Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза [7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 % [14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].
При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
Таможенный союз Евразийского экономического союза — таможенный союз стран Евразийского экономического союза, важная составляющая общего рынка. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами[1].
Страны-участники Таможенного союза:
Кандидаты:
Евразийская экономическая комиссия — постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза (ЕАЭС) (до его создания — Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП)). ЕЭК была создана решением президентов Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан и функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии»[4] и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии». Имеет статус наднационального органа управления, подчинённого Высшему Евразийскому экономическому совету[5].
В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[6].
6 октября 2007 года в Душанбе Белоруссией, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.
В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[7].
28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.
В январе 2010 года вступил в силу Единый таможенный тариф трёх стран.
Весной 2010 года между руководителями стран-участников наметились разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что Таможенный союз может начать функционирование без участия Белоруссии.
С июля 2010 на территории государств-членов ТС (включая Белоруссию) вступил в силу единый Таможенный кодекс[8][9].
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии был отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[10].
1 июля 2011 года весь таможенный контроль также был вынесен на внешний контур границ Таможенного союза[11]. На внутренних границах был сохранён пограничный и миграционный контроль.
С 1 января 2018 года вступил в силу новый единый Таможенный кодекс ЕАЭС[12].
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.[13]
В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %[14].
Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ[15][16].
При создании Таможенного союза высказывались опасения по поводу того, что правила ТС могут противоречить правилам ВТО.
В октябре 2011 года все нормы Таможенного союза были приведены в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления какого-либо государства-члена ТС в ВТО нормы этой организации будут иметь приоритет по сравнению с нормами ТС[17]. 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом ВТО. В связи с этим Единый таможенный тариф (ЕТТ) стран Таможенного союза был обновлён с учетом обязательств РФ перед ВТО. При этом на 90 % импортные пошлины сохранились на прежнем уровне[18]
Вопрос состоит в том, что Россия пошла на нарушение всех наших договоренностей, которых мы достигли в Таможенном союзе. Да, можно это объяснять некими вопросами безопасности, терроризмом и так далее — можно придумать все и пришить ярлыки
В современном мире многие страны объединяются в союзы — политические, экономические, религиозные и другие. Одним из самых крупных таких союзов был Советский. Сейчас мы видим появление Европейского, Евразийского, а также Таможенного союзов.
Таможенный союз позиционировался как форма торгово-экономической интеграции ряда стран, что предусматривает не только общую таможенную территорию для взаимовыгодной торговли с отсутствием пошлин и т. д., но и целого ряда моментов, регулирующих торговлю с третьими государствами. Данный договор был подписан 06.10.2007 в г. Душанбе, на момент его заключения в союз входили Российская Федерация, Казахстан и Беларусь.
Первая статья договора о перемещении товара в пределах этой территории говорит о следующем:
Существуют как постоянные страны-члены Таможенного союза, которые были его основателями или вступили позже, так и те, которые только изъявили желание присоединиться.
Участники:
Кандидаты на членство:
Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).
На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:
Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.
Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.
В первую очередь выгода очевидна для тех предприятий, которые могут без проблем осуществлять закупки в соседних странах. Скорее всего, это будут только крупные корпорации и компании. Что касается перспектив на будущее, то вопреки некоторым прогнозам экономистов о том, что Таможенный союз повлечет за собой понижение уровня заработной платы в странах-участницах, на официальном уровне премьер-министр Казахстана заявил о повешении зарплат в государстве в 2015 году.
Именно поэтому мировой опыт таких больших экономических образований нельзя отнести к этому случаю. Страны, вошедшие в Таможенный союз, ожидает пусть не быстрый, но стабильный рост экономических связей.
Окончательный вариант Договора о Таможенном кодексе ТС был принят только на десятом заседании, 26.10.2009. В этом пакте говорилось о создании специальных групп, которые будут следить за мероприятиями по введению в действие уточненного проекта договора.
Страны Таможенного союза должны были до 01.07.2010 внести изменения в свои законодательства для устранения противоречий между данным Кодексом и Конституцией. Таким образом, была создана еще одна контактная группа для разрешения проблем, связанных с различиями между национальными законодательными системами.
Также были доработаны все нюансы, связанные с территориями ТС.
Страны Таможенного союза имеют общую таможенную территорию, которая определяется рамками границ государств, заключивших договор и являющихся членами организации. Таможенный кодекс, помимо всего прочего, определяет и дату окончания действия комиссии, которая наступила еще 1 июля 2012 года. Таким образом, была создана более серьезная организация, которая имеет намного больше полномочий и, соответственно, больше людей в своем штате, чтобы полностью контролировать все процессы. 1 января 2012 года официально начала свою работу Евразийская экономическая комиссия (ЕАЭС).
В состав Евразийского экономического союза входят страны-участники Таможенного союза: основатели — Россия, Белоруссия и Казахстан — и недавно вступившие государства, Киргизия и Армения.
Учреждение ЕАЭС подразумевает под собой более широкий спектр взаимоотношений в свободе передвижения рабочей силы, капитала, услуг и товаров. Также должна постоянно проводиться скоординированная экономическая политика всех стран, должен осуществиться переход к единому таможенному тарифу.
Общий бюджет этого союза формируется исключительно в российских рублях, благодаря паевым взносам, которые делают все страны-участницы Таможенного союза. Их размер регламентирует высший совет, который состоит из глав этих государств.
Рабочим языком для регламента всех документов стал русский, а штаб-квартира располагаться будет в Москве. Финансовый регулятор ЕАЭС – в Алма-Ате, а суд — в столице Беларуси, Минске.
Высшим регулирующим органом считается Высший совет, в который входят главы государств-участников.
Далее идет межправительственный совет. В него входят премьер-министры, главной задачей которых является рассмотрение стратегически важных проблем экономической интеграции.
Был создан и судебный орган, который отвечает за применение договоров в рамках Союза.
Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – регулирующий орган, который обеспечивает все условия развития и функционирования Союза, а также разработку новых предложений в экономической сфере относительно формата ЕАЭС. В ее состав входят Министры Комиссии (заместители премьер-министров государств-членов Союза) и Председатель.
Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.
В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.
Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.
Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.
Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.
Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.
Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.
Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.
Таможенный союз ЕАЭС позиционируется как форма межгосударственной интеграции. Он представляет собой объединение торгово-экономических отношений входящих в его состав стран-участниц. На сегодняшний день к ним относятся Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия.
Таможенный союз (ТС) предполагает создание единой таможенной территории для осуществления взаимовыгодного торгового сотрудничества. Ее общая площадь на сегодняшний день составляет более 20 млн км². Страны, входящие в состав союза, проводят совместные действия в сфере таможенной политики, в том числе и регулируют торговые отношения с другими странами, проявляя по отношению к ним коллективный согласованный протекционизм.
В пределах территории ТС отменены таможенные сборы на все товары, реализуемые странами-участницами, то есть осуществляется беспошлинная торговля. Между государствами отсутствуют какие-либо экономические ограничения, однако защитные меры компенсационного и антидемпингового характера все же существуют.
Для сторонних государств Таможенный союз устанавливает единые таможенные тарифы (ЕТТ), а также применяет по отношению к ним иные меры таможенного регулирования в области внешнеторговой политики.
Главная цель ТС – способствовать росту и развитию экономики тех государств, которые входят в состав этого союза. С его образованием сформировался общий рынок с населением более чем 17 млн человек и совокупным ВВП почти в $3 трлн.
Основателями Таможенного союза ЕАЭС и первыми его участниками стали Россия и Республика Казахстан, объединившиеся в области торгово-экономических отношений 1-го июля 2010 г. А 6-го числа ими был принят Таможенный кодекс ТС, определивший единой таможенной территорией границы этих государств и Белоруссии, которая в тот день присоединилась к Таможенному союзу.
Со 2-го января 2015 г. полноправным членом международного сообщества стала Армения, подписавшая соглашение о вступлении в Таможенный союз еще в октябре 2014 г.
Кроме того, в прошлом году участником этого таможенного объединения стала и Киргизия. 8-го мая в Москве были подписаны документы о вхождении Кыргызстана в состав ЕАЭС, а 12 августа государство официально присоединилось к Таможенному союзу.
Помимо действующих стран-участниц ТС существуют и так называемые кандидаты на членство. Это Сирия, объявившая о своем намерении вступить в союз еще в 2013 г., и Тунис, тоже изъявивший желание присоединиться (2015г).
Главным управляющим органом Таможенного союза официально считается Евразийская экономическая комиссия, сокращенно ЕЭК. Она координирует внешнеэкономические отношения и осуществление согласованной внешнеторговой политики.
Комиссия была создана 18-го ноября 2011 г. по решению глав 3-х государств: России, Белоруссии, Казахстана. Основными документами, которыми она руководствуется при осуществлении своей деятельности, считаются договор «О Евразийской экономической комиссии» и договор о регламенте работы ЕЭК.
Являясь наднациональным управляющим органом, ЕЭК подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Все решения Комиссии признаны обязательными для исполнения на территории всех стран, входящих в состав Таможенного союза (и не только).
1995 г. – Главами государств России и Беларуси (позднее к ним присоединились Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан) было подписано первое соглашение о создании Таможенного союза. Однако это стало лишь предпосылкой образования ТС, поскольку в действительности он трансформировался в ЕАЭС.
2007 г. – В октябре (6-го числа) в столице Таджикистана, в г.Душанбе, руководители 3-х стран – России, Казахстана и Беларуси – подписали важный договор, касающийся создания Единой таможенной территории и формирования ТС.
2009 г. – Руководители стран и главы правительств приняли и ратифицировали около четырех десятков международных договоров, которые стали основополагающими документами Таможенного союза. 28 ноября в Минске состоялась встреча президентов 3-х государств, на которой было решено создать с 1-го января 2010 г. на территории России, Республики Казахстана и Республики Белоруссии Единое таможенное пространство.
2010 г. – В январе начал действовать Единый для трех государств таможенный тариф. Весной этого года руководители стран-участниц не смогли договориться между собой по некоторым вопросам, касающимся Таможенного союза, и в результате этого председатель правительства РФ сообщил о возможности ТС начать функционировать без участия Беларуси. С начала июля для стран-членов Таможенного союза (в их числе и Белоруссия) вступил в силу единый Таможенный кодекс (ТК).
2011 г. – таможенный контроль на внутренних границах союзных государств отменили. Он был перенесен за пределы стран, входящих в состав ТС. Ранее было принято решение о таком же перемещении транспортного контроля с внутренних границ России и Беларуси. Миграционный контроль и пограничный остались.
Экспортные товары не облагаются НДС. А если факт экспорта документально подтвержден, то страна-экспортер освобождается и от уплаты акцизных пошлин, либо же уплаченная сумма им возмещается.
При ввозе в Россию импортных товаров из Республики Беларусь и Казахстана налог добавочной стоимости и акцизы отчисляются в налоговые органы РФ.
При осуществлении работ и оказании каких-либо услуг иностранцами на территории России порядок налогообложения (включая базу налога, основные ставки, льготы или полное освобождение от налоговой уплаты) определяется российским законодательством.
Согласно договоренностям в рамках ТС и ЕЭП, Россия в свой бюджет взимает 85,33% от суммы импортных таможенных пошлин, Казахстану отчисляется 7,11%, Беларуси — 4,55%, Кыргызстану — 1,9%, Армении — 1,11%.
По словам Сергея Нарышкина, спикера Государственной Думы РФ, порядка сорока стран мира желают стать двухсторонними участниками рынка, относящегося к зоне свободной торговли (сокращенно ЗСТ) с ЕАЭС. На сегодняшний день действуют следующие соглашения:
С Сербией
Режим свободной торговли между Россией и Сербией установлен в 2000 г.
В 2009 г. соглашение с Сербией о свободной торговле подписала Белоруссия.
Казахстан установил свободный внешнеторговый режим с Сербией в 2010 году.
Со странами СНГ
В октябре 2011 г. большинство бывших стран Содружества, за исключением Азербайджана, Узбекистана, Туркмении, поставили свои подписи в Договоре о ЗСТ. Датой вступления документа в силу для Беларуси, Украины и России считается 20 сентября 2012 г. Именно эти государства первыми ратифицировали договор.
Со Всемирной торговой организацией
Несмотря на изначальные опасения по вопросу возможных противоречий правил Таможенного союза нормам ВТО, к концу 2011 года все было в полном порядке, и основные положения ТС полностью соответствовали нормам Всемирной торговой организации.
Основные положения ВТО были признаны более приоритетными относительно правил и норм Таможенного союза. Так, в связи с вхождением в августе 2012 г. в состав ВТО Российской Федерации Единый таможенный тариф, действующий для стран-членов ТС, был несколько изменен, поскольку учитывались новые обязательства России перед Всемирной торговой организацией. В то же время пошлины на импорт практически не изменились.
Официальные представители входящих в состав Таможенного союза государств, неоднократно указывали на открытость объединения для вступления в него иных заинтересованных стран. Прежде всего это касается бывших республик СНГ и государств ЕврАзЭС.
Страны бывшего СНГ, не вступившие в ЕврАзЭС
– Азербайджан
В 2012 года глава Азербайджанского таможенного комитета А. Алиев заявил о том, что государство не намерено присоединяться к Таможенному союзу. Тогда же председатель Госдумы РФ Нарышкин С., вернувшись после очередного визита из Баку, подтвердил тот факт, что Азербайджан не обсуждает вопрос своего вступления в ТС. Однако, по его словам, республика пристально наблюдает за проектом международной интеграции.
– Таджикистан
В 2010 г. президент Таджикистана сообщил о том, что государство серьезно занимается вопросом своего вступления в Таможенный союз. Однако в 2012 г. никаких сдвигов в решении этого вопроса по-прежнему не было. Министр иностранных дел республики объяснил бездействие тем, что власти активно изучают возможные выгоды от присоединения к ТС, и если в состав союза войдет Киргизия, тогда уверенность Таджикистана в целесообразности вступления в Таможенный союз укрепится.
– Узбекистан
В конце 2011 г. И.Каримов – президент Республики Узбекистан – высказал свое мнение о Таможенном союзе ЕАЭС. Он обратил внимание на то, что эта форма международной интеграции вполне может выйти за рамки торгово-экономических интересов. И тогда, по его мнению, велика вероятность того, что страны-участницы этого объединения начнут преследовать и личные политические интересы. Это, в свою очередь, может оказать негативное влияние на сотрудничество членов ТС с другими партнерами, не участвующими в Таможенном союзе, но с которыми уже установились прочные связи. В то же время Каримов указал на то, что республику могут заинтересовать международные объединения, способствующие привлечению в экономику страны инновационных технологий.
Страны бывшего СНГ, заключившие соглашение об ассоциации с ЕС
– Молдавия
Парламентские выборы 2014 г. продемонстрировали следующие результаты: примерно 45% избирателей поддержали вступление Молдавии в Евросоюз, проголосовав за демократические и либерально настроенные партии республики, а около 40% избирателей выступили за сближение государства с Российской Федерацией, отдав свои голоса социалистической и коммунистической партиям. При этом социалисты намеревались расторгнуть соглашение Молдовы с Евросоюзом и планировали способствовать вхождению республики в ТС. Этого не произошло.
– Украина
В 2012 г. Россией впервые было предложено Украине стать членом Таможенного союза. С точки зрения целесообразности, это было бы выгодно для страны, ведь вступление Украины в ТС позволило бы ей получать поставки российского газа и нефти по сниженным тарифам. Однако украинский парламент отверг все предложения Российской Федерации об евразийской интеграции в пользу Евросоюза. Украина ограничилась участием в Таможенном союзе лишь в качестве страны-наблюдателя. Однако последующий политический кризис в стране привел к тому, что главу государства в 2014 году от власти отстранили (президентом на тот момент был В.Янукович), а новое правительство заключило соглашение о сотрудничестве и ассоциации с Евросоюзом.
Республики, непризнанные и частично признанные бывшими странами СНГ
Среди республик, частично признанных содружественными государствами, о своем намерении вступить в ряды участников Таможенного союза заявили Абхазия (16.02.2010г) и Южная Осетия (15.10.2013г). Среди непризнанных Содружеством государств о своем желании вступить в ТС сообщили следующие республики: Приднестровская Молдавская (16.02.2012г), ДНР и ЛНР (2014г).
Страны, не входящие в состав СНГ и ЕврАзЭС
– Сирия
В феврале 2013 г. министр Сирии Мухаммад Зафер Мхаббак сообщил о намерении правительства страны в ближайшем будущем начать переговоры с Таможенным союзом по вопросу вступления в него Сирии.
– Тунис
Совсем недавно (2015 г) о своем желании в скором времени стать членом Таможенного союза ЕАЭС заявил и Тунис. Об этом стало известно со слов посла Туниса в России.
Статью подготовил
Специалист отдела таможенного регулирования МинПромТест
Войтович Артем Александрович
11.02.2016
Таможенный союз — организация, которая обладает правосубъектностью, полученной согласно договору об экономическом союзе государств Евразии. Документ был подписан 29.05.2014.
Участники Таможенного союза
Создание Союза направлено на то, чтобы обеспечить решение следующих вопросов:
В настоящее время участниками ТС являются следующие государства:
Вернуться к оглавлениюТакже Тунис, Сирия и Турция заявили, что они намерены войти в состав ТС. Но пока что для этого названые страны не предприняли никаких конкретных шагов.
Содержание материала
Лучше понять предпосылки и цели создания ТС поможет эволюция процесса.
Евразийский союз на карте
Другими словами, интеграционные процессы разрабатывались на протяжении всего периода. В итоге должны быть выработаны общие нормы законодательства и таможенных тарифов так, чтобы можно было осуществлять торговые операции с теми государствами, которые не числились в составе ТС.
Главная цель, которую преследуют державы, подписавшие договор о Евразийском экономическом союзе, — укрепить экономические связи. Прежде всего, укрепление связей подразумевалось между странами-участницами, а затем уже с теми государствами, которые входили в состав Советского Союза. А также задача — восстановление когда-то существовавших технологических и хозяйственных цепочек. Но происходить это должно будет с учетом того, каковым на текущий момент будет экономическое и политическое положение каждого государства.
Вернуться к оглавлениюКоординируют и управляют работой органов ЕАЭС следующие структуры:
Полномочия комиссии довольно обширные, она уполномочена решать практически все вопросы:
Управляющие органы Евразийского экономического союза
Кроме того, в обязанности комиссии входит обеспечение реализации входящих в правовую основу Союза международных договоров.
Комиссия компетентна утверждать документы и принимать решения, которые обязаны будут выполнять страны Евразийского экономического союза.
Вернуться к оглавлениюПервая цель ТС касалась вопросов, связанных с увеличением рынков, где участники Союза могли бы сбывать производимые ими товары и услуги. Чтобы в первую очередь именно внутри него росли продажи.
Для этого предлагалось следующее:
Чтобы унифицировать подход к безопасности и качеству, странами-участницами был подписан договор о том, что вся предлагаемая на сбыт продукция обязательно должна иметь сертификат. Его форма была оговорена в одном из документов Таможенного союза.
Данный договор содержит более 30 регламентов. Все они относятся к качеству услуг/товаров и их безопасности. Причем сертификат, выданный одной страной — участницей Союза, остается действенным и в других государствах, входящих в его состав.
Следующие цели ТС:
К сожалению, по перечисленным пунктам на сегодняшний день между государствами не достигнуто взаимопонимание. Каждое из них относительно развития производства имеет свои приоритеты и намерено в первую очередь защищать свои интересы, а не заботиться о производстве соседей. Из-за этого и страдают как предприятия-импортеры, так и население.
Вернуться к оглавлениюК сожалению, на данный момент еще нельзя сказать, что ТС достиг тех целей, которые были задекларированы при его создании. К таким выводам подводит тот факт, что происходит падение товарооборота между странами-участницами.
Если сравнивать период, пока не был заключен договор о Евразийском экономическом союзе, с последующим после этого события, то особого роста экономики не было замечено.
Но не наблюдается и ее падения. Более того, если бы Таможенный союз не был заключен, ситуация оказалась намного сложнее из-за кризисных явлений во всех странах ТС. Участие на внутрисоюзном рынке дает определенные преимущества.
Доли таможенных пошлин распределены следующим образом (показатели в списке даны от общей суммы в процентах):
Больше всего преимуществ в таможенных пошлинах, кроме России, имеют Казахстан и Беларусь. Так, благодаря действующим соглашениям появилась возможность реализовать без выплаты пошлины выпущенные в Союзе автомобили.
Экономика и промышленность стран Евразийского экономического союза
Чтобы совершать промышленную сборку, в Беларуси на иностранные инвестиции были построены предприятия, на которых затем начали собирать из привезенных комплектов легковые авто. Ранее делать это было нерентабельно из-за того, что спрос граждан страны на автомобили данного класса невысокий.
Вернуться к оглавлениюХотя в состав ТС вошли страны, не так давно составляющие единое государство с общей экономикой, сегодня именно экономическое положение у всех разное.
Во времена СССР каждая страна специализировалась на производстве определенного товара/услуги. После распада Советского Союза экономика всех стран претерпела огромные изменения: каждое государство искало на мировом рынке свое место.
В современный Союз вошли страны, находящиеся географически далеко друг от друга. Устройство экономики у них разное, взаимные интересы почти отсутствуют. Но есть и такие вопросы, которые касаются всех стран. Им нужен российский рынок сбыта, а России нужны товары, которые предлагают другие страны-участницы.
Чтобы объединение работало, иногда приходится идти на компромисс, к чему некоторые страны не всегда готовы. Кроме того, хотя таможенные посты на границах между странами-участницами ликвидированы, остается пограничный и санитарный контроль.
Как показывает практика, пока что не наблюдается единого подхода и взаимного доверия. Один из ярких примеров этого — частые «продовольственные войны» между Беларусью и Россией.
Полностью убедиться в том, насколько эффективна работа ТС можно будет только тогда, когда все страны-участницы будут строго соблюдать весь перечень подписанных договоров.
В 1995 году были определены страны Таможенного союза, объединённые экономическими и торговым отношениями. Это на сегодняшний день Казахстан, Беларусь и Россия с примкнувшими к ним Киргизией и Арменией. Страны Таможенного союза сформировали единую территорию с отменой всех пошлин на продукцию, реализуемую в этих границах. Здесь действует одинаковый для всех таможенный тариф и созданы одинаковые требования относительно регулирования торговых отношений с остальными странами.
Были внедрены единые стандарты, которые обязались выполнять страны Таможенного союза, таким образом защищая собственные рынки от некачественной импортной продукции, а также сглаживая шероховатости торговой и экономической сфер внутри Союза. Тот же договор 2007 года предусматривает создание комиссии, которая стала регулирующим органом, охватывающим все страны Таможенного союза. Её срок работы был окончен в июле 2012 года, и на замену ей пришла ещё более властная организация — ЕЭК, которая начала свою деятельность за полгода до окончания Таможенной комиссии. Евразийская экономическая комиссия имеет полномочий на порядок больше, в её штатном составе задействовано в десять раз больше людей.
Таможенная комиссия формировала нормативные акты и правовые документы, которые обязательно рассматривались и подписывались всеми участниками, то есть тремя людьми — председателем и двумя членами комиссии. Нужно заметить, что такого плана содружества, как евроазиатские страны Таможенного союза с Россией, — далеко не первый опыт в истории человечества. В девятнадцатом веке был создан Германский таможенный союз, позже — Таможенный союз ЕС, Южноафриканский таможенный союз и так далее. Это не более чем межгосударственное соглашение более двух стран об отмене таможенных торговых пошлин, одна из форм коллективного протекционизма.
Каждый раз, когда создаётся таможенный союз, страны-участники обговаривают создание можгосударственных органов, которые будут координировать и согласовывать внешнеторговую политику. Периодически проводятся совещания на уровне министров соответствующих ведомств, опирающихся в работе на постоянный межгосударственный секретариат. Таможенный союз, страны-участники которого имеют межгосударственную интеграцию, создаёт и наднациональные органы. Это более продвинутая форма интеграции, чем, например, простые зоны свободной торговли. ЕЭК же — это постоянный регулирующий наднациональный орган ЕАЭС, который ранее был менее продвинутыми Таможенным союзом и Единым экономическим пространством (ЕЭП).
Такая современная форма единого торгово-экономического союза была создана в 2011 году решением трёх президентов — Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации — и скреплена договором от 18 ноября этого года. По статусу эта организация является наднациональным органом управления, а подчиняется ВЕЭС (Высший Евразийский экономический совет), и решения комиссии в обязательном порядке исполняют все страны — участницы Таможенного союза, ЕАЭС и ЕЭП. Основной задачей перед ЕЭК стоит обеспечение всех условий для развития и функционирования этих трёх формирований, а также улучшение сферы интеграции в границах этих объединений.
Все полномочия комиссии Таможенного союза были переданы в Евразийскую экономическую комиссию. Помимо этого появились и дополнительные функции, их довольно много. Сферы полномочий очень широки, комиссия занимается таможенно-тарифным и нетарифным регулированием, администрированием таможни, техническим регулированием. Всемирно важно выполнение санитарных, фитосанитарных и ветеринарных норм, и здесь тоже зона действия ЕЭК. Страны — члены Таможенного союза пользуются ввозными таможенными пошлинами, которые были зачислены и распределены комиссией. Ею же устанавливаются торговые режимы и в отношении посторонних стран. На комиссию возложена обязанность вести статистику взаимной и внешней торговли, выстраивать макроэкономическую и конкурентную политику, распределять сельскохозяйственные и промышленные субсидии.
Под ведомством комиссии Таможенного союза находится энергетическая политика, под её руководством создаются естественные монополии, делаются муниципальные и государственные закупки. В каждой функции ЕЭК заложена цель процветания взаимной торговли инвестициями и услугами, она контролирует валютную политику. Также под её ведомством — перевозки и транспорт, охрана результатов индивидуализации услуг, работ, товаров, интеллектуальной деятельности. Занимается ЕЭК трудовой миграцией, финансовыми рынками — банковской сферой, страхованием, рынками ценных бумаг и валютным. А также в сферах её интереса многое другое, что достаточно сложно перечислить, не переписывая многостраничные документы. Из главного: именно комиссия реализует международные договоры, формирует договорно-правовую базу ТС и ЕЭК. Страны единого Таможенного союза, являясь сторонами этого объединения, делают долевые взносы, утверждённые главами государств-сторон.
Итак, в 1995 году руководителями России, Казахстана и Беларуси были подписаны договоры о создании Таможенного союза. Позже к ним присоединились Таджикистан, Киргизия. В 2000 году на базе этой организации был создан Евразийский экономический союз. В 2007-м была создана комиссия Таможенного союза как единый действующий, постоянно регулирующий орган. Этот путь для Таджикистана оказался довольно сложным, и об этом нужно говорить отдельно. Ниже будет глава, посвящённая Таджикистану и его пути в Таможенный союз, какой страна эта пока не осилила. Возможно, в 2017-м и станет его шестым членом.
В 2010 году был введён Таможенный кодекс, а в 2011-м принята Декларация об экономической интеграции и втором её шаге — ЕЭП (Единое экономическое пространство), которая вступила в силу лишь в 2012-м в виде семнадцати межгосударственных соглашений, где была заложена правовая основа этой организации. Тогда же пришёл черёд сформироваться и Евразийской экономической комиссии, которая заменила комиссию ТС. В январе 2015 года был подписан всеобъемлющий договор о Евразийском экономическом союзе, который стал третьим шагом по созданию продвинутой таможенной системы на территории вышеперечисленных государств. В 2016 году пять стран подписали этот договор. Какие страны входят в Таможенный союз нового типа? Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия.
В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода — восемьсот пятьдесят, а в 2013-м — уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях — Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы — вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России — И. И. Шувалов, от Киргизии — О. М. Панкратов, от Казахстана — А. У. Мамин, от Беларуси — В. С. Матюшевский, от Армении — В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.
Исполнительный орган комиссии — Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там — десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.
С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз — это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.
Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом — горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны — производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых — алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.
Единая территория Таможенного союза — страны, которые являются его членами, и все их просторы. Таковы условия договоров, которые подписываются руководителями ТС: границы отдельных территорий в составе любой страны — участницы ТС являются границами ТС. В пределах этих государств таможенные границы ликвидированы, таможенные барьеры сняты, таможенные пошлины не применяются, взаимная торговля процветает без каких-либо административных ограничений.
Услуги, товары, капитал и рабочая сила совершают свободное течение по всей территории, внутреннее законодательство каждой страны-участницы унифицировано с созданием наднационального регулирования в области права. Всё это способствует росту и стабильности всех участвующих национальных экономик.
Здесь представлены только основные задачи, которые выполняют страны Таможенного союза. Список:
1. Создать единую таможенную территорию в границах стран-участниц.
2. Ввести режим отсутствия нетарифных и тарифных ограничений в торговле, кроме тех случаев, которые оговорены в специальных нормативных актах.
3. Полностью отменить таможенный контроль в странах-участницах на их внутренних границах.
5. Использовать однотипные механизмы в регулировании торговли и экономики, которые базируются на рыночных универсальных принципах хозяйствования и экономическом законодательстве, гармонизированном для этой цели.
6. Наладить работу единых органов, управляющих Таможенным союзом.
Торговые отношения со странами, не входящими в ТС, по всей внешней границе существуют по другим правилам. Там применяют общие таможенные тарифы, используются единые меры нетарифного регулирования, проводится единая таможенная политика и применяются единые таможенные режимы.
По сравнению с функциями зоны свободной торговли ТС имеет многие преимущества, предоставляемые всем субъектам хозяйствования в странах-участницах. Прежде всего снижаются расходы на то, чтобы создать, переработать, переместить, транспортировать товары по территориям стран ТС.
Кроме того, уменьшаются финансовые и временные затраты в связи с отсутствием административных ограничений. Сокращается количество таможенных процедур, в то время как товары из других стран, не участвующих в ТС, должны преодолевать многие таможенные барьеры. С помощью ТС легче открываются новые рынки сбыта. Таможенное законодательство упрощается и унифицируется.
В Евразийский экономический союз намеревались вступить такие страны, как Тунис, Сирия и Турция. Пока о конкретике действий относительно реализации данных желаний ничего не известно, однако может случиться и так, что со вступлением в число стран единого таможенного пространства с Россией в этих государствах стабилизируется политическая напряжённость. Во всяком случае многое говорит о том, что эти намерения в данных странах обсуждаются и взвешиваются. Ещё одна страна, которая сейчас является потенциальным кандидатом на вступление в ТС, — Узбекистан.
С кончиной президента Каримова, который явно не хотел интегрироваться ни в одну из региональных организаций, политика в государстве поменялась. Узбекистан переживает наиболее тяжёлое экономическое положение, без особых надежд на улучшение. Ему ТС чрезвычайно был бы выгоден. Стоит вспомнить, что именно из Узбекистана и Таджикистана в России наибольшее число мигрантов. Из Киргизии тоже много, но у них гораздо более стабильное правовое положение, поскольку эта страна членом ТС является. Таможенный союз — это всё-таки один из шагов по укреплению связей государств бывшего СССР. Через экономические связи, через хозяйственные и технологические цепочки — к восстановлению обновлённых связей и новых политических реалий.
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации рус. Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Киргизской Республики и Российской Федерации белор. Мытны саюз Рэспублікі Беларусь, Рэспублікі Казахстан, Кіргізскай Рэспублікі і Расійскай Федэрацыі каз. Беларусь Республикасы, Қазақстан Республикасы, Қырғыз Республикасы және Ресей Федерациясының Кеден Одағы кирг. Белорусия, Казакстан, Кыргыз Республикасы жана Орусиянын Бажы Биримдиги | ||||
Девиз | ||||
Гимн | ||||
Список стран Таможенного союза | Беларусь Казахстан Россия Киргизия | |||
Официальные языки | белорусский, казахский, киргизский, русский | |||
Ответственный секретарь | Сергей Глазьев | |||
Территория | 20 206 350 км² | |||
Население — Всего (2009) — Плотность | 173,302 млн человек | |||
Похожие проекты | Шенгенский договор | |||
Официальный сайт | www.tsouz.ru |
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия и Российской Федерации — межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Позднее к союзу присоединилась Киргизия[1].
Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Беларусь и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году.[2] Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза.[3] По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.
Ещё в 1995 году руководители России, Белоруссии, Казахстана, а чуть позже — Кыргызстан, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕврАзЭС[4].
Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе 6 октября 2007 года.
28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева в Минске ознаменовала собой активизацию работы по созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза[5].
Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.
После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран[6].
С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.[7] см. ТН ВЭД ТС
1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[8].
1 июля 2011 года на границах Белоруссии, России и Казахстана отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза[9].
19 октября 2011 года в Санкт-Петербурге на заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное её присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года.[1].
Со временем к Таможенному союзу могут присоединиться другие члены ЕврАзЭС, в частности (Таджикистан). Украине, экономические отношения с которой с 2004 года сильно пострадали, также было предложено вступить в таможенный союз. В апреле 2011 года переговоры по вступлению Украины в ТС провалились, а официальный Киев дал понять, что для него создание зоны свободной торговли с ЕС важнее вступления в Таможенный Союз.[10][11][12][13] Впрочем, это не помешало украинской делегации без особых проблем подписать договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, который делает перспективы членства Украины в ТС значительно более реальными.[14]
Нелестно о попытках подписания ЗСТ высказались и российские депутаты: «Подписывать или не подписывать договор с единой экономической зоной ЕС — это ваше дело, вы суверенная страна, но нам кажется это глупостью, поскольку ЕС не хочет открывать рынок для украинских товаров, а хочет, чтобы Украина открыла рынок для товаров из ЕС», — говорит Сергей Марков, депутат госдумы РФ, член партии Единая Россия[15].
В середине октября подписание ЗСТ, а также договора об ассоциации Украины в ЕС было отложено на неопределённый срок в связи с недовольством Европы по поводу дела Юлии Тимошенко. А поскольку отменить приговор суда не в состоянии даже дейсвтующая исполнительная власть Украины, то фактически поставлен крест на возможной Евроинтеграции Украины, а также открыт путь для её вступления в ТС.
26 июля 2010 года президент Сирии Башар Асад выразил интерес Сирии о вступлении Сирии в Таможенный союз России, Казахстана, Кыргызстана и Белоруссии[16].
В октябре 2011 года ранее начатые переговоры о присоединении Сирии к Таможенному союзу были продолжены[17], был разработан проект договора о создании зоны свободной торговли[18].
Новая Зеландия и Вьетнам планируют заключить соглашение о свободной торговле с Таможенным Союзом[19].
24 октября 2011 года Молдова начала изучение вопроса о присоединении к Таможенному союзу. За присоединение высказалась крупнейшая партия парламента — коммунистическая во главе с Владимиром Ворониным, а также внепарламентская Социал-демократическая партия. Европейский союз незамедлительно отреагировал на данные события, сказав, что в случае вступления в ТС, льготный режим торговли с ЕС у Молдовы отберут.[20].
Таможенный союз, создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого Экономического Пространства. Согласно планам правительств России, Белоруссии и Казахстана, Единое экономическое пространство будет создано уже 1 января 2012 года. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Некоторые эксперты считают что договор является стартовой точкой как для создания новых объединений, так и для увеличения общего числа членов.[21]
В ходе саммита ЕврАзэс в октябре 2011 года, Владимир Путин объявил о начале реализации планов по созданию Евразийского союза на основе будущего Единого Экономического Пространства. И хотя структура будущей организации и конкретные планы по её созданию ещё не определены, уже высказывались пожелания о создании паспортного, визового и валютного союзов в рамках планирующегося объединения.[22]
18 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана подписали[23][24] документы следующего этапа интеграции:
В Декларации о евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
Высший Евразийский экономический совет — орган, состоящий из глав государств и глав правительств, которому подчинена Евразийская экономическая комиссия.
Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако страны западной Европы и США быстро осознали угрозу невступления России в ВТО и согласились пойти на множество уступок в рамках переговоров. Так, России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет.[26]
Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.[27]
Киргизия вступила в ВТО значительно раньше, чем в Таможенный союз — в 1998 году.[28] Давнее членство в ВТО не помешало Киргизии вступить в ТС, что перечеркивает аргументы Украины о невозможности вступления её в ТС, до того, как все члены ТС станут членами ВТО.[29]
В октябре 2011 года комиссия ТС привела все нормы Таможенного союза в полное соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО, нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.[30]
В 2010 году за денонсацию соглашений о Таможенном союзе как ущемляющих суверенитет Казахстана выступили лидеры ОСДП «Азат», Компартии Казахстана и НП «Алга!»[31].
Россельхознадзор, а также казахстанские и белорусские сельскохозяйственные ведомства временно запретили более чем 30 украинским компаниям экспорт молочной и мясной продукции на территорию стран ТС. Впрочем, несмотря на претензии украинской стороны и многочисленные попытки создать образ начала новой торговой войны, которую инициировала Россия, украинские представители так и не смогли обосновать почему повышение пошлин, а также выявление явных несоответствий требуемым стандартам качества является условно неправильным и уж тем более незаконным действием со стороны Таможенного союза.[15].
Таможенный союз , торговое соглашение, в соответствии с которым группа стран взимает общий набор тарифов с остальным миром, предоставляя при этом свободную торговлю между собой. Это частичная форма экономической интеграции, которая предлагает промежуточный этап между зонами свободной торговли (которые допускают взаимную свободную торговлю, но не имеют общей тарифной системы) и общими рынками (которые, помимо общих тарифов, также позволяют свободное перемещение ресурсов. такие как капитал и рабочая сила между странами-членами).Зона свободной торговли с едиными тарифами — это таможенный союз.
Подробнее по этой теме
экономическая интеграция: Таможенный союз
По мере того, как национальные производственные структуры транснациональны на региональном пространстве, следующим этапом является углубление нормативной гармонизации, чтобы представить …
Давно признано, что тарифные барьеры в целом сокращают объем торговли между странами.В большинстве случаев такое сокращение торговли защищает определенных отечественных производителей, но также приводит к более высоким издержкам для потребителей как в стране-импортере, так и в стране-экспортере. Многие правительства пытаются решить эту проблему, защищая производителей, пользующихся политическими предпочтениями, а также снижая потребительские издержки. Таможенные союзы, наряду с другими формами частичной экономической интеграции, предлагают одно из средств достижения этого баланса.
В зонах свободной торговли несколько стран соглашаются снять тарифные барьеры для товаров друг друга в надежде, что каждая из них получит по крайней мере такую же прибыль от торговли, как и убытки некоторых отечественных производителей.Одним из недостатков подхода к зоне свободной торговли является отсутствие общих внешних тарифов. Поскольку страны могут различаться по тарифным барьерам, предъявляемым к внешнему миру, импортеры всегда предпочитают, чтобы их материалы доставлялись через страны с низкими тарифами, даже если затраты на топливо, рабочую силу или другие расходы выше. Такие обходные способы доставки излишне расточительны.
Хотя общие внешние тарифы, взимаемые таможенным союзом, позволяют избежать проблемы расточительных схем доставки, они не решают проблему расточительного производства, проблему, которую иногда называют отвлечением торговли.Возьмем, к примеру, страну, которая взимает установленный тариф со всеми другими странами за данный товар; если торговля вообще будет иметь место, то в идеале это будут товары, произведенные иностранным производителем с наименьшими затратами. Объем торговли не будет таким высоким, как если бы вообще не было тарифов, и слишком много товаров может производиться внутри страны по более высокой цене, но, по крайней мере, дополнительные товары, покупаемые у иностранного производителя, были бы проданы. качественно произведен. Однако, выборочно снижая тарифы для партнеров в зоне свободной торговли или таможенном союзе, страна базирования может позволить производителям партнера продавать товар по более низкой цене, даже если производственные затраты партнера выше, чем у стороннего поставщика.Чистый эффект заключается в сокращении торговли с эффективным производителем с низкими издержками. Увеличение объема торговли в таможенном союзе иногда называют созданием торговли.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняДругие формы экономической интеграции включают общие рынки, экономические союзы и федерации. Общие рынки позволяют свободный проход рабочей силы, капитала и других производственных ресурсов путем снижения или отмены внутренних тарифов на товары и создания общего набора внешних тарифов.Экономические союзы тесно координируют национальную экономическую политику своих стран-членов. Федерации (например, Швейцарская федерация профсоюзов) координируют политику через федеральное агентство. Примеры таможенных союзов включают Zollverein, организацию 19-го века, образованную несколькими немецкими государствами под руководством Пруссии, и Европейский союз, который на определенном этапе своего развития был таможенным союзом, но позже достиг полной экономической интеграции в качестве общего рынка. ( См. Также международная торговля.)
.Александра Берндт
Младший Софистер
_____________________________
Таможенный союз — это объединение двух или более стран для поощрения торговли. Страны, заключившие такую договоренность, соглашаются отменить тарифы и другие ограничительные правила торговли между ними. Это дискриминационная сделка договоренности, поскольку либерализация включает только страны, которые членами таможенного союза, и они формулируют и управляют общим иностранным торговая политика в отношении тарифов и других торговых ограничений в отношении третьих лиц страны.
Наиболее известные таможенные союзы включают Zollverein, Benelux и ЕЭС, теперь называется ЕС. Цольферайн был основан немецкими землями в 1830-е гг. Эти государства стали немецкой нацией в 1871 году. Бельгия, Нидерланды и Люксембург создали Бенилюкс в 1940-х годах. Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды и Западная Германия создали ЕС в 1957 году.
Теория таможенного союза основана на относительно строгих предположениях, таких как идеальное конкуренция на товарных и факторных рынках, и поэтому ее часто называют как ортодоксальная теория таможенного союза.Он также касается только статического благополучия. эффекты таможенного союза. Он имеет как положительные, так и отрицательные эффекты на благосостояние, по сравнению с ситуацией, когда все государства-члены практикуют протекционизм. Следовательно, нельзя сделать заранее вывод о чистом результате благосостояния таможенный союз. Следует отметить, что некоторые альтернативные теории появились попытки дать экономическое объяснение протекционизму, включая таможенные союзы, но они здесь не обсуждаются.
В этом эссе я начну с рассмотрения небольшой страны в небольшой таможне. союз.Я буду оценивать его влияние на создание торговли, отклонение торговли и торговлю расширение. За этим последуют случаи положительных и отрицательных эффекты таможенного союза. Затем я перейду к большому таможенному союза в мировой экономике и увязать его с условиями торговли. Длительный срок будут обсуждаться эффекты реструктуризации, затем эффекты 1992 года и, наконец, Я буду оценивать таможенные союзы по отношению к ЕС и ГАТТ.
Маленькая страна в небольшом таможенном союзе
Как уже упоминалось, термин «ортодоксальная теория таможенного союза» относительно строгие предположения этой теории, т.е.е. совершенная конкуренция в товарный рынок и рынки факторов производства, совершенная мобильность факторов внутри отдельные страны, но не между странами, внешнеторговое равновесие и полная занятость. Альтернативные издержки производства отражаются в относительные цены на товары в каждой стране и транспортные расходы не включены поскольку предполагается, что тарифы являются единственным видом международного торгового барьера.
Здесь я рассмотрю модель частичного равновесия для хорошего X. Это модель ситуация, в которой малая родная страна (H) образует таможенный союз с малая страна-партнер (P).dH и sH указывают спрос страны происхождения и поставки хорошего X. sP и sW указывают на идеально эластичную поставку страна-партнер и мир.
Первоначально H устанавливает недискриминационный специфический тариф (T) на свой импорт, подразумевая, что кривая предложения импорта — sW + T. Страна H теперь потребляет количество O (1), где количество O (2) поставляется отечественными производителями и количество (2) (1) ввезено от мировых производителей. Создание таможни объединение страны H и P будет означать, что кривая предложения страны H будет быть СП.Затем цена на внутреннем рынке снижается до pP. Из этого может быть видно, что внутреннее производство уменьшается с O (2) до O (4), в то время как внутреннее производство потребление увеличивается с O (1) до O (3). Импорт страны H теперь также увеличиваются до (4) (3) и покупаются уже не у мирового производителя, а у страна-партнер по цене pP.
Влияние на торговлю
Чтобы выяснить, привела ли эта новая ситуация таможенного союза к создание торговли, отклонение торговли, расширение торговли или комбинация этих трех, необходимо их определить.Создание торговли будет происходить, когда есть переход от более высоких затрат к более дешевым производителям, т. е. спрос в стране H перейдет от дорогого защищенного отечественного продукта к более дешевому из страны-партнера, подразумевая переход от менее эффективного к более эффективный производитель. Это так на диаграмме и показано областью (4) (2). Отклонение торговли произойдет, когда импорт из эффективных или дешевых мировые производители заменяются импортом из менее эффективных и более дорогих страна-партнер.Товар в этой стране можно продавать дома дешевле. страны, чем мировые товары, потому что Таможенный союз вводит защитный тариф на импорт из мира, в то время как импорт тариф страны-партнера бесплатный. Это также относится к нашей диаграмме и может видно по замене (2) (1) на (4) (3). Наконец, расширение торговли будет происходит, если более низкая рыночная цена в стране H стимулирует общий внутренний спрос который будет удовлетворен внешней торговлей. На нашей диаграмме увеличение общего потребление можно увидеть по области (1) (3).
Влияние на благосостояние
Общее влияние на благосостояние H также показано на этой диаграмме. Увеличение потребительского излишка равно площадям (1) + (2) + (3) + (4). В снижение излишка производителя — область (1). Тарифная выручка равна площадям (3) + (5) исчезает. Области (1) и (3) являются внутренним перераспределением от отечественные производители и государство для потребителей. Следовательно, торговля Эффект создания таможенного союза складывается из (2) и (4), а торговый эффект отвода равен площади (5).Вопрос в том, есть ли таможня профсоюз ведет к повышению благосостояния, или на потерю невозможно ответить, если у нас нет информация об относительных размерах областей (2), (4) и (5). Может быть сказал с точностью, что чем больше эластичность цены и разница между pH и pP, тем больше рост благосостояния в результате торговли эффект создания и чем больше разница между pP и pW, тем больше будет размером эффекта отклонения торговли от таможенного союза.
Факторы, определяющие выручку от таможенных союзов
Существуют различные факторы, влияющие на возникновение негативных положительные эффекты таможенного союза.Назову пять из самых важно, во-первых, структура производства. Две страны могут быть дополнительные или конкурентные. Если одна из стран является потенциальным конкурентом другой — специализация на продуктах, которые каждая страна может производить лучше всего. и дешево вероятно, и преимущества таможенного союза, вероятно, быть относительно важным. Обратное верно, если производственные структуры дополнительный. Второй фактор — это размер союза. Чем больше и тем чем больше страны-участницы таможенного союза, тем крупнее его доля в общем объеме мировой торговли и тем меньше риск отклонения торговли.Третий фактор связан с уровнем тарифов. Если начальный тарифы торговых партнеров выше, вероятно, неэффективность будет хуже, и эффект от отмены тарифов для благосостояния будет больше. Также введение высоких тарифов против мировых производителей снизит положительные эффекты. Четвертый фактор — транспортировка и транзакция. расходы. Для увеличения торговли нам потребуются эффективные транспортные системы, отсутствие из которых заменит тарифы как препятствие для дальнейшей специализации.Канцелярские процедуры на границе и языковые различия в Европе также имеют тенденцию увеличивать операционные издержки. Наконец, преимущества формирования Таможенный союз станет больше, если страны-члены смогут более гибко реагировать на новые перспективы.
Большой Таможенный союз в мировой экономике и условиях торговли
Предполагая, что таможенный союз большой, существует два значительных последствия для общего благосостояния таможенного союза. Чем больше таможенного союза, тем больше вероятность того, что наиболее эффективные производители различные товары будут внутри таможенного союза и, следовательно, чем меньше потенциал для эффектов отклонения торговли.Во-вторых, когда большой таможенный союз фиксирует общую внешнюю тарифную ставку, тогда возможность ее влияния на ее внешние условия торговли увеличиваются, и, таким образом, он может получить дополнительные повышение благосостояния.
До сих пор я предполагал, что условия торговли относительно мировых производителей будут не будут затронуты созданием таможенного союза, но для большой таможни Союз, подобный ЕС, это предположение неуместно. Для большой таможни союз общий тариф, налагаемый на импорт, может привести к выгоде с точки зрения торговли, которая превышает отрицательное влияние на благосостояние в результате снижения импорт в пользу отечественного производства.Это основание для оптимальные тарифные ставки. Я проиллюстрирую это схемой.
В исходной ситуации государства-члены самостоятельно практикуют свободную торговлю. Начальное равновесие — это кривая спроса на импорт потенциального Таможенный союз сокращает кривую мирового экспортного предложения; импорт составляет O (1) и цена будучи pWo. С образованием таможенного союза оптимальный объем импорт от мировых производителей составит O (2), где предельная стоимость импорт (sW) равен предельной полезности импорта, измеренной вдоль кривой спроса для импорта dCU.Таким образом, оптимальная тарифная ставка для союза — tCU. В создание этого таможенного союза приводит к увеличению цены на внутреннем рынке до pCU и снижение мировой цены на товар X с pWo до pW1.
Снижается излишек импортных потребителей внутри Таможенного союза. (область (1) + (2)), а излишек экспортных производителей в мире уменьшается по площади (3) + (4). Общий тарифный доход (1) + (3) начисляется таможенному союзу. В в этом случае таможенный союз имеет эффект отвлечения торговли и существует глобальная потеря эффективности и благосостояния территорий (2) + (4).Поскольку тарифная ставка tCU равна оптимально, что таможенный союз обеспечивает чистый прирост благосостояния за счет потери эффективности (2) меньше, чем прирост благосостояния в результате улучшения условий торговля по количеству импорта O (2), то есть по площади (3).
Долгосрочные эффекты реструктуризации
Реструктуризация или динамические эффекты возникают с созданием таможни. профсоюзы, потому что фирмы, работники и правительства реагируют на новые ситуации и адаптируются структура производства и экономики.Фирмы столкнулись с увеличением конкуренты постараются снизить свои затраты, чтобы остаться на рынке и увеличили техническая эффективность из-за усиления конкуренции может иметь эффект благосостояния, многократно превышающий ограниченный статический эффект. Заведение, которое может производить большее количество дешевле, чем меньшее, и ограничен в своем торговых точек на рынке ограниченного размера, выиграют от расширения рынок, например, таможенным союзом. Обоснование создания Таможенный союз с точки зрения эффекта масштаба зависит от чистого эффекта для всего таможенного союза и их разделения между партнерами.
Преимущества внутреннего таможенного союза для компании зависят от размера компании, темпами ее роста и кривой обучения. Чем крупнее компания, тем эффективнее его производство и тем сильнее его переговорная позиция. Они также имеют больше возможностей для создания стабильных рыночных позиций в экспорте. страны. Темпы роста компаний, как правило, положительно влияют на эффективность. У быстрорастущих компаний есть самое современное оборудование и т. Д., Но они, как правило, менее гибки в своих ответах на совершенно новые рынки.В кривая обучения показывает, что компании учатся производить более эффективно, производство большего числа. Расширение позволяет производителям предлагать продукты более высокого качества, которые лучше адаптированы к конкретным потребностям потребителей и спрос будет расти. Кроме того, когда таможенный союз помещает компанию в более выгодное положение, положительное влияние не ограничивается этой компанией, но распространяется на всех связанных поставщиков и покупателей. Этот эффект будет сильнее лучше подготовлены различные части экономики для реагирования на импульс.
По мере устранения таких барьеров, как тарифы, квоты и т. Д., Отечественные производители придется снизить свою цену до уровня страны-партнера. Сверхприбыль исчезнет, и необходимо будет сократить неэффективность, такую как переукомплектование штатов. Потребители выигрывают от такого снижения цен, поскольку получают больше товаров по более низкой цене. цены и производители компенсируют убытки снижением цен.
Высокие ставки для Европы: вызов 1992 года
На интегрированном рынке Сообщества после 1992 г. произошел кардинально новый окружающая среда ждет как потребителей, так и производителей.Удаление всего ассортимента нетарифных барьеров, то есть государственная защита на рынках закупок и изобилие различных стандартов на продукцию приводит к немедленному снижению по затратам. Более существенные выгоды будут получены от завершения ЕС внутренний рынок. Будет новый и повсеместный конкурентный климат, и фирмы могут использовать новые возможности и лучше использовать имеющиеся Ресурсы.
Комбинированное воздействие может иметь четыре основных последствия. снятия барьеров и последующего повышения конкуренции:
* значительное снижение затрат за счет реорганизации бизнеса и эффект масштаба
* повышение эффективности внутри компаний за счет снижения затрат из-за более конкурентных рынков
* новые модели конкуренции, поскольку реальные сравнительные преимущества сыграют определяющая роль в успехе рынка
* рост инноваций, поскольку новые бизнес-продукты будут производиться динамика внутреннего рынка.
Эти эффекты будут распространяться на разные промежутки времени, но общий эффект будет повышение конкурентоспособности бизнеса и общей экономической благосостояние потребителя.
Потребитель больше не будет сталкиваться с огромной разницей в ценах. в зависимости от страны проживания, как в сегодняшнем Сообществе. За счет снижения затрат уровень этой цены будет снижаться. поездка. Потребитель также столкнется с более широким выбором в результате рыночная интеграция и усиление конкуренции, ведущие к дифференциации продукты, а также эффект масштаба.
1992 год привел к концу компаний, полагающихся на национальный «мягкий» вариант. Те которые могут увеличить свою производительность в соответствии с требованиями возросшего конкуренции, будет иметь динамичный прогноз продаж и прибыли, но для других прибыль будет явно ограничена обновлением конкурентоспособности Европы.
Усиление европейской конкурентоспособности ведет к отвоеванию европейского рынок, но неспособность сделать это не будет означать, что вызовы европейского рынок не будет освоен.Будут, но не европейцами.
ЕС, ГАТТ и таможенные союзы
Основой ЕС согласно статье IX Римского договора является Таможенный союз. В статьях с XII по XXIX дается подробное описание вывода из эксплуатации. внутренние тарифные ставки и установление единых внешних тарифов. В июле 1968 г. был создан таможенный союз промышленных товаров. Идея Таможенный союз должен был создать полностью свободный внутренний товарный рынок в ЕВРОСОЮЗ.Эта цель до сих пор не реализована в полной мере из-за использования нетарифных торговые барьеры, такие как технические торговые барьеры, государственные субсидии и т. д. что приобрело все большее значение в 1970-х годах.
Таможенные союзы дискриминируют торговые соглашения и, следовательно, нарушают правила ГАТТ. Член ГАТТ с принципом наибольшего благоприятствования страны должны оказывать друг другу такое же благоприятное отношение, как и они в любую другую страну. Таможенные союзы между ограниченным числом стран явное нарушение принципа, но статья XXIV договора ГАТТ дает право создавать региональные таможенные союзы при соблюдении определенных условий потому что общая цель ГАТТ — способствовать международной торговле.Когда ГАТТ был создан в 1947 году, было широко распространено мнение, что таможенные союзы приблизиться к свободной торговле, и только позже стало ясно, что таможенные союзы на самом деле могут быть формой протекционизма.
Заключение
Создание таможенного союза имеет как положительные, так и отрицательные эффекты благосостояния. Он может быть хорошо обоснован с экономической точки зрения только в том случае, если первое превосходит последнее. Влияние таможенного союза на благосостояние в целом неуверенный.Только если таможенный союз может повлиять на внешние условия торговли за счет оптимального тарифа возможно ли для союза добиться увеличения чистого благосостояния.
Что касается краткосрочных эффектов, которые влияют на потребителей, производителей и правительства, таможенные союзы, как правило, имеют более положительный эффект, поскольку производство структуры более конкурентоспособны, начальные тарифы выше, а также, поскольку таможенные союзы больше транзакционные издержки ниже. Конкуренция и эффект масштаба является долгосрочным эффектом и лучшими причинами для создания таможенные союзы.
Библиография
Чеккини, П. (1988) Европейский вызов 1992
El Agraa, A (1981) Теория таможенных союзов
Хендерсон, Вт (1959) Цольферайн
Molle, W (1990) Экономика европейской интеграции
Нильсон, Х (1992) Экономический анализ ЕС
Палмер, Дж. (1989) 1992 и позднее
Яннопулос, Г. (1988) Таможенные союзы и торговые конфликты ГАТТ и ЕС: Сельское хозяйство
. Одна минута Таможенного союза ЕС
Для просмотра видео на 22 языковых версиях нажмите
Таможенный союз является основой Европейского союза и важным элементом в функционировании единого рынка. Единый рынок может нормально функционировать только тогда, когда на его внешних границах применяются общие правила. Для этого национальные таможенные администрации ЕС действуют как единое целое.
Эти общие правила, которые они применяют, выходят за рамки Таможенного союза как такового — с его общим тарифом — и распространяются на все аспекты торговой политики, такие как преференциальная торговля, контроль за здоровьем и окружающей средой, общая политика в области сельского хозяйства и рыболовства, защита наших экономические интересы нетарифными инструментами и мерами внешней политики.
Сегодня, в эпоху, когда терроризм и другие серьезные преступления осуществляются на трансграничной и транснациональной основе, таможенным органам все чаще приходится выполнять нефискальные задачи, направленные на повышение внутренней безопасности ЕС.Таким образом, таможня сталкивается с новыми проблемами: они должны обеспечить беспрепятственный поток торговли, применяя необходимые меры контроля, с одной стороны, а также гарантировать защиту безопасности и защищенности граждан Сообщества, с другой стороны. Для достижения правильного баланса между этими требованиями необходимо модернизировать таможенные процедуры и методы контроля, а также усилить сотрудничество между различными службами. По этой причине 1 мая 2016 г. вступил в силу Таможенный кодекс Союза (Регламент (ЕС) № 952/2013).
Таможенный кодекс Союза делает упор на полностью электронное общение между таможенными администрациями и торговыми организациями. В результате необходимо будет разработать и развернуть ряд ИТ-систем по всему ЕС. Подробности можно найти в Рабочей программе Таможенного кодекса Союза.
Сегодня таможня находится в уникальном положении, которое может
Таможенные органы реализуют политику ЕС практически во всех областях, связанных с международной торговлей. Они находятся на передовой в борьбе с мошенничеством, терроризмом и организованной преступностью.
До недавнего времени роль таможни заключалась в основном во сборе таможенных пошлин и косвенных налогов при ввозе. Многочисленные события, включая расширение и развитие электронной торговли, угрозу террористических атак и интернационализацию организованной преступности, изменили среду, в которой работают таможни.
Чтобы эффективно выполнять эти роли, таможня поддерживает постоянный диалог с заинтересованными сторонами. В этом контексте были усилены консультации с деловым сектором. Торговые ассоциации регулярно приглашаются на семинары и в рабочие группы, чтобы внести свой вклад в разработку новой политики и законодательных инициатив. Например, создана Торговая контактная группа, в которой представлены все основные игроки международной цепочки поставок.
Таможенные органы несут основную ответственность за надзор за международной торговлей Сообщества, тем самым способствуя справедливой и открытой торговле и реализации внешних аспектов внутреннего рынка, общей торговой политики и других общих политик Сообщества, имеющих отношение к торговле, а также к общей безопасности цепочки поставок.Таможенные органы должны принять меры, направленные, в частности, на следующее:
В своем Сообщении о состоянии Таможенного союза Комиссия подводит итоги успеха Таможенного союза ЕС, стоящих перед ним задач и устанавливает приоритеты на ближайшие годы (см. COM / 2012/791). См. Также пресс-релиз (IP / 12/1441).
В связи с состоянием Таможенного союза Комиссия приняла сообщение 21 декабря 2016 года (см. COM / 2016/813 и пресс-релиз), чтобы привлечь внимание к необходимости новый импульс к сотрудничеству между таможенными органами, поддерживаемым Комиссией, для получения преимуществ от текущих изменений, в основном в отношении полного внедрения UCC.
В Сообщении подчеркивается необходимость согласованного общего процесса разработки политики с участием государств-членов и Комиссии (а также, при необходимости, других заинтересованных сторон). Это будет основано на более структурированном анализе проблем и более формализованной отчетности. Роль таможни по отношению к другим областям политики будет усилена за счет более тесного сотрудничества, а организационные вопросы, связанные с финансированием и долгосрочной ИТ-стратегией, будут решены. Коммуникация позволит провести информированное обсуждение в решающий момент в развитии Таможенного союза и послужит основой для подготовки важных решений по финансированию и организации на предстоящие годы.
Об авторе