Согласно законодательству, рядовому россиянину вполне хватит 12 654 Р в месяц, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Сергей Антонов
любит статистику
Профиль автора
В этой статье расскажем, что представляет собой прожиточный минимум и зачем он вообще нужен.
Законодательная основа. Прожиточный минимум — это минимальная необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов гражданина. С 2021 по 2025 год она устанавливается в размере 44,2% от медианного среднедушевого дохода. Если взять все доходы от самого маленького к самому большому, то медианный будет посередине.
Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Прожиточный минимум рассчитывается для трех категорий населения:
Прожиточный минимум трудоспособного населения устанавливается в размере 109% от общего, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%.
Закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»
Кто устанавливает. Прожиточный минимум устанавливает правительство Российской Федерации исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Медианный доход рассчитывает Росстат. Прожиточный минимум на следующий год определяют до 1 июля текущего года.
Правительство РФ установило прожиточный минимум на 2022 год в размере 11 950 Р в месяц. Однако в ноябре по предложению президента размер прожиточного минимума для населения увеличили до 12 654 Р. Для трудоспособного населения он составил 13 793 Р, для пенсионеров — 10 882 Р, для детей — 12 274 Р. Фактически в 2022 году величина прожиточного минимума определена не постановлением правительства, а законом о федеральном бюджете.
Отличия от МРОТ. МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. То есть та сумма, меньше которой зарплата при полном рабочем времени быть не может. Если даже очень простую и низкоквалифицированную работу человек выполняет 8 часов 5 дней в неделю, ему нужно за месяц заплатить не меньше МРОТ. Минимальный размер оплаты труда устанавливают на год.
С 2022 года МРОТ установлен в размере 42% от медианной заработной платы. При этом он не может быть ниже прожиточного минимума и МРОТ за предыдущий год. На 2022 год МРОТ составляет 13 890 Р в месяц.
Закон «О минимальном размере оплаты труда»
Размер прожиточного минимума устанавливают на федеральном уровне и на уровне отдельного региона. Прожиточный минимум рассчитывается в среднем на душу населения и отдельно для трех социально-демографических групп: трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
Полная таблица коэффициентов региональной дифференциации
Региональный прожиточный минимум устанавливают местные власти один раз в год до 15 сентября. Как и федеральный, он определяется в среднем на душу населения и отдельно для трех групп: трудоспособных, пенсионеров и детей. Коэффициенты для них такие же, как для федерального уровня. Прожиточный минимум трудоспособного населения устанавливается в размере 109% от регионального, для пенсионеров — 86%, для детей — 97%.
Прожиточный минимум в Москве в 2022 году в расчете на душу населения составляет 18 714 Р, для трудоспособного населения — 21 371 Р, для пенсионеров — 14 009 Р, для детей — 16 174 Р.
Постановление правительства Москвы от 12.10.2022 № 1597-ПП
Прожиточный минимум по регионам устанавливают в нормативных актах этого региона — найти нормативку можно по фразе «закон о прожиточном минимуме» с указанием названия региона.
Регион | На душу населения | Для трудоспособного населения | Для пенсионеров | Для детей |
---|---|---|---|---|
Санкт-Петербург | 13 160,2 Р | 14 344,6 Р | 11 317,8 Р | 12 765,4 Р |
Севастополь | 12 654 Р | 13 793 Р | 10 892 Р | 13 332 Р |
Воронежская область | 10 756 Р | 11 724 Р | 9796 Р | 10 433 Р |
Мурманская область | 20 277 Р | 22 047 Р | 17 395 Р | 19 620 Р |
Нижегородская область | 11 895 Р | 12 966 Р | 10 230 Р | 11 538 Р |
Тюменская область | 12 654 Р | 13 793 Р | 10 882 Р | 12 475 Р |
Новосибирская область | 12 775 Р | 13 925 Р | 10 987 Р | 13 238 Р |
Санкт-Петербург
На душу населения
13 160,2 Р
Для трудоспособного населения
14 344,6 Р
Для пенсионеров
11 317,8 Р
Для детей
12 765,4 Р
Севастополь
На душу населения
12 654 Р
Для трудоспособного населения
13 793 Р
Для пенсионеров
10 892 Р
Для детей
13 332 Р
Воронежская область
На душу населения
10 756 Р
Для трудоспособного населения
11 724 Р
Для пенсионеров
9796 Р
Для детей
10 433 Р
Мурманская область
На душу населения
20 277 Р
Для трудоспособного населения
22 047 Р
Для пенсионеров
17 395 Р
Для детей
19 620 Р
Нижегородская область
На душу населения
11 895 Р
Для трудоспособного населения
12 966 Р
Для пенсионеров
10 230 Р
Для детей
11 538 Р
Тюменская область
На душу населения
12 654 Р
Для трудоспособного населения
13 793 Р
Для пенсионеров
10 882 Р
Для детей
12 475 Р
Новосибирская область
На душу населения
12 775 Р
Для трудоспособного населения
13 925Р
Для пенсионеров
10 987 Р
Для детей
13 238 Р
Аналоги этого показателя для планирования экономики и статистического учета используют практически во всех странах мира. Чаще всего прожиточный минимум привязывают к минимальной зарплате. Например, нижней границей оплаты оперируют в Евростате — главном статистическом органе ЕС. Есть и международный аналог МРОТ — Всемирный банк считает минимальным доход 1,25 $ в день.
В США помимо прожиточного минимума рассчитывают так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, который составляет американский Минсельхоз. Его делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.
В США помимо прожиточного минимума Минсельхоз составляет так называемый продуктовый план — Food Plan. Это аналог нашей потребительской корзины, которую рассчитывал Росстат. Food Plan делают в четырех вариантах, рассчитанных на разный уровень расходов на продукты: экономный, низкий, средний и свободный. Экономный план используют для расчета стоимости продуктовых талонов для нуждающихся.
Все расчеты делаются для трех категорий граждан — дети до 12 лет, а также взрослые мужчины и женщины. Каждую из этих категорий разбивают в свою очередь на пять возрастных групп.
Продукт | Объемы |
---|---|
Молочные продукты | 258,4 |
Хлеб, попкорн, крупы, выпечка, макаронные изделия | 251,6 |
Овощи | 221,5 |
Фрукты | 182 |
Безалкогольные напитки | 108,6 |
Мясо и мясные продукты | 54,6 |
Замороженные блюда и закуски | 18,7 |
Подливы, соусы и специи | 8,3 |
Рыба | 5,7 |
Сахар и кондитерские изделия | 5,2 |
Орехи и ореховое масло | 4,3 |
Супы сухие и консервированные | 0,6 |
Кофе и чай | 0 |
Молочные продукты
258,4
Хлеб, попкорн, крупы, выпечка, макаронные изделия
251,6
Овощи
221,5
Фрукты
182
Безалкогольные напитки
108,6
Мясо и мясные продукты
54,6
Замороженные блюда и закуски
18,7
Подливы, соусы и специи
8,3
Рыба
5,7
Сахар и кондитерские изделия
5,2
Орехи и ореховое масло
4,3
Супы сухие и консервированные
0,6
Кофе и чай
Если вы из СМИ и хотите сослаться на этот материал, поставьте активную ссылку на эту страницу. Нам будет приятно, а вам спокойно.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области
Период | Величина прожиточного минимума, руб | Постановление Правительства области | |||
на душу населения | трудоспособное население | пенсионеры | дети | ||
на 2023 год | 12075 | 13162 | 10385 | 12576 | |
на 2022 год: с 1 января с 1 июня | 10629 | 11586 | 9141 | 11067 | № 1105-П от 16. |
11692 | 12745 | 10055 | 12174 | № 438-П от 31.05.2022 | |
21.12.2022
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области на 2023 год»
«О внесении изменения в постановление Правительства Саратовской области от 16 декабря 2021 года № 1105-П»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области на 2022 год»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально- демографическим группам населения Саратовской области за IV квартал 2020 года»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области на 2021 год»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за III квартал 2020 года»
«О величине прожиточного минимума пенсионера в Саратовской области на 2021 год в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за II квартал 2020 года»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за I квартал 2020 года»
«О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Саратовской области за IV квартал 2019 года»
«Об установлении величины прожиточного минимума в Саратовской области»
1 — 11 из 11
Начало | Пред. | 1 |
След. | Конец | Все
Точность проверена 06.05.2022; Численные значения согласуются с оценками прожиточного минимума на 2021 год, опубликованными 12.05.22
Хотя минимальная заработная плата устанавливает порог дохода, ниже которого наше общество не желает опускать семьи, она не может приблизить основные расходы семей в 2021 году. Следовательно , многие работающие взрослые должны обращаться за государственной помощью и / или работать на нескольких работах, чтобы позволить себе кормить, одевать, обеспечивать жилье и оказывать медицинскую помощь себе и своим семьям.
Установление прожиточного минимума и приблизительного дохода, необходимого для удовлетворения основных потребностей семьи, позволит работающим беднякам достичь финансовой независимости при сохранении жилищной и продовольственной безопасности. В сочетании со сниженными расходами на уход за детьми и жилье прожиточный минимум может также высвободить ресурсы для сбережений, инвестиций и покупки капитальных активов (например, пенсионных накоплений или покупки жилья), которые увеличивают благосостояние и обеспечивают долгосрочную финансовую стабильность и безопасность.
Анализ прожиточного минимума (рассчитанный в декабре 2021 г. и отражающий компенсацию, предлагаемую физическому лицу в 2022 г.), составление географически конкретных данных о расходах на продукты питания, уход за детьми, здравоохранение, жилье, транспорт и другие предметы первой необходимости, показывает, что : прожиточный минимум в США составляет 24,16 доллара в час, или 100 498,60 доллара в год в 2021 году, до вычета налогов, для семьи из четырех человек (двое работающих взрослых, двое детей) по сравнению с 21,54 доллара, или 89 605,51 доллара в 2020 году.
Минимальная заработная плата не обеспечивает прожиточный минимум для большинства американских семей. Типичная семья из четырех человек (двое работающих взрослых, двое детей) должна работать более чем на двух работах с минимальной заработной платой полный рабочий день (98 часов в неделю на одного работающего взрослого), чтобы получать прожиточный минимум. Семьи с одним родителем должны работать почти в два раза больше, чем семьи с двумя работающими взрослыми, чтобы зарабатывать на жизнь. Мать-одиночка с двумя детьми, получающая федеральную минимальную заработную плату в размере 7,25 долларов в час, должна работать 235 часов в неделю, что эквивалентно почти шести работам с минимальной заработной платой с полной занятостью, чтобы получать прожиточный минимум.
Во всех семьях прожиточный минимум превышает порог бедности, часто используемый для определения потребностей. Государственная минимальная заработная плата обеспечивает лишь часть прожиточного минимума. Для семьи из двух взрослых и двух детей минимальная заработная плата покрывает 59,8% прожиточного минимума в лучшем случае в Вашингтоне и 29,9% в худшем случае в Висконсине. Это означает, что семьи, зарабатывающие от черты бедности (26 500 долларов США на двух работающих взрослых, в среднем двоих детей в 2021 году) и прожиточного минимума (в среднем 100 989 долларов США на двух работающих взрослых, двоих детей в год до вычета налогов), могут оказаться ниже уровня дохода и помощь, которая им необходима для удовлетворения их основных потребностей.
Рисунок 1: Средняя прожиточный минимум в штате до налогообложения, сравнение порога бедности и минимальной заработной платы по составу семьи.
Расходы на уход за детьми и транспорт для семей с детьми превышают все прочие расходы. На следующей гистограмме показана доля дохода, необходимая семье из четырех человек, двух работающих взрослых и двух детей. В среднем в каждом штате типичная семья из четырех человек тратит 21,6% своего дохода после уплаты налогов на уход за детьми и еще 17,8% на жилье. Столкнувшись с компромиссами, второй работающий взрослый должен зарабатывать в среднем не менее 17 603 долларов США, чтобы покрыть расходы на уход за детьми и другие дополнительные расходы, когда они начнут работать.
Рисунок 2. Расходы на прожиточный минимум для семьи из четырех человек (двое взрослых и двое детей) после уплаты налогов.
Прожиточный минимум варьируется в зависимости от стоимости жизни и налогов, в которых проживает семья. На следующем графике с рамкой и усами показан доход, который необходим четырем семьям (с двумя работающими взрослыми и двумя детьми) в четырех регионах переписи. Семьи на Севере (110 477,80 долл. США) и Западе (101 720,90 долл. США) имеют более высокую среднюю стоимость жизни и, следовательно, требуют более высокого прожиточного минимума до вычета налогов, чем семьи на Юге (9 долл. США).6406,83) и Средний Запад (97486,78 долларов). Мы протянули тонкую линию вверх над полосой внутри каждого региона, чтобы указать диапазон различий между штатами в соответствующих областях и стоимость жизни по регионам. Наиболее значительные различия наблюдаются между южными штатами, где прожиточный минимум колеблется от 83 896,68 долларов в Теннесси до 123 766,10 долларов в округе Колумбия.
Рисунок 3: Диапазон государственных доходов по регионам (коробочная диаграмма измеряет от 25-го до 75-го процентного поля и отображает медиану).
В большинстве мегаполисов стоимость жизни обычно выше, чем в пригородах и сельской местности. За последние три десятилетия рост рабочих мест все больше концентрировался в городах. Прожиточный минимум в городских районах выше, чем в среднем по стране. В соответствии с общими региональными различиями, из 100 самых густонаселенных мегаполисов: Бостон (133 557 долл. США), Сан-Франциско (147,9 долл. США).22) и Сан-Хосе (149 014 долларов) имеют самый высокий прожиточный минимум для типичной семьи из четырех человек до вычета налогов.
Рисунок 4: Городские районы с самой высокой и самой низкой заработной платой для семьи из четырех человек (2 работающих взрослых, двое детей) до вычета налогов
Прожиточный минимум варьируется в зависимости от стоимости жизни и налогов, в которых проживает семья. На следующем графике с рамкой и усами показан доход, который необходим четырем семьям (с двумя работающими взрослыми и двумя детьми) в четырех регионах переписи. Семьи на Севере (110 477,80 долларов США) и Западе (101 720,9 долларов США).0) имеют более высокую среднюю стоимость жизни и, следовательно, требуют более высокого прожиточного минимума до вычета налогов, чем семьи на Юге (96 406,83 долл. США) и Среднем Западе (97 486,78 долл. США). Мы протянули тонкую линию вверх над полосой внутри каждого региона, чтобы указать диапазон различий между штатами в соответствующих областях и стоимость жизни по регионам. Наиболее значительные различия наблюдаются между южными штатами, где прожиточный минимум колеблется от 83 896,68 долларов в Теннесси до 123 766,10 долларов в округе Колумбия.
Расчет прожиточного минимума
2 марта 2020 г. мы опубликовали новые данные о прожиточном минимуме по стране, штатам, мегаполисам и округам. В целом изменения прожиточного минимума отслеживают уровень инфляции на национальном уровне. Уровень инфляции в 2019 году составил 1,76%. Уровень инфляции в 2019 году выше по сравнению со средним уровнем инфляции в 0,90% в год в период с 2019 по 2020 год. В таких местах, как Сан-Франциско, Бостон и Вашингтон, округ Колумбия, стоимость жилья выросла выше скорости изменения из-за инфляции.
Установление прожиточного минимума, приблизительного дохода, необходимого для удовлетворения основных потребностей семьи, позволило бы работающим беднякам достичь финансовой независимости при сохранении жилищной и продовольственной безопасности.
Анализ прожиточного минимума, составление географически конкретных данных о расходах на продукты питания, уход за детьми, здравоохранение, жилье, транспорт и другие предметы первой необходимости, показывает, что: в год в 2019 г. до уплаты налогов на семью из четырех человек (двое работающих взрослых, двое детей) по сравнению с 16,14 долл. США в 2018 г.
Минимальная заработная плата не обеспечивает прожиточный минимум для большинства американских семей. Типичная семья из четырех человек (двое работающих взрослых, двое детей) должна работать почти на четырех работах с минимальной заработной платой полный рабочий день (75 часов в неделю на одного работающего взрослого), чтобы зарабатывать прожиточный минимум. Семьи с одним родителем должны работать почти в два раза больше, чем семьи с двумя работающими взрослыми, чтобы заработать прожиточный минимум. Мать-одиночка с двумя детьми, получающая федеральную минимальную заработную плату в размере 7,25 долларов в час, должна работать 138 часов в неделю, что почти эквивалентно работе 24 часа в день в течение шести дней, чтобы заработать прожиточный минимум.
Во всех семьях прожиточный минимум превышает порог бедности, часто используемый для определения нужды. Государственная минимальная заработная плата обеспечивает лишь часть прожиточного минимума. Для семьи из двух взрослых и двух детей минимальная заработная плата покрывает 73,1% прожиточного минимума в лучшем случае в округе Колумбия и 41,1% в худшем случае в Вирджинии. Это означает, что семьи, зарабатывающие от черты бедности (25 953 доллара США на двух работающих взрослых, двух детей в среднем в 2019 году) и прожиточного минимума 68 808 долларов США в среднем на двух работающих взрослых, двух детей в год до вычета налогов), могут оказаться ниже уровня дохода. и помощь, в которой они нуждаются для удовлетворения своих основных потребностей.
Стоимость ухода за детьми и жилья для семей с детьми превышает все другие расходы. На следующей гистограмме показана доля дохода, необходимая семье из четырех человек, двух работающих взрослых и двух детей. В среднем в каждом штате типичная семья из четырех человек тратит 21,6% своего дохода после уплаты налогов на жилье и еще 19,7% на уход за детьми. Столкнувшись с компромиссами, второй работающий взрослый должен зарабатывать в среднем не менее 11 480 долларов, чтобы покрыть расходы на уход за детьми и другие дополнительные расходы, когда они начнут работать.
В большинстве мегаполисов стоимость жизни обычно выше, чем в пригородах и сельской местности. За последние три десятилетия рост рабочих мест все больше концентрируется в городах. Прожиточный минимум в городских районах выше, чем в среднем по стране. В соответствии с общими региональными различиями, из 100 самых густонаселенных мегаполисов Нью-Йорк (93 851 доллар США), Сан-Франциско (94 741 доллар США) и Сан-Хосе (98 240 долларов США) имеют самый высокий прожиточный минимум для типичной семьи из четырех человек до вычета налогов.
Об авторе