Уважаемые работодатели, напоминаем, что с 1 января 2015 года в соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Вы обязаны уведомлять Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Новосибирской области (далее – УВМ) о заключении и о прекращении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора с каждым иностранным гражданином.
б) отсутствия разрешительных документов в соответствии с федеральным законодательством у иностранного гражданина, имеющего:
в) отсутствия разрешительных документов в соответствии с международным договором от 29.05.2014 «О евразийском экономическом союзе» у трудящихся мигрантов граждан стран-участниц:
— Беларуси,2) от порядка въезда мигранта на территорию Российской Федерации:
Указанное уведомление представляется непосредственно в УВМ (г. Новосибирск, ул. Есенина, д. 1Г), а также может быть направлено работодателем на почтовый адрес УВМ (630015, г. Новосибирск, проспект Дзержинского, 12/2), либо подано в форме электронного документа (в формате PDF, JPEG) на адрес электронной почты ([email protected]Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ).
Для уточнения информации о порядке и формах предоставления уведомления, а также о графике приема
Вы можете узнать по телефону:(383) 256-17-83
(Отдел по вопросам трудовой миграции Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Новосибирской области).
Уважаемые работодатели и заказчики работ (услуг)!
Привлечение к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС (Евразийский экономический союз) осуществляется в упрощенном порядке с учетом положений «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (в частности, ст. 97 названного Договора). К гражданам государств — членов ЕАЭС относятся в том числе граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Кыргызстана. Это следует из Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Минске 10 октября 2014 г., Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., подписанного в г. Москве 23 декабря 2014 г.
Упрощенный порядок привлечения к трудовой деятельности в РФ граждан иностранных государств — членов ЕАЭС предполагает, в частности, следующее.
1. Работодатели (заказчики работ, услуг) вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности в РФ таких иностранцев без учета ограничений по защите национального рынка труда.
2. Данным гражданам для осуществления трудовой деятельности в России не требуется получать разрешение на работу или патент.
3. В целях осуществления гражданами иностранных государств — членов ЕАЭС трудовой деятельности в РФ признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) указанных государств, без проведения установленных законодательством РФ процедур признания документов об образовании.
Исключение составляют случаи, когда названные граждане претендуют на занятие педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельностью в РФ. Для допуска к таким видам деятельности необходимо пройти установленную законодательством РФ процедуру признания документов об образовании, выданных в упомянутых государствах.
Работодатель (заказчик работ, услуг) вправе запрашивать нотариальный перевод на русский язык документов об образовании, а также для верификации этих документов направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации (учреждения образования, организации в сфере образования), которые выдали документы, и получать соответствующие ответы.
Работодатели и заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять, в частности, о заключении трудового или соответствующего гражданско-правового договора с иностранными гражданами территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ, на территории которого эти иностранцы трудятся. Срок уведомления — не позднее трех рабочих дней с даты заключения договора.
При заполнении форм заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, не включаются профессии (специальности, должности), на которые планируется привлечение иностранных работников – Граждан Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения и Республики Кыргызтан.
В Министерстве юстиции напомнили особенности трудоустройства иностранцев.
В соответствии со статьей 1 Закона «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» иностранец — это лицо, которое не находится в гражданстве Украины и является гражданином (подданным) иного государства или государств.
Статьей 26 Конституции определено, что иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, пользуются теми же правами и свободами, а также несут такие же обязанности, как и граждане Украины, — за исключениями, установленными Конституцией, законами или международными договорами Украины.
Иностранцы, которые постоянно проживают в Украине, могут работать на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Украины.Руководите компанией в режиме смарт. С Liga360 вы можете получать автоматические сигналы об изменениях законодательства, судебных решений или деятельности контрагентов. Закажите Liga360 сегодня и держите руку на пульсе вашего бизнеса.
Статьей 42 Закона «О занятости населения» установлено, что работодатели имеют право на применение труда иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины на основании разрешения, которое выдается территориальными органами центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции.
Труд иностранцев и лиц без гражданства может применяться на разных должностях у одного или нескольких (двух и больше) работодателей, при условии получения разрешения на применение труда иностранцев и лиц без гражданства (дальше — разрешение) на каждой должности.
Труд иностранных высокооплачиваемых профессионалов может применяться без разрешения на должностях по совместительству, если срок действия трудового договора на должности по совместительству не превышает срок действия разрешения по основному месту работы.
Иностранный наемный работник может совмещать работу на должности, определенную разрешением, с работой на должности временно отсутствующего работника, при условии, что совмещение длится не больше 60 календарных дней в течение календарного года.
Иностранцы и лица без гражданства не могут назначаться на должность или заниматься трудовой деятельностью в случае, когда в соответствии с законодательством назначение на соответствующую должность или осуществление соответствующего вида деятельности связано с принадлежностью к гражданству Украины, если иное не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Разрешение не нужно для трудоустройства:
— иностранцев, которые постоянно проживают в Украине;
— иностранцев, которые приобрели статус беженца в соответствии с законодательством Украины или получили разрешение на иммиграцию в Украину;
— иностранцев, которые признаны лицами, которые требуют дополнительной защиты, или которым предоставлена временная защита в Украине;
— представителей иностранного морского (речного) флота и авиакомпаний, которые обслуживают такие компании на территории Украины;
— работников заграничных средств массовой информации, аккредитованных для работы в Украине;
— спортсменов, которые приобрели профессиональный статус, артистов и работников искусства для работы в Украине по специальности;
— работников аварийно-спасательных служб для выполнения срочных работ;
— работников иностранных представительств, которые зарегистрированы на территории Украины в установленном законодательством порядке;
— священнослужителей, которые являются иностранцами и временно находятся в Украине по приглашению религиозных организаций для осуществления канонической деятельности только в таких организациях с официальным согласованием с органом, который осуществил регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации;
— иностранцев, которые прибыли в Украину для участия в реализации проектов международной технической помощи;
— иностранцев, которые прибыли в Украину для осуществления преподавательской и/или научной деятельности в заведениях профессионального предвысшего и высшего образования по их приглашению;
— других иностранцев в случаях, предусмотренных законами и международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
Работодатель получает также разрешение для таких категорий лиц, если иное не установлено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины:
— иностранных работников в командировке;
— внутрикорпоративных цессионариев;
— иностранцев и лиц без гражданства, относительно которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о признании беженцем или лицом, которое требует дополнительной защиты.
Особыми категориями иностранцев и лиц без гражданства, которые претендуют на трудоустройство в Украине, являются:
— иностранные высокооплачиваемые профессионалы;
— основатели и/или участники и/или бенефициары (контролеры) юридического лица, созданного в Украине;
— выпускники университетов, которые входят в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины;
— иностранные работники творческих профессий;
— иностранные ІТ-профессионалы.
Для получения разрешения работодатель подает в территориальный орган центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере занятости населения и трудовой миграции (регионального центра занятости), по местонахождению предприятия или учреждения такие документы:
— заявление, в котором работодатель подтверждает, что должность, на которой будет применяться труд иностранца, в соответствии с законами Украины не связана с принадлежностью к гражданству Украины и не требует предоставления допуска к государственной тайне;
— копии страниц паспортного документа иностранца с личными данными вместе с переводом на украинский язык, засвидетельствованным в установленном порядке;
— цветную фотокарточку иностранца размером 3,5 x 4,5 сантиметра;
— копию проекта трудового договора (контракта) с иностранцем, удостоверенная работодателем.
Для трудоустройства отдельных категорий иностранцев работодатель дополнительно подает документы, определенные Законом «О занятости населения», например, относительно отправленных иностранных работников копию договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, которым предусмотрено применение труда иностранцев, которые направлены иностранным работодателем в Украину для выполнения определенного объема работ (предоставления услуг)
Разрешение выдается на срок:
— действия трудового договора (контракта), но не более чем на три года — для особых категорий иностранцев, к которым принадлежат: иностранные высокооплачиваемые профессионалы; основатели и/или участники, и/или бенефициары (контролеры) юридического лица, созданного в Украине; выпускники университетов, которые входят в первую сотню в мировых рейтингах университетов, в соответствии с перечнем, определенным Кабинетом Министров Украины; иностранные работники творческих профессий; иностранные ІТ-профессионали;
— действия договора (контракта), заключенного между украинским и иностранным субъектами хозяйствования, но не более чем на три года — для иностранных работников в командировке;
— действия решения иностранного субъекта хозяйствования о переводе иностранца на работу в Украину и контракта, заключенного между иностранцем и иностранным субъектом хозяйствования, о переводе на работу в Украину — для внутрикорпоративных цессионариев;
— действия трудового договора (контракта), но не более как на один год — для всех других иностранных наемных работников.
За выдачу разрешения на применение труда иностранцев справляется плата, размер которой зависит от срока действия выданного разрешения и может составлять от двух до шести прожиточных минимумов для работоспособных лиц, установленных законом на 1 января календарного года, в котором работодателем поданы документы (с 1 января 2021 года — 2270 грн.).
Заявление о выдаче разрешения на применение труда иностранцев рассматривается в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующего заявления.
Выбирайте комплексное решение LIGA360:ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ от ЛІГА:ЗАКОН и мгновенно подавайте отчетность госорганам, контролируйте долги и налоги, а также мониторьте контрагентов и бизнес-партнеров. Все это в едином решении LIGA360 :ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ. Ознакомиться с предложением.
Агентства по трудоустройству могут принимать на работу физические лица в качестве штатных сотрудников или, если у них есть разрешение от Генерального управления Департамента по трудоустройству ЧР, направлять своих работников на выполнение временных работ к другим юридическим или физическим лицам (т. н. «пользователям»).
29.07.2017 был снят запрет на временное распределение агентствами по трудоустройству к пользователям иностранных граждан, имеющих документ, подтверждающий право на трудоустройство. Таким образом, в настоящее время агентства с целью временного распределения для выполнения работ у пользователя могут принимать на работу всех иностранных граждан, а именно:
НО ТОЛЬКО на виды работ, предусмотренные Постановлением Правительства.
Закон о занятости от 29.07.2017 определяет теневое посредничество при трудоустройстве как деятельность юридического или физического лица, которая заключается в найме рабочей силы для другого юридического или физического лица в противоречии с условиями посреднической деятельности при трудоустройстве в соответствии с § 14 абзац 1 п. b). За теневое посредничество при трудоустройстве предусмотрен штраф в размере до 10 000 000 чешских крон.
Агентство по трудоустройству, собирающееся принять на работу иностранных граждан, которым для работы в ЧР требуется трудовая карта, синяя карта, карта работника при переводе внутри организации или разрешение на трудоустройство (а также документ, подтверждающий право на пребывание), для временного распределения для выполнения работ у пользователя, является работодателем и в качестве работодателя должно сообщить о наличии вакансии в территориальное отделение Департамента по трудоустройству ЧР, а также предоставить договор с пользователем, к которому иностранный гражданин будет временно распределен. В этом договоре должно быть указано:
В трудовом договоре, соглашении о трудовой деятельности или договоре о намерениях заключить договор (в котором стороны обязуются заключить трудовой договор или соглашение о трудовой деятельности), который работодатель (т. е. агентство по трудоустройству) заключит со своим временно распределяемым работником и который работник предоставляет с заявлением о выдаче документа, подтверждающего право на трудоустройство, должно содержаться особое положение, согласно которому работник соглашается с временным распределением.
При временном распределении работника к другому пользователю работодатель заключает с пользователем соглашение о временном распределении в письменной форме, в котором будут указаны данные, предусмотренные Трудовым кодексом, а именно:
При распределении к пользователю работодатель выдает своему работнику предписание о временном выполнении работ у пользователя, в котором в котором указываются:
Одновременно требуется соблюсти другие условия для трудоустройства через агентство, предусмотренные Трудовым кодексом, напр.:
Более подробная информация о трудоустройстве через агентства находится в секции Агентства по трудоустройству.
— Работодатель обязан сообщать о приеме на работу / увольнении и надлежащим образом управлять занятостью —
Относительно системы оповещения о ситуации с иностранной занятостьюС 19 октября 10 года все владельцы бизнеса, которые наняли иностранных работников (за исключением «дипломатических виз», «государственных виз» и «специальных постоянных жителей»), обязаны нанимать или увольняться со своей работы. Требовалось подтвердить имя иностранца, статус проживания, период пребывания и т. д. и отправьте его в Hello Work.
(«Система уведомлений о занятости иностранцев»)
Если вы пренебрегаете этимПодлежит штрафу в размере 30 XNUMX иен или меньше.Обратите внимание, что так и будет.
Эту информацию можно найти в Министерстве здравоохранения, труда и социального обеспечения.
* Если вы забудете отправить уведомление, штрафы применяться не будут, если это не будет признано преднамеренным.
Для владельцев бизнеса, нанимающих иностранцев <Источник: Министерство здравоохранения, труда и социального обеспечения>
Целевой инопланетянин
Тем, у кого нет японского гражданства и кто не имеет статуса проживания, «дипломатическая виза», «официальная виза». Или «особый постоянный житель» лицо не будет подлежать уведомлению.
Способ уведомления
Что касается метода сообщения о статусе занятости иностранцев, используемая форма, место назначения и срок уведомления различаются в зависимости от того, застрахован ли иностранец страхованием занятости или нет.
Вопрос уведомления | (XNUMX) Имя (XNUMX) Статус проживания (XNUMX) Срок пребывания (XNUMX) Дата рождения (XNUMX) Пол (XNUMX) Гражданство / регион (XNUMX) Разрешение на деятельность, выходящую за рамки статуса проживания (XNUMX) Вопросы, требующие быть указано в уведомлении о приобретении, например, название и местонахождение коммерческого предприятия, связанного с наймом |
---|---|
Способ уведомления | Разместив следующую информацию в «18. Колонка примечаний» свидетельства о получении квалификации по страхованию занятости, вы также можете сообщить о статусе иностранной занятости. (XNUMX) Статус проживания (XNUMX) Срок пребывания (XNUMX) Гражданство / регион (XNUMX) Разрешение на деятельность, выходящую за рамки статуса |
Уведомленная сторона | Пожалуйста, сообщите об этом в Hello Work (Государственная служба безопасности занятости), которая имеет юрисдикцию в отношении места работы, к которому применяется страхование занятости.![]() (Это то же самое, что и сообщение Hello Work о получении страховки по трудоустройству) |
Срок уведомления | В случае приема на работу, до следующего месяца 10 день. (Это совпадает с крайним сроком подачи уведомления о приобретении страхования занятости) |
Вопрос уведомления | ① Имя ② Статус проживания ③ Период пребывания ④ Дата рождения ⑤ Пол ⑥ Национальность · Регион ⑦ Вопросы, требующие раскрытия в уведомлении об утрате, такие как название и адрес места деятельности, касающиеся разделения |
---|---|
Способ уведомления | Страхование занятости Вы также можете уведомить о статусе иностранной занятости, введя следующее в «14. Колонка примечаний» уведомления о квалификации страхования. ① Статус проживания ② Период пребывания ③ Национальность / Регион |
Уведомленная сторона | Пожалуйста, сообщите об этом в Hello Work (Государственная служба безопасности занятости), которая имеет юрисдикцию в отношении места работы, к которому применяется страхование занятости.![]() (Это то же самое, что и сообщение Hello Work с уведомлением о потере страховки по трудоустройству) |
Срок уведомления | В случае ухода с работы, это в течение 10 дней со следующего дня. (Это совпадает с крайним сроком подачи уведомления о страховании от потери работы) |
Когда это не застрахованное лицо страхования занятости
Вопрос уведомления | (XNUMX) Имя (XNUMX) Статус проживания (XNUMX) Срок пребывания (XNUMX) Дата рождения (XNUMX) Пол (XNUMX) Гражданство / регион (XNUMX) Разрешение на деятельность, выходящую за рамки статуса проживания (XNUMX) Номер карты проживания ( XNUMX) Дата найма или оборота (XNUMX) Название и местонахождение коммерческого предприятия, связанного с наймом или оборотом и т. Д. ※ ⑦ это вопрос, который должен быть уведомлен только при приеме на работу. * Добавлен столбец для ввода «Номер карты резидента» для приема на работу и увольнения с работы после 2 марта 3-го года Рейвы. ![]() |
---|---|
Способ уведомления | Форма уведомления о статусе трудоустройства иностранцаЗаполните указанные выше пункты (XNUMX) — (XNUMX) в (Форма № XNUMX) и отправьте уведомление. Бланк уведомления распространяется в офисе Hello Work, а также может быть загружен с веб-сайта Министерства здравоохранения, труда и социального обеспечения. |
Уведомленная сторона | Пожалуйста, сообщите об этом в Hello Work, которая обладает юрисдикцией в отношении адреса предприятия (магазина, фабрики и т. Д.), Где работает иностранец. |
Срок уведомления | В случае выхода на работу, пожалуйста, сообщите об этом до последнего дня следующего месяца. |
Как проверить элементы, которые будут уведомлены
При сообщении статуса занятости иностранцев, пожалуйста, попросите карту проживания или паспорт иностранного работника и отметьте предметы, которые необходимо сообщить.
Кроме того, иностранцы со статусом проживания типа «Студент колледжа» и «Семейное проживание»Пособие на деятельность за пределами вашего статусаЕсли вы хотите работать после получения сертификата, используйте свой вид на жительство, паспорт или разрешение для деятельности, выходящей за рамки квалификационного статуса.Должен иметь разрешение на деятельность, выходящую за рамки квалификационного статуса.Пожалуйста подтвердите.
* В случае карты пребывания «Разрешение В принципе, в течение 28 часов в неделю, за исключением работы на таможне и т. Д.Должен быть проштампован.
Работодатель должен подтвердить статус проживания иностранного работника, но нет необходимости предоставлять копию карты пребывания и т. Д. В Hello Work.
■ Имя
Обязательно указывайте свое настоящее имя, а не обычное имя, которое вы используете в повседневной жизни.
В столбце «Имя» карты проживания порядок: «Фамилия → Имя → Отчество».
Все, что указано после третьего, является отчеством.
■ Статус проживания
Пожалуйста, заполните содержимое так, как написано в «статусе проживания» карты пребывания или штампе о разрешении на посадку в паспорте.
Статус проживания «Конкретные действияВ случае «проверьте вид деятельности в специальной форме, прикрепленной к вашему паспорту, и введите одно из следующих значений в поле для ввода статуса проживания в форме уведомления.
Существует более 50 видов конкретных мероприятий, в том числе ограниченных по времени в зависимости от ситуации.
В зависимости от типа работы будет решаться, сможете ли вы работать, и содержание работы также будет отличаться.
Особую осторожность следует проявлять при приеме на работу иностранцев, занимающихся определенной деятельностью.
・ Конкретные мероприятия (рабочий отпуск)
・ Конкретные виды деятельности (EPA)
・ Конкретные виды деятельности (продвинутые академические исследования)
・ Конкретные виды деятельности (узкоспециализированные / технические)
・ Конкретные виды деятельности (расширенное управление / управленческая деятельность)
・ Специфическая деятельность (работающие супруги высококвалифицированного персонала)
・ Конкретные виды деятельности (другие)
■ Срок пребывания
Введите дату, указанную в столбце «Период пребывания» вашей карты пребывания, или ее содержимое, указанное на штампе о разрешении на посадку в вашем паспорте.
■ Дата рождения, пол, национальность / регион
Пожалуйста, отправьте соответствующую часть своей карты пребывания или паспорта.Все перечислено.
■ Наличие разрешения на деятельность вне квалификации
<Для иностранцев, которые работают с разрешением на деятельность, выходящую за рамки квалификации>
Используйте столбец «Разрешение на неквалифицированную деятельность» или «Разрешение на неквалифицированную деятельность» на обратной стороне карты пребывания или отметку о разрешении на неквалифицированную деятельность в вашем паспорте.
・ Наличие разрешения на деятельность вне квалификации
・ Срок получения разрешения
・ Содержание разрешенных видов деятельности
Пожалуйста, проверьте выше.
ま と め
Если вы не нанимаете иностранца с определенными навыками или технической подготовки, для найма иностранца требуется не так много процедур.
(Конечно, само заявление о предоставлении статуса проживания является важной и сложной процедурой, но другие процедуры менее необходимы. )
Однако обо всех процедурах часто забывают, и в последние годы они стали предметом тщательного изучения.
Деловой персонал, нанимающий иностранцев, должен знать процедуры, которые необходимо выполнить, и быть готовым принять соответствующие меры.
Climb, корпорация административных писателей, продолжит поддерживать ваши опасения относительно трудоустройства иностранцев.
Подробную информацию о консультативном контракте см. Ниже.!
[Консультативный договор] Административный проверяющий напрямую поддерживает трудоустройство иностранцев.
В среду стало известно, когда заработает специальное мобильное приложение, негласно прозванное «госуслуги для мигрантов». Так оформить все необходимые документы для легального нахождения и трудоустройства иностранца в нашей стране через экран мобильного телефона или планшета можно будет уже в 2022 году. По словам вице-премьера РФ Алексея Оверчука, с помощью нового приложения иностранный гражданин в первую очередь сможет узнать, есть ли у него ограничения на въезд в Россию. Если ограничений нет, то он сможет воспользоваться рядом других полезных сервисов.
«Если раньше он жил и работал в России, наверняка у него есть и СНИЛС, и ИНН, если нет, они ему будут оформлены. Потом уже можно искать работу, связываться с работодателем», — цитируют Оверчука «Известия».
Вице-премьер допустил, что с помощью нового приложения также можно будет оформить регистрацию.
При этом не все сервисы в этом приложении будут связаны с госуслугами. «Скорее всего, это будет цифровое государственно-частное партнерство — частные услуги тоже будут представлены, например покупка медицинской страховки или поиск и аренда жилья», — отметил он.
«Мы решили в одном приложении попробовать отразить и сделать удобным весь клиентский путь, который необходимо пройти иностранцу для переезда и устройства на работу», — заключил замглавы российского правительства.
Недавно вице-премьер Алексей Оверчук рассказывал о скором начале работы этого приложения «Российской газете». По его словам, в настоящее время поиск работы в другой стране в основном происходит через посредников, зачастую нечистых на руку. «Цифровые технологии позволят убрать посредников из процесса и сформировать весь пакет документов, необходимый для работы в РФ без дополнительных выплат прямо в приложении. Дальше человек пересекает границу, появляется информация, что он к нам приехал. Он выходит на работу, появляются данные об этом. При этом мы хотим сделать, чтобы эти электронные документы признавались наряду с обычными. Если вас, условно говоря, остановили на улице, можете взять и показать телефон — я здесь нахожусь легально, а если уехал, то мы тоже узнаем об этом», — пояснял зампред правительства.
Летом прошлого года в пресс-центре МВД России рассказали, что намерены создать единую информационную платформу, которая будет содержать сведения обо всех иностранных гражданах, присутствующих на территории РФ. Такая платформа также обеспечит гостям удобное предоставление госуслуг в электронном виде, а также позволит внедрить персонализированные информационные сервисы: личный кабинет, рассылку уведомлений и прочие. Сообщалось, что новую информационную платформу оформят в виде мобильного приложения, которое будет обязательно к установке на мобильные устройства иностранцев при въезде в страну.
БАКУМЕНКО Ольга Аркадьевна директор научно-исследовательского центра внешнеэкономической деятельности Псковского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент. |
Поведенные в зарубежных странах исследования факторов выбора иностранными студентами страны и учебного заведения для получения высшего образования показали, что возможности трудоустройства во время и после обучения входят в топ-10 по данному профилю. По этой причине многие зарубежные вузы используют фактор трудоустройства как атрибут позиционирования в конкурентной борьбе за иностранных поступающих, а также обеспечивают комплексное управление данным процессом. Органы власти стран-лидеров по числу иностранных студентов создают правовые условия для трудоустройства иностранных обучающихся, проводят мониторинг их удовлетворенности возможностями осуществления трудовой деятельности, а также оценивают экономический эффект.
В России процесс трудоустройства иностранных студентов сильно ограничен с точки зрения права, а также связан со значительной трудовой и финансовой нагрузкой для работодателей. Университеты, в свою очередь, не рассматривают возможности трудоустройства как фактор привлечения иностранных поступающих и не управляют этим процессом. Однако в современных реалиях – когда на федеральном уровне поставлена задача пятикратного увеличения доходов от экспорта образовательных услуг – они вынуждены проводить более активную маркетинговую политику и использовать все возможные факторы привлечения коммерческих иностранных студентов. В связи с этим востребована разработка рекомендаций по совершенствованию процесса трудоустройства иностранных студентов российских вузов на федеральном, региональном и локальном уровнях для обеспечения возможности использования фактора трудоустройства в конкурентной борьбе за иностранных поступающих.
Постановка задачи
Современные тенденции экономического развития нашей страны связаны с увеличением доли несырьевого экспорта и диверсификацией экспортной деятельности, которая проявляется, в частности, в поддержке экспорта услуг. В этой связи принят приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» с целью повышения привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Предполагается увеличить количество иностранных студентов-очников более чем в три раза, а объем средств от экспорта образования – более чем в пять раз. Другими словами, речь идет не столько о привлечении соотечественников и обучении иностранных студентов как инструменте «мягкой силы», сколько о зарабатывании денег и конкуренции на международном рынке.
На высококонкурентном уровне, каким является в настоящее время мировой рынок образования, соперничество происходит не за счет факторов, определяющих непосредственное качество продукта, а за счет его более эффективного использования. Один из таких «подкрепляющих факторов» [1] экспорта образовательных услуг связан с возможностью трудоустройства иностранных студентов во время и после завершения обучения.
Таким образом, нашей целью является обоснование целесообразности использования возможностей трудоустройства иностранных студентов в качестве атрибута позиционирования на мировом рынке образовательных услуг, а также разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса на федеральном, региональном и локальном уровнях. Для этого выполнен сравнительный анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы в соответствии с целью исследования, изучены практики российских и зарубежных вузов по поддержке трудоустройства иностранцев, проанализированы экспертные и аналитические материалы, выполнен опрос иностранных студентов российских вузов.
Управление выбором
В настоящее время вузы вынуждены конкурировать в условиях постоянно меняющейся рыночной среды [2, 3]. Ключевую роль в ее управлении играют отношения с потенциальными потребителями, которые заключаются в определении специфических потребностей, предъявляемых к процессу получения образовательных услуг [3]. Воспользуется конкурентным преимуществом та образовательная организация, которая не просто предложит способ удовлетворения уже существующих потребностей потенциальных клиентов, а сможет предугадать их возникновение. В таком контексте целесообразно использовать модели управления выбором потребителя [4].
В зарубежных исследованиях популярна модель «выталкивающих-втягивающих» (push-pull) факторов выбора иностранными студентами страны обучения [5, 6, 7, 8]. Суть модели заключается в том, что при выборе региона обучения иностранные граждане руководствуются как факторами, «выталкивающими» их из родной страны – например, недостаточное качество образования, низкий уровень социально-экономического развития, отсутствие карьерных возможностей, – так и факторами, «втягивающими» их в ту или иную страну. К втягивающим факторам, оказывающим решающее влияние на выбор, относятся качество образования, репутация страны и университета, позиции в рейтингах и перспективы трудоустройства [8].
Представители следующей модели утверждают [9, 10, 11], что процесс выбора вуза является частью процесса выбора карьеры, связанного с определением круга общения и региона проживания. Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор региона обучения, являются качество образования, академическая репутация и интернациональная среда [12]. На втором месте стоит такой фактор, как стоимость проживания, который связан не только с расходами, но и возможностью подработки во время обучения с целью их компенсации. Этот фактор не имеет непосредственного отношения к качеству образовательной услуги, однако оказывает решающее влияние на процесс принятия решения о регионе обучения и университете [13].
Помимо финансовых выгод, трудоустройство во время обучения позволяет иностранным студентам сформировать компетенции работы в интернациональном контексте, а также развить так называемые «softskills», имеющие особую актуальность на современном рынке труда [14, 15]. Авторы статьи [16] приводят результаты исследования интернационализации образования в США, согласно которому в ближайшее десятилетие ожидается рост спроса на специалистов, имеющих международный опыт и способных работать в кросс-культурном контексте.
Согласно глобальному исследованию карьерных ожиданий иностранных студентов – более 150 тыс. респондентов [17], – возможности подработки и получения практического опыта во время обучения 92% респондентов обозначили как фактор высокой важности. Около 70% иностранных студентов указали, что карьерные перспективы явились решающим фактором при выборе страны обучения и университета. При этом выявлено, что возможности подработки во время обучения более актуальны для студентов из неевропейских стран: 73% респондентов против 65% респондентов из европейских стран.
Следовательно, возможности трудоустройства во время обучения для компенсации расходов на проживание, а также после выпуска как элемент выбора карьерного пути являются важными факторами выбора страны и университета обучения для иностранных студентов.
Страновой опыт
В ряде развитых стран процесс трудоустройства иностранных студентов курируется на федеральном уровне. В Австралии Департамент образования составляет ежегодный отчет об удовлетворенности иностранных студентов возможностями работы внутри страны, а Австралийское бюро статистики оценивает воздействие трудоустройства иностранных студентов на национальный рынок трудовых ресурсов [18].
В США проводятся исследования возможностей для работы иностранных студентов как фактора выбора страны обучения, на основании которых разрабатываются рекомендации для органов власти [19]. Факторы выбора страны обучения анализируются также в Великобритании, где выявлено, что основная причина невыбора английских вузов иностранными студентами заключается в ограниченных возможностях трудоустройства [20]. Такое же исследование, проведенное в Новой Зеландии, показало, что более половины иностранных студентов новозеландских вузов остаются работать в стране минимум в течение года после окончания обучения. Кроме того, выявлено, что большая доля иностранных обучающихся имеет здесь недостаток финансовых ресурсов, часть из них работает во время обучения с целью поддержки родственников в своей стране [21].
В Канаде оцениваются экономические эффекты от обучения, проживания и трудоустройства иностранных студентов на территории страны [22]. Одним из таких эффектов является развитие экспорта в результате трудовой деятельности иностранных студентов (способствует интернационализации деятельности фирм).
В европейских странах привлечение иностранных обучающихся является одним из инструментов стратегии привлечения высококвалифицированных иностранных кадров [23].
В России существует ряд нормативно-правовых сложностей и ограничений трудоустройства иностранных студентов. Так, в марте 2016 года в Госдуме РФ прошел круглый стол по теме «Состояние, проблемы и перспективы расширения обучения иностранных граждан в вузах РФ»[1]. В качестве одной из групп в резолюции круглого стола выделены нормативно-правовые аспекты работы и прохождения практики иностранных студентов. Эти проблемы были рассмотрены в работе И.В. Плюгиной еще в 2011 году [24]. Автор обосновала целесообразность изменений трудового и миграционного законодательства и предложила внести изменения в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в части расширения прав иностранных студентов очной формы обучения в трудоустройстве по тем специальностям, в которых регион испытывает потребность, а также в части упрощения процесса трудоустройства иностранных студентов для работодателей.
Беседы с представителями экспертного сообщества – международных служб различных вузов – позволили сделать вывод, что в Москве и Санкт-Петербурге проблема трудоустройства иностранных студентов является менее острой, чем в других субъектах РФ. В регионах отмечены случаи полного запрета на работу для иностранных обучающихся за пределами кампуса со стороны органов МВД. В ряде случаев поощряется самозанятость иностранных студентов, в том числе и государственными учреждениями: например, когда просят «помочь сделать перевод» и подобное.
Таким образом, фактор трудоустройства иностранных студентов российских вузов во время и после обучения может быть использован как атрибут позиционирования на мировом рынке образовательных услуг только в случае изменения подходов к регулированию этого процесса на различных уровнях управления.
Действующая практика
Согласно законодательству РФ, иностранные студенты очной формы обучения имеют право работать на территории того субъекта федерации, в котором обучаются, при наличии разрешения, оформление которого связано с бюрократическими и финансовыми трудностями.
Разрешение на работу не требуется, если студенты: 1) работают в том вузе, в котором обучаются, в свободное от учебы время; 2) работают во время каникул на территории того субъекта федерации, в котором обучаются; 3) являются гражданами республик Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия.
Процесс трудоустройства иностранных студентов связан со значительным количеством уведомлений со стороны вуза и работодателя в адрес различных ведомств: МВД, органов исполнительной власти в сфере занятости, образования и налогообложения.
Вместе с тем в подавляющем большинстве зарубежных стран – например, в Австралии, Великобритании, Германии, Канаде, Латвии, Польше, США, Чехии, Швейцарии – иностранные студенты имеют право работать неполный рабочий день (20 часов в неделю) в учебное время и полный рабочий день (40 часов в неделю) во время каникул. В большинстве стран не установлены ограничения на работу иностранных студентов только в университете (кампусе). Многие страны предоставляют правовую возможность иностранным выпускникам трудоустроиться по полученной специальности на территории своей страны в течение одного-двух лет без получения соответствующего разрешения. Для иностранных магистров и докторантов, как правило, ограничений по трудоустройству меньше: имеют право работать полный день.
Какова же практика содействия трудоустройству иностранных студентов в российских вузах-лидерах рейтинга 2017 года по количеству обучающихся очно иностранцев (топ-12)? Рассмотрены три вопроса: порядок трудоустройства иностранных студентов, возможности трудоустройства иностранных студентов, информация для работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов.
Выяснилось, что информация о порядке и возможностях трудоустройства иностранных студентов размещена на официальных сайтах всего двух вузов целевой выборки – ВШЭ и РУДН. На порталах 40% вузов целевой выборки содержится информация только о порядке трудоустройства иностранных студентов, остальные не содержат такой информации вообще. Информация для работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов представлена на сайтах Крымского федерального университета и Высшей школы экономики. Однако размещена она в памятках для иностранных студентов, а не в разделе «Работодателю».
Получается, что большинство вузов целевой выборки не участвуют в процессе трудоустройства иностранных обучающихся и не являются связующим звеном между работодателями и студентами. Информация о трудоустройстве иностранных студентов на официальных сайтах вузов находится с трудом или не находится вовсе. Возможности трудоустройства иностранных студентов и выпускников недооцениваются с точки зрения позиционирования при конкуренции за иностранных поступающих. Кроме того, российские вузы не позиционируют возможности трудоустройства иностранных студентов и выпускников для работодателей как инструмент привлечения высококвалифицированной рабочей силы на территорию региона и усиления регионального человеческого капитала.
Для сравнения были изучены официальные сайты вузов-лидеров Мирового рейтинга университетов 2018 года по числу иностранных студентов с целью анализа практик поддержки трудоустройства иностранных обучающихся. При этом алгоритм анализа соответствовал алгоритму анализа сайтов российских вузов. В результате сделаны следующие выводы.
1. На федеральном уровне существуют программы поддержки трудоустройства иностранных студентов (Work and Study), запрещена самозанятость (репетиторство, переводы, экскурсионная деятельность и прочее подобное).
2. На региональном уровне функционируют онлайн-порталы по трудоустройству, включающие сервисы для иностранных студентов.
3. На локальном уровне в вузах созданы специальные подразделения, ответственные за трудоустройство иностранных студентов и взаимодействие с работодателями. Они способствуют трудоустройству иностранных выпускников не только внутри страны обучения, но и за рубежом. Одним из направлений деятельности является позиционирование преимуществ трудоустройства иностранных студентов для работодателей. В ряде вузов функционируют юридические консультации по правовым вопросам трудоустройства, которыми могут пользоваться и студенты, и работодатели. Во всех вузах целевой выборки предусмотрены вакансии для иностранных студентов на территории кампуса. При этом магистрантам и докторантам предоставляются расширенные возможности трудоустройства.
Как видим, трудоустройство иностранных студентов в зарубежных странах, в отличие от России, рассматривается как процесс, подлежащий управлению и на уровне университета, и региональном, и национальном.
Потребности клиентов
Использование возможностей трудоустройства иностранных студентов как атрибута позиционирования в конкурентной борьбе на международном рынке образовательных услуг возможно только при наличии такой потребности у потенциальных клиентов. В связи с этим проведен опрос иностранных студентов (всего – 250 респондентов) о проблемах трудоустройства в 20 российских вузах. Каковы результаты?
В трудоустройстве на территории РФ заинтересованы 84,3% респондентов, не заинтересованы – 5,4%, а 16,2% готовы работать в период обучения. Это говорит о высокой заинтересованности в трудоустройстве на территории РФ.
На территории региона обучения готовы трудиться 72,1% респондентов. Значит, цели выбора региона обучения включали и цели дальнейшего трудоустройства в этом регионе. Еще 22,5% заинтересованы в трудоустройстве в своем регионе на период обучения.
Совмещать работу и учебу готовы 86,3% иностранных студентов, что говорит о высокой актуальности проблемы. Еще 10,3% хотят работать на территории вуза.
Однако только 30,9% респондентов понимают порядок трудоустройства иностранных студентов. Это говорит о низкой информированности и, вероятно, путанности соответствующей информации.
В период обучения на работу пытались устроиться чуть более половины (56,2%) иностранных студентов. При этом у них возникали следующие трудности:
Перечисленные проблемы могут быть сгруппированы в блоки.
1. Со стороны работодателей: проблемы информированности об особенностях трудоустройства иностранных студентов (52%): требование РВП, ВНЖ или гражданства, незнание условий трудоустройства ИС, отказ в работе по студенческой визе, требование разрешения на работу или патента.
2. Со стороны студентов (31%): трудности в оформлении документов, слабое владение русским языком и невозможность совмещения работы и учебы.
3. Со стороны вуза (17%): отсутствие комплексной системы управления трудоустройством иностранных студентов, включая пул вакансий, информационные и консалтинговые сервисы.
Для каждого блока проблем могут быть разработаны мероприятия по их преодолению. Так, для повышения информированности работодателей об особенностях трудоустройства иностранных студентов необходимо на федеральном и региональном уровнях проводить разъяснительную работу, усиливать мотивацию найма иностранных студентов, оказывать консультационную поддержку.
Решение проблем студентов связано, скорее, с адаптацией к требованиям среды. Здесь возможна консультационная поддержка тьюторов в решении возникающих вопросов. Языковые проблемы являются серьезной преградой к трудоустройству по ряду специальностей, однако владение редкими иностранными языками со стороны иностранных студентов можно использовать как возможность для ряда секторов экономики: например, в сферах туризма, ресторанного бизнеса, переводческой деятельности.
Только 19,9% респондентов ответили, что вуз оказывает поддержку в трудоустройстве иностранных студентов. Еще 15% знают о вакансиях для иностранных студентов в своих вузах. Проблемы информированности студентов о возможностях трудоустройства должны решаться на уровне университета в подразделении, ответственном за трудоустройство и развитие карьеры студентов и выпускников.
Интересным является тот факт, что ни один из опрошенных студентов не назвал в качестве проблемы высокий уровень налогообложения нерезидентов РФ, что ставит под сомнение официальность трудоустройства работающих иностранных студентов.
Очевидно, что иностранные студенты российских вузов испытывают потребность в трудоустройстве во время обучения. Главным образом, это обусловлено тем, что подавляющее большинство таких студентов приезжает в Россию из стран СНГ и Азии с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития. При этом только половина опрошенных студентов предпринимала попытки устроиться на работу, причем многие столкнулись с отказом работодателей, обусловленным отсутствием гражданства или разрешения на работу. Потребности двух третей обучающихся в России иностранных студентов в трудоустройстве во время обучения не удовлетворяются или удовлетворяются в недостаточной мере.
Выводы и рекомендации
Проблемы трудоустройства иностранных студентов можно сгруппировать по видам и целевым группам (см. табл. 1).
Таблица 1. Систематизация проблем трудоустройства иностранных студентов в России[2]
Об авторе