Глава Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян в интервью ТАСС рассказал о том, как проходит процесс ратификации нового Таможенного кодекса ЕАЭС (Евразийский экономический союз), а также о возможности создания зон свободной торговли с Индией и Ираном.
— 1 июля должен вступить в силу новый Таможенный кодекс ЕАЭС. На какой стадии ратификация Таможенного кодекса в странах союза? Есть ли какие-то проблемы с Белоруссией?
— С Белоруссией нет проблем, потому что все пять стран присоединились к этому документу, подписали, приняли за основу, и мы запустили процесс ратификации.
Мы предполагаем, что к концу этого года процесс будет завершен.
Сейчас мы работаем над нормативными документами, которые сопровождают Таможенный кодекс и обеспечивают его полную реализацию.
— Вы говорите, что к концу года будет ратификация, следовательно, сдвигаются сроки вступления в силу Таможенного кодекса?
— Мы надеемся, что в 2018 году он вступит в силу.
— С 1 января 2018 года?
— Да. Мы работаем в этом режиме, и мы хотим успеть, чтобы он вступил в силу с 1 января. Именно поэтому мы параллельно допустили принятие всех сопутствующих нормативных документов, которые должны обеспечить имплементацию Таможенного кодекса.
— На полях ПМЭФ у вас прошла встреча с премьер-министром Индии Моди. Расскажите, что обсуждалось? Затрагивалась ли тема зоны свободной торговли (ЗСТ)?
— Безусловно, Индия сильно заинтересована в заключении договора о зоне свободной торговли. Мы уже давно ведем с ними диалог на эту тему, проводим рабочие встречи, обсуждаем переговорный формат.
На ПМЭФ подписано заявление, которое дает старт переговорному процессу о зоне свободной торговли с Индией
Кстати, именно на ПМЭФ подписано заявление, которое дает старт переговорному процессу о зоне свободной торговли с Индией. То есть это уже вторая стадия, на первой стадии велись исследовательские работы о возможности создания ЗСТ, экономической выгоде.
По результатам этой исследовательской работы мы согласовали позиции пяти стран союза и получили мандат на начало переговорного процесса.— Национальные рынки обращения лекарственных средств пяти государств союза объединяются и начинают работу в формате единого пространства. Производители стран союза смогут подавать заявления на регистрацию лекарств и выпуск их в обращение по единым процедурам и снизить административные издержки. Эксперты говорят, что это приведет к тому, что производители всех стран выберут какую-то одну менее забюрократизированную страну и ринутся регистрироваться в ней. На ваш взгляд, не создаст ли это перекоса?
— Во-первых, с 5 мая этого года вступили в силу более 25 нормативных актов Евразийского экономического союза, которые регулируют сферу обращения лекарственных средств и создают каноны для общего рынка. Это касается прежде всего процедуры регистрации лекарств, что очень важно. Во-вторых, есть общие стандарты, которые предъявляются к производителям лекарств и лекарственных препаратов.
Мы должны проводить согласованную политику в сфере госзакупок, чтобы для наших производителей были равные условия
Мы сейчас работаем над вторым шагом, он касается организации госзакупок. Здесь тоже мы должны проводить согласованную политику, чтобы для наших производителей были равные условия участия в государственных закупках лекарств и препаратов. Процесс запущен.
— Поэтому никакого перекоса в сторону менее забюрократизированных стран не будет?
— Нет. Будет только углубление конкуренции, потому что страны будут соревноваться: кто более эффективно производит бюрократическую процедуру регистрации новых лекарств, насколько они быстро реагируют на запросы бизнеса. У бизнеса появляется возможность самостоятельно выбирать ту страну, где бы они хотели осуществлять эти процедуры.
— Это как-то связано с глобальной цифровизацией, о которой много говорилось на форуме?
— Цифровизация будет помогать этому процессу, будет делать этот процесс более транспарентным, будет сокращать теневые обороты. Сферы лекарств и медицинских изделий это коснется одной из первых, потому что это один из наиболее чувствительных рынков для наших граждан. Если мы сможем здесь осуществить оцифровку, если мы сможем здесь осуществить прослеживаемость, то это означает, что будет меньше тени, контрафакта, больше открытости, и от этого выиграют наши граждане. Так что это правильный тренд, и мы бы хотели начать в том числе с лекарств и лекарственных препаратов.
— Следующий вопрос касается единой базы ЭПТС (электронных паспортов транспортных средств). Она будет сразу по всему ЕАЭС или их сначала создадут отдельно в каждой стране, а потом объединят? Кто отвечает за техническую часть этого масштабного процесса?
— Мы договорились, что мы будем это делать вместе, поэтому принят нормативный документ, который обязывает, чтобы наши страны-участницы внедрили бы у себя эти электронные паспорта. Каждая страна может сама выбирать модель. Мы будем обеспечивать на общей платформе обмен информацией для того, чтобы у нас была единая информационная система. Принято следующее решение: мы этот процесс запустили, до середины следующего года у нас будут и бумажные документы, и электронные, а с середины следующего года полностью все пять стран должны перейти на систему электронных паспортов.
— Есть ли риск, что за год не все страны успеют перейти, и в таком случае какие меры?
— Да, такой риск всегда есть, поэтому мы должны следить за этим процессом. Есть внутренние сложности в каждой стране, потому что страны должны определиться со своей внутренней моделью, кто будет у них оператором, кто будет регистрировать, кто будет разрабатывать сам электронный формат этого паспорта. В разных странах разные субъекты несут ответственность за внедрение этих систем. Наша задача заключается в том, чтобы они были совместимыми. Наша комиссия через те шлюзы обмена информацией, которые мы создали у себя, обеспечивает обмен информацией.
— Возвращаясь к теме создания зон свободной торговли — на какой стадии процесс обсуждения создания ЗСТ с Ираном? Насколько вероятно, что эта ЗСТ будет создана?
— Динамика в этом переговорном процессе положительная: 90% всех вопросов нам удалось урегулировать. То есть по всем основным переговорным параметрам мы пришли к согласию.
Динамика в переговорном процессе о создании ЗСТ с Ираном положительная: 90% всех вопросов нам удалось урегулировать
Остались вопросы, связанные с товарными группами, где мы должны прийти к согласию сначала внутри союза и после этого с нашими иранскими коллегами. Прежде всего это касается именно продукции сельского хозяйства, которую производят и наши страны, и Иран. Мы должны прийти к согласию, какие у нас должны быть режимы и квоты на эту продукцию. В чем-то мы должны уступить нашим иранским коллегам, а в чем-то они должны нам уступить, чтобы мы пришли к сбалансированному решению.
— А успешность ЗСТ с Вьетнамом пока рано оценивать?
— Да, еще не прошло даже года, как соглашение вступило в силу. Конечно, нам нужно время, чтобы посмотреть, как бизнес отреагировал на новый договор. Я думаю, что итогам года мы сможем дать какие-то оценки.
Беседовала Елена Рожкова
2018-й оказался для евразийской интеграции одним из самых сложных. Некоторые аналитики говорят о том, что она переживает кризис, а на постсоветском пространстве копится конфликтный потенциал, который осложняет отношения между бывшими советскими республиками и негативно влияет на интеграционные процессы. Однако ряд факторов, наоборот, свидетельствует о поступательных шагах евразийской «пятерки».
Так что в нашей версии 10 основных вех евразийской интеграции за 2018 год оказались как позитивные, так и негативные события, явления и процессы.
1. Вступление в силу с 1 января 2018 г. нового Таможенного кодекса ЕАЭС.
Его обсуждение и согласование шли весь предыдущий, 2017 год, а принятие сопровождалось немалыми трудностями. Кодекс соответствует самым передовым мировым практикам в сфере таможенного дела и предусматривает полностью электронное декларирование товаров, сокращение времени регистрации таможенной декларации вдвое, а времени выпуска товаров с таможни – в шесть раз.
Статистически оценить влияние нового ТК на динамику торговли между странами ЕАЭС трудно. Однако на всем протяжении прошлого года она показывала уверенный рост.
2. Продолжение роста торговли, начавшегося в предыдущем, 2017 г.
За январь-октябрь 2018 г. объем внешней торговли стран ЕАЭС увеличился на 21,5% и достиг 617,2 млрд. долл., причем экспорт рос втрое быстрее импорта. А взаимная торговля выросла на 11,1%, составив 49,5 млрд. долл. В прошлом году внутрисоюзная торговля росла в два с лишним раза быстрее, но тогда сказался восстановительный эффект после падения 2014-2016 гг. Кроме того, более быстрый рост внешней торговли в 2018-м был связан с повышением цен на нефть, которая составляет основу экспорта двух крупнейших экономик Союза – России и Казахстана.
3. Выход на новый уровень сотрудничества в сфере космоса.
Поскольку Россия является одним из мировых лидеров в этой области, такое сотрудничество способно продемонстрировать, что ЕАЭС является не только союзом «сырьевых экономик», но и обладает высоким технологическим потенциалом.
В июле 2018 г. на 17-м заседании Консультативного комитета по промышленности ЕЭК был одобрен проект программы создания спутниковой группировки ЕАЭС, предназначенной для дистанционного зондирования Земли. А в мае Россия, Казахстан и Белоруссия договорились о промышленной кооперации при производстве спутников. Ожидается, что совместная спутниковая группировка ЕАЭС будет развернута в наступившем, 2019 г.
4. Молдавия получила статус наблюдателя при ЕАЭС.
Произошло это в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета 14 мая 2018 г. в Сочи. Такой статус правом Союза ранее вообще предусмотрен не был. Поэтому вначале совет утвердил положение о статусе государства-наблюдателя при ЕАЭС, а затем предоставил его Молдавии. Принятие этого решения было напрямую связано с избранием президентом Молдавии в конце 2016 г. Игоря Додона, попытавшегося развернуть внешнюю политику страны в сторону России и ЕАЭС.
Однако в условиях, когда полномочия президента сильно ограничены парламентом, все попытки такого рода наталкивались и наталкиваются на активное противодействие со стороны прозападных партий. Достаточно сказать, что за отказ подписывать выгодные прозападной коалиции законы И. Додон пять раз неправомочными решениями Конституционного суда отстранялся от своих полномочий, и право подписи передавалось спикеру парламента А. Канду.
5. Достигнуты важные соглашения о сотрудничестве с Ираном и Китаем.
Документы имели существенные отличия. Соглашение с Ираном включало создание полноценной зоны свободной торговли (ЗСТ), предусматривавшей снижение или обнуление ввозных пошлин по достаточно широкому кругу товаров. С Китаем же были достигнуты договоренности «по широкоформатному и отраслевому сотрудничеству». Причины этих различий заключались в разном уровне развития их экономик. Цена китайских товаров заметно ниже, и при создании ЗСТ с Китаем ЕАЭС мог столкнуться с вытеснением своих предприятий с внутреннего рынка. В то же время соглашение с КНР позволило снять напряженность между проектами ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, которая потенциально могла привести к конфликту Москвы и Пекина.
6. Смена власти в Армении вследствие т.н. бархатной революции.
Премьер-министр страны Серж Саргсян, планировавший сохранить власть после двух сроков пребывания на посту президента, подал в отставку, а правительство возглавил лидер оппозиции Никол Пашинян. Ранее новый премьер-министр выступал против вступления Армении в ЕАЭС, что вызывало вопрос о его политике по отношению к Союзу, как только оппозиционер сам возглавил кабинет. Но резких шагов новое руководство Армении предпочло не делать. В геополитическом и военно-стратегическом плане республика, зажатая между Турцией и Азербайджаном, слишком сильно зависит от России и ОДКБ, что крайне затрудняет для Еревана переориентацию на США и ЕС.
7. Подписание Конвенции о правовом статусе Каспийского моря.
Документ, под которым 12 августа на 5-м Прикаспийском саммите в Актау поставили свои подписи президенты России, Ирана, Казахстана, Азербайджана и Туркмении, напрямую к ЕАЭС не относится. Тем не менее в соглашении участвуют два государства ЕАЭС (Россия и Казахстан), а также Иран, заключивший с Союзом соглашение о ЗСТ. Конвенция, которая делит Каспий на территориальные воды (15 морских миль), прилегающую к ним рыболовную зону шириной (еще 10 миль) и общее водное пространство, а также запрещает присутствие на Каспии вооруженных сил некаспийских государств, будет способствовать общей нормализации обстановки на южном фланге Союза.
8. Введение системы электронной маркировки товаров.
«Серый» импорт из Китая, идущий через Киргизию и Казахстан, является одной из наиболее острых проблем функционирования общего рынка ЕАЭС. В ноябре Евразийский аналитический клуб опубликовал доклад, из которого следовало, что от половины до двух третей всего китайского импорта в Казахстане и Киргизии являются нелегальными, а общий ущерб от контрабанды для экономики Союза может превышать 1,5 млрд. долл. Одним из источников контрафакта по ряду товарных позиций является также Белоруссия.
В качестве главного средства борьбы с этой угрозой страны ЕАЭС рассматривают введение системы электронной маркировки товаров, соглашение о которой вступило в силу 14 августа 2018 г. Правда, внедрение такой маркировки – долгий и непростой процесс, результаты которого появятся еще не скоро.
9. Одобрение программ создания общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.
Произошло это на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета 6 декабря в Санкт-Петербурге. Вопрос формирования этих рынков изначально являлся одним из наиболее острых, поскольку именно углеводороды обеспечивают львиную долю доходов России, Казахстана и Белоруссии. Программа формирования общего рынка газа предусматривает недискриминационный доступ к трубопроводам и рыночное ценообразование, нефти и нефтепродуктов – единое биржевое пространство и биржевые торги нефтью и продуктами ее переработки. Завершить формирование общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов планируется к 2025 г.
10. Обострение российско-белорусских противоречий из-за энергоресурсов.
Они стали особенно явственными в ходе Санкт-Петербургского саммита глав государств ЕАЭС, заседания Совета министров Союзного государства России и Белоруссии, прошедшего 13 декабря в Бресте, а также состоявшихся накануне Нового года переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко. Минск хочет, чтобы Москва компенсировала ему потери от «налогового маневра» в российской нефтянке – отмены вывозных таможенных пошлин на нефть и переноса налогообложения на добычу полезных ископаемых. Россия же в ответ дала понять, что не намерена более дотировать белорусскую экономику, и требует реального углубления интеграционных процессов, предусмотренных договором о создании Союзного государства 1999 г.
Учитывая, что в самый канун нового года глава Белоруссии назвал союз с Россией состоявшимся, руководителям двух государств удалось как минимум достичь временного компромисса. Но совершенно очевидно, что обсуждение перспектив интеграции России и Белоруссии продолжится в 2019 г. А в целом от того, как разрешатся противоречия двух стран, стоявших у истоков Евразийского союза, будут во многом зависеть и перспективы евразийского интеграционного объединения в целом.
* * *
В наступившем, 2019 г. ЕАЭС наверняка будет концентрироваться на внутреннем, качественном развитии. В территориальном плане Союз на сегодняшний день достиг определенного предела. Наиболее реальный кандидат – Таджикистан, оказавшийся в сильной зависимости от Китая, вступать в ЕАЭС отказался, а Узбекистан при новом президенте Ш. Мирзиёеве подтвердил прежний курс на нейтралитет. В Молдавии проевразийски настроенный президент И. Додон находится в жестком конфликте с прозападным парламентом и правительством, и перспективы борьбы за власть пока не ясны.
Поэтому основными задачами ЕАЭС в наступившем году будут ликвидация внутренних торговых барьеров, борьба с «серым импортом», гармонизация налоговой, валютной, бюджетной и других видов экономической политики. Для будущего Союза решение этих проблем на деле значит не меньше, а гораздо больше, чем просто территориальное расширение.
арм. Եվրասիական տնտեսական միություն белор. Еўразійскі эканамічны саюз каз. Еуразиялық экономикалық одақ кирг. Евразиялык экономикалык биримдик рус. Евразийский экономический союз | |
Эмблема Евразийского экономического союза | |
Основная информация | |
---|---|
Государства-участники ЕАЭС | Армения Армения Белоруссия Белоруссия Казахстан Казахстан Киргизия Киргизия Россия Россия |
Государства-наблюдатели союза | Молдавия Молдавия |
Вероятные кандидаты на вступление в союз | Таджикистан Таджикистан Узбекистан Узбекистан Монголия Монголия Туркмения Туркмения Иран Иран Турция Турция Сирия Сирия Тунис Тунис |
Руководящие органы | Высший евразийский экономический совет Евразийская экономическая комиссия |
Официальные языки | армянский, белорусский, казахский, киргизский, русский |
Города-миллионеры | Москва, Санкт-Петербург, Минск, Алма-Ата, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ереван, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград. |
Экономические и политические центры | Алма-Ата[2] Астана Бишкек Ереван Минск Москва Санкт-Петербург |
Создание | |
Подписание договора Вступление договора в силу | 29 мая 2014 года 1 января 2015 года |
Общее описание | |
Население | 8-oе в мире 186 257 189 человек (2018) |
Территория | 1-я в мире 20 260 435 км² |
ВВП (номинал) | 10-я в мире (на 2018 год): $ 1838 млрд. (по данным IMF)[3] |
Валюты участников | Армянский драм (AMD) Белорусский рубль (BYN) Казахский тенге (KZT) Киргизский сом (KGS) Российский рубль (RUB) |
Часовой пояс | UTC от +2 до +12 |
Телефонные коды | +7 +374 |
За время существования ЕАЭС подписал соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом, а также выражает готовность дальнейшего расширения ЗСТ за счёт других заинтересованных государств. В частности, такую заинтересованность выразили представители бизнес-элит Ирана, Сербии, Египта, Таиланда, Монголии, Индии и других стран.
У ЕАЭС на данный момент одна страна-наблюдатель, которая при этом не может разобраться со своими внутриполитическими проблемами. Речь идёт о Республике Молдова, переговоры которой по переходу из статуса наблюдателя в статус полноправного члена Евразийского экономического союза то начинаются, то прерываются. Причём главными инициаторами «заморозки» переговоров выступает молдавское правительство, которое вместе с отдельно взятыми парламентскими партиями (из их недр кабмин Молдовы и вышел) прилагает все усилия по румынизации Молдавии и по одновременному отторжению от любых объединений, связанных с Россией. Однако за уши, что называется, Кишинёв тянуть в ЕАЭС никто не собирается – его личное, суверенное дело.
Итак, о статистике ЕАЭС, которая имеется на данный момент, и о её сравнении со статистикой за предыдущие периоды.
Взаимная торговля стран-членов Евразийского экономического союза на период с января по октябрь 2017 года составляет 44 млрд долларов США. В пересчёте на годовые показатели рост составил примерно 26% к показателям 2016 года. Само значение объёмов взаимной торговли указывает на то, что внутренний потенциал ЕАЭС далеко не раскрыт – хотя бы при учёте того, что общее население союза на данный момент составляет почти 184 млн человек.
При этом по итогам 2016 года фиксировалось ещё и падение темпов внутренней торговли примерно на 5,8% по отношению к показателям 2015-го.
Наибольший удельный вес во взаимной торговле в рамках Евразийского экономического союза, по понятным причинам, у Российской Федерации. За январь-октябрь текущего года – 62,8%. Это на 0,3% больше, чем за прошлый год. На втором месте по удельному торговому весу – Белоруссия с 25,6 процентами. При этом белорусские показатели в 2017-м снизились примерно на 1% в сравнении с долей в 2016-м. Наименьший удельный вес в торговле ЕАЭС у Армении – 1%. Но не особенно далеко в этом плане «ускакал» и Кыргызстан – 1,1%.
На этом фоне показатели внешней торговли ЕАЭС (торговли со странами, в Евразийский экономический союз не входящими) выглядят куда более впечатляющими. Здесь также обнаруживают существенный рост в сравнении с 2016 годом. Если верить официальной статистике, то рост этот на начало ноября составил 24,6%, достигнув значения более чем в полтриллиона долларов. Если быть точным – 507,25 млрд долларов США. При этом, опять-таки, если верить официальным данным, экспорт ЕАЭС существенно превысил импорт. Данные по экспорту – около 308,4 млрд, по импорту – до 199 млрд. Из этих более чем полутриллиона долларов львиная доля снова приходится на Россию – исходя из объективного показателя по соотношению экономик внутри Евразийского экономического союза. За период с января по октябрь 2017 года РФ наторговала с «внешними» партнёрами почти на 430 млрд долларов при положительном сальдо (разница экспорта и импорта) в $90,5 миллиардов. Однако российская экономика в ЕАЭС оказалась только второй по такому показателю как рост экспорта. У РФ он составил 25,4% в сравнении с 2016-м. На первом месте – Республика Казахстан с показателем роста в 32,6% в сравнении с тем же периодом.
Констатация факта: ни у одной из стран, входящих в экономический союз, объёмы экспорта не снизились. Однако с отрицательным сальдо страны есть. Это Кыргызстан, с показателем «минус» 1,3 млрд. и Армения с показателем около «минус» 860 млн.
Основная статья общего экспорта ЕАЭС в третьи страны – минеральные продукты (включая энергоресурсы) – почти 64%. На втором месте – металлы и металлические изделия – 10,6%. Наибольшая доля импорта ЕАЭС – машины и оборудование. Показатель – 44,5% всего совокупного импорта. При этом на Россию приходится около 80% ввоза этих товаров.
Статистика об изменении ВВП стран, входящих в ЕАЭС (и суммарно по ЕАЭС) по итогам периода январь-октябрь текущего года.
Республика Беларусь – рост 1,7%;
Российская Федерация – около 1,9%;
Армения – около 3,8%;
Республика Казахстан – 3,3%;
Республика Кыргызстан – 4,8%.
Как видно, по темпам роста ВВП среди всех государств, входящих в ЕАЭС лидирует Киргизия. Если же говорить суммарном росте экономики ЕАЭС, исходя из масштабов экономик «внутренних» государств, то рост по итогам года составить чуть более 2%. Чуть…
Статистика в очередной раз говорит о том, что самочувствие экономики ЕАЭС напрямую зависит от самочувствия экономики России. Это не преувеличение, а объективный факт на основании объема экономики РФ в общем объёме экономической системы нашего союза. В то же время статистика прямо говорит и о том, что есть немало внутренних барьеров для развития взаимной торговли внутри созданного единого экономического пространства. Часто получается так, что странам ЕАЭС проще торговать даже с теми третьими странами, которые декларативно поддерживают в их отношении определённые санкции, нежели друг с другом. Барьеры и препятствия внутри ЕАЭС пока не позволяют существенно повысить внутренний спрос. Те 44 млрд долларов взаимной торговли тому пример. Есть тут, конечно, и объективный фактор. Он состоит в существенном различии в уровне доходов на душу населения в разных странах ЕАЭС. Взять те же Казахстан и Кыргызстан. Разница пока более чем существенна. Однако главный тормоз – это всё же бюрократическая машина, которая пока никак не хочет переключать передачу на более повышенную. И это, по крайней мере внешне, создаёт эффект, что ЕАЭС – четыре буквы, которые сами по себе, а страны, в союз входящие, – сами по себе. Общность интересов и единство путей развития хотелось бы увидеть хотя бы на горизонте.
Или уж слишком многого хочется на столь раннем этапе существования объединения? Три года — это «всего лишь» или «уже»?..
Настоящий доклад освещает наиболее важные события и тенденции развития Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в 2018 году в сфере торговли и торговой политики, промышленной кооперации, инвестиций, макроэкономики, а также интеграционные тенденции в мире.
В частности, авторы отмечают продолжение умеренного роста объемов взаимной и внешней торговли государств-членов ЕАЭС товарами в 2018 году под влиянием внутренних макроэкономических и внешних конъюнктурных факторов. Стоимостный объём взаимной торговли государств-членов ЕАЭС, рассчитанный как суммарный объём внутрисоюзного экспорта, возрос на 9,2% по сравнению с 2017 годом. В целом за четыре года функционирования ЕАЭС объём взаимной торговли государств-членов возрос почти на треть. Торговая интеграция пяти стран развивается уверенными темпами.
Одним из факторов, сдерживающих расширение внутрисоюзных торгово-экономических связей стран ЕАЭС, является ориентированность их экспорта в большей степени на внешнюю торговлю, чем на внутреннюю. В целом, по итогам 2018 года оборот внешней торговли государств-членов ЕАЭС с третьими странами в 13 раз превысил оборот взаимной торговли внутри Союза. Причём разрыв между объёмами внешней и взаимной торговли увеличивается последние два года. Это свидетельствует о наличии значительного потенциала для расширения взаимной торговли.
В докладе также приводится анализ внешнеторговой совместимости стран ЕАЭС с третьими странами на основе индекса торговой комплементарности, показывающего, насколько экспортный профиль одной страны соответствует импортному профилю другой страны. Так, наиболее подходящим для ЕАЭС рынком сбыта является Италия (54% соответствия), далее с существенным отрывом следуют Индия (42% соответствия) и Греция (41% соответствия). К другим странам, наиболее подходящим ЕАЭС в качестве импортёров, относятся Египет, Узбекистан, Алжир и Мальта. А наиболее подходящими для ЕАЭС экспортёрами являются Германия, Италия, Австрия и Польша, структуры экспорта которых имеют высокую совместимость со структурой импорта ЕАЭС (более 58%). Товарные структуры внешней торговли Индии и Бразилии почти в равной степени благоприятствуют экспорту в ЕАЭС и импорту из ЕАЭС.
В 2018 году у всех государств-членов отмечается также позитивная динамика экспорта и импорта услуг. Однако объём торговли товарами по-прежнему существенно превышает объём торговли услугами: по итогам 2018 года совокупный внешнеторговый оборот государств-членов ЕАЭС (с партнёрами по ЕАЭС и с третьими странами) товарами в 4 раза превысил совокупный внешнеторговый оборот услугами.
В докладе рассматривается также тема импортозамещения. Результаты исследования подтверждают, что потребность в значительной части товарных позиций, импортируемых государствами-членами ЕАЭС из третьих стран, может покрываться за счёт товаров, производимых в ЕАЭС. В частности, 77% (825 товарных позиций) среднего за 2015–2018 гг. стоимостного объёма импорта Армении из третьих стран может покрываться экспортом других государств-членов ЕАЭС – преимущественно из России. Для Беларуси потенциальная доля импортозамещения продукцией из стран ЕАЭС составляет 29% (314 товарных позиций), для Казахстана – 29% (322 товарные позиции), для Кыргызстана – 58% (676 товарных позиций), для России – 1% (71 товарная позиция).
В 2018 году объём кооперационных поставок в рамках ЕАЭС продолжил расти, но более низкими темпами по сравнению с 2017 годом (8,8% против 30%). На кооперационные поставки приходится почти половина взаимного товарооборота в ЕАЭС.
Почти половина (48%) объёма промышленной кооперации в рамках ЕАЭС в 2018 году приходилась на Россию. Значим также удельный вес Беларуси (28%) и Казахстана (21%). Россия также лидирует с большим отрывом в структуре внутрикооперационного экспорта (63%). Далее следуют Беларусь (24%) и Казахстан (12%), а доли Армении и Кыргызстана пока не достигают 1%.
Также в 2018 г. продолжил расти объём инвестиций в основной капитал ЕАЭС: прирост по отношению к 2017 г. составил 4%, а по отношению к началу функционирования Союза – на 19%. Именно инвестиции в основной капитал очень важны, так как являются движущей силой развития реального производства и экономики в целом.
С более подробной информацией о тенденциях развития интеграции и кооперации в рамках ЕАЭС предлагаем ознакомиться в полной версии доклада «Евразийская экономическая интеграция – 2019».
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) — международная межправительственная организация региональной экономической интеграции. Государствами-членами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики.
В ходе первого официального визита в Россию, 29 марта 1994 года, в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств. В июне 1994 года детально разработанный интеграционный проект был направлен главам государств, а затем опубликован в прессе. Впервые в официальном документе новое интеграционное объединение было названо Евразийским Союзом.
В 1995 году Белоруссия, Казахстан и Россия подписали Соглашение о Таможенном союзе. Таможенный союз 1990-х годов так и не смог реально заработать по ряду причин. Однако полученный при этом опыт оказался незаменимым для выработки в дальнейшем эффективной стратегии поэтапного сближения сопредельных государств, наиболее подготовленных к интеграции.
29 марта 1996 года в Москве Президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Таджикистан присоединился к Договору в 1998 году.
26 февраля 1999 года в Москве Президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве.
10 октября 2000 года в Астане Президенты Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана в целях эффективного продвижения процесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства учредили Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).
19 сентября 2003 года в Ялте Президенты Белоруссии, Казахстана, России и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства. Правительства сторон начали работу по подготовке правовой базы ЕЭП с целью создания единого экономического пространства, обеспечивающего свободное передвижение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Однако вскоре вовлечённость Украины в евразийские интеграционные процессы пошла на убыль.
В августе 2006 года в ходе неформального саммита в Сочи главами государств-членов ЕврАзЭС принято решение об активизации Белоруссией, Казахстаном и Россией работы по формированию Таможенного союза в формате «тройки» с последующим присоединением Киргизии и Таджикистана по мере готовности их экономик.
6 октября 2007 года в Душанбе подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России. Поставлена цель — обеспечение свободного перемещения товаров во взаимной торговле и благоприятных условий торговли Таможенного союза с третьими странами, а также развитие экономической интеграции.
В дальнейшем ускорении интеграционных процессов немалую роль сыграл мировой финансово-экономический кризис 2008 года. Он заставил государства искать новые форматы сотрудничества для устойчивого экономического роста и новые способы минимизации экономических рисков, способствовал сближению экономических стратегий.
Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России начал действовать с января 2010 года, заработали Единый таможенный тариф и Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, в июле 2010 года — Таможенный кодекс ТС, а спустя год — с июля 2011 года — Союз заработал в полноформатном режиме: таможенные территории «тройки» были объединены в единую таможенную территорию, стало действовать единое правовое поле в сфере технического регулирования.
В декабре 2010 года приняты 17 базовых международных договоров, создающих основу для начала функционирования Единого экономического пространства, а также подписана Декларация о формировании Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России.
В начале октября 2011 года Владимир Путин заявил, что Таможенный союз наряду с единым экономическим пространством России, Белоруссии и Казахстана может стать основой для формирования Евразийского экономического союза.[1]
В октябре 2011 года принято решение о начале переговоров о присоединении Киргизии к ТС.
18 ноября 2011 года президенты стран Таможенного союза подписали Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству. Президенты также подписали Договор о Евразийской экономической комиссии.
В декабре 2011 года Президенты приняли решение «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», определяющее введение в действие с 1 января 2012 года соглашений, формирующих ЕЭП.
В январе 2012 года вступили в силу международные договоры, формирующие правовую основу Единого экономического пространства Белоруссии, Казахстана и России, создающие основу для свободного движения уже не только товаров, но и услуг, капитала и рабочей силы.
2 февраля 2012 года начала работу Евразийская экономическая комиссия со штаб-квартирой в Москве. Впервые в двадцатилетней истории евразийского интеграционного процесса был создан постоянно действующий наднациональный регулирующий орган, имеющий реальные полномочия в ряде ключевых сфер экономики.
2013 год стал одним из наиболее знаковых периодов в совершенствовании и развитии евразийских интеграционных процессов. В частности, продолжилась работа по обеспечению присоединения Киргизии к евразийскому интеграционному проекту, начало которой было положено решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, принятым ещё в 2011 году.
3 сентября 2013 года Президент Армении Серж Саргсян заявил о намерении страны вступить в ТС и ЕЭП и интегрироваться дальше, участвуя в формировании Евразийского экономического союза. 24 декабря 2013 года «дорожная карта» по присоединению Армении к ТС и ЕЭП была утверждена на заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств.
29 мая 2014 года Президенты государств-членов ТС и ЕЭП на заседании Высшего евразийского экономического совета подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор обозначил переход евразийского экономического проекта на новый, более глубокий уровень интеграции.
10 октября 2014 года в Минске в ходе Высшего Евразийского экономического совета был подписан Договор о присоединении Армении к ЕАЭС.
23 декабря 2014 года в Москве Президенты Белоруссии, Казахстана и России, с одной стороны, и Президент Киргизии, с другой стороны, подписали Договор о присоединении Киргизии к ЕАЭС.
С 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз. Одновременно с 1 января 2015 года в ряде секторов, определённых государствами ЕАЭС, начал действовать единый рынок услуг.[2]
Со 2 января 2015 года после завершения ратификационных процедур Армения стала полноправным членом Евразийского экономического союза.[3]
29 мая 2015 года страны ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. В октябре 2016 года соглашение вступило в силу.[4]
В мае 2015 года Президенты стран Евразийского экономического союза приняли решение о начале переговоров с Китаем по заключению соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Для эффективной организации этой деятельности в октябре 2015 года Президенты приняли распоряжение о координации действий стран Союза по вопросам сопряжения Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Официальные переговоры стартовали в первой половине 2016 года.[5]
12 августа 2015 года после реализации «дорожной карты» и завершения ратификационных процедур Киргизия стала полноправным членом ЕАЭС.[6]
17 мая 2018 года ЕАЭС и Иран подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение заключено на три года, за это время стороны должны договориться по полноформатному соглашению о зоне свободной торговли.[7]
Высший Евразийский экономический совет (ВЕЭС) — высший орган Союза, в состав которого входят президенты государств-членов Союза. Высший совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Союза, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей Союза. Решения и распоряжения Высшего совета принимаются консенсусом.
Евразийский межправительственный экономический совет — орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов. Межправительственный совет обеспечивает реализацию и контроль за исполнением Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и решений Высшего совета; рассматривает по предложению Совета Комиссии вопросы, по которым не достигнут консенсус; дает поручения Комиссии, а также осуществляет иные полномочия, предусмотренные Договором о ЕАЭС и международными договорами в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Союза. Комиссия состоит из Совета и Коллегии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере экономической интеграции в рамках Союза. Комиссия принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер и обязательные для государств — членов, распоряжения, имеющие организационно-распорядительный характер, и рекомендации, не имеющие обязательного характера. Решения, распоряжения и рекомендации Совета Евразийской экономической комиссии принимаются консенсусом. Решения, распоряжения и рекомендации Коллегии ЕЭК принимаются квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов Коллегии) или консенсусом (по чувствительным вопросам, перечень которых определяет ВЕЭС). Комиссия располагается в Москве.
Суд Союза — судебный орган Союза, обеспечивающий применение государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных договоров в рамках Союза. Целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза. Суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора о ЕАЭС, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза по заявлению государства-члена либо по заявлению хозяйствующего субъекта. По результатам рассмотрения споров по заявлению государства — члена Суд выносит решение, обязательное для исполнения сторонами спора. По результатам рассмотрения споров по заявлению хозяйствующего субъекта Суд выносит решение, обязательное для исполнения Комиссией. Суд ЕАЭС располагается в Минске.
По состоянию на ноябрь 2013 года, Таможенный союз (предшественник ЕАЭС) имел отношения свободной торговли с рядом государств СНГ, с Сербией и Черногорией.[8]
В конце мая 2015 года ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о свободной торговле. Соглашение предусматривает условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами — членами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций. При этом стороны сохранят тарифную защиту на ряд наиболее чувствительных товарных позиций. Соглашение обеспечит соответствующий режим торговли для более чем 90 % товарных позиций, уточнил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко. По половине обнуление пошлин происходит с момента вступления соглашения в силу, а для остальных — через непродолжительный переходный период.[9][10]
5 октября 2016 года соглашение о ЗСТ вступило в силу.[11]
Временное соглашение о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном было подписано в мае 2018 года.[12]
В ЕАЭС использование российского рубля в расчётах между странами в 2016 году возросло до 75 % по сравнению с 56 % в 2010 году, тогда как доля доллара США сократилась с 35 % в 2010 году до 19 % в 2016 году.[13]
Президент Таджикистана Эмомали Рахмон в ходе заседания Межгосударственного совета ЕврАзЭС 10 октября 2014 года заявил о необходимости изучения экономической базы и правовых документов ЕАЭС «с целью возможного дальнейшего вхождения в это новое интеграционное объединение».[14]
В феврале 2012 года президент Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) заявил, что Приднестровье заинтересовано в присоединении к Евразийскому экономическому сообществу и Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и готово работать в рамках Единого экономического пространства и участвовать в создании Евразийского союза. Шевчук сказал, что для Приднестровья интеграция в Евразийский экономический союз — это возможность развития и решения большинства существующих экономических проблем и создания условий для мирного политического урегулирования молдавско-приднестровских отношений в интересах народов Приднестровья, Молдавии, Украины и России.[15]
В январе 2015 года Сергей Лавров заявил, что со стороны нескольких десятков стран есть предложение о том, чтобы заключить соглашение о создании зон свободной торговли с ЕАЭС.[16]
В январе 2015 года глава МИД Израиля Авигдор Либерман заявил, что Израиль ведёт переговоры о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.[17]
В апреле 2015 года посол Мексики в России Рубен Бельтран заявил о заинтересованности Мексики в создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.[18]
В мае 2015 года было сообщено, что Египет направил заявку о создании зоны свободной торговли с ЕАЭС.[19]
31 мая 2015 года министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнёв сообщил, что сейчас в стадии исследования находится создание зон свободной торговли между ЕАЭС и Израилем, Египтом, Индией, в качестве цели определена ЗСТ с Китаем.[20]
В августе 2015 года посол Пакистана в России Захир Аслам Джанджуа сообщил о заинтересованности Пакистана в подписании соглашения о создании ЗСТ с ЕАЭС.[21]
В октябре 2015 года помощник президента России Юрий Ушаков заявил, что планируется дать старт переговорам о создании зоны свободной торговли ЕАЭС с Израилем. Он напомнил, что аналогичные переговоры ведутся с Индией, Египтом и Ираном.[22]
В марте 2017 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что ЕАЭС и Индия готовят соглашение о зоне свободной торговли.[23]
В мае 2017 года отмечалось, что консультации и переговоры о создании ЗСТ с ЕАЭС ведутся с Сингапуром, Израилем, Ираном, Индией и Египтом.[24]
Осенью 2018 года начнётся широкоформатный раунд переговоров по соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Египтом.[25]
Несмотря на наличие в государствах — членах Союза резервов генерирующих мощностей и развитых электрических сетей, объём взаимной торговли электроэнергией в Союзе в настоящее время низкий. В 2014 году он составил около 6 млрд кВт ч (0,5 % от суммарного производства электроэнергии в ЕАЭС) и снизился на 30 % по сравнению с 2013 годом.[26]
Одной из основных причин низкой активности взаимной торговли электроэнергией является отсутствие доступа участников национальных рынков на электроэнергетические рынки и к услугам по передаче электроэнергии на территории других государств — членов ЕАЭС. Пока торговля электроэнергией может вестись только между уполномоченными на это организациями государств — членов Союза.[27]
Формирование общего электроэнергетического рынка (ОЭР) Союза позволит устранить барьеры во взаимной торговле электроэнергией, содействовать созданию равных условий для хозяйствующих субъектов государств-членов и увеличить объемы взаимовыгодных поставок.[28]
В апреле 2015 года было сообщено, что Концепция формирования общего электроэнергетического рынка одобрена Коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и до 1 июля 2015 года будет представлена на утверждение главам государств — членов ЕАЭС.[29]
В результате в соответствии с Договором о ЕАЭС общий электроэнергетический рынок заработает к 1 июля 2019 года.[30]
В апреле 2015 года было сообщено, что Концепции формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов должны быть разработаны до конца 2015 года. Следующим шагом станет разработка программ функционирования общих рынков энергоресурсов, затем выполнение мероприятий этих программ, и на заключительном этапе подписание главами государств соответствующих международных договоров.[31]
В результате в соответствии с Договором о ЕАЭС общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов заработают к 1 января 2025 года.[32]
Общий рынок сельхозсырья и готового продовольствия ЕАЭС формируется поэтапно из-за разных уровней прямой и косвенной господдержки АПК в государствах-участниках и нерешённости ряда вопросов, связанных с транзитом товаров и услуг через страны ЕАЭС.[33]
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в начале марта 2015 года одобрила «Методику по оценке различий в условиях экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в государствах ЕАЭС и их влиянию на финансово-экономическое состояние субъектов АПК и на конкурентоспособность производимой продукции».[34]
Стороны уже договорились об одинаковом уровне совокупного (то есть прямого и косвенного) государственного субсидирования сельхозпроизводителей. По данным сенатора парламента Казахстана Икрама Адырбекова, планируется, что с 1 января 2017 года этот уровень не должен превышать 10 % от конечной стоимости продукции при её отгрузке с предприятия-производителя. А в 2014 году, например, этот показатель в России составлял 11-12 %, в Казахстане — только 4-5 %, а в Белоруссии — 18-20 %.[35]
В марте 2015 года Путин поручил ЦБ и правительству России до 1 сентября 2015 года внести предложения по теме валютной интеграции в ЕАЭС.[36]
США негативно отреагировали на формирование ЕАЭС. Наиболее показательно высказывание Госсекретаря США Хиллари Клинтон в декабре 2012 года. Она сказала, говоря о территории бывшего СССР, что «имеют место попытки ресоветизации региона». «Это не будет называться именно так, — добавила она. — Это будет носить имя или таможенного союза или евразийского союза или чего-то в этом роде. Однако не будем вводить себя в заблуждение. Мы знаем, в чем состоит цель этих усилий, и мы пытаемся найти эффективные средства для того, чтобы замедлить или остановить этот процесс».[37]
В 2017 году физический объём ВВП стран ЕАЭС увеличился на 1,8 %.
Объём взаимной торговли стран ЕАЭС за 2017 год по сравнению с 2016 годом вырос на 26,1 %, составив $44 млрд.[38]
В ЕАЭС потребление цемента в 2019 году выросло на 6,9 % — примерно до 73 млн тонн.[39]
Страна | Визовый режим | Порядок регистрации | Срок регистрации |
Азербайджанская Республика | Без визы | В течение 5 дней | До 30 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Республика Армения | Без визы | В течение 5 дней | До 90 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Республика Беларусь | Без визы | В течение 30 дней | До 90 дней (рабочая виза выдается на срок трудового договора) |
Грузия | Без визы | В течение 5 дней | До 90 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Кыргызская Республика | Без визы | В течение 5 дней | До 90 дней + продление на 90 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Русский Федерация | Без визы | В течение 30 дней | до 90 дней (на период трудового договора) |
Республика Таджикистан | Без визы | В течение 5 дней | До 30 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Республика Узбекистан | Без визы | В течение 5 дней | До 30 дней (рабочая виза выдается на срок разрешения на работу) |
Список европейских стран по столице, площади и населению |
Sl.№ | Страна | Капитал | Площадь | Население (2016) |
---|---|---|---|---|
1 | Албания | Тирана | 11100 квадратных миль (28748 км2) | 2 886 026 |
2 | Андорра | Андорра-ла-Велья | 180,55 квадратных миль (467,63 км2) | – |
3 | Армения | Ереван | 11,484 квадратных миль (29,743 км2) | 2,998,577 |
4 | Австрия | Вена | 32386 квадратных миль (83879 км2) | 8 690 076 |
5 | Азербайджан | Баку | 33,400 квадратных миль (86,600 км2) | 9 705 643 |
6 | Беларусь | Минск | 80,153 квадратных миль (207,595 км2) | 9 498 364 |
7 | Бельгия | Брюссель | 30528 км2 (11787 кв. Миль) | 11,311,117 |
8 | Босния и Герцеговина | Сараево | 19,767 квадратных миль (51,197 км2) | – |
9 | Болгария | София | 110 370 км² (42 614 кв. Миль) | 7 153 784 |
10 | Хорватия | Загреб | 56 594 км2 (21 851 кв. Миль) | 4,190,669 |
11 | Кипр | Никосия | 9251 км2 (3572 квадратных миль) | 848 319 |
12 | Чешская Республика | Прага | 30450 квадратных миль (78866 км2) | 10,553,843 |
13 | Дания | Копенгаген | 16 573.61 квадратная миля (42,925,46 км2) | 5 707 251 |
14 | Эстония | Таллинн | 17 462 квадратных миль (45 227 км2) | 1,315,944 |
15 | Финляндия | Хельсинки | 338,424 км2 (130,666 квадратных миль) | 5 487 308 |
16 | Республика Македония | Скопье | 9,928 квадратных миль (25,713 км2) | 2,071 278 |
17 | Франция | Париж | 244 474 квадратных миль (633 187 км2) | 66,759,950 |
18 | Грузия | Тбилиси Кутаиси (законодательный) | 69700 км2 (26900 квадратных миль) | – |
19 | Германия | Берлин | 137,983 квадратных миль (357376 км2) | 82,175,684 |
20 | Греция | Афины | 50,949 квадратных миль (131,957 км2) | 10,783,748 |
21 | Венгрия | Будапешт | 93030 км2 (35920 квадратных миль) | 9 830 485 |
22 | Исландия | Рейкьявик | 102,775 км2 (39,682 квадратных миль) | 332 529 |
23 | Ирландия | Дублин | 69797 км2 (26948 квадратных миль) | 4,724,720 |
24 | Италия | Рим | 116347 квадратных миль (301 338 км2) | 60,665,551 |
25 | Косово | Приштина | 4,212 квадратных миль (10,908 км2) | 1,771,604 |
26 | Латвия | Рига | 24938 квадратных миль (64589 км2) | 1 968 957 |
27 | Лихтенштейн | Вадуц | 62 квадратных мили (160 км2) | 37 622 |
28 | Литва | Вильнюс | 25 200 квадратных миль (65 300 км2) | 2 888 558 |
29 | Люксембург | Город Люксембург | 998.6 квадратных миль (2586,4 км2) | 576 249 |
30 | Мальта | Валлетта | 122 квадратных миль (316 км2) | 434 403 |
31 | Молдова | Кишинев | 33846 км2 (13 068 квадратных миль) | 3,553,056 |
32 | Монако | Монако (город-государство) | 2,02 км2 (0,78 кв. Мили) | 38 400 |
33 | Черногория | Подгорица | 13,812 км2 (5,333 квадратных миль) | 622 218 |
34 | Нидерланды | Амстердам | 41543 км2 (16040 квадратных миль) | 16 979 120 |
35 | Норвегия | Осло | 148718 квадратных миль (385178 км2) | 5,210,721 |
36 | Польша | Варшава | 120,726 квадратных миль (312679 км2) | 37 967 209 |
37 | Португалия | Лиссабон | 35603 квадратных миль (92 212 км2) | 10 341 330 |
38 | Румыния | Бухарест | 92043 квадратных миль (238 391 км2) | 19 760 314 |
39 | Россия | Москва | 6,592,800 квадратных миль (17075,200 км2) | 146 544 710 |
40 | Сан-Марино | Город Сан-Марино | 23.6 квадратных миль (61,2 км2) | 33 005 |
41 | Сербия | Белград | 88,361 км2 (34,116 квадратных миль) | 7 076 372 |
42 | Словакия | Братислава | 49,035 км2 (18,933 кв. Миль) | 5 426 252 |
43 | Словения | Любляна | 7,827 квадратных миль (20,273 км2) | 2 064 188 |
44 | Испания | Мадрид | 195360 квадратных миль (505990 км2) | 46 445 828 |
45 | Швеция | Стокгольм | 169 334 квадратных миль (438 574 км2) | 9 851 017 |
46 | Швейцария | Нет (де-юре) Берн (де-факто | 15940 квадратных миль (41285 км2) | 8,327,126 |
47 | Турция | Анкара | 302455 квадратных миль (783356 км2) | 78,741,053 |
48 | Украина | Киев | 233000 квадратных миль (603 500 км2) | |
49 | Соединенное Королевство | Лондон | 95,957 квадратных миль (248 528 км2) | 65 382 556 |
50 | Ватикан | Ватикан (город-государство) | 0.17 квадратных миль (0,44 км2) | – |
Европа, второй по величине и третий по численности населения континент в мире, является домом для приблизительно 50 стран и покрывает около 2% поверхности Земли. Европа включает самый западный полуостров Евразии и окружен Северным, Западным и Южным Ледовитым океаном, Атлантическим океаном и Средиземным морем соответственно.
Доисторический период в Европе начался около 1,8 миллиона лет назад, когда люди впервые пришли в Европу из Африки.Это было ознаменовано началом минойской цивилизации на Крите, которая включала в себя грамотное общество минойцев, построивших систему управления. За ним последовала микенская цивилизация, где они построили множество городов.
В 7 веке до нашей эры, на заре г. Древняя Греция г. породила такие умы, как Сократ и Платон. Римская империя г. выросла в 1 веке нашей эры и ослабла к 800 г. из-за нескольких конфликтов и гражданских войн.
Средние века пережили больше конфликтов и были отмечены темными веками .Непрерывное ослабление Римской империи, принятие христианства большей частью Европы, раскол между Востоком и Западом, рождение Римско-католической инквизиции и великий голод сделали свое дело.
Европа выросла до современного континента с года рассвета эпохи Возрождения в 14 веке . В этот период процветали философия, наука, обществознание и искусство.
Микеланджело, да Винчи, Макиавелли и многие другие прославились. Ренессанс вскоре распространился на другие страны.В 15 веке Америка была признана, и началась торговля.
18 век ознаменовался началом промышленной революции . Первая мировая война произошла в 1914 году, что привело к поражению России и образованию Советского Союза. Вторая мировая война в 1939 году привела к поражению Германии от Соединенных Штатов, союзных войск и Советского Союза. Чернила даже не высохли на сеансах боевых действий, поскольку в 1946 году началась «холодная война». Она включала в себя множество тихих битв и политических конфликтов.С окончанием всех этих войн был основан Европейский Союз.
Европа, будучи полуостровом, окружена водой с севера, запада и юга. Основные формы рельефа в Европе включают небольшие полуостровные области, такие как Скандинавский полуостров и Пиренейский полуостров. Горные хребты, такие как Альпы и Уральские горы, а также европейская равнина с богатыми сельхозугодьями. В Европе протекает множество рек, таких как Рейн, Волга, Дунай и другие, которые являются основными транспортными средствами.Вдоль побережья расположены глубоководные порты. Крупные города Европейской равнины — это Париж, Берлин и Москва.
Большая часть Европы имеет мягкий климат . В северных и горных районах относительно холодно из-за холодных ветров, дующих с полярного круга. Пиренейские горы защищают южные страны от холода. Таким образом, районы побережья Средиземного моря остаются теплыми и привлекают туристов. Климат Европы очень благоприятен для сельского хозяйства, что делает Европу мировым лидером в растениеводстве.Европа также известна своими природными ресурсами, такими как добыча полезных ископаемых, таких как уголь и железная руда.
Европейский континент известен своим богатым наследием и древней историей. Он охватывает все, старое и новое. Культура уходит корнями в искусство, литературу, музыку, кухню и архитектуру.
Вот некоторые известные места в Европе, которые ежегодно привлекают миллионы туристов:
Париж , также известный как «Город огней», — одно из самых любимых мест в Европе, если не считать весь мир.Эйфелева башня, Версальский дворец и Лувр — одни из самых популярных туристических мест в мире. Его также называют «Город любви и романтики».
Рим , яркая столица Италии, является домом для богатых археологических памятников и современной итальянской культуры. Основные достопримечательности Рима — это Колизей, фонтан Треви, Ватикан и базилика Святого Петра. Туристы со всего мира посещают Рим за руинами, церквями и едой.
Лондон , на протяжении веков он был одним из самых популярных городов мира и столицей Соединенного Королевства.Некоторые из многих туристических мест в Лондоне; Британский музей, Букингемский дворец, Лондонский Тауэр и, совсем недавно, Платформа 9 3/4.
Амстердам — это традиционный старт для любого студента, начинающего свое европейское приключение. Знаменитые места здесь — музей Ван Гога, Блуменмарк, Дом Анны Франк и Квартал красных фонарей.
Прага известна своими богато украшенными замками и местным пивом. Это столица Чешской Республики (Чехия), расположенная в Центральной Европе.Чешская Республика является 6-й самой «мирной страной» с самым низким уровнем безработицы в Европе.
Флоренция — еще один город Европы, который нельзя пропустить. Он известен как «Город Лилий» и был колыбелью Возрождения.
Венеция — это не что иное, как сказочное место. С каналами и мерцающей водой он украшает различные дворцы и церкви, отражающие историю Европы. Многие спрашивали: «Какие музеи я должен посетить, когда буду в Венеции?» На это ответ: «ВСЯ Венеция — это музей!»
IW30.01.2017
Джессика Диллинджер, 5 июня 2019, Экономика
Китай экспортирует больше товаров, чем любая другая страна. Авторские права на редакцию: Чжао Цзянь Кан / Shutterstock.com.В 2016 году Китай был далеко ведущим мировым экспортером, экспорт товаров на сумму в общей сложности USD 1,990,000,000,000 в год. Чтобы представить это в перспективе, подумайте, сколько оставшаяся пятерка ведущих экспортеров отправила на международные рынки в том же году. На втором месте США экспортировали товаров на сумму 1 456 000 000 000 долларов США. Только Китай, США.S., и Германии удалось экспортировать товаров на сумму более триллиона долларов США в 2014 году, а в остальной части нашего списка зарегистрировано гораздо меньшее количество.
В то время как взрывной экономический рост Китая в последние несколько десятилетий был на первых страницах финансовых новостей, стоит отметить не только экономику Китая.Сегодня все больше и больше стран, которые долгое время считались развивающимися странами, переживают быстрое коммерческое развитие как внутри своих стран, так и на международной арене. Крупные экономики не всегда являются самыми быстрорастущими и наиболее развитыми, поскольку неравенство доходов, политическая нестабильность, коррупция и низкие уровни валового продукта на душу населения по-прежнему могут препятствовать даже самым крупным рынкам.
Китайское правительство, осуществляющее контроль над экспортной электростанцией с огромной экономикой, в последнее время сталкивается с множеством проблем, несмотря на продолжающееся процветание Китая.Темпы роста страны постоянно росли, но Китай переходит к экономике, основанной на потреблении, что может вскоре изменить общие подводные течения китайской экономики. Несмотря на то, что его экономический рост продолжает идти в позитивном направлении, доход на душу населения в Китае по-прежнему ниже среднемирового, что отчасти можно объяснить неравенством благосостояния внутри страны. Сможет ли экономика Китая стать более крупной и процветающей, по-прежнему, вероятно, будет зависеть от способности китайского правительства позволить и даже облегчить способность общества к экономическому процветанию.
Не секрет, что Соединенные Штаты являются домом для одного из, если не, самых важных экономических рынков в мире. Крупнейшие экспортные товары США — автомобили, очищенная нефть, самолеты, вертолеты и космические аппараты, а также фармацевтические препараты.Основными торговыми партнерами являются Канада , Китай и Мексика .
Успех экономики Соединенных Штатов можно объяснить такими факторами, как богатство природных ресурсов, отличная инфраструктура и производительная рабочая сила. Страна также считается крупнейшим промышленным сектором в мире. Однако, поскольку стоимость жизни в Соединенных Штатах выше, чем в Китае, многие товары не могут быть произведены в Соединенных Штатах по цене, сопоставимой с затратами на их производство в Китае.Это одна из причин, по которой США отстают от Китая по объему экспорта.
Третье место в списке крупнейших мировых экспортеров занимает центральноевропейская страна Германия , которая также является домом для одной из крупнейших экономик мира. в 2016 году экспорт товаров из Германии составил около 1,5 триллиона долларов США.Как и в Соединенных Штатах, в Германии очень загружен производственный сектор. Наиболее часто экспортируемые товары из Германии включают автомобили, машины, химикаты, электронику, электрическое оборудование и фармацевтические препараты. Кроме того, в стране расположены штаб-квартиры нескольких компаний из списка Fortune Global 2000. Некоторые из самых известных компаний включают Volkswagen, Daimler, BMW и Bayer.
Япония , в Восточной Азии , в 2016 году экспортировали товаров на сумму около 634 900 000 000 долларов.Это ставит Японию на четвертое место в списке крупнейших мировых экспортеров. Основные статьи экспорта Японии включают автомобили, автомобильные детали, интегральные схемы и промышленные принтеры. Япония — третий по величине производитель автомобилей в мире. Как и в Германии, несколько компаний из списка Fortune Global 500 имеют штаб-квартиры в Японии. Самый крупный из них — производитель автомобилей Toyota.
Также расположенный в Восточной Азии, Южная Корея экспортировала товаров на сумму 511 800 000 000 долларов в 2016 году, что является пятым по величине объемом экспорта в мире.Страна известна своим удивительным скачком от к развитой экономике , и ее большая экономика все еще растет. Поскольку у Южной Кореи относительно мало природных ресурсов, страна зависит от экономики, ориентированной на экспорт. Наиболее часто экспортируемые товары включают полупроводники, устройства беспроводной связи, автомобили, компьютеры, корабли и нефтехимию. Его крупнейшими партнерами по экспорту являются Китай, США и Япония.
Об авторе