Организа́ция стран — экспортёров не́фти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕ́К, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. По состоянию на март 2020 г. в состав ОПЕК входят 13 стран[3]: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 1 августа 2016 г.) — Мохаммед Баркиндо[4].
Страны — члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи и половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль[5].
Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.
Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы[5].
Неофициальный формат ОПЕК+ был сформирован в ноябре 2016 года, из-за недовольства многих нефтедобывающих стран ценами на мировом нефтяном рынке.[6]
На апрель 2020 года в «картель» ОПЕК+ входят 10 стран — Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан, Южный Судан (ключевым производителем и неформальным лидером картеля является Россия, с 14% мировой нефтедобычи).[7]
Как отметил российский экономист Михаил Хазин: ОПЕК+ — это «модель американского построения рынка, которая предполагала, что страны ОПЕК фактически финансируют американскую сланцевую промышленность и отдают ей всю долю мирового рынка. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что цены были для сланцевиков комфортными (больше 60 долларов за баррель), а страны ОПЕК сами сокращали свою добычу. При этом у Саудовской Аравии были преимущества, поскольку она могла давать дополнительную премию к цене на нефть и свои рынки не сокращать»[9]
Организация стран — экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.
Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестёр»: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum. ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестёр» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам [10].
Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен. ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве, а с 1 сентября 1965 года — в Вене.
В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», в которой подчёркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.
В течение 1960-х годов количество стран — членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).
B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате ООН как полноправная межправительственная организация. B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом ООН, стала участником Конференции ООН по торговле и развитию[5].
В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран — членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.
В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть. Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.
ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.
В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).
21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом. В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности
В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.
Доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран — членов организации.
Благодаря принятым мерам в рамках организации цены удалось стабилизировать на уровне, примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран — членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран — членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК. В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.
Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990—1991 года. Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998—1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации, революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами — членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединённых Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.
В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.
В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.
Инновационный ценовой механизм ОПЕК способствовал стабилизации цен на нефть в первые годы данного десятилетия, возрастающее влияние страны ОПЕК стали оказывать на биржевые фьючерсные и опционные котировки топливно-энергетического комплекса. Но сочетание рыночных сил, спекуляции и другие факторы изменили ситуацию в 2004 году, что привело к росту цен и увеличению волатильности хорошо обеспеченного сырой нефтью рынка. Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем упасть в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК стала известной организацией в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по борьбе с экономическим кризисом. Благодаря второй и третьей встречам ОПЕК на высшем уровне в Каракасе и Эр-Рияде в 2000 и 2007 годах были созданы стабильные рынки энергетики c устойчивым развитием, на новый уровень были подняты вопросы охраны окружающей среды, в частности, обсуждалось глобальное потепление в увязке с возрастающим мировым потреблением углеводородов.
В эти годы к ОПЕК присоединилась Ангола (2007), а Индонезия с января 2009 года приостановила своё членство, так как стала страной-импортёром нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортёром нефти. Индонезия продолжает экспортировать лёгкую нефть, однако импортирует значительно большие объёмы кислой нефти. Такой подход экономически оправдан, так как цена лёгкой нефти выше.
В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.
В 2015 году Индонезия вновь подала заявку на возвращение в ОПЕК[12] и с 1 января 2016 года вернулась в картель. Однако 1 декабря 2016 года она вышла из него вторично[13].
В июле 2016 года Габон также вернулся в состав организации. Весной 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея[14].
В начале декабря 2018 года власти Катара решили выйти из ОПЕК и целиком сосредоточиться на добыче природного газа и производстве сжиженного газа[15].
1 октября 2019 года Эквадор объявил о выходе из ОПЕК с января 2020 года[16].
В январе 2020 Бразилия отклонила предложение о вступлении в ОПЕК[17].
В настоящее время Организация насчитывает в общей сложности 13 стран-членов[18].
Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введён 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир)[19].
Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка 140,73 $ за баррель[19][20], зарегистрированная 3 июля 2008 года.
В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор)[19]. В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.
Алжир | Ангола | Эквадор | Иран | Ирак | Кувейт | Ливия | Нигерия | Катар | Саудовская Аравия | ОАЭ | Венесуэла | Итого: | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население (млн человек) | 36,30 | 19,05 | 14,31 | 75,35 | 32,44 | 3,57 | 6,56 | 159,64 | 1,70 | 26,11 | 4,74 | 28,95 | 408,72 |
Площадь (1000 км²) | 2382 | 1247 | 281 | 1648 | 438 | 18 | 1760 | 924 | 11 | 2 150 | 84 | 916 | 11859 |
Плотность населения (жителей на км²) | 15 | 15 | 51 | 46 | 74 | 198 | 4 | 173 | 155 | 12 | 56 | 32 | 34,47 |
ВВП на душу населения (долл.) | 4488 | 4478 | 3984 | 4741 | 3881 | 36 820 | 11 314 | 1213 | 75 643 | 16 996 | 56 812 | 10 223 | — |
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) | 162,92 | 85,31 | 57,00 | 357,22 | 125,90 | 131,32 | 74,23 | 193,67 | 128,59 | 443,69 | 269,10 | 295,96 | 2324,91 |
Стоимость экспорта (млрд долл.) | 57,80 | 49,26 | 17,37 | 83,79 | 52,08 | 65,98 | 46,31 | 70,58 | 72,05 | 235,34 | 198,36 | 65,79 | 1014,71 |
Экспорт нефти (млрд долл.) | 38,30 | 47,24 | 9,65 | 71,57 | 51,15 | 61,67 | 41,87 | 61,80 | 29,28 | 196,19 | 74,03 | 62,32 | 745,07 |
Сальдо платёжного баланса (млрд долл.) | 15,10 | −1,04 | −0,43 | 21,56 | 6,90 | 43,14 | 16,16 | 7,83 | 38,79 | 23,27 | 14,38 | 8,56 | — |
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) | 12,20 | 9,50 | 7,21 | 151,17 | 143,10 | 101,50 | 47,10 | 37,20 | 25,38 | 264,52 | 296,50 | 211,17 | — |
Добыча нефти (1000 б/д) | 1190 | 1 691 | 476 | 3544 | 2358 | 2312 | 1487 | 2048 | 733 | 8166 | 2324 | 2854 | 29 213 |
НПЗ мощности (1000 б/д) | 652 | 39 | 188 | 1741 | 800 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2109 | 466 | 982 | 8818 |
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) | 631,5 | 47,0 | 185,1 | 1743,3 | 513,2 | 892,7 | 545,8 | 249,4 | 133,0 | 1914,0 | 355,4 | 1414,8 | 8625,2 |
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) | 338 | 110 | 220 | 1775 | 566 | 260 | 299 | 259 | 116 | 1436 | 238 | 675 | 6282 |
Экспорт нефти (1000 б/д) | 709 | 1683 | 340 | 2583 | 1890 | 1430 | 1 118 | 2464 | 586 | 6644 | 2103 | 1562 | 23 112 |
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) | 314,1 | 7,5 | 28,1 | 370,6 | 5,0 | 631,6 | 48,3 | 23,1 | 321,6 | 950,9 | 187,9 | 751,1 | 3639,8 |
С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё[25]. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия-ОПЕК, заключать Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, уполномоченным представителем которого с российской стороны будет Министерство энергетики Российской Федерации[26].
Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть[27].
В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем[28]. С 2016 года действует формат ОПЕК+, когда в обсуждении о сокращении добычи нефти участвуют все страны ОПЕК, а также Россия, Казахстан и Азербайджан.
С 1 апреля 2020 года между странами ОПЕК и странами, не входящими в картель — Россией, Казахстаном и Азербайджаном («ОПЕК+»), — прекратились обязательства по сокращению добычи нефти в связи с непродлением договора о сокращении добычи 6 марта 2020 года[29].
Следствием стала ценовая война, которая наложилась на сокращение потребления из-за COVID-19, что заставило стоимость нефти WTI уйти в отрицательную зону (-$40)[30].
По итогам обсуждений 9-12 апреля ОПЕК+ согласился сократить добычу на 10 млн баррелей в сутки начиная с 1 мая 2020 года[31].
ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сёстрами». Для других стран — членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.
Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.
Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 000 000 баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 000 000 баррелей в сутки[32][33]. Представители Ирана неоднократно заявляли о намерении нарастить производство нефти на 1 000 000 баррелей в сутки после вероятного снятия экономических санкций (идёт процесс переговоров по их отмене), невзирая на то, что квоты ОПЕК уже превышены[12].
В XXI веке возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать мировой рынок этого сырья значительно сократились. Это произошло вследствие широкомасштабной добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК: Россия (13 % мировой добычи), США (12 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Бразилия (3 %), Казахстан (2 %)[34]. Частично успехи данных стран в добыче обусловлены разработкой так называемой «нетрадиционной нефти» (сланцевая нефть в США, нефтеносные пески в Канаде). С началом мирового экономического кризиса в 2008 году спрос на нефть сократился, и по состоянию на 2015 год наблюдалось превышение предложения над спросом[35]. Несмотря на избыток предложения и двукратное падение цены на нефть, члены ОПЕК не сокращают добычу, опасаясь, что их доля на рынке будет занята конкурентами. В результате одни страны ОПЕК сталкиваются со снижением доходов, другие — с бюджетным дефицитом даже при высоком уровне добычи нефти.
Ещё одной проблемой ОПЕК является политическая нестабильность в некоторых странах организации. В Ливии и Ираке продолжаются гражданские войны, которые осложняют нефтедобычу. Нигерия имеет неустойчивую политическую систему и сталкивается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Неспокойная обстановка наблюдается в Венесуэле. В отношении Ирана рядом стран введены экономические санкции.
Некоторые страны ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортёром нефти и вышла из ОПЕК. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году[36].
OPEC в переводе с английского — организация стран экспортеров нефти. Целью создания ОПЕК было и есть контроль квот добычи на нефть и цены на неё. ОПЕК была создана в сентябре 1960 году в Багдаде. Список членов за время существования организации периодически меняется и на 2020 год (январь) в его состав входит 13 стран.
Инициаторами создания были 5 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэлла. Позднее к этим странам присоединились Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962 год), Объединенные Арабские Эмираты (1967 год), Алжир (1969 год), Нигерия (1971 год), Эквадор (1973 год), Габон (1975 год), Ангола (2007 год) и Экваториальной Гвинеи (2017 год).
На сегодня (январь 2020 года) в ОПЕК входит 13 стран:
С 1 января 2020 года Эквадор вышел из организации. Катар вышел из ОПЕК годом ранее.
Россия в ОПЕК не входит.
Страны, входящие в организацию контролируют 40% добычи всей нефти на земле, это 2/3. Лидером по добычи нефти в Мире является Россия, но она не входит в ОПЕК и контролировать цену нефти не может. Россия является энергозависимой страной. От её продажи зависит уровень экономического развития и благосостояния россиян. Поэтому, чтобы не зависить от цен на нефть на мировом рынке России следует развивать другие отрасли экономики.
Так вот, несколько раз в год министры стра ОПЕК собираются на заседания. На них дается оценка состояния мирового рынка нефти, прогнозируется цена. В зависимости от этого принимается решения по сокращению или увеличению добычи нефти.
Оцените статью:Рейтинг: 4.3/5 — 4 голосов
Организа́ция стран — экспортёров не́фти (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries; сокращённо ОПЕ́К, англ. OPEC) — международная межправительственная организация, созданная нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть. Часто рассматривается как картель. В состав ОПЕК входят 15 стран[4]: Алжир, Ангола, Венесуэла, Габон, Иран, Ирак, Конго, Кувейт, Катар, Ливия, Объединённые Арабские Эмираты, Нигерия, Саудовская Аравия, Экваториальная Гвинея и Эквадор. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 01 августа 2016 г.) — Мохаммед Баркиндо.[5]
Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится ~35 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Доказанные запасы нефти стран, входящих в ОПЕК, в настоящее время составляют 1199,71 миллиарда баррелей.
Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран — участниц организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль[6].
Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК.
Высшим органом организации является Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора.
Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль над исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы[6].
Организация стран — экспортёров нефти была основана на конференции в Багдаде 10—14 сентября 1960 года по инициативе пяти развивающихся нефтедобывающих стран: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы.
Для 1960-х годов был характерен процесс деколонизации и образования новых независимых государств. В этот период в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний, так называемые «Семь сестёр»: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum. ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам[7].
Целью создания организации явилось стремление новых независимых государств получить контроль над своими ресурсами и их эксплуатацией с учётом национальных интересов. В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение нефти, и поэтому одной из целей создания ОПЕК было предотвращение дальнейшего падения цен. ОПЕК разработала своё коллективное видение добычи нефти и создала Секретариат организации, который вначале располагался в Женеве, а с 1 сентября 1965 года — в Вене.
В 1968 году ОПЕК приняла Декларацию «О нефтяной политике стран — членов ОПЕК», в которой подчеркивалось неотъемлемое право всех стран на осуществление постоянного суверенитета над своими природными ресурсами в интересах их национального развития.
В течение 1960-х годов количество стран — членов ОПЕК выросло вдвое за счёт присоединения ещё пяти нефтедобывающих стран: Катара (1961), Индонезии (1962), Ливии (1962), Объединённых Арабских Эмиратов (1967), Алжира (1969).
B ноябре 1962 года ОПЕК была зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация. B 1965 ОПЕК установила официальные отношения c Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию[6].
В течение этого десятилетия влияние ОПЕК на мировой рынок существенно выросло за счёт того, что правительства стран — членов ОПЕК взяли под свой контроль производство нефти на своей территории.
В 1970-х годах ОПЕК превратилась во влиятельную организацию на рынке нефти, от политики которой значительно зависели цены на сырую нефть. Этому способствовали два важнейших события в мире: эмбарго на поставку нефти арабскими странами в 1973 году и начало иранской революции в 1979 году.
ОПЕК расширила свои полномочия, начиная с первой встречи на высшем уровне глав государств и правительств в Алжире в 1975 году. ОПЕК призвала к новой эре сотрудничества в международных отношениях в интересах мирового экономического развития и стабильности. Это привело к созданию Фонда ОПЕК по международному развитию в 1976 году. Страны-члены предприняли амбициозные социально-экономические схемы развития.
В период 1970-х годов число стран членов ОПЕК выросло до 13 к 1975 году за счёт: Нигерии (1971), Эквадора (1973) и Габона (1975).
21 декабря 1975 года штаб-квартира ОПЕК была захвачена группой из шести вооружённых террористов во главе с Карлосом Шакалом. В результате погибли три человека: австрийский полицейский, член делегации Ливии и иракский сотрудник безопасности[8].
В начале этого десятилетия цены на нефть достигли рекордного уровня, однако затем стали снижаться и в 1986 году достигли минимума около 10 долларов США за баррель вследствие превышения предложения над спросом и снижения потребления углеводородного сырья за счёт замены источников энергии.
Доля стран — членов ОПЕК в мировом производстве нефти сильно снизилась, общая выручка от продажи нефти снизилась на треть от ранее достигнутого уровня, что вызвало серьёзные экономические трудности для многих стран — членов организации.
Благодаря принятым мерам в рамках организации, цены удалось стабилизировать на уровне примерно равном половине уровня цен начала 1980-х, а доля стран — членов ОПЕК в условиях вновь растущего мирового производства начала восстанавливаться. Этого удалось добиться, благодаря согласованию и установлению квот добычи нефти для стран — членов ОПЕК и установления механизма ценообразования на основе корзины ОПЕК. В эти же годы удалось установить диалог и наладить сотрудничество со странами, которые не являются членами ОПЕК.
Цены в течение этого десятилетия менялись менее драматично по сравнению с предыдущим. Благодаря своевременным действиям ОПЕК удалось избежать кризиса поставок нефти в связи с военными событиями на Ближнем Востоке 1990—1991 года. Однако чрезмерная волатильность и общая слабость цен преобладали в это десятилетие вследствие экономического спада в Юго-Восточной Азии и мягкой зимы в Северном полушарии в 1998—1999 годах. Тем не менее, в мире наблюдался стабильный подъём, который возник благодаря большей интеграции рынка нефти, который учёл изменения, произошедшие в мире после распада СССР и краха социалистической системы. Для этого периода также характерным явились нарастающие процессы глобализации, революция в средствах связи и других высокотехнологичных направлениях. Серьёзные изменения произошли в вопросах диалога между производителями и потребителями нефти, а также в вопросах взаимоотношений между странами-членами ОПЕК и не членами ОПЕК. После Саммита Земли 1992 года под эгидой Организации Объединенных Наций набирают обороты переговоры по изменению климата. В этих условиях ОПЕК стремится сбалансировать поставки нефти на мировой рынок.
В течение этого десятилетия произошло изменение состава ОПЕК: Габон вышел из ОПЕК, а Эквадор приостановил своё членство в организации до октября 2007 года.
В 1998 году Россия стала наблюдателем в ОПЕК.
Инновационный ценовой механизм ОПЕК способствовал укреплению и стабилизации цен на нефть в первые годы данного десятилетия. Но сочетание рыночных сил, спекуляции и другие факторы изменили ситуацию в 2004 году, что привело к росту цен и увеличению волатильности хорошо обеспеченного сырой нефтью рынка. Цены взлетели до рекордных уровней в середине 2008 года, прежде чем упасть в условиях нарастающего мирового финансового кризиса и экономического спада. ОПЕК стала известной организацией в поддержке нефтяного сектора в рамках глобальных усилий по борьбе с экономическим кризисом. Благодаря второй и третьей встречам ОПЕК на высшем уровне в Каракасе и Эр-Рияде в 2000 и 2007 годах были созданы стабильные рынки энергетики c устойчивым развитием, на новый уровень были подняты вопросы охраны окружающей среды, в частности, обсуждалось глобальное потепление в увязке с возрастающим мировым потреблением углеводородов.
В эти годы к ОПЕК присоединилась Ангола (2007), а Индонезия с января 2009 года приостановила своё членство, так как стала страной-импортёром нефти, но заявила, что она, скорее всего, вернётся, если она станет экспортёром нефти. Индонезия продолжает экспортировать легкую нефть, однако импортирует значительно большие объёмы кислой нефти. Такой подход экономически оправдан, так как цена легкой нефти выше.
В 2008 году Россия заявила о готовности стать постоянным наблюдателем в ОПЕК.
В 2015 году Индонезия вновь подала заявку на возвращение в ОПЕК[9] и с 1 января 2016 года вернулась в картель. Однако 1 декабря 2016 года она вышла из него вторично[10].
В июле 2016 года Габон также вернулся в состав организации. Весной 2017 года членом ОПЕК стала Экваториальная Гвинея[11]. Это означает, что в настоящее время Организация насчитывает в общей сложности 14 стран-членов[12].
Термин «корзина» ОПЕК (OPEC Reference Basket of crudes) был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Minas (Индонезия), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).[13]
Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель[13][14], зарегистрированная 3 июля 2008 года.
В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор).[13] В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). С января 2016 года в корзину снова была включена Индонезия. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 13 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля.
Алжир | Ангола | Эквадор | Иран | Ирак | Кувейт | Ливия | Нигерия | Катар | Саудовская Аравия | ОАЭ | Венесуэла | Итого: | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Население (млн человек) | 36,30 | 19,05 | 14,31 | 75,35 | 32,44 | 3,57 | 6,56 | 159,64 | 1,70 | 26,11 | 4,74 | 28,95 | 408,72 |
Площадь (1000 км²) | 2 382 | 1 247 | 281 | 1 648 | 438 | 18 | 1 760 | 924 | 11 | 2 150 | 84 | 916 | 11859 |
Плотность населения (жителей на км²) | 15 | 15 | 51 | 46 | 74 | 198 | 4 | 173 | 155 | 12 | 56 | 32 | 34,47 |
ВВП на душу населения (долл.) | 4 488 | 4 478 | 3 984 | 4 741 | 3 881 | 36 820 | 11 314 | 1 213 | 75 643 | 16 996 | 56 812 | 10 223 | — |
ВВП в рыночных ценах (млрд долл.) | 162,92 | 85,31 | 57,00 | 357,22 | 125,90 | 131,32 | 74,23 | 193,67 | 128,59 | 443,69 | 269,10 | 295,96 | 2 324,91 |
Стоимость экспорта (млрд долл.) | 57,80 | 49,26 | 17,37 | 83,79 | 52,08 | 65,98 | 46,31 | 70,58 | 72,05 | 235,34 | 198,36 | 65,79 | 1 014,71 |
Экспорт нефти (млрд долл.) | 38,30 | 47,24 | 9,65 | 71,57 | 51,15 | 61,67 | 41,87 | 61,80 | 29,28 | 196,19 | 74,03 | 62,32 | 745,07 |
Сальдо платежного баланса (млрд долл.) | 15,10 | −1,04 | −0,43 | 21,56 | 6,90 | 43,14 | 16,16 | 7,83 | 38,79 | 23,27 | 14,38 | 8,56 | — |
Доказанные запасы нефти (млрд барр.) | 12,20 | 9,50 | 7,21 | 151,17 | 143,10 | 101,50 | 47,10 | 37,20 | 25,38 | 264,52 | 296,50 | 211,17 | — |
Добыча нефти (1000 б/д) | 1 190 | 1 691 | 476 | 3 544 | 2 358 | 2 312 | 1 487 | 2 048 | 733 | 8 166 | 2 324 | 2 854 | 29 213 |
НПЗ мощности (1000 б/д) | 652 | 39 | 188 | 1 741 | 800 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2 109 | 466 | 982 | 8 818 |
Производство нефтепродуктов (1000 б/д) | 631,5 | 47,0 | 185,1 | 1 743,3 | 513,2 | 892,7 | 545,8 | 249,4 | 133,0 | 1 914,0 | 355,4 | 1 414,8 | 8625,2 |
Потребление нефтепродуктов (1000 б/д) | 338 | 110 | 220 | 1 775 | 566 | 260 | 299 | 259 | 116 | 1 436 | 238 | 675 | 6 282 |
Экспорт нефти (1000 б/д) | 709 | 1 683 | 340 | 2 583 | 1 890 | 1 430 | 1 118 | 2 464 | 586 | 6 644 | 2 103 | 1 562 | 23 112 |
Экспорт нефтепродуктов (1000 б/д) | 314,1 | 7,5 | 28,1 | 370,6 | 5,0 | 631,6 | 48,3 | 23,1 | 321,6 | 950,9 | 187,9 | 751,1 | 3 639,8 |
С 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. Начиная с этого периода Россия участвует в сессиях Конференции ОПЕК, а также в совещаниях экспертов и других мероприятиях организации с представителями стран, не входящих в неё[19]. Проходят регулярные встречи российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран ОПЕК. Россия выступила с инициативой организовать регулярный Энергодиалог Россия-ОПЕК, заключать Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, уполномоченным представителем которого с российской стороны будет Министерство энергетики Российской Федерации[20].
Отношения с Россией оказывают значительное влияние на политику организации. Из опасения, что Россия увеличит свою долю на рынке, ОПЕК отказывается снизить объёмы добычи, если Россия не сделает того же. Эта ситуация является основным препятствием к восстановлению мировой цены на нефть[21].
В 2015 году ОПЕК предлагала России войти в её состав, однако страна решила остаться наблюдателем[22].
ОПЕК объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселённых, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с «Семью сестрами». Для других стран—членов ОПЕК, например Нигерии и Венесуэлы, характерны высокая численность населения и нищета. Эти наиболее бедные страны реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Они вынуждены добывать и продавать значительные объёмы нефти, особенно в том случае, если цена сырой нефти снижается.
Также в 1980-х годах вступившие друг с другом в войну Ирак и Иран наращивали добычу нефти, чтобы оплачивать военные расходы. Саудовская Аравия оказывала давление на Иран и Ирак с тем, чтобы они вернулись к соблюдению квот.
Хотя страны ОПЕК успешно договариваются о квотах на добычу нефти, в рамках ОПЕК не существует механизмов контроля и регулирования их соблюдения. Поэтому квоты часто не соблюдаются. Страны ОПЕК в среднем производили 31 миллион баррелей сырой нефти в сутки с 2012 года, несмотря на то, что суммарно установленные квоты предполагали производство на уровне 30 миллионов баррелей в сутки[23][24]. Представители Ирана неоднократно заявляли о намерении нарастить производство нефти на 1 миллион баррелей в сутки после вероятного снятия экономических санкций, невзирая на то, что квоты ОПЕК уже превышены[9].
В XXI веке возможности ОПЕК влиять на цену нефти и регулировать мировой рынок этого сырья значительно сократились. Это произошло вследствие широкомасштабной добычи нефти странами, не входящими в ОПЕК: Россия (13 % мировой добычи), США (12 %), Китай (5 %), Канада (4 %), Бразилия (3 %), Казахстан (2 %)[25]. Частично успехи данных стран в добыче обусловлены разработкой так называемой «нетрадиционной нефти» (сланцевая нефть в США, нефтеносные пески в Канаде). С началом мирового экономического кризиса в 2008 году спрос на нефть сократился, и по состоянию на 2015 год наблюдается превышение предложения над спросом[26]. Несмотря на избыток предложения и двукратное падение цены на нефть, члены ОПЕК не сокращают добычу, опасаясь, что их доля на рынке будет занята конкурентами. В результате одни страны ОПЕК сталкиваются со снижением доходов, другие — с бюджетным дефицитом даже при высоком уровне добычи нефти.
Ещё одной проблемой ОПЕК является политическая нестабильность в некоторых странах организации. В Ливии и Ираке продолжаются гражданские войны, которые осложняют нефтедобычу. Нигерия имеет неустойчивую политическую систему и сталкивается с межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Неспокойная обстановка наблюдается в Венесуэле. В отношении Ирана рядом стран введены экономические санкции. Ведутся переговоры по их отмене.
Некоторые страны ОПЕК достигли пика в производстве нефти. Индонезия стала импортером нефти и вышла из ОПЕК. Максимум добычи нефти в Иране был достигнут в 1974 году, в Саудовской Аравии — в 2005 году[27].
ТАСС-ДОСЬЕ. 3 декабря 2018 года министр по вопросам энергетики Катара Саад бен Шарида аль-Кааби заявил, что страна приняла решение покинуть ОПЕК. Его слова приводятся на официальной странице в Twitter государственной нефтяной компании Qatar Petroleum.
Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справочный материал об ОПЕК, порядке вступления и выхода из организации и предыдущих случаях, когда государства отказывались от членства.
Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК, Organization of the Petroleum Exporting Countries) была учреждена по инициативе крупнейших нефтедобывающих стран — Ирака, Ирана, Саудовской Аравии, Кувейта и Венесуэлы — на конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14 сентября 1960 года.
В январе 1961 года был утвержден устав, согласно которому главными задачами организации стали координация политики государств-членов в области добычи нефти, а целями — обеспечение регулярных нефтяных поставок и стабилизация ситуации на нефтяных рынках. Периодически ОПЕК устанавливает предельные квоты на добычу нефти странами-членами и таким образом влияет на мировые цены на это сырье. В настоящее время ОПЕК контролирует примерно 80% всех разведанных запасов нефти и обеспечивает свыше 40% мировой нефтедобычи.
В ОПЕК входят 15 стран (помимо государств-учредителей, это Алжир, Ангола, Габон, Катар, Республика Конго, Ливия, Нигерия, Объединенные Арабские Эмираты, Эквадор, Экваториальная Гвинея).
Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене.
Согласно статье 7 устава, вопрос о приеме новых членов решается на конференции ОПЕК (высший орган; созывается, как правило, не реже двух раз в год). Для положительного решения достаточно 3/4 голосов всех стран-членов, при этом необходимо согласие стран-учредителей.
О выходе из организации страна должна заявить на конференции. Решение вступает в силу на следующий календарный год. Страна может выйти из ОПЕК, только выполнив свои финансовые обязательства перед организацией. Для восстановления членства также требуется одобрение конференции (3/4 голосов).
В 1992 году ОПЕК покинул Эквадор (вступил в 1973 году) ввиду разногласий в вопросах распределения квот на добычу нефти. В ноябре 2007 года членство было восстановлено.
В январе 1995 года из ОПЕК вышел Габон (вступил в 1975 году). Причиной стал слишком высокий уровень членского взноса (в ОПЕК все страны-члены вносят в бюджет одинаковый платеж, который ежегодно устанавливается на конференции и составляет в среднем $2 млн). Габон вновь стал полноправным членом картеля 1 июля 2016 года.
1 января 2009 года организацию покинула Индонезия (вступила в 1962 году), поскольку потеряла статус экспортера нефти (объем добычи резко сократился, и перед страной встала задача увеличить поставки на внутренний рынок). Вернулась в ОПЕК 1 января 2016 года. Однако уже 30 ноября 2016 года вновь приостановила членство, так как не смогла обеспечить необходимые объемы добычи нефти.
Катар, присоединившийся к ОПЕК в 1961 году, покидает организацию в связи с решением сконцентрироваться на увеличении добычи природного газа (с 77 млн до 110 млн тонн ежегодно). В настоящее время Катар обеспечивает почти 30% мирового производства газа, при этом в ОПЕК он не является ведущим игроком. На страну приходится чуть более 2% разведанных запасов нефти ОПЕК и около 2% от ее суточной добычи. Официально Катар должен заявить о своем решении на конференции ОПЕК 6 декабря, перестанет быть членом с января 2019 года.
Предпосылкой для создания Организации Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК, исходная аббревиатура на английском языке — OPEC) стало отсутствие возможности у государств Ближневосточного региона и Среднего востока самостоятельно противостоять неоколонистской политике, проводимой вопреки их интересам, а также перенасыщение мирового рынка нефтью. Результат — резкое снижение цен и устойчивая тенденция для дальнейшего падения. Колебания стоимости нефти стали ощутимы для устоявшихся экспортеров, были неконтролируемы, а последствия непредсказуемы.
Чтобы избежать кризиса и спасти экономику представители правительств заинтересованных сторон Ирака, Ирана, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы встретились в Багдаде (10 — 14 сентября 1960), где приняли решение учредить Организацию Стран Экспортеров Нефти. Спустя полвека для мировой экономики это объединение остается одним из самых влиятельных, но уже не ключевым. Количество стран ОПЕК периодически изменялось. Теперь это 14 государств-нефтедобытчиков.
До Багдадской конференции цены на «черное золото»; диктовал нефтяной картель из семи нефтяных компаний западных держав, называемый «семь сестер». Став членами объединения ОПЕК, страны-участники организации совместными усилиями могли влиять на ценообразование и объем реализации нефти. История развития организации поэтапно выглядит следующим образом:
В течение 10 лет с момента основания члены ОПЕК ощущали стремительный экономический подъем, пик которого приходится на 1974-1976 гг. Однако следующее десятилетие ознаменовано очередным падением цен на нефть, причем вдвое. Несложно отследить взаимосвязь описанных периодов с переломными моментами истории мирового развития.
Объект деятельности ОПЕК нефть, а если быть точным, ее стоимость. Возможности, которые предоставляет совместное управление сегментом рынка нефтепродуктов, позволяют:
Имея возможность контролировать объемы реализуемой нефти, организация ставит перед собой именно эти цели. Сейчас уровень добычи странами-участниками составляет 35% или 2/3 от общего количества. Все это возможно благодаря четко выстроенному, отлаженному механизму.
Организовано сообщество таким образом, чтобы принятые решения не противодействовали интересам ни одной из стран участников ОПЕК. Структурированная схема с учетом значимости подразделений выглядит так:
Конференция — это собрание, проводимое два раза каждый год, на котором министры стран членов ОПЕК обсуждают ключевые стратегические аспекты и принимают решения. Здесь же назначаются представители, по одному от каждого входящего государства, которые формируют совет управляющих.
Секретариат назначается в результате совещания комиссии, а задачей генерального секретаря является представление позиции организации при взаимодействиях с другими объединениями. Какая бы страна не входила в ОПЕК, ее интересы представит один человек (генсекретарь). Все его действия — продукт принятых руководством организации решений после коллегиального обсуждения на конференции.
В ОПЕК входят страны, финансовое благополучие которых напрямую зависит от колебаний мирового нефтерынка. Подать заявку может любое государство. На сегодняшний день геополитический состав организации выглядит следующим образом.
Эта часть карты мира представлена в ОПЕК Ираном, Саудовской Аравией, Кувейтом, Ираком, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами и Индонезией (до выхода в январе 2009). Хотя последняя имеет иное географическое расположение, ее интересы непрерывно пересекаются с другими азиатскими партнерами с момента возникновения Азиатско-Тихоокеанского форума Экономического Сотрудничества (АРЭС).
Для стран на Аравийском полуострове характерно монархическое правление. Противостояния не прекращаются веками, а с середины ХХ века люди гибнут за нефть по всему миру. Череда конфликтов лихорадит Ирак, Кувейт, Саудовскую Аравию. Войны разжигаются, чтобы дестабилизировать нефтяной рынок, и как следствие увеличить количество зарабатываемых нефтедолларов, увеличив спрос на нефть.
Латинская Америка представлена Венесуэлой и Эквадором. Первая — инициатор создания ОПЕК. Государственные долги Венесуэлы за последние годы выросли. Причина — политическая нестабильность и падение цен на мировом нефтяном рынке. Это государство процветало, только если стоимость барреля нефти была выше среднего показателя.
Эквадор также нестабилен ввиду наличия госдолга в 50% от ВВП. А в 2016 г. правительству страны пришлось по результатам суда заплатить 112 млн. дол. американских корпораций Chevron за невыполнение обязательств принятых 4 десятка лет назад, в рамках разработки южноамериканских нефтяных месторождений. Для небольшого государства это значительная часть бюджета.
Действия ОПЕК защищают благосостояние 6 стран Африки из 54. А именно, интересы:
Этому региону присущи высокие показатели численности населения, а также безработица и количество людей, находящихся за чертой бедности. Опять же виной тому низкая цена барреля нефти, высокий уровень конкуренции и перенасыщение нефтяного рынка сырьем.
Квота добычи сырья — это установленная для членов сообщества норма экспорта нефти. Октябрь 1973 года стал моментом подписания соглашения о снижении выпуска на 5%. Принятое решение об изменении объема добычи предполагало поднятие цены на 70%. Эти шаги стали последствием развязывания «войны Судного дня», в которой участвовали Сирия, Египет, Израиль.
Очередным соглашением о снижении уровня добычи нефти, принятым на следующий день после введения первой квоты. В адрес США, Японии и некоторых Западноевропейских стран было наложено эмбарго. В течение месяца вводились и отменялись квоты, определяющие кому, сколько баррелей нефти в день выставлять на продажу, по какой цене продавать добытое сырье.
За десятилетия практика неоднократно подтверждала эффективность этих рычагов воздействия, доказывая мощь сообщества экспортеров. Решения ОПЕК о добыче нефти принимаются после обсуждения вопроса представителями стран-участников организации.
Влияние сообщества экспортеров за последние годы снизилось, что привело к невозможности вести монопольную политику, навязывая другим невыгодные условия. Это стало возможным после выхода на арену нефтедобытчиков из Китая, Соединенных Штатов, Российской Федерации. Для того чтобы действия сообщества стран-экспортеров нефти были подконтрольными (не выходили за рамки, когда могли бы нанести вред государствам, не имеющим членства), Российская Федерация в лице правительства взяла на себя роль наблюдателя. Россия является официальным наблюдателем в ОПЕК, одновременно представляя собой противовес. Она имеет возможность снизить цену барреля методом увеличения уровня добычи, тем самым повлиять на мировой рынок.
Основные сложности, с которыми приходится бороться, заключены в следующих тезисах:
Под действием этих факторов ОРЕС перестал быть лидирующим регулятором стабильности сырьевого рынка и ликвидности нефтедоллара.
Організація країн-експортерів нафти (ОПЕК) (англ. The Organization of the Petroleum Exporting Countries, OPEC) — картель, створений нафтовидобувними державами для стабілізації цін на нафту. Членами цієї організації є країни, чия економіка залежить від доходів з експорту нафти.
Станом на квітень 2020 року членами ОПЕК є 13 країн[2]:
Основна мета організації — координація та уніфікація нафтової політики країн-членів організації з тим, щоб забезпечити справедливі і стабільні ціни на нафту на світовому ринку, ефективні економічно обґрунтовані і регулярні поставки нафти країнам-споживачам, а також забезпечити інвесторам, які вклали свій капітал в розвиток нафтовидобувної галузі, справедливу прибутковість вкладень.
Здатність ОПЕК контролювати ціни на нафту дещо знизилася у зв’язку з відкриттям та розвитком великих запасів нафти на Алясці, в Північному морі, Канаді, Мексиканській затоці, Росії та модернізації ринків. Станом на листопад 2010 року, на членів ОПЕК припадає 79 % світових запасів нафти і 44 % видобутку, що дає їм значний контроль над світовим ринком.[3] Наступна за величиною група виробників, що входять до ОЕСР і пострадянські держави видобувають лише 23,8 % та 14,8 % відповідно від загального обсягу видобутку нафти у світі.[4] Однак, уже в 2003 році, побоювання, що ОПЕК мало можливостей збільшення видобування, викликало припущення, що їх вплив на ціну нафти почне скорочуватися.[5][6]
Штаб-квартира ОПЕК, де проводяться регулярні зустрічі між міністрами нафти її країн-членів, з 1965 року знаходиться у Відні.[7]
ОПЕК+ — це домовленість, яка охоплює не тільки країни-члени картелю, але й низку інших: Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Казахстан, Малайзію, Оман, Південний Судан, Росію та Судан. [8]
ОПЕК як постійно діюча міждержавна організація була створена на конференції в Багдаді 10—14 вересня 1960. Спочатку до складу організації ввійшли Іран, Ірак, Кувейт, Саудівська Аравія й Венесуела. До цих п’ятьох країн, що заснували організацію, пізніше приєдналися ще вісім: Катар (1961), Індонезія (1962), Лівія (1962), Об’єднані Арабські Емірати (1967), Алжир (1969), Нігерія (1971), Еквадор (1973—1992), Габон (1976—1994). В 2007 р. до організації приєдналася Ангола і повернувся Еквадор. В 2008 р. Росія заявила про готовність стати постійним спостерігачем.
Штаб-квартира ОПЕК спочатку перебувала в Женеві (Швейцарія), потім 1 вересня 1965 перемістилася у Відень (Австрія).
Мета ОПЕК — координація діяльності й вироблення загальної політики відносно видобутку нафти серед країн-учасників організації, з метою підтримки стабільних цін на нафту, забезпечення стабільних поставок нафти споживачам, одержання віддачі від інвестицій у нафтову галузь.
Міністри енергетики й нафти держав членів ОПЕК двічі в рік проводять зустрічі для оцінки міжнародного ринку нафти й прогнозу його розвитку на майбутнє. На цих зустрічах приймаються рішення про дії, які необхідно почати для стабілізації ринку. Рішення про зміни обсягу видобутку нафти відповідно до зміни попиту на ринку приймаються на конференціях ОПЕК.
Країни члени ОПЕК контролюють близько 2/3 світових запасів нафти. На їхню частку припадає 40% від всесвітнього видобутку або половина світового експорту нафти.
Ембарго на поставки нафти у 1973 почалося після підтримки Сполученими Штатами і Західною Європою Ізраїлю у Війні Судного дня. Саудівська Аравія та Іран очолили тих, хто був обурений західною підтримкою Ізраїлю. Іран припинив поставки нафти до Сполучених Штатів та Західної Європи. Крім того, король Саудівської Аравії Фейсал ібн Абдель Азіз Аль Сауд ввів нафтове ембарго проти Заходу. Внаслідок цього, ціни на нафту в США піднялася з 3 доларів за барель до 12 доларів за барель, розпочалося нормування пального.[джерело?]
Термін «кошик» ОПЕК (англ. OPEC Reference Basket of crudes) був офіційно введений 1 січня 1987 року. Ціна «кошика» визначається як середній арифметичний показник фізичних цін наступних сортів нафти: Arab Light (Саудівська Аравія), Basra Light (Ірак), Bonny Light (Нігерія), Es Sider (Лівія), Girassol (Ангола), Iran Heavy (Іран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуела), Murban (ОАЕ), Oriente (Еквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир).[9]
Історичним максимумом для «кошика» ОПЕК є цінова позначка $140,73 за барель[9][10], яка була зареєстрована 3 липня 2008 року.
У березні 2008 року в кошик включили Oriente (Еквадор).[9] У січні 2009 року з кошика була виключена Minas (Індонезія), а замість BCF 17 (Венесуела) у кошик включили Merey (Венесуела). На жовтень 2009 кошик включав у себе 12 сортів нафти. Таким чином, ціна кошика ОПЕК визначається як середній арифметичний показник фізичних цін 12 вищезазначених сортів нафти, що видобувається країнами картелю.
![]() | Дані в цьому розділі наведені станом на 2007 рік. Ви можете допомогти, оновивши інформацію в цьому розділі. |
Алжир | Ангола | Еквадор | Іран | Ірак | Кувейт | Лівія | Нігерія | Катар | Саудівска Аравія | ОАЕ | Венесуела | Разом: | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Населення (млн людей) | 35.40 | 18.50 | 14.01 | 74.10 | 31.23 | 3.48 | 6.41 | 156.04 | 1.64 | 25.40 | 4.62 | 28.38 | 399.21 |
Площа (1000 км²) | 2 382 | 1 247 | 281 | 1 648 | 438 | 18 | 1 760 | 924 | 11 | 2 150 | 84 | 916 | — |
Густота населення (жителів на км²) | 15 | 15 | 50 | 45 | 71 | 194 | 4 | 169 | 149 | 12 | 55 | 31 | — |
ВВП на душу населення (доларів) | 3 751 | 3 717 | 3 669 | 4 460 | 4 363 | 30 240 | 10 479 | 1 064 | 51 201 | 14 552 | 49 782 | 11 883 | — |
ВВП у ринкових цінах (млрд доларів) | 132.78 | 68.76 | 51.39 | 330.46 | 136.28 | 105.38 | 67.17 | 166.00 | 83.91 | 369.67 | 229.97 | 337.30 | 2 079.07 |
Вартість експорту (млрд доларів) | 43.69 | 40.99 | 13.80 | 70.61 | 44.37 | 50.24 | 32.98 | 33.44 | 33.26 | 175.53 | 174.73 | 57.60 | 771.2 |
Експорт нафти (млрд доларів) | 30.59 | 38.81 | 6.96 | 55.60 | 41.85 | 46.57 | 31.38 | 26.47 | 26.84 | 157.41 | 58.66 | 54.20 | 575.34 |
Сальдо платіжного балансу (млрд доларів) | 0.49 | −2.24 | −0.43 | 7.93 | 11.39 | 27.75 | 10.18 | 20.05 | 0.77 | 20.48 | −7.02 | 8.56 | — |
Доведені запаси нафти (млрд барелів) | 12.20 | 9.50 | 6.51 | 137.01 | 115.00 | 101.50 | 46.42 | 37.20 | 25.38 | 264.59 | 97.80 | 211.17 | — |
Видобуток нафти (1000 б/д) | 1 216 | 1 739 | 465 | 3 557 | 2 336 | 2 262 | 1 474 | 1 842 | 733 | 8 184 | 2 242 | 2 878 | 28 928 |
НПЗ потужності (1000 б/д) | 652 | 39 | 188 | 1 474 | 824 | 936 | 380 | 445 | 80 | 2 109 | 466 | 981 | 8 574 |
Виробництво нафтопродуктів (1000 б/д) | 411.6 | 46.2 | 189.3 | 1 726 | 456.6 | 892.7 | 350 | 249.4 | 126.3 | 1 911.0 | 400.4 | 1 232.4 | 7991.9 |
Споживання нафтопродуктів (1000 б/д) | 310 | 39 | 205 | 1 795 | 603 | 274 | 271 | 225 | 106 | 1 405 | 235 | 668 | 6 136 |
Експорт нафти (1000 б/д) | 747 | 1 770 | 329 | 2 232 | 1 906 | 1 348 | 1 170 | 2 160 | 647 | 6 268 | 1 953 | 1 608 | 22 138 |
Експорт нафтопродуктів (1000 б/д) | 232.5 | 40.8 | 33.5 | 300.8 | 26.2 | 673.5 | 136.1 | 12.1 | 120.5 | 1 008.4 | 374.1 | 963.6 | 3 922.1 |
За даними уряду США, в 2011 році ОПЕК отримає понад $ 1 трлн доходів, це буде вперше, обсяг досягне цифри в $ 1034 млрд, і це поб’є рекорд $ 965 млрд в 2008 році.[13]
У 2015 р. країни ОПЕК у серпні видобули 31,544 млн баррелів нафти на добу[14]
З 1998 року Росія є спостерігачем в ОПЕК. Починаючи з цього періоду Росія бере участь у сесіях Конференції ОПЕК, а також у нарадах експертів та інших заходах організації з представниками країн, що не входять в неї [15]. Проходять регулярні зустрічі російських міністрів з керівниками ОПЕК і колегами з країн ОПЕК. Росія виступила з ініціативою організувати регулярний Енергодіалог Росія-ОПЕК, укласти Угоду (Меморандум) про енергодіалогу, уповноваженим представником якого з російської сторони буде Міністерство енергетики Російської Федерації.[16]
В настоящее время в ОПЕК входит 12 членов, с учетом изменений состава, произошедших в 2007 году — появления нового участника организации — Анголы и возвращения в организацию Эквадора, и в 2009 году — приостановки членства Индонезии.
Целью ОПЕК является координация и унификация нефтяной политики стран-членов для обеспечения справедливых и стабильных цен на нефть производителей, эффективных, экономичных и регулярных поставок нефти в страны-потребители, а также справедливую доходность на капитал для тех, кто инвестирует в промышленность.
Органами ОПЕК являются Конференция, Совет управляющих и Секретариат.
Высшим органом ОПЕК является Конференция государств-членов, созываемая два раза в год. Она определяет основные направления деятельности ОПЕК, решает вопрос о приеме новых членов, утверждает состав Совета управляющих, рассматривает доклады и рекомендации Совета управляющих, утверждает бюджет и финансовый отчет, принимает поправки к Уставу ОПЕК.
Исполнительный орган ОПЕК — Совет управляющих, образуемый из управляющих, которые назначаются государствами и утверждаются Конференцией. Данный орган несет ответственность за руководство деятельностью ОПЕК и за реализацию решений Конференции. Заседания Совета управляющих проводятся не реже двух раз в год.
Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, назначаемым Конференцией на три года. Данный орган осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Он обеспечивает работу Конференции и Совета управляющих, готовит сообщения и стратегические данные, распространяет информацию об ОПЕК.
Высшим административным должностным лицом ОПЕК является Генеральный секретарь.
С 2007 года этот пост занимает Абдалла Салем аль-Бадри.
Штаб-квартира ОПЕК расположена в Вене (Австрия).
По текущим оценкам, почти 81% разведанных мировых запасов нефти приходится на страны-члены ОПЕК, при этом 66% от общих запасов стран ОПЕК сосредоточены на Ближнем Востоке.
Доказанные запасы нефти стран ОПЕК оцениваются в 1,206 триллиона баррелей.
В настоящее время добыча нефти ОПЕК достигает уровня в 31,3 миллиона баррелей в день. Согласно данным агентства Блумберг, добыча стран ОПЕК в ноябре 2015 года составила 32,12 миллиона баррелей в сутки, что на 33 тысячи баррелей в сутки меньше показателя за октябрь. Таким образом, объемы добычи странами картеля превышают установленную квоту в 30 миллионов баррелей в сутки по итогам восемнадцатого месяца подряд.
В 2014 году доля стран-участниц ОПЕК в мировой добыче нефти составила, по оценкам, 40,9%, в 2013 году — 43,4%.
В 2014 году средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК составила 96,29 доллара за баррель против 105,87 доллара в 2013 году. В 2012 году средняя цена «корзины» составила 109,45 доллара за баррель, в 2011 году — 107,46 доллара, в 2010 году — 77,45 доллара. Рекорд цены «корзины» был установлен 3 июля 2008 года — 140,73 доллара за баррель.
В ноябре 2015 года средняя цена нефтяной «корзины» ОПЕК составила 41 доллар за баррель, средняя цена в 2015 году — 51,27 доллара.
По данным Управления по энергетической информации США, в 2014 году страны ОПЕК суммарно заработали 730 миллиардов долларов от экспорта нефти, что на 11% меньше показателя 2013 года. Это самый низкий показатель с 2010 года. Главными сдерживающими факторами стали падение цен на нефть и сокращение объемов экспорта.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Хотя правовая опека над ребенком может показаться похожей на усыновление, существует много различий. Когда опека установлена, биологические родители часто сохраняют определенные родительские права, такие как поддержание контакта с ребенком, когда это разумно. Кроме того, опека должна носить временный характер, позволяя восстановить права родителей, если суд сочтет их способными должным образом заботиться о ребенке. Примером этого является помещение ребенка в приемную семью.
Принятие окончательно. После усыновления биологическим родителям не разрешается требовать восстановления их родительских прав и опеки. Если это закрытое усыновление, они даже не могут вступать в контакт с ребенком. Усыновленные дети становятся законной частью их приемной семьи, и эти новые родители имеют полные и постоянные родительские права.
A Опекун может быть назначен для взрослого человека в определенных обстоятельствах, например, когда лицо с ограниченными возможностями в развитии достигает совершеннолетия, или когда человек становится недееспособным из-за возраста или болезни.
Вам должно быть больше 18 лет, и вы не можете быть родителем данного ребенка. Вы можете подать заявку самостоятельно или совместно с другим лицом. Следующие люди могут претендовать на звание специальных опекунов
А родитель ребенка не может быть назначен специальным опекуном ребенка. Суд должен принять решение о том, что специальное распоряжение об опеке является наиболее подходящим постановлением в наилучших интересах ребенка. Суд должен рассмотреть вопрос о том, следует ли в дополнение к принятию специального постановления об опеке сделать распоряжение о контакте и следует ли изменить или выполнить какое-либо из существующих распоряжений раздела 8. Суд должен воспользоваться отчетом местных органов власти, касающимся пригодности заявителя, и любыми другими вопросами, которые местные власти считают важными, прежде чем он сможет сделать заказ (Закон о детях 1989 года, раздел 14A (8), (9).
Этот заказ выполняет все существующие заказы на уход или связанный с ними раздел 34 Контактный заказ. Он наделяет родительскую ответственность, которая может осуществляться за исключением любого другого лица, несущего родительскую ответственность, кроме другого специального опекуна. Специальный опекун несет ответственность за повседневные решения, касающиеся ухода за ребенком и его воспитания. Этот приказ позволяет специальному опекуну вывозить ребенка из Великобритании на срок до трех месяцев без согласия других лиц, несущих родительскую ответственность, или без разрешения суда.
Суд может дать разрешение на вывоз ребенка из-под юрисдикции на срок более трех месяцев. При вынесении специального постановления об опеке суд может разрешить ознакомление ребенка с новой фамилией.
Кроме того, он обеспечивает ребенку безопасность и долгосрочное размещение. Это также может помочь дать молодому человеку ссылки на их родных родителей, если это будет сочтено целесообразным.Правила гласят, что отчет местных органов власти должен включать определенную ключевую информацию о ребенке, такую как:
Об авторе