозможно. Если благотворительная некоммерческая организация прекращает свою деятельность, совет директоров должен распределить все активы некоммерческой организации между 501 (c) (3) после того, как все долги будут погашены. Некоторые другие некоммерческие некоммерческие организации, такие как социальные клубы 501 (c) (7), распределяют остаточные активы пропорционально существующему членству.

Некоторым людям трудно осмыслить эту идею отсутствия собственности.Это совершенно понятно. Мы запрограммированы думать о бизнесе с точки зрения предпринимателей, владельцев и акционеров. Некоммерческая организация не «принадлежит» ни людям, которые ее основали, ни их преемникам в руководстве. Эти люди занимают позицию доверия и подотчетны перед обществом в целом, которое через правительство позволяет некоммерческим организациям работать без налогов, которые коммерческие предприятия должны платить.

.

Разница между коммерческой и некоммерческой организацией (сравнительная таблица)

profit and non profit organization Один из основных мифов о некоммерческой организации, который большинство людей считает правдой, заключается в том, что она не получает прибыль от коммерческой деятельности . Однако в действительности некоммерческая организация также получает прибыль от различных видов деятельности, как и коммерческая организация, но только способ получения прибыли в этих двух организациях отличается.

Основным аспектом, разделяющим бизнес-организацию, является цель их деятельности, т.е.е. не все организации работают ради прибыли; скорее, есть некоторые организации, цель которых — в первую очередь служить обществу. Таким образом, существует два основных типа организаций: коммерческие организации и некоммерческие организации.

Итак, эта статья пытается прояснить разницу между коммерческой и некоммерческой организацией.

Содержание: коммерческая организация против некоммерческой организации

  1. Сравнительная таблица
  2. Определение
  3. Ключевые отличия
  4. Заключение

Сравнительная таблица

Основа для сравнения Коммерческая организация Некоммерческая организация
Значение Юридическое лицо, которое работает для получения прибыли для владельца, известно как коммерческая организация или коммерческая организация. Некоммерческая организация — это юридическое лицо, которое действует для обслуживания общества в целом.
Мотив Мотив прибыли Мотив обслуживания
Форма организации Индивидуальное предпринимательство, Партнерская фирма или компания Клуб, Траст, Государственные больницы, общество и т. Д.
Менеджмент Индивидуальный предприниматель, партнеры или директора, в зависимости от обстоятельств. Попечительские органы, комитеты или руководящие органы.
Источник дохода Продажа товаров и услуг. Пожертвование, подписка, членские взносы и т. Д.
Начато через Капитал внесен собственниками. Средства от пожертвований, подписки, государственного гранта и так далее.
Финансовый отчет Отчет о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств Квитанции и платежи, доходы и расходы и баланс.
Деньги, заработанные сверх нормы Прибыль переводится на счет операций с капиталом. Излишек переведен в основной фонд.

Определение коммерческой организации

Любая коммерческая организация, основной целью которой является получение прибыли от регулярных операций с целью максимизации благосостояния владельцев, называется коммерческой организацией. Прибыль, полученная такими организациями, либо сохраняется в бизнесе на случай возникновения непредвиденных обстоятельств в будущем, в форме резервов, либо распределяется между собственниками в качестве дивидендов.

Бизнес-структура может быть индивидуальной собственностью, партнерством, индусской неделимой семьей, совместным предприятием или компанией. Такие торговые предприятия постоянно стремятся минимизировать расходы и максимизировать доход, чтобы увеличить прибыль, расти и расширяться. Им необходимо вести бухгалтерские книги для налоговых и аудиторских целей. Кроме того, налог взимается с прибыли бизнеса по фиксированной ставке.

Определение некоммерческой организации

Некоммерческая организация, как следует из названия, является юридической организацией, основной целью которой является продвижение общественного блага, а не получение прибыли.Они основаны группой людей, которые объединяются для общей цели, то есть для оказания услуг членам и людям. Управляющий комитет следит за своим руководством, которое состоит из группы лиц, выбранных членами из их числа. Они нацелены на поддержку какого-либо социального дела или поддержку определенных взглядов.

Сюда входят спортивный клуб, государственные больницы, религиозные учреждения, кооперативы, общества грамотности и т. Д. Некоммерческие организации также получают прибыль, но полученная ими прибыль используется для достижения цели концерна.Они собирают средства за счет подписок, пожертвований, государственных грантов, членских взносов, вступительных взносов, наследства, благотворительности и так далее.

Ключевые различия между коммерческой организацией и некоммерческой организацией

Различия между коммерческой и некоммерческой организацией можно четко определить по следующим признакам:

  1. Коммерческая организация определяется как юридическая организация, действующая с единственной целью получения прибыли от коммерческой деятельности.С другой стороны, некоммерческая организация — это организация, основная цель которой — принести пользу обществу в целом.
  2. Коммерческая организация, как следует из названия, работает для максимизации прибыли концерна. Напротив, некоммерческая организация работает для предоставления услуг на благо общества.
  3. Коммерческая организация может быть индивидуальным предпринимателем, партнерством или юридическим лицом, то есть компанией, тогда как некоммерческая организация — это объединение лиц, которым может быть клуб, траст, государственные больницы, кооперативное общество и т. Д.
  4. Управление коммерческой организацией упускается из виду индивидуальным предпринимателем в случае индивидуального предпринимательства, партнерами в случае партнерства и директорами в случае компании. Напротив, есть совет директоров, попечители, комитеты или руководящие органы, которые следят за управлением некоммерческой организацией.
  5. Основным источником дохода коммерческой организации является продажа товаров и услуг. И наоборот, некоммерческие организации получают значительную часть своего дохода от пожертвований, подписки, членских взносов, благотворительности и так далее.
  6. Когда дело доходит до открытия предприятия, владельцы привлекают огромную сумму в виде капитала для ведения бизнеса. В отличие от некоммерческих организаций, они собирают средства для начала работы в виде пожертвований, грантов, наследства, подписки и т. Д.
  7. Финансовый отчет коммерческой организации включает отчет о прибылях и убытках, баланс и отчет о движении денежных средств. Напротив, некоммерческая организация подготавливает квитанцию ​​и платежи, доходы и расходы, а также балансовый отчет, подготовленный в конце отчетного года, чтобы знать свое финансовое положение.
  8. Деньги, сверх заработанные коммерческой организацией, т. Е. Прибыль, переводятся на счет операций с капиталом. С другой стороны, превышение доходов над расходами приводит к излишку, который переводится в основной фонд.

Заключение

Коммерческие организации отличаются от некоммерческих во многих отношениях, таких как порядок взимания платы за создание, налоговые льготы, предоставляемые некоммерческой организации, но не ее коллеге за продвижение общественных услуг, коммерческие организации торгуются на фондовой бирже , право собственности на коммерческую организацию принадлежит акционерам, но некоммерческие организации не принадлежат никому, даже учредителям.

.

Некоммерческих организаций | Wex | Закон США

Обзор

Некоммерческая организация — это группа, организованная для целей, отличных от получения прибыли, и в которой никакая часть дохода организации не распределяется между ее членами, директорами или должностными лицами. Некоммерческие корпорации часто называют «неакционерными корпорациями». Они могут принимать форму корпорации, индивидуального предприятия (например, индивидуальных благотворительных взносов), некорпоративной ассоциации, товарищества, фонда (отличающегося вкладом учредителя, он принимает форму попечительства) или кондоминиума (совместное владение). площадей общего пользования собственниками смежных индивидуальных единиц, зарегистрированных в соответствии с актами о государственной кондоминиуме).Некоммерческие организации должны быть обозначены как некоммерческие при создании и могут преследовать только цели, разрешенные уставом для некоммерческих организаций. К некоммерческим организациям относятся церкви, государственные школы, общественные благотворительные организации, государственные клиники и больницы, политические организации, общества правовой помощи, организации волонтерских услуг, профсоюзы, профессиональные ассоциации, исследовательские институты, музеи и некоторые правительственные учреждения.

Некоммерческие организации созданы в соответствии с законодательством штата.Что касается некоммерческих корпораций, то в некоторых штатах был принят Закон о модельных некоммерческих корпорациях в новой редакции (1986 г.). Что касается некоммерческих ассоциаций, то несколько штатов приняли Единый закон о некорпоративных некоммерческих ассоциациях (см. Колорадо, §§ 7-30-101–7-30-119). Некоторые штаты освобождают некоммерческие организации от государственных налогов и государственных программ занятости, таких как отчисления на пособие по безработице. Некоторые штаты предоставляют некоммерческим организациям иммунитет от деликтной ответственности (см. Закон штата Массачусетс, дающий иммунитет узкой группе некоммерческих организаций), а другие штаты ограничивают деликтную ответственность, вводя ограничение на ущерб.Закон штата также регулирует привилегии при подаче заявок и требования к аккредитации, такие как лицензии и разрешения. В каждом штате некоммерческая организация определяется по-своему. В некоторых штатах проводится различие между организациями, не имеющими прибыли без благотворительных целей (например, спортивная или профессиональная ассоциация), и благотворительными ассоциациями, чтобы определить, какие юридические привилегии будут предоставлены соответствующим организациям.

Для целей федерального налогообложения организация освобождается от налогообложения, если она организована и действует исключительно в целях религиозной, благотворительной, научной, общественной безопасности, литературной, образовательной, предотвращения жестокого обращения с детьми или животными и / или для развития национального или международного виды спорта.Налог на социальное обеспечение в настоящее время также является необязательным, хотя 80% организаций решают участвовать.

В последние годы Верховный суд вынес несколько постановлений, касающихся некоммерческих организаций. Если выявить тенденцию среди постановлений, то окажется, что Суд попытался сделать исключения в пользу некоммерческих организаций, такие как Citizens United против Федеральной избирательной комиссии и Advocate Health Care Network против Стэплтона. Граждане United расширили защиту Первой поправкой для некоммерческих организаций в отношении политических высказываний.В недавнем постановлении Advocate Health Суд постановил, что «план вознаграждений сотрудникам, который поддерживается организацией, которая контролируется церковью или связана с ней, и основной целью которой является администрирование или финансирование плана для сотрудников церковь — это «церковный план» согласно ERISA, который освобожден от требований ERISA ». Advocate Health эффективно облегчил определенные требования ERISA для соответствующих религиозных некоммерческих организаций.

.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ