Несмотря на повсеместные и возрастающие риски бизнеса в части налогового администрирования, в основном связанные с признанием получения необоснованной налоговой выгоды, законное снижение налоговой нагрузки должно оставаться для бизнеса одной из приоритетных задач. Но важно понимать, что задача по повышению налоговой эффективности может быть успешно реализована исключительно в условиях, когда вопрос налоговой безопасности бизнесом решен и находится в режиме мониторинга.
Закрепило результат подробное письмо ФНС от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@.
Как следствие, перед внедрением какого-либо специального режима (особенно в отношении уже функционирующего бизнеса) необходимо оценить наличие деловой цели, а также сопутствующих налоговых рисков, в том числе на основании указанной правоприменительной практики.
Похожие льготы также предлагают различные региональные инвестиционные программы взамен на гарантированные инвестиции в соответствующем регионе. Как и в случае с технопарками, важно помнить, что предоставление льгот происходит при соблюдении налогоплательщиками ряда требований (ограничения по видам деятельности, обеспечение определенного объема инвестиций, достижение определенных показателей, ведение научных разработок и их коммерческая эксплуатация). Если условия не будут выполнены, компания будет лишена льгот, а налоги за соответствующий налоговый период – пересчитаны.
В целях развития определенных регионов вводятся особые и специальные экономические зоны (ОЭЗ и СЭЗ). Также в настоящее время обсуждается создание так называемой «офшорной» зоны на территории Республики Крым. По предварительным оценкам, из-за отсутствия единого понимания механизма реализации подобного инструмента в ближайшее время такой режим введен не будет.
Здесь же следует отметить использование региональных льгот в части налога на имущество организаций. Отдельно стоит напомнить, что, начиная с 2019 года, такие льготы применимы только в отношении недвижимого имущества, поскольку именно оно будет признаваться объектом налогообложения.
Вместе с тем и классическим льготам (применение пониженной ставки, амортизационная премия, льготы в отношении доходов, имущества, не подлежащего налогообложению) налогоплательщики незаслуженно уделяют недостаточно внимания, тогда как это возможность уменьшить налоговую нагрузку, не выискивая пробелы в законодательстве и судебных решениях, а руководствуясь четким указанием закона.
Основной причиной неприменения льгот является: а) незнание закона; б) страх перед отказом контролирующими органами в последующем применении таких льгот. Следует отметить, что обе причины при должном подходе легко устранимы.
Также стоит учитывать, что некоторые расходы компании не подлежат зарплатному налогообложению либо в силу прямого указания закона (компенсации и материальная помощь, расходы, связанные с увольнением и переводами сотрудников) либо, наоборот, в силу того, что законом не отнесены к доходам работника, хотя и представляют для последних определенную ценность (аренда авто, страхование, корпоративный фитнес, ученический договор).
До 2018 г. удобным инструментом налоговой оптимизации был лизинг. Однако начиная с 2019 года, когда налогом на имущество организаций будет облагаться только недвижимое имущество, актуальность лизинга уменьшится, но не исчезнет вовсе, так как лизинг недвижимого имущества также возможен. Целесообразность данного инструмента заключается в возможности списания в расходы стоимости лизингового платежа, не увеличивая таким образом стоимость основного средства, списываемого через амортизационные отчисления. На практике возможны споры с налоговыми органами в части распределения лизингового платежа на платеж за пользование предметом лизинга и его выкупной стоимостью.
Причем, принятие решения всегда требует взвешенного подхода, учитывающего все аспекты бизнеса – от технического внедрения и документооборота, обсчета финансовой модели и рентабельности, выверки юридических и иных сопутствующих рисков реализации решения внутри компании и при взаимодействии вовне, в том числе с контролирующими органами, до стратегического планирования и моделирования бизнеса в долгосрочной перспективе.
www.klerk.ru
В обязанности любой компании или индивидуального предпринимателя входит расчет и перечисление платежей в бюджет в рамках той системы налогообложения, на которой они работают. Для большинства налогов отчисления провозятся по итогам прошедшего квартала, то есть пик поступлений в бюджет приходится на апрель, июль, октябрь, а по итогам года – на март. Для бизнеса же это означает, что в подобные периоды на расчетном счете нужно сохранить дополнительную сумму для того, чтобы иметь возможность по этим налогам рассчитаться. Определить, какая сумма для этого понадобится, можно и заранее, если к вопросу планирования налоговых отчислений подходить осознанно и не пускать ситуацию на самотек в течение расчетного квартала. Более того, в большинстве случаев есть вполне законные способы снижения налоговой нагрузки предприятия.
Для начала поговорим о том, что представляет собой налоговая нагрузка. Для конкретно взятой компании она рассчитывается на основании совокупности налогов, которые данная организация уплачивает. Фактически, это процентное соотношение суммы всех бюджетных платежей к общей выручке, которую принято определять по данным бухгалтерской отчетности. В принципе рассчитать этот показатель можно за любой период, но чаще это делается по итогам года, поскольку данные для этого берутся из годового баланса. Кроме того, показатель налоговой нагрузки может быть рассчитан по отдельно взятому налогу, например, по НДС или по налогу на прибыль.
Методы снижения налоговой нагрузки будут зависеть от того, какую систему налогообложения применяет тот или иной налогоплательщик.
Так, на УСН-6% ИП без сотрудников имеют возможность до нуля уменьшить расчетную сумму налога за отчетный квартал за счет фиксированных взносов, перечисленных в том же периоде. Для ИП с работниками и компаний аналогичное правило действует и в отношении взносов, перечисляемых с заработной платы сотрудников, правда уменьшить расчетную сумму упрощенного налога можно лишь до половины. Из этого правила следует вполне очевидный способ оптимизации налоговой нагрузки: уплачивать фиксированные взносы ИП в начале года (ведь налог на УСН рассчитывается нарастающим итогом), а страховые взносы стараться перечислять до последнего числа каждого расчетного месяца – тогда подобные суммы будут полностью учтены в уменьшение налога.
На УСН-15% значение для определения суммы налога имеют как доходы, так и расходы, причем доходы определяются по факту получения оплаты от клиентов и покупателей, а расходы предполагают, что товары и услуги оплачены и получены от поставщика, о чем есть подтверждающие накладные и акты. Дополнительным условием для включения в расходы себестоимости товаров, приобретенных для перепродажи, является их отгрузка конечному покупателю, то есть расходы для целей налогообложения учитываются лишь по мере реализации такого товара.
В подобной ситуации единственный путь снижения налоговой нагрузки – отслеживать доходы и расходы, принимаемые для расчета налога в течение квартала. Как правило, каждая компания может договориться со своими контрагентами о том, чтобы большие суммы оплаты, которые в силу временного фактора уже не получится скорректировать за счет расходов, в последние дни отчетного квартала не перечислялись. При этом своевременный обмен первичной документацией с поставщиками поможет обосновать суммы заявленных в налоговой базе затрат.
Вообще считается, что в примере расчета налоговой нагрузки должны учитываются все налоги, которые организация уплачивает от своего имени, а также НДФЛ, которые она перечисляет, как налоговый агент. При этом не учитываются страховые взносы, перечисляемые за сотрудников, а также таможенные пошлины и НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на территорию РФ.
Конечно же оптимизация налоговой нагрузки, тем более вполне законными способами является приоритетным направлением работы бухгалтерии любой динамично развивающейся компании. Но даже не нарушая закона, в этом вопросе можно переусердствовать.
Так, низкие показатели налоговой нагрузки скорее всего приведут к тому, что компания окажется в поле зрения комиссии налоговых органов по легализации налоговой базы. Деятельность данных структур регламентируется письмом Минфина от 17 июля 2013 года № АС-4-2/12722.
В этом же документе установлены вполне конкретные пороги допустимой налоговой нагрузки для предприятий. Так для компаний, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), этот показатель, рассчитанный для налога на прибыль, должен быть не менее 3%, а у торговых фирм – не менее 1%.
Впрочем, низкий показатель не является сам по себе правонарушением. Контролеры исходят из того, что он может лишь свидетельствовать о допущенных правонарушениях и о возможном сознательном занижении сумм налогов. Именно поэтому компании с низкой налоговой нагрузкой чаще подвергаются дополнительным проверкам. Различные же санкции могут быть применены к организации, продемонстрировавшей низкий показатель нагрузки, только в том случае, если будет обнаружен факт нарушения в налоговых расчетах.
spmag.ru
Возможности снижения налоговой нагрузки предприятия
Способ налоговой минимизации | Как используется |
Налоговые льготы | Можно соответствовать неким льготным критериям и получать налоговое послабление |
Применение различных, в т.ч. пониженных, ставок налогообложения | Можно применять пониженные и нулевые ставки по определенным видам деятельности |
Различные источники отнесения расходов на расходы в целях гл. 25 НК РФ | Вычеты, возмещение, увеличение стоимости имущества, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
Проблемы в налоговом законодательстве | Налогоплательщики могут по-разному трактовать одну и ту же налоговую норму |
В реальности минимизацией налогов можно заниматься как вполне законными, так и незаконными методами. Теневая экономика приносит дельцам немалые доходы благодаря уклонению от уплаты налогов, тогда как эффективное налоговое планирование помогает предприятию сократить налоговые потери в долгосрочной перспективе без нарушения законов. Например, дробление бизнеса может помочь компании уменьшить налоговые ставки, однако разделение большого предприятия на более мелкие должно иметь под собой конкретное коммерческое обоснование. Проще говоря, если компания, производящая телефоны, выделит в самостоятельное направление производство наушников, такое решение может быть продиктовано экономической целесообразностью, а вот разделение компании на две части, каждая из которых продолжает производить все те же телефоны, скорее всего, будет расценено ревизорами как стремление избежать выплат налогов в больших объемах.
Речь идет преимущественно о законных способах снижения налогового бремени, чего можно достичь как за счет вышеназванных способов, так и за счет эффективно выстроенного бизнеса предприятия (предпринимателя). Ведь в целом налогоплательщик может корректировать показатели финансово-хозяйственной деятельности с оглядкой на налоговое законодательство и последние законодательные новеллы, тем самым «подстраиваясь» под определенные льготы и послабления.
Полная противоположность такому ведению бизнеса — уклонение от уплаты налогов. Оно, безусловно, является незаконным уменьшением налоговой нагрузки с помощью различных способов — сокрытия доходов, вывода активов, ведения дел между аффилированными контрагентами, применения фирм-«однодневок» и др. Однако на любую такую схему, как правило, найдется налоговый инспектор, который рано или поздно наложит ответственность на предпринимателя. К тому же большинство «черных» схем давно всем известно, так что не будем тратить на них время.
Есть еще некая «золотая» середина между законной оптимизацией и уклонением от налогов. Как правило, в этом случае речь идет о поиске и использовании «дыр» в российском законодательстве. Мы поговорим о некоторых таких лазейках, однако, учтите, что законодатель не дремлет, нормативная база постоянно обновляется, совершенствуется, так что любую недоработку рано или поздно устранят на высшем уровне. Надо за этим следить, чтобы не попасть впросак!
Как было указано в Постановлении Конституционного Суда РФ N 9-П, минимизацию налоговой нагрузки нельзя назвать незаконной, если налогоплательщику невозможно предъявить конкретные обвинения в совершении налоговых правонарушений. Выходит, налоговая оптимизация, с одной стороны, — это стремление налогоплательщика избежать налога, а с другой — стремление государства не допустить сокращения поступления налоговых сумм в казну.
Налоговая оптимизация — это процесс, обязательными участниками которого являются плательщик налогов и государство с присущими им специфическими целями, обусловленными интересами, потребностями и задачами каждой стороны. В энциклопедическом словаре экономики и права налоговой оптимизацией называется процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Мы дадим свое достаточно четкое определение законной оптимизации — это снижение налогового бремени налогоплательщика через целенаправленные действия, разрешенные законом, по использованию предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений, послаблений, отсрочек, рассрочек и других законных способов.
Таким образом, основное отличие налоговой оптимизации от незаконного уклонения заключается в том, правомерны ли действия налогоплательщика по снижению своей налоговой нагрузки. Налоговая оптимизация основана на законе, поэтому никакого нарушения законодательства в ней нет.
Налоговую оптимизацию, как правило, делят на два вида: стратегическую и точечную. Первая долго длится и затрагивает несколько налоговых периодов. Точечная же (налоговая оптимизация отдельных операций, текущая) носит разовый характер и предполагает применение некой совокупности методов, позволяющих снижать налоговое бремя для налогоплательщика в каждом конкретном случае в отдельном налоговом периоде (например, при осуществлении той или иной операции путем выбора оптимальной формы сделки).
Перспективная налоговая оптимизация предполагает выбор наиболее эффективной правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, построение схем финансово-хозяйственной деятельности с учетом наиболее типичных отношений, разработку соответствующей учетной и налоговой политики, а также применение иных методов, имеющих долгосрочное влияние на размер налоговых платежей. Текущая налоговая оптимизация производится путем выбора оптимального вида подлежащего заключению гражданско-правового договора, определения его условий, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции.
При ведении налогового учета, исчислении налогов, подаче налоговой отчетности налогоплательщику нужно учитывать взаимосвязи различных положений налогового, бухгалтерского, гражданского и других отраслей российского законодательства, регулирующих хозяйственную деятельность предприятия или предпринимателя. Зачастую изменения в одном из видов законодательства происходят раньше, чем в других. Взять, к примеру, минимальную стоимость амортизируемого имущества в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Или методы оценки сырья и материалов, покупных товаров: в налоговом учете их четыре, а в бухгалтерском — три. Или, допустим, курсовые и суммовые разницы: в бухгалтерском учете они давно отменены, а в налоговом — успешно применяются. Таких несостыковок масса. Потому, как правило, добросовестный налогоплательщик может отстоять свои права в суде. Тем более что иногда он просто не успевает уследить за всеми налоговыми новеллами и, даже не преследуя цель законной минимизации налоговых платежей, может незаметно для себя не уплатить законно установленный налог. В этом случае чиновникам, налоговикам, да и судьям, как правило, все равно. Чаще всего ревизоры и арбитры просто не делают разницы между умышленной неуплатой налога, умышленным нарушением закона и неумышленным, неосторожным.
www.pnalog.ru
lawedication.com
Прибыль — это разница между доходами и расходами. Соответственно все, что снижает доход, снижает и налоговую нагрузку на предприятие. По сути, даже убытки идут во благо. Поясним, каким образом.
В процессе функционирования организации, будь то торговля или производство, возникают разного рода потери и недостачи, например, при хранении, транспортировке, упаковке и т.д. Такие убытки учитываются в составе материальных расходов (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ), которые, в свою очередь, включаются в налоговую базу в пределах норм естественной убыли. Нормы такие утверждаются на уровне Правительства РФ по различным отраслям. Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Причем описать их надо в форме технологических карт или аналогичных локальных документов.
Подобные убытки организация должна подтвердить документально — товарно-транспортными накладными, отчетами, актами и т.д. (Письмо Минфина России от 01.10.2009 N 03-03-06/1/634). Технологические потери следует зафиксировать в первичных документах, например в акте инвентаризации (при обнаружении недостачи).
Если технологические убытки в пределах нормативов обнаружены в производстве, в бухучете они отражаются в составе расходов по обычным видам деятельности и учитываются при списании материалов в производство:
Д-т 20 (23) К-т 10 — переданы в производство материалы.
Если потери выше нормативов, их учитывают в составе прочих расходов:
Д-т 91/2 К-т 20 (23) — списаны сверхнормативные технологические потери.
Порядок отражения потерь, возникших при транспортировке, указан в п. п. 5 и 11 ПБУ 10/99:
Д-т 94 К-т 60 (10, 16, 41) — отражена недостача при транспортировке;
Д-т 20 (23) К-т 94 — списана на затраты недостача в пределах установленных норм;
Д-т 76 (73) К-т 94 — отнесены на виновных лиц (сотрудников или другие организации) сверхнормативные потери;
Д-т 91/2 К-т 94 — списаны суммы сверхнормативных потерь, виновные лица по которым не обнаружены.
Такой порядок установлен и п. 5.1 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и п. 236 Методических указаний, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
В налоговом учете технологические потери относятся на материальные расходы организации. Причем налогоплательщик может учесть даже потери сверх нормативов, ведь данные затраты организации не являются нормируемыми (пп. 3 п. 7 ст. 254 НК РФ, Определение ВАС РФ от 18.06.2009 N ВАС-7283/09, Постановление ФАС Центрального округа от 16.02.2009 по делу N А54-1345/2008-С8).
В том же направлении работает схема с испорченным товаром. Ведь расходы на испорченную продукцию также снижают налоговую нагрузку по налогу на прибыль(Письмо Минфина России от 08.07.2008 N 03-03-06/1/397). По мнению специалистов главного финансового ведомства, фискальные органы не могут оценивать целесообразность расходов согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ.
Однако такие выводы не помешают в реальности налоговикам устанавливать необоснованность расходов на товар, оказавшийся непригодным. К тому же противоречивые разъяснения Минфина России помогают фискалам. В Письме от 09.06.2009 N 03-03-06/1/374 Минфин России указал: в случае утилизации (списания) товаров с истекшим сроком годности затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не учитываются в составе расходов.
Несколько нюансов. При обнаружении испорченного товара нужно провести инвентаризацию (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ). Случается, порчу обнаруживают в ходе инвентаризации. Если организация решила обратиться к этому способу, чтобы сэкономить на налоге на прибыль, в обязательном порядке нужно провести инвентаризацию и оформить ее документально надлежащим образом. Для этого предусмотрены формы, утвержденные Постановлениями Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 и от 27.03.2000 N 26.
При этом следует учитывать, что товары с истекшим сроком годности не подлежат дальнейшей реализации через торговую сеть (п. 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1).
Налоговики часто придираются к резервам, сформированным налогоплательщиком, — будь то торговая организация или банк. И неважно, какова цель сформированных резервов, для чего их создавали. Просто иногда фискальным органам кажется, что их объем чрезмерно велик.
Банкиры чаще всего отбиваются от претензий ревизоров, т.к. «регулятор» в банковской отрасли отнюдь не ФНС России, а Центральный банк РФ. У кредитных организаций специфика создания резервов отраслевая. Поэтому только ЦБ РФ может диктовать банкам правила формирования резервов по потерям по ссудам, а не налоговые инспекторы.
В целом, чтобы воспользоваться таким способом экономии, следует научиться распределять резервы равномерно. В НК РФ порядок формирования резервов основных средств установлен ст. 324. В частности, в этой статье сказано: налогоплательщик, образующий резерв предстоящих расходов на ремонт, рассчитывает отчисления в него, ориентируясь на совокупную стоимость основных средств и самостоятельно утвержденные нормативы отчислений. Правда, эти нормативы должны быть указаны в учетной политике организации (абз. 5 ст. 313 НК РФ). В учетной политике также следует определить порядок формирования резерва.
Совокупная стоимость основных средств — это сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов на их ремонт. Чтобы рассчитать нормативы, налогоплательщик должен определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, исходя из периодичности осуществления ремонта их объекта и его деталей и сметной стоимости указанного ремонта. Сюда входят такие затраты, как стоимость запчастей и расходных материалов, зарплата сотрудников по починке, стоимость сторонних услуг и другие расходы. При этом предельная сумма резерва предстоящих расходов на указанный ремонт не может превышать среднюю величину фактических расходов на него, сложившуюся за последние три года.
Если налогоплательщик осуществляет накопление средств для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода, предельный размер отчислений в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств может быть увеличен на сумму отчислений на финансирование указанного ремонта, приходящегося на соответствующий налоговый период в соответствии с графиком проведения таких видов ремонта при условии, что в предыдущих налоговых периодах они не осуществлялись.
Отчисления в резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств в течение налогового периода списываются на расходы равными долями на последнее число соответствующего отчетного (налогового) периода.
Если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
Если сумма фактически осуществленных затрат на ремонт основных средств в отчетном (налоговом) периоде превышает сумму созданного резерва предстоящих расходов на такой ремонт, остаток затрат для целей налогообложения включается в состав прочих расходов на дату окончания налогового периода.
Если на конец налогового периода остаток средств резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств превышает сумму фактически осуществленных в текущем налоговом периоде затрат на такой ремонт, сумма превышения на последнюю дату текущего налогового периода для целей налогообложения включается в состав доходов налогоплательщика.
Если в соответствии с учетной политикой для целей налогообложения и на основании графика проведения капитального ремонта основных средств налогоплательщик осуществляет накопление средств для финансирования указанного ремонта в течение более одного налогового периода, на конец текущего налогового периода остаток этих средств не подлежит включению в состав доходов в целях гл. 25 НК РФ.
Для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под их предстоящие ремонты (п. 3 ст. 260 НК РФ).
Конечно, такая схема подойдет только организациям, применяющим метод начисления. Применяющие кассовый метод резервы не создают (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Порядок формирования резерва определяется исходя из годового норматива отчислений в резерв и совокупной первоначальной стоимости основных средств. Причем любые изменения в порядке как формирования резерва, так и расчета нормативов следует указывать в обновленной учетной политике (п. 2 ст. 324 НК РФ).
Вообще схема с использованием формирования резервов на ремонт основных средств интересна крупным предприятиям, занимающимся промышленным производством, потому что, если ремонт оборудования является редкостью, налоговая экономия будет совсем незначительной: затраты на ремонт включаются непосредственно в расходы, учитываемые при расчете налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 260 НК РФ). Крупным же налогоплательщикам, пожелавшим обратиться к данному методу, хорошо бы параллельно создать резерв для проведения особо сложных и дорогих видов капитального ремонта основных средств в течение более одного налогового периода.
В обычном случае резервы будут разноситься по всему году равномерно, а по «дорогостоящему» резерву затраты вообще можно будет перенести на следующие налоговые периоды, т.е. доходы, полученные в отчетном налоговом периоде (календарном годе), уменьшаются на будущие суммы фактически не произведенных расходов.
Когда резервы уравняются со сметными расходами, оборудование может окончательно сломаться. Тогда сумма резервного фонда отразится в составе внереализационных доходов в целях гл. 25 НК РФ. Причем налогоплательщик еще получит отсрочку, т.к. доходы, которые мы получили выше, облагаются через некоторое время — когда заканчивается период формирования резерва.
Сомнительные долги
В кризис проблема «плохих» долгов взволновала не только банки, но и все предприятия. Контрагенты повсеместно «забывали» оплатить счета или вовсе разорялись. Потому скажем несколько слов о том, как можно получить налоговую экономию с помощью резервов по сомнительным долгам (п. 3 ст. 266 НК РФ).
Данный вид резерва тоже надо прописать в учетной политике. Причем такое решение должно быть принято до начала очередного налогового периода по налогу на прибыль (для налога на прибыль — это год). Если совет директоров примет решение в январе 2011 г., формировать резерв можно лишь с 2012 г. (Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/594). В принципе, менять учетную политику можно каждый год (ст. 313 НК РФ), но если у организации будет наблюдаться непоследовательная учетная политика, это может сыграть не в пользу налогоплательщика.
Можно сэкономить на налогах и с помощью амортизации, например, если подтвердить, что ваше оборудование работает в условиях агрессивной среды. Тогда налогоплательщик может получить право использовать специальный коэффициент, ускоряющий амортизацию в два раза (пп. 1 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
Агрессивная среда — это совокупность природных и (или) искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации. К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации (п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Доказать такие отягчающие условия работы для оборудования можно, например, в северных или, напротив, южных регионах. Схема может быть актуальна и для заводов, функционирующих 24 часа (Определение ВАС РФ от 30.01.2009 N ВАС-544/09).
С транспортными средствами вообще просто. В зимних условиях России любой автомобиль или грузовик подвергается износу, как и все его комплектующие. Опять же российские дороги — это притча во языцех, т.е. и по хорошей погоде транспорт на отечественных дорогах изнашивается быстрее положенного. Такая вот вполне «агрессивная среда» (Письмо Минфина России от 27.08.2007 N 03-03-06/1/604).
Суды по различным основаниям, как правило, становятся на сторону налогоплательщиков (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.03.2009 N Ф04-4795/2008(3206-А46-40) по делу N А46-11259/2007, от 27.08.2008 N Ф04-4639/2008(10778-А81-40), Уральского округа от 23.10.2008 N Ф09-7703/08-С3 по делу N А76-3007/08 и др.).
Обратите внимание! По мнению чиновников, применять повышающий коэффициент можно только в случаях, когда основное средство в соответствии с документацией производителя не предназначено для использования в условиях агрессивной среды, а также предназначено для использования в условиях агрессивной среды, но эксплуатируется в режиме, не предусмотренном технической документацией (Письма Минфина России от 14.10.2009 N 03-03-05/182 и ФНС России от 17.11.2009 N ШС-17-3/205@). Выходит, основные средства, которые для «агрессивной среды» предназначены по инструкции, нельзя амортизировать в ускоренном порядке.
Как считают специалисты Минфина России, невозможно применять ускоренную амортизацию и в отношении опасных производственных объектов (Письма от 30.05.2008 N 03-03-06/1/341, от 14.10.2009 N 03-03-05/182), поскольку это не предусмотрено НК РФ.
В Письме Минфина России от 30.05.2008 N 03-03-06/1/341 говорится: Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1), устанавливает сроки полезного использования основных средств исходя из режима нормальной работы в две смены. Повышенная сменность — это три смены или больше (24 часа), как считает финансовое ведомство. Однако в Классификации N 1 об этом упоминания нет. По логике, нормальный режим — это одна смена, а все, что больше, — отклонение. Судьи в этом плане — на стороне налогоплательщиков (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.09.2008 N Ф04-5556/2008(11394-А03-42)).
Кстати, рекомендуем помимо учетной политики отразить применение повышенного коэффициента амортизации по сменности в приказах руководителя о работе в многосменном режиме и применении специального коэффициента в отношении конкретных основных средств. Кроме того, в организации должен ежемесячно составляться документ, обосновывающий перечень объектов, работающих в условиях повышенной сменности. Это должно подтверждаться и табелем учета рабочего времени сотрудников.
Если говорить о последних законодательных новшествах, то в соответствии с п. 1 ст. 259.3 НК РФ повышающий коэффициент могут применять все организации, если у них есть основные средства, относящиеся к объектам, имеющим высокую энергетическую эффективность, или к объектам с высоким классом энергетической эффективности. Возможность применения повышающего коэффициента к таким основным средствам предоставлена налогоплательщикам Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ (абз. 4 п. 1 ст. 5 НК РФ, ст. 36, ч. 2 ст. 49 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Перечень имеющих высокую энергетическую эффективность объектов должно установить Правительство РФ (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ). Классы же энергетической эффективности товаров определяет производитель товара (импортер) (ст. 10 Закона N 261-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1222 определены виды товаров, в этикетках, маркировке и технической документации которых с 1 января 2011 г. (частично — с 1 января 2012 г.) необходимо будет указывать класс энергетической эффективности. Постановлением N 1222 также утверждены общие принципы правил определения класса энергетической эффективности товаров.
Амортизационная премия
Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 30% (в отношении основных средств, относящихся к третьей — седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 30% расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. По другим группам установлен лимит в 10%. Оставшееся нужно амортизировать в течение срока службы основных средств. Конечно, списать единовременно часть стоимости очень даже неплохо, но нельзя, чтобы основное средство продавалось в течение пяти лет после ввода в эксплуатацию.
Обратите внимание! Нельзя применять амортизационную премию по имуществу, полученному безвозмездно (ст. 258 НК РФ). Не следует также использовать эту «льготу» по имуществу, полученному в качестве вклада в уставный капитал (Письмо Минфина России от 19.06.2009 N 03-03-06/2/122).
Статьи по теме:
www.pnalog.ru
Оптимизация налогов при УСН — на практике этот вопрос можно рассматривать с двух сторон: во-первых, как снижение налоговой нагрузки самого «упрощенца»; во-вторых, как использование спецрежимной кампании для снижения налогов на бизнес хозяйствующего субъекта в целом. В статье мы раскроем некоторые способы оптимизации налогов при УСН.
Как оптимизировать налоговую нагрузку при применении УСН
Правильный объект
Разумный учет
Способы налоговой оптимизации с помощью «упрощенца»
Итоги
Упрощенная система налогообложения сама по себе уже является неким способом оптимизации налоговой нагрузки. Ведь она позволяет заменить уплатой единого налога такие налоги, как (пп. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ):
См. «Чем отличается УСН от ОСНО? Что выгоднее?».
Но и в рамках самой системы есть способы оптимизации своих налоговых обязательств.
При объекте «доходы» налог исчисляется по ставке от 1 до 6%, а при объекте «доходы, уменьшенные на величину расходов» ставка составляет от 5 до 15% (пп. 1, 2 ст. 346.20 НК РФ). Поэтому первое (и самое важное!), что позволит законно снизить налоги при УСН, — это использование верного объекта налогообложения.
Выбирая объект, нужно учитывать следующие факторы:
Подробнее о выборе объекта — «Какой объект при УСН выгоднее — «доходы» или «доходы минус расходы»?».
Также сэкономить на налогах помогут различные манипуляции с доходами или расходами (разумеется, производимые в рамках закона). Например:
Возможны и иные способы снижения налоговой нагрузки на УСН. Все зависит от вида и условий деятельности налогоплательщика.
Брать эти способы в работу следует с осторожностью, поскольку при их использовании достаточно велик риск конфликта с контролирующими органами. Налоговики могут обвинить вас в умышленном дроблении бизнеса с целью ухода от налогов, что обернется налоговыми доначислениями, пенями и штрафами. А значит, применение этих способов оптимизации должно обосновываться экономическими, организационными и технологическими особенностями деятельности.
Итак, наиболее распространенные способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес с использованием компании на УСН следующие:
Оптимизация налогов при УСН на практике рассматривается в двух аспектах: как способ регулирования размера налоговой обязанности самого уэсэнщика, так и использование его в качестве средства снижения налогов на бизнес в целом. И в том и в другом случае оптимизация должна быть именно оптимизацией, а не уходом от налогов (то есть происходить строго в рамках закона). Иначе вместо экономии можно получить конфликт с проверяющими, доначисления и налоговые санкции.
Источники:
Налоговый кодекс РФПодписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен
Подписатьсяnalog-nalog.ru
Фото: megoauto.ru
Продолжим говорить о законных способах налоговой оптимизации. Эффективность тех или иных налоговых схем определяется размерами снижения налоговой нагрузки. То есть нужно сравнить, сколько компания платила до налоговой оптимизации и сколько платит после нее.
В процентном выражении налоговая нагрузка исчисляется по следующей формуле:
Если читатель интересовался этим вопросом, то наверняка знаком с тем, что существуют различные мнения о том, какие налоги следует учитывать в расчете. Вопросы в основном касаются налогов и платежей, облагаемых источник выплаты.
Мы предлагаем в этот расчет включать абсолютно все налоги и платежи, которые уплачивает компания в ходе своей деятельности, в том числе налоги, удерживаемые ею у источника выплаты.
Во-первых, так считает сама налоговая служба при расчете коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщиков.
Во-вторых, признание лиц, получающих доходы, «формальными» плательщиками налогов отчасти является юридической фикцией. Налоговые агенты оценивают удерживаемые ими налоги как свои дополнительные расходы. Напомним, что налоговые правоотношения являются вторичными по отношению к договорным. Поэтому, заключая ту или иную сделку, налоговый агент учитывает налоговые обязательства по ней.
В-третьих, облагаемые у источника выплаты налоги и платежи также могут быть оптимизированы. Соответственно, с практической точки зрения разумно включать их в расчет.
Как уже отмечалось, основная задача налоговой оптимизации заключается в снижении налоговой нагрузки. Для этих целей мы используем законные приемы и способы. Приведем некоторые из них.
Применение налоговых льгот
К примеру, в Казахстане освобождаются от корпоративного подоходного налога (КПН) и налога на добавленную стоимость (НДС) организации, осуществляющие деятельность в сфере медицины, образования, науки. Кроме того, не платят КПН и НДС организации, в которых численность людей с ограниченными возможностями или расходы по оплате их труда превышают 51%.
Следовательно, если деятельность компании относится к указанным видам, либо если род занятий позволяет ей использовать труд людей с ограниченными возможностями,она может рассчитывать на налоговые льготы.
Замена договора одного вида на другой
Классическим примером может служить замена договора финансового лизинга (финансовой аренды) на договор операционной аренды. Обладающий определенными признаками финансовый лизинг в налоговых целях признается приобретением основных средств. В следствие этого все расходы по сделке включаются в его балансовую стоимость, а вычеты производятся через амортизационные отчисления в пределах установленных норм.
Мы предлагаем заменить договор финансового лизинга (финансовой аренды) на договор операционной аренды с тем, чтобы увеличить вычеты на содержание того же объекта через рыночные арендные платежи.
Адаптация договоров к условиям налоговых конвенций
К настоящему времени Казахстан заключил конвенции об избежании двойного налогообложения с более чем 50 странами мира и установил зеркальные освобождения от налогообложения для резидентов этих стран.
Вместе с тем, не все доходы освобождаются от налогообложения полностью. К таким видам доходов как дивиденды, роялти и проценты применяются лишь сниженные ставки.
К примеру, роялти среди прочего представляет собой платеж за право пользования объектами интеллектуальной собственности, оборудованием, например, по лицензионному договору. В рамках оптимизации налогообложения нерезидентов рекомендуется заменить лицензионный договор на договор оказания услуг с тем, чтобы применить налоговую конвенцию.
Замена офшорного контрагента на неофшорного
Казахстанское налоговое законодательство относится к офшорным юрисдикциям крайне критично и применяет максимальную ставку налога ко всем видам доходов офшорных компаний. Мы рекомендуем не заключать сделки с оффшорными компаниями.
Приведем пример. Между Казахстаном и Объединенными Арабскими Эмиратами заключена налоговая конвенция. Следовательно, по общему правилу, доходы арабской компании, полученные от деятельности в Казахстане, подлежат освобождению от налогообложения в Казахстане.
Однако на территории эмиратов есть так называемые офшорные зоны. Зарегистрированным там компаниям не выдаются сертификаты резидентства, в следствие чего они не могут рассчитывать на льготы конвенций. Поэтому в рассматриваемой ситуации если у арабских партнеров есть компания, зарегистрированная в рамках общей юрисдикции ОАЭ, то лучше заключить сделку с ней.
Замена нерезидента, работающего через филиал или представительство, на нерезидента, который не имеет филиала или представительства в Казахстане
Если казахстанская компания оказывает услуги, в том числе консультационные, аудиторские, инжиниринговые и т.д., нерезиденту, который имеет филиал или представительство в Казахстане, то территория Казахстана будет признаваться местом реализации таких услуг, соответственно, данные обороты будут облагаться казахстанским НДС.
Вместе с тем, если нерезидент не имеет казахстанских филиала или представительства, то обязательства по уплате казахстанского НДС не возникнут.
Следовательно, если есть возможность заключить договор с иностранной компанией, не имеющей филиала или представительства в РК, лучше сделать так.
Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал
Зачастую между дружественными компаниями происходит безвозмездная передача имущества. Безвозмездно полученное имущество для принимающей стороны признается доходом, влекущим обязательство по уплате КПН. Кроме того, такая операция влечет обязательство по уплате НДС.
В целях исключения обязанности по уплате КПН и НДС рекомендуется передавать это имущество в качестве вклада в уставный капитал. В налоговом законодательстве прямо предусмотрено, что получение имущества в качестве вклада в уставный капитал доходом не рассматривается, следовательно, не влечет обязательства по КПН. Одновременно данная операция не признается оборотом по НДС.
P.S. Данная публикация была акутальна до 31 декабря 2017.
forbes.kz
В экономике наблюдается стагнация, доходы населения не увеличиваются. Но при этом происходит постоянный рост налоговых поступлений в бюджет. Власти собирают с бизнеса все больше налогов.
Читайте об этом рассуждения Сергея Васильева, председателя совета директоров инвестгруппы «Русские фонды», в материале «Сергей Васильев: «Путин и Медведев создали идеальную фискальную машину».
В комментариях к этому материалу наши читатели из числа представителей бизнеса отмечают, что налогов они действительно стали платить больше. Но бизнесмены ищут способ выжить в непростых экономических условиях и намерены оптимизировать свое налогообложение.
Вот такой приблизительный план действий обрисовал вкратце один из наших читателей:
Налогов действительно начал платить в разы больше вот уже второй квартал подряд, но только НДС, но зато аж в 10 раз!
Мириться с этим я не собираюсь (как и большинство). Вопрос стоит так: или я найду до конца года новую приемлемую схему работы (варианты уже появились) или я прекращу работать и с нового года вместо налогов в бюджет 35 человек, включая меня, будут получать пособия по безработице из бюджета.
Теперь о новых схемах. Придётся использовать весь доступный арсенал.
Я производитель. Задача — нарастить входной (зачётный) НДС, уменьшить начисленный НДС, то есть выручку, получить источник чёрного нала не прибегая к обнальным конторам, для выплаты части зарплаты вчёрную для экономии на зарплатных налогах.
Во-первых, я нашёл некоторое количество людей, которые работают в чёрную и им нужно такое же сырьё как и мне. Я буду покупать для них, а они будут отдавать мне нал. Я получаю больше зачётного НДС, наличку для выплаты зарплаты без связи с помойками и при иэтом всегда заткну налоговую хоть с камералкой, хоть с выездной. «Лишнее» сырьё буду списывать через заниженные выхода годного по калькуляциям на продукцию, технологические потери при настройке оборудования и так далее.
Во-вторых, я перейду с ООО на ИП на ОСНО и буду платить не 20% налога на прибыль, а 13% НДФЛ, плюс меньше хлопот с выводом налички для выплаты чёрной части зарплат.
В-третьих, производственное ИП на ОСНО я открою не на себя, а на себя я открою ИП на УСН 6% и буду сдавать в аренду производственные цеха и оборудование ИП на ОСНО.
Так же уволю водителей и перепишу на них два авто (уже переписал). На них то же открою два ИП на УСН 6% и будут они мне оказывать транспортные услуги. Этим я сокращу необходимость в чёрной наличке. Так же проведу (уже веду) беседу с покупателями и всех кто согласится переведу на реализацию от ИП без НДС — сократиться выручка с НДС и сам НДС соответственно.
Кто может что-то добавить в мои задумки, буду благодарен.
— ale96433132
www.klerk.ru
Об авторе