Трудовая инспекция полномочия: Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе

Трудовая инспекция полномочия: Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе

Содержание

Полномочия трудовой инспекции при проверке по жалобе

Государственная инспекция труда входит в структуру Федеральной службы по труду и занятости. Она включает в себя федеральный надзорный орган и территориальные инспекции труда, действующие в соответствующих субъектах РФ.

В своей работе инспекция труда руководствуется Трудовым кодексом РФ и Положениями об инспекции труда, где определены ее функции, полномочия трудовой инспекции и права инспектора по труду. Также деятельность органа регламентируется федеральными законами и Конвенцией «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Полномочия государственной инспекции труда

В соответствии со ст. 356 ТК РФ, все полномочия федеральной инспекции труда сводятся к следующему:

  • выполнение надзора за соблюдением работодателем трудового законодательства;
  • предъявление работодателю обязательных для выполнения предписаний о восстановлении нарушенных трудовых прав работника;
  • выдача предписаний об отстранении от работы лиц, которые не ознакомлены с инструкцией по технике безопасности и не смогли подтвердить свои знания по охране труда;
  • привлечение к административной ответственности;
  • расследование обстоятельств несчастных случаев на производстве;
  • инициирование судебных разбирательств по факту нарушения законодательства;
  • приостановление деятельности организации или ее подразделений.

Права

Для того, чтобы выполнялись основные полномочия федеральной инспекции труда, в ст. 357 ТК РФ закреплены права контролирующего органа. Инспектор по труду может:

  • беспрепятственно и в любое время суток посещать организации с целью проведения проверки (при наличии удостоверения). Если речь идет о плановой проверке, то инспектор должен уведомить руководство организации не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала;
  • запрашивать документы и информацию, связанную с соблюдением работодателем прав и законных интересов работников;
  • изымать для анализа образцы веществ и материалов, которые используются на предприятии.

Однако, в соответствии со ст. 360 ТК РФ, инспектор по труду не имеет права проводить плановую проверку в отсутствие должностного лица или работников проверяемых юридических лиц.

Обязательства инспектора

В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.

Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.

Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).

Структура

Федеральная инспекция труда представляет собой особую централизованную систему. Во главе данной системы стоит федеральный орган исполнительной власти. Его основной задачей является постоянное осуществление контроля над соблюдением действующих норм трудового законодательства в нашей стране. Речь в данном случае может идти как о положениях действующего ТК РФ, так и о других нормативно-правовых актах, которые регулярно принимаются уполномоченными органами.

Основные задачи по осуществлению контроля над соблюдением положений современного трудового законодательства при этом возлагаются на Федеральную службу по труду. Сокращенно данную инстанцию называют Роструд. Для выполнения всех важных задач Роструд был наделен самыми разнообразными и многочисленными полномочиями. Руководителем Роструда при этом является главный государственный инспектор по труду в РФ. Его назначение на данную должность, как и последующее снятие, осуществляется по официальному распоряжению Правительства РФ.

Следует отметить, что регулярный контроль над соблюдением установленных законодательством трудовых норм отнюдь не является единственной задачей Роструда. В процессе его деятельности на него возлагаются и другие, самые разнообразные обязательства. К наиболее распространенным и важным из них можно отнести:

  1. Осуществление контроля над постоянным повышением уровня занятости населения. Для этого Рострудом могут быть разработаны и утверждены отдельные дополнительные акты для взаимодействия с такими организациями, как центры занятости в нашей стране.
  2. Принятие активного участия в процессах урегулирования современных трудовых споров. Как показывает существующая практика, конфликты между сотрудниками и их работодателями возникают регулярно по самым различным обстоятельствам. Сюда можно отнести, например, нарушение прав работников за нерегулярное получение заработной платы, несоблюдение установленных правил в отношении предоставления оплачиваемых отпусков подчиненным и т.д.
  3. Осуществление постоянного контроля над трудовой миграцией в нашей стране. Ведение надлежащего учета и статистики.
  4. Выполнение иных регулярных задач, непосредственно связанных с профессиональными отношениями.

Основы деятельности

Деятельность Федеральной инспекции труда целиком и полностью должна подчиняться существующим в нашей стране законодательным нормам. Главной из них, безусловно, является Конституция РФ. Помимо этого, в своей деятельности Инспекция должна учитывать действующие положения трудового законодательства, Постановления Правительства РФ, международные договоры, а также иные нормативно-правовые акты.

Если говорить об основных задачах данной инстанции, к ним можно отнести:

  1. Обеспечение надлежащей защиты трудовых прав и свобод, которые предоставляются гражданам в нашем государстве. Сюда можно отнести, например, право на безопасный труд, на свободный выбор профессии, на отсутствие дискриминации со стороны работодателей по личным и иным признакам и т.д.
  2. Обеспечение соблюдения современными начальниками действующих положений трудового законодательства. Как показывает существующая практика, регулярно работодателем совершаются самые различные нарушения. Они, в свою очередь, могут быть выражены в определенных запрещенных действиях начальника либо проявленном с его стороны бездействии. Главным их признаком всегда будет являться нарушение положений ТК РФ, а также иных нормативно-правовых актов в современном трудовом законодательстве.
  3. Своевременное предоставление работодателям и их подчиненным актуальной информации относительно наиболее эффективных и максимально легких способов соблюдения современных положений законодательства.
  4. Предоставление органам власти своевременной информации относительно различных трудовых нарушений, которые были зафиксированы уполномоченной инстанцией в официальном порядке.

Для выполнения всех вышеуказанных задач Инспекция была наделена самыми различными полномочиями. В ее законные права входит и возможность установления официальных наказаний для виновных лиц. В случае фиксирования действительно серьезных нарушений со стороны работодателя, уполномоченной инстанцией могут быть подготовлены все необходимые материалы для их последующего направления в судебное учреждение.

Полномочия

К наиболее важным полномочиям, которые регулярно используются в деятельности Инспекции по труду, можно отнести следующие:

  1. Осуществление постоянного контроля на предмет законности деятельности современных работодателей в нашей стране. Как известно, работа абсолютно каждой организации должна подчиняться всем действующим правилам трудового законодательства. В частности, во время трудоустройства руководитель должен заключить с новым служащим официальный договор, каждый год директор обязан предоставлять подчиненному оплачиваемый отпуск и т.д. Несоблюдение хотя бы одного правила будет являться серьезным нарушением со стороны работодателя. За это в его отношении могут быть установлены предусмотренные законом меры ответственности.
  2. Проведение постоянного анализа причин и различных важных обстоятельств, при которых произошло серьезное нарушение прав подчиненных. Такое наблюдение требуется, прежде всего, для того, чтобы предотвратить подобные нарушения в будущем и сделать работу Инспекции по труду максимально эффективной.
  3. Принятие активного участия в рассмотрении дел о гражданских нарушениях, которые были совершены работодателем. Подобные нарушения могут быть выявлены в ходе проверки, которая была инициирована уполномоченным органом. Например, сотрудник, считающий, что работодатель нарушил его права и интересы, будет обладать полноценной возможностью для обращения в Трудовую инспекцию. Делается это путем подачи письменного заявления в уполномоченную инстанцию. После получения такого документа Инспекция, в свою очередь, будет вправе принять решение о назначении внеплановой проверки деятельности организации.
  4. Сбор всей необходимой информации для последующего направления документов в органы исполнительной власти. Как правило, такой вариант используется в случае фиксации серьезного нарушения со стороны работодателя. В подобной ситуации собранные материалы могут быть направлены не только в судебное учреждение, но и, например, в прокуратуру для дальнейшего разбирательства. В данном случае работодателю могут грозить действительно серьезные меры ответственности за допущенные нарушения, включая и уголовное наказание.
  5. Осуществление постоянного контроля над грамотным проведением расследования несчастных случаев работодателем. Любой несчастный случай на производстве представляет собой неординарную ситуацию, при которой на уполномоченное лицо будут возложены некоторые важные обязательства. В частности, руководитель компании будет обязан надлежащим образом провести внутреннее расследование произошедшего. Для этого создается специальная комиссия, которая и займется выяснением всех важных фактов и обстоятельств. По окончании своей деятельности комиссия будет обязана составить официальный акт. В нем указываются непосредственные причины аварии, а также иные важные сведения. Нарушение установленного регламента процедуры расследования будет являться серьезным преступлением со стороны работодателя.
  6. Проведение постоянного анализа производственного травматизма в нашей стране. Разработка максимально эффективных методов для снижения текущих показателей получения травм до возможного минимума. Утверждение отдельных федеральных актов по вопросу повышения уровня безопасности сотрудников на различных предприятиях нашей страны.
  7. Осуществление постоянного контроля над правильностью и грамотностью реализации основных прав сотрудников, которые гарантируются им действующими законодательными нормами. Сюда можно отнести, например, оформление обязательного социального страхования, работу в официальном порядке с предварительным заключением договора и внесением соответствующей записи в трудовую книжку подчиненного и т.д.
  8. Оформление официальных запросов в органы исполнительной власти, а также в иные различные инстанции, при условии, что полученная информация требуется Инспекции для выполнения текущих задач в области трудового права.

Существующие нормы устанавливают, что в своей деятельности Трудовая инспекция не должна превышать имеющиеся у нее полномочия. В противном случае установленные ею меры ответственности будут признаны неправомерными. Это, в свою очередь, станет полноценным основанием для их полного аннулирования.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Без суда. Новые права трудовой инспекции

Трудовые инспекторы смогут взыскивать с работодателей зарплатные долги во внесудебном порядке.

Что случилось?

Президент России подписал Федеральные законы от 02.12.2019 № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику» и № 402-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве».

В чём суть документов?

Опубликованные законы меняют подход к взысканию долгов по зарплате.

Государственные инспекторы труда уполномочены принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Зачем потребовались такие поправки?

Право работника на своевременную и полную выплату заработной платы в соответствии с его квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы обеспечено государственной гарантией, в том числе реализуемой посредством государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Изменения направлены на предоставление дополнительных гарантий по восстановлению нарушенных прав работников в части оплаты их труда. Новый механизм позволит оперативно, в упрощённом порядке (внесудебная процедура) взыскивать денежные средства со счетов недобросовестных работодателей.

Трудинспектор сразу вынесет решение о взыскании?

Нет, на практике принудительное взыскание зарплаты будет происходить так: обнаружив недоплату, трудинспектор сначала вынесет предписание устранить нарушение. Если оно не будет исполнено, что выяснится при внеплановой проверке, то уже будет приниматься решение о принудительном взыскании.

Что представляет из себя решение о принудительном взыскании?

Решение инспектора о принудительном исполнении приравнено законом к исполнительному документу, который должен быть оформлен в порядке, предусмотренном законодательством об исполнительном производстве.

Решение о принудительном взыскании принимается по истечении срока, установленного предписанием трудинспектора, но не позднее одного месяца после истечения указанного срока или не позднее одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным предписания в случае его обжалования в суд.

Вся процедура прописана в новой статье 360.1 ТК.

Как работодатель узнает о принятом решении?

Решение подлежит направлению в адрес работодателя в течение трёх рабочих дней после принятия. Направляется оно по почте заказным письмом с уведомлением либо в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. В течение 10 дней со дня получения решения работодатель может обжаловать его в суде.

Что будет, если проигнорировать решение?

В случае если решение о принудительном исполнении не исполнено и истёк срок его обжалования, экземпляр данного решения в форме электронного документа направляется на исполнение в органы Федеральной службы судебных приставов. Одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем запрашиваются у банков и иных кредитных организаций сведения о счетах должника, о номерах расчётных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте.

Дадут ли работодателю шанс добровольно погасить задолженность?

Да, работодателю ещё раз отводится время на добровольное исполнение -пять дней, и, если этого не произошло, пристав выносит и направляет в кредитную организацию постановление о взыскании денег. Их должны будут перевести взыскателю немедленно.

В каких случаях исполнительное производство оканчивается?

Исполнительное производство по исполнению решения о принудительном исполнении подлежит окончанию в случаях:
  • перечисления взыскателю денежных средств в полном объёме;
  • отсутствия в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства на счетах работодателя денежных средств, достаточных для исполнения решения о принудительном исполнении, за счёт которых частично или в полном объёме могут быть удовлетворены требования взыскателя.

Когда Законы № 393-ФЗ и № 402-ФЗ вступают в силу?

Документы вступят в силу 13 декабря 2019 года.

Полномочия государственной инспекции труда

Как уже отмечалось, государственная инспекция труда входит в Федеральную службу по труду и занятости, находящуюся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность государственной инспекции труда, является Конвенция МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле. На деятельность государственной инспекции труда распространяется ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля надзора» от 14 июля 2001 года (с последующими изменениями и дополнениями). Естественно, в своей деятельности государственный инспектор труда руководствуется положениями ТК РФ.

В соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле инспектор труда, имеющий документы, подтверждающие его полномочия, имеет право: 1) беспрепятственного прохода в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; 2) входить в дневное время во все здания, которые он считает подпадающими под контроль инспекции; 3) осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые считает необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательные положения эффективно соблюдаются, — и, в частности, инспектор труда может: а) наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу организации по всем направлениям, относящимся к применению положений законодательства о труде; б) требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии; в) требовать вывешивания объявлений в случаях, предусмотренных законодательством; г) изымать или брать с собой для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества изъяты и унесены с этой целью.

В п. 2 ст. 12 названной Конвенции говорится о том, что в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии предпринимателя или его представителя, если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля. В то же время в п. 1 ст. 13 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» должностным лицам юридического лица и (или) представителям юридического лица и индивидуального предпринимателя гарантируется право непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Данным правом представители работодателя не могут воспользоваться, если им не будет сообщено о проведении мероприятия по контролю.

В связи с чем можно сделать вывод о том, что указанное правило Федерального закона вступает в противоречие с Конвенцией МОТ N 81. Данное противоречие следует разрешать в пользу применения положения международного правового акта, который в соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритет перед внутренним законодательством, в частности перед названным Федеральным законом. Однако государственный инспектор труда в документах о проведении мероприятий по контролю должен указать причины, по которым он не уведомил представителей работодателя об их проведении. То есть решение государственного инспектора труда об отказе в уведомлении представителей работодателя о проведении мероприятий по надзору не может быть произвольным, оно должно быть мотивировано. В свою очередь, работодатель может обжаловать такое решение в вышестоящую государственную инспекцию труда и (или) суд. При рассмотрении подобной жалобы и будет дана оценка тому, насколько указанные государственным инспектором труда причины могли стать препятствием для эффективного контроля работодателя.

В п. 1 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» сказано о том, что мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). Следовательно, документами, подтверждающими полномочия государственного инспектора труда на проведение проверки работодателя, является не только служебное удостоверение, но и распоряжение (приказ) должностного лица органа государственного контроля (надзора) о поручении проведения проверки работодателя конкретному государственному инспектору труда. Данное распоряжение является законным основанием для проведения проверки только указанным в нем государственным инспектором труда.

В ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» названо два вида мероприятий по проведению государственного контроля (надзора), в том числе и за соблюдением трудового законодательства. Во-первых, выделены плановые мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства. Проведение планового мероприятия по соблюдению работодателем трудового законодательства предполагает наличие в государственной инспекции труда плана, в котором проверяемый работодатель фигурирует в качестве объекта инспектирования. В связи с чем в распоряжении (приказе) государственной инспекции труда о проверке работодателя должна быть ссылка на утвержденный план работы, если она имеет плановый характер. Плановые проверки работодателя по соблюдению трудового законодательства не могут проводиться более одного раза в два года, а в отношении субъектов малого предпринимательства такие проверки могут быть проведены не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Во-вторых, выделены внеплановые мероприятия по проведению государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства. Внеплановая проверка работодателя может быть проведена в следующих случаях: 1) с целью контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде, в том числе выявленных при проведении плановой проверки; 2) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти, местного самоуправления о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; 3) возникновения угрозы жизни и здоровью граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; 4) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений. Внеплановая проверка может проводиться по мотивированному распоряжению (приказу) полномочного должностного лица государственной инспекции труда, в котором указано основание для проведения мероприятия по надзору в соответствии с п. 5 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Наличие такого приказа (распоряжения) предполагает ознакомление с ним представителей работодателя, в отношении которого проводиться внеплановая инспекция по соблюдению требований трудового законодательства. Однако в ст. 15 Конвенции МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле государственной инспекции труда предписывается считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения законодательных положений и воздерживаться от сообщения работодателю или его представителю о том, что инспекционное посещение было связано с получением такой жалобы. В связи с чем Конвенция МОТ не позволяет государственному инспектору труда сообщить представителям работодателя информацию о подавшем жалобу работнике, если он не выразил согласие на предоставление сведений о нем, как о лице, подавшем жалобу, послужившую основанием для проведения внеплановой проверки соблюдения норм трудового законодательства. В свою очередь, работодатель вправе обжаловать действия по проведению внеплановой проверки. При рассмотрении такой жалобы в суде государственный инспектор труда обязан доказать законность и обоснованность своих действий по проведению внеплановой проверки работодателя. В процессе доказывания невозможно обойтись без предоставления представителям работодателя сведений о работнике, обратившемся с жалобой, послужившей основанием для проведения внеплановой проверки. Таким образом, рассмотрение жалобы работодателя в суде обеспечивает предоставление ему сведений о работнике, который посмел пожаловаться на нарушение своих прав. Следовательно, обращение в суд позволяет представителям работодателя обойти установленный в международном правовом акте запрет на получение сведений о работнике, подавшем жалобу, послужившую основанием для внеплановой проверки работодателя. В связи с чем данный запрет теряет свой смысл. Очевидно, что при рассмотрении жалобы работодателя на действия государственного инспектора труда по проведению внеплановой проверки должны действовать особые правила. В частности, документы, подтверждающие наличие жалобы работника на работодателя, которая послужила основанием для проведения внеплановой проверки, должны предъявляться суду, но с ними не следует знакомить представителей работодателя. В связи с чем суд может вынести определение об исследовании документов, послуживших поводом для внеплановой проверки. После чего они возвращаются государственному инспектору труда, действия которого обжалуются в судебном порядке. В свою очередь, суд определит, являлись ли представленные документы законным основанием для проведения внепланового инспектирования работодателя. Правила исследования доказательств о внеплановой проверке могут быть закреплены в ТПК РФ.

Отсутствие законных оснований для проведения проверки деятельности работодателя является поводом для признания действий по государственному контролю за соблюдением трудового законодательства незаконными, что позволяет признать не имеющими юридической силы и документы, составленные в результате незаконного инспектирования работодателя. Однако выявленные нарушения трудовых прав работников должны быть устранены, поскольку в соответствии со ст. ст. 2, 17, 18 Конституции РФ они являются высшей ценностью и составляют смысл государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Однако, исходя из принципа диспозитивности, государственный инспектор труда может потребовать восстановления нарушенного права работника только с его согласия, выраженного в письменной форме. Применение принципа диспозитивности также не позволяет воздержаться от сообщения работодателю сведений о работниках, которые настаивают на восстановлении нарушенного работодателем права. В связи с чем в ТПК РФ следует исключить действие этого принципа, обеспечивая восстановление нарушенного трудового права без выяснения волеизъявления работника. При этом в трудовом законодательстве могут существовать различные способы восстановления нарушенного права. Например, перечисление денежных средств на счет профсоюза, членом которого является работник, с целью их передачи пострадавшему от нарушений трудовых прав.

В этом случае представители работодателя не должны иметь информации о том, передаются ли денежные средства работнику.

Таким образом, государственная инспекция труда обязана проводить проверку заявлений работников на предмет устранения нарушений их трудовых прав. В ч. 2 ст. 357 ТК РФ говорится о том, что государственный инспектор труда не должен выдавать предписание, если спор рассматривается в исковом порядке в суде или имеется вступившее в законную силу решение суда. Однако наличие аналогичного заявления в исковом производстве суда, а также вступившего в законную силу судебного решения не является законным основанием для освобождения государственной инспекции труда от обязанности провести проверку заявления работника, в том числе и путем внепланового инспектирования работодателя. По результатам такой проверки государственный инспектор труда должен выдать вместо предписания свое заключение по поводу разрешения заявления работника. При рассмотрении заявления работника в исковом производстве такое заключение исследуется в качестве одного из доказательств по делу. Если заключение выдано после вступления решения суда в законную силу и в нем имеются новые обстоятельства, например доказательства, опровергающие выводы судебного решения, то подобное заключение в соответствии с п. 2 ст. 392 ГПК РФ является основанием для пересмотра судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам. В связи с изложенным работнику гарантируется восстановление нарушенного трудового права независимо от сроков совершения работодателем правонарушения и его обнаружения, что соответствует ст. ст. 2, 17, 18 Конституции РФ, возлагающим на государственные органы обязанность по защите трудовых прав работников, не ограничивая возможность восстановления нарушенного права каким-либо сроком. Тогда как для судебной защиты трудовых прав законодательством установлены укороченные сроки. В свою очередь, для восстановления нарушенного трудового права работника в административном порядке, то есть путем обращения в государственную инспекцию труда, сроки законодательством не установлены. Поэтому работники могут требовать рассмотрения своего заявления государственной инспекцией труда независимо от сроков совершения работодателем правонарушения. Следовательно, отказ суда в удовлетворении исковых требований по причине пропуска срока для судебной защиты трудовых прав не препятствует обращению с аналогичным заявлением в государственную инспекцию труда, которая в подобной ситуации может выдать заключение о законности и обоснованности заявленных работником требований. Данное заключение может стать основанием для пересмотра вступившего в законную силу судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

Отказ в удовлетворении требований работника государственной инспекцией труда может быть обжалован в судебном порядке. В соответствии с п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением о незаконных действиях государственной инспекции труда в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Следует иметь в виду, что законодательством не установлены сроки для обжалования решения и действий (бездействия) государственного инспектора труда вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую государственную инспекцию труда. Количество таких обращений законодательством также не установлено. Поэтому трехмесячный срок нарушения трудовых прав и свобод, установленный для обжалования решений и действий (бездействия) государственной инспекции труда, начинает свое течение после получения каждого очередного отказа от должностных лиц государственной инспекции труда. При рассмотрении заявления о неправомерных действиях должностных лиц государственной инспекции труда суд вправе вынести решение, обязывающее принять предусмотренные законодательством меры для восстановления нарушенного права работника. Таким образом может быть обеспечено восстановление нарушенного права независимо от срока совершения правонарушения работодателем.

Как уже отмечалось, восстановление нарушенных прав конкретного работника государственной инспекцией труда возможно только на основании его волеизъявления, выраженного в письменной форме. Однако при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства инспектор труда может выступить в защиту прав неопределенного круга работников. В частности, инспектор труда может выдать работодателю предписание об исключении из локальных нормативных правовых актов положений, ограничивающих права работников по сравнению с законодательством. В отношении положений коллективного договора, умаляющих права работников, гарантированные законодательством, государственный инспектор труда может выдать предписание об их неприменении. После чего применение указанных положений коллективного договора представителями работодателя может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, за совершение которого могут быть применены меры административной ответственности.

Следует обратить внимание на то, что Конвенция МОТ N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле не ограничивает право должностных лиц государственной инспекции труда на проведение инспектирования по вопросам, находящимся в исковом производстве суда и разрешенным на уровне вступившего в законную силу судебного решения. Более того, ст. 17 этой Конвенции говорит о том, что лица, нарушающие и уклоняющиеся от соблюдения законодательных положений, реализация которых возложена на инспекторов труда, немедленно подвергаются судебному преследованию без предварительного уведомления, однако национальное законодательство может предусматривать исключения из данного правила, когда должно быть сделано предварительное уведомление с тем, чтобы исправить положение или принять предупредительные меры. В связи с чем можно сделать вывод о том, что предписание государственного инспектора труда, имеющее обязательную для работодателя силу, должно исполняться по правилам, установленным в исполнительном производстве. Данная формулировка Конвенции МОТ N 81 позволяет судьям на основании предписания государственного инспектора труда выдавать судебный приказ. Однако наличие предписания не лишает работника права обратиться в судебные органы с требованиями, аналогичными рассмотренным государственным инспектором труда. В этом случае действие предписания приостанавливается, оно является одним из доказательств по рассматриваемому судом делу. Если вступившее в законную силу решение и предписание государственного инспектора труда противоречат друг другу, то один из этих актов должен быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам. Исходя из принципа процессуальной аналогии, закрепленного в п. 4 ст. 1 ГПК РФ, государственный инспектор труда может применить правила пересмотра предписания по вновь открывшимся обстоятельствам, установленные в ГПК РФ, в том числе с целью его приведения в соответствие с судебным решением, обстоятельства которого могут быть признаны вновь открывшимися для государственной инспекции труда.

В законодательстве говорится об обязательности для работодателей предписаний государственного инспектора труда. В ст. 13 ГПК РФ говорится о том, что обязательными для исполнения являются только вступившие в законную силу правоприменительные акты, к коим относится и предписание государственного инспектора труда. Однако в законодательстве отсутствуют специальные правила, регламентирующие порядок вступления предписаний государственных инспекторов труда в законную силу. В связи с чем, исходя из принципа процессуальной аналогии, следует руководствоваться нормами гражданского процессуального права. По общим правилам для вступления правоприменительного акта в законную силу существуют два пути. Во-первых, истечение срока на обжалование, когда он не обжалован в установленном законодательством порядке. Срок для обжалования правоприменительных актов определен в 10 календарных дней. Следовательно, по истечении 10 дней с момента получения работодателем предписания государственного инспектора труда оно вступает в законную силу, если работодатель не обжаловал его в установленном законодательством порядке.

Во-вторых, правоприменительный акт считается вступившим в законную силу после оставления его без изменения вышестоящим органом, к компетенции которого отнесено рассмотрение жалоб на него. Предписание государственного инспектора труда может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящую государственную инспекцию труда, а также в суд. Оставление одним из перечисленных лиц или органов предписания государственного инспектора труда без изменения означает его вступление в законную силу. Однако законодательство не запрещает одновременное обжалование предписания государственного инспектора труда как в административном, так и в судебном порядке. В этом случае предписание не должно исполняться до момента вынесения судебного решения по жалобе на него.

До вступления предписания в законную силу представители работодателя не могут быть привлечены к административной ответственности за неисполнение содержащихся в нем требований, так как они реализуют свое право на обжалование правоприменительного акта в установленном законодательством порядке. Хотя после вступления предписания государственного инспектора труда в законную силу полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности за его неисполнение. Причем правонарушение в этом случае имеет длящийся характер. В связи с чем за неисполнение предписания государственного инспектора труда полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности неоднократно, так как работодатель отказывается выполнить требования трудового законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 7 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» продолжительность как плановой, так и внеплановой проверки работодателя государственной инспекцией труда не может превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения государственного инспектора труда, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок инспектирования работодателя может быть продлен, но не более чем на один месяц. Превышение сроков инспектирования работодателя позволяет ему требовать признания незаконными действий, совершенных по истечении установленных законодательством сроков, а также признания не имеющими правового значения документов, полученных в этот период. Однако законодательство не ограничивает количество внеплановых проверок работодателя. Поэтому при наличии законных оснований, в частности заявлений работников о нарушении трудовых прав, может быть проведено несколько внеплановых проверок, поскольку каждое такое заявление является законным основанием для проведения внеплановой проверки. Законодательство не запрещает проведение нескольких внеплановых проверок подряд. В связи с чем сроки проведения внеплановых проверок при наличии законных оснований могут превышать установленные в п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона. Причем подобное превышение при оформлении надлежащим образом мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства не может считаться нарушением законодательства. Таким образом, восстановление нарушенного трудового права работника может происходить путем проведения очередного внепланового мероприятия по контролю за соблюдением трудового законодательства. Поэтому сроки проведения указанных мероприятий, которые установлены законодательством, не могут служить препятствием для восстановления трудовых прав работников.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

Федеральная инспекция труда — ОХРАНА ТРУДА

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти,  уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

 

Руководство деятельностью федеральной инспекции труда осу­ществляет главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

 

Государственная инспекция труда – территориальный орган федеральной инспекции труда, уполномоченный на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории субъекта Российской Федерации. 

 

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральны­ми органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями.

Основными задачами федеральной инспекции труда являются:

  • Обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия и охрану труда.
  • Обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Федеральная инспекция труда обладает следующими основными полномочиями:

  • Осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • Анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан.
  • Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях.
  • Направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды.
  • Проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве.
  • Обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию.
  • Анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно.
  • Принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников.
  • Запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач.
  • Ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав.
  • Осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан.
  • Готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
  • Проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей.
  • Направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда.
  • Направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  • Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:

осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;

анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;

абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ;

принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;

ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

осуществляет информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;

готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;

направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации организации, проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;

направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;

принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;

иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Комментарий к статье 356

1. Статья 356 определяет компетенцию федеральной инспекции труда, обеспечивающую реализацию стоящих перед ней задач. В своей деятельности федеральная инспекция труда не должна выходить за пределы предоставленных ей полномочий, иначе она будет либо препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами, либо вмешиваться в работу проверяемых организаций. Для предотвращения подобных случаев работники организаций и государственные инспекторы труда должны иметь полное представление о задачах и полномочиях федеральной инспекции труда.

2. Одно из основных направлений деятельности федеральной инспекции труда составляют проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, расположенных на соответствующей территории. Основаниями для проверок служат поступающие в федеральную инспекцию труда заявления и жалобы трудящихся, материалы средств массовой информации, данные статистики, судебной, прокурорской практики, материалы проверок общественных организаций, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов.

Федеральная инспекция труда наделена полномочием запрашивать и безвозмездно получать у федеральных органов исполнительной власти (и их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Ей предоставлена возможность непосредственного общения с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов.

Указанные источники информации служат исходным материалом для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т. е. по конкретному факту правонарушения. Так, федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно (см. ст. ст. 229, 230 и коммент. к ним).

При анализе материалов о нарушении законодательства о безопасности труда зачастую требуются специальные познания в области здравоохранения и техники безопасности. Поэтому федеральная инспекция труда наделена полномочием привлекать квалифицированных специалистов. Их помощь может оказываться в различных формах — консультации, обследования, дача заключений по конкретным вопросам.

3. К полномочиям федеральной инспекции труда отнесено осуществление надзора и контроля за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей (см. ст. ст. 183, 184 и коммент. к ним).

4. Важным участком работы федеральной инспекции труда является предупреждение правонарушений в сфере труда. В связи с этим в ее компетенцию входит проведение предупредительного надзора за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию.

5. По результатам проверок федеральная инспекция труда принимает конкретные меры: выдает обязательные предписания об устранении нарушений; составляет протоколы об административных правонарушениях в пределах предоставленных ей полномочий; подготавливает необходимые материалы, на основании которых ставит вопрос перед компетентным органом или должностными лицами о привлечении виновных к установленной федеральным законом ответственности; в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматривает дела об административных правонарушениях (см. ст. 362 и коммент. к ней).

6. В компетенцию федеральной инспекции труда входит регулярный анализ материалов проведенных проверок и информирование общественности о выявленных нарушениях в сфере труда. Материалы проверок направляются федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и судебным органам.

Ежегодному опубликованию подлежат доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В установленном порядке эти доклады представляются на рассмотрение Президенту РФ и Правительству РФ.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Под редакцией Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

Орган инспекции труда — Большая химическая энциклопедия

Даже если рядовой нефтяник редко или никогда не встречается с представителями PSA в течение года работы на море, контакты между сотрудниками PSA и профсоюзами, а также представителями здравоохранения и безопасности остаются тесными. Управление инспекции труда, представители профсоюзов, руководители платформ и другие лица, активно занимающиеся вопросами безопасности, регулярно встречаются с представителями PSA на конференциях по безопасности и на различных аренах трехстороннего сотрудничества на суше.Это сильно отличается от континентального шельфа США, где представители регулирующих органов хорошо видны на объектах, но редко или никогда не встречаются с избранными представителями нефтяников. [Pg.400]

В целом, свобода действий инспекторов по охране труда при выборе стратегии соблюдения требований шире, чем у инспекторов-химиков. Тем не менее, обе группы инспекторов используют методы, направленные на поощрение уважения и доверия к инспекционному органу, и они стараются применять стратегии соблюдения с учетом конкретных ситуаций, основанные на мягких методах убеждения и переговоров.[Pg.332]

Данные, использованные в этом исследовании, получены от инспекции труда Румынии, они являются реальными данными, отражающими действительность в этой области. Авторы используют последние и актуальные данные за 2011-2013 гг. В последние годы количество несчастных случаев на производстве в Румынии сильно колебалось из года в год, пик пришелся на 2008 год, когда было 5110 случаев, тогда как в 2013 году власти зарегистрировали 3627 случаев. [Стр.96]

Задача по контролю за соблюдением законодательства о химических веществах должна выполняться относительно небольшим количеством специальных органов.Часто бывает уместно использовать существующие инспекции в максимально возможной степени при условии, что они обладают необходимыми возможностями, возможностями и конкретными знаниями и методологией. Обычно традиционные инспекторы труда или инспекторы окружающей среды не обладают навыками, необходимыми для проверки химических веществ у поставщиков первичного сырья. Независимо от выбора инспекций для надзора за различными субъектами, соответствующие законодательные акты должны гарантировать, что предприятия не подвергаются риску быть проверенными более чем одной инспекцией на предмет соблюдения конкретных нормативных требований в отношении химических веществ.Обязанности инспекций должны быть четко разделены. [Стр.297]

По словам опрошенного старшего государственного служащего министерства социальных дел, за соблюдение предельных значений отвечают районные отделения инспекции по охране труда. Инспекторы редко изучают соблюдение OEL как отдельный вопрос от других вопросов. Я не помню здесь случая, [в котором] единственное превышение OEL было бы [исключительной] причиной принудительных мер со стороны органа.Значения концентрации в воздухе, превышающие OEL, обычно используются как свидетельство нарушения программы безопасности работодателя. [Стр.99]

Джой О имеет степени в области медицинской биологии и химической технологии. Он является координатором политики Министерства социальных дел Нидерландов. Это министерство отвечает за законы, постановления и политику в отношении безопасности и здоровья рабочих. Частью министерства является Инспекция труда. Помимо разработки политики, министерство также участвует в разработке кодексов, стандартов и вспомогательных инструментов в отношении аудита и инспекции крупных опасных объектов и систем управления безопасностью.Радость. О является членом Комиссии компетентных органов, созданной в соответствии с директивой Seveso II. Этот комитет действует как консультативный комитет Комиссии ЕС. [Стр.299]


.

Инспекция труда (ИПЭК)

  • Страны
    • Страновые данные и результаты МОТ
    • Африка
    • Америка
    • Арабские государства
    • Азиатско-Тихоокеанский регион
    • Европа и Центральная Азия
  • Темы
    • Повестка дня в области развития до 2030 года
    • Стажировки
    • Care Economy
    • Детский труд
    • Коллективные переговоры и трудовые отношения
    • Кооперативы
    • COVID-19
    • Коллективная работа и гиг-экономика
    • Достойная работа
    • Инвалидность и работа
    • Домашние работники
    • Ресурсная платформа DW4SD
    • Экономическое и социальное развитие
    • Страхование и защита от несчастных случаев на производстве
    • Интенсивные инвестиции в трудоустройство
    • Содействие трудоустройству
    • Гарантия занятости
    • Равенство и дискриминация
    • Ярмарка набора
    • Принудительный труд, торговля людьми и рабство
    • Свобода ассоциации
    • Работа будущего
    • Гендерное равенство
    • Глобализация
    • Зеленые рабочие места
    • ВИЧ / СПИД
    • Коренные и племенные народы
    • Неформальная экономика
    • Инспекция труда и администрация
    • Трудовое право
    • Трудовая миграция
    • Конвенция о труде в морском судоходстве
    • Охрана материнства
    • Цели развития тысячелетия
    • Многонациональные предприятия
    • Нестандартные формы занятости
    • Бедность
    • Сельское хозяйство
    • Безопасность и здоровье на рабочем месте
    • Навыки, знания и возможности трудоустройства
    • Малые и средние предприятия
    • Социальное финансирование
    • Социальная защита
    • Устойчивые предприятия
    • Трипартизм и социальный диалог
    • Насилие и домогательства
    • Заработная плата
    • рабочее время
    • Работа, мир и устойчивость
    • Занятость молодежи
  • Секторов
    • Сельское хозяйство; плантации; прочие сельские хозяйства
    • Производство основного металла
    • Промышленная химия
    • Торговля
    • Строительство
    • Образование
    • Финансовые услуги; профессиональные услуги
    • Продукты питания; пить; табак
    • Лесное хозяйство; дерево; целлюлоза и бумага
    • Медицинские услуги
    • Гостиницы; туризм; кейтеринг
    • Добыча (уголь; прочие горнодобывающие)
    • Машиностроение и электротехника
    • Медиа; культура; графический
    • Добыча нефти и газа; нефтепереработка
    • Почтовые и телекоммуникационные услуги
    • Государственная служба
    • Доставка; порты; рыболовство; внутренние водные пути
    • Текстиль; одежда; натуральная кожа; обувь
    • Транспорт (включая гражданскую авиацию; железные дороги; автомобильный транспорт)
    • Производство транспортного оборудования
    • Коммунальные услуги (вода; газ; электричество)

Найдите ilo.org Поиск на ilo.org

.

Сеть инспекции труда

ПРОЧИТАТЬ HESAMAG

РУКОВОДСТВО ДЛЯ НОВЫХ РАБОТНИКОВ ПО ЗДОРОВЬЮ И БЕЗОПАСНОСТИ «Что говорят люди: Санджив Пандита, директор ресурсного центра Asia Monitor:« Эта книга уже вдохновила сотни людей. рабочих, участвующих в его полевых испытаниях по всей Азии. Он также послужит отличным справочным пособием для массовых женских групп. которые работают над расширением прав и возможностей женщин-лидеров и организаторов. Сотни тысяч людей по всей Азии нуждаются в этой книге и извлекут из нее пользу.»

  • НЕВЕРОЯТНО ПОЛЕЗНЫЕ И ПОМОГАЮТ РАБОТНИКАМ В ДОСТИЖЕНИИ БЕЗОПАСНЫХ И ДОЛГОСРОЧНЫХ РАБОТ
  • НОВОСТИ С БАНГЛАДЕША «Гаррет Браун об Инициативе по охране труда и технике безопасности для рабочих и сообществ в Бангладеш»

  • МОМЕНТ RANA PLAZA В БАНГЛАДЕШЕ ЯВЛЯЕТСЯ ШОКОМ: ПОЧТИ 1200 ШВЕЙНИКОВ УБИРАЛИ В ОДНОЙ АВАРИИ
  • БЕЗ КОНЦА ТРАГЕДИИ В БАНГЛАДЕШЕ.»Поскольку более 1100 рабочих оказались в ловушке и убиты в здании с швейными фабриками, инспекция фабрики должна быть решительно капитальный ремонт »

  • HRW: РАЗРЕШЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ; КАПИТАЛЬНЫЙ ПРОВЕРКА НА ЗАВОДЕ
  • СИСТЕМА ЗВЕРНОГО ТРУДА КАТАРА: ОТЧЕТ ОБ АМНИСТИИ. «В центре внимания строительный сектор Катара перед чемпионатом мира по футболу … с рабочими обращаются как с рабами»

  • СИСТЕМА ДЛЯ РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ В КАТАРЕ: 10 КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОВ
  • АСБЕСТ: ДУМАЙ ГЛОБАЛЬНО, ДЕЙСТВУЙ МЕСТНО.Любой, кто потерял кого-то из-за болезни, связанной с асбестом, поймет, когда я скажу, что ничто больше не становится «нормальным». Гнев, горечь и страх остаются и всегда таятся под поверхностью.

  • ПОСЛЕДНИЕ ИЗ БОРЬБЫ С КОРПОРАЦИЯМИ ASBESTOS
  • ДРАСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗЫВАНИЯ ТРУДА В Великобритании: Доктрина чуши, используемая неолиберальным правым правительством в Великобритании, открывает двери для более грубого капитализма, в котором здоровье и безопасность рабочих сильно страдают.Бюджет НИУ ВШЭ был сокращен на 35 процентов, и это, в сочетании с 28-процентным сокращением финансирования местных органов власти, окажет разрушительное влияние на безопасность на рабочих местах по всей Великобритании.

  • БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ ВЕРОЯТНО ЗАБОЛЕВАЮТ НА РАБОТЕ, УБИВАЮТСЯ ИЛИ ПОЛУЧАЮТ НА РАБОТЕ
  • Корпоративная социальная ответственность и глобальные сети поставок Гаррета Брауна: Условия труда, включая безопасность на рабочем месте, в глобальных цепочках поставок продуктов, продаваемых транснациональными корпорациями, улучшились лишь незначительно. за последние 15 лет, несмотря на разработку сотен корпоративных кодексов поведения, систем мониторинга кодов и тщательно продуманных новых индустрия корпоративной социальной ответственности.Прочтите его захватывающую статью из New Solutions

  • УЧАСТИЕ ПОДЛИННЫХ РАБОТНИКОВ НЕОБХОДИМЫЙ КЛЮЧ К ЭФФЕКТИВНОЙ ГЛОБАЛЬНОЙ OHS.
  • УРОКИ ДЛЯ США И ДРУГИХ НЕФТЯНЫХ СТРАН ПОСЛЕ КАТАСТРОФЫ В ЗАЛИВЕ МЕКСИКА: Производство и прибыль слишком часто конкурируют с безопасностью. Так что должно быть отдельная инспекция труда по безопасности на море. Прочтите о том, как инцидент с Piper Alpha в Великобритании отвлек инспекцию от слишком близкого отношения к отрасли.Вещь, которую нужно изучить также в США.

  • НЕОБХОДИМОСТЬ НЕЗАВИСИМОГО ОСМОТРА БЕРЕГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • СТРОИТЕЛЬНЫЕ БАШНИ, Мошенники. Эксплуатация строительных рабочих-мигрантов в Объединенных Арабских Эмиратах

  • Прочтите этот репортаж о секретах DUBAI GOLD RUSH
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТНИКОВ В КИТАЕ
  • Специальный выпуск IJOEH в Китае
  • Бережливое производство приходит в Китай: пример его воздействия на здоровье и безопасность на рабочем месте
  • ЗОНЫ ОБРАБОТКИ ЭКСПОРТА ИЛИ СВОБОДНЫЕ ЗОНЫ — ОПЫТ ИЗ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРОФСОЮЗА

  • Джеспер Нильсен, международный советник Объединенной федерации датских рабочих (3F) говорит: Свободные зоны, или зоны экспортной переработки, за последние 30-40 лет увеличились в количестве до более чем 5000 зон в мире.Сегодня в таких зонах занято 43 миллиона рабочих, которые лишены основных прав.
  • МОТ ОЦЕНИВАЕТ, ЧТО 2,2 МИЛЛИОНА РАБОТНИКОВ УБИВАЮТСЯ ИЛИ ЛЮБИТЬ ЕЖЕГОДНО

  • Работа может быть машиной для убийства
  • ПРОДАЖА СМЕРТИ: О ГЛОБАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ АСБЕСТА (от Hazards)

  • Прочитать ЖУРНАЛ ОПАСНОСТИ об асбесте

  • ДЕТСКИЙ ТРУД: Детский труд теперь широко признан глобальной проблемой.Многие страны приняли Конвенцию МОТ № 182 об искоренении наихудших форм детского труда, и теперь инспекции труда включают соответствующие мероприятия в свои собственные программы работы. Однако существует потребность в дополнительной информации и помощи по этому вопросу, чтобы инспекции труда могли эффективно решать проблемы. Прочтите основной справочник МОТ: БОРЬБА С ДЕТСКИМ ТРУДОМ: РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА

  • БОРЬБА С ДЕТСКИМ ТРУДОМ

  • ДОКУМЕНТЫ ПО ПРАКТИКА ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
  • МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРУДОВЫЕ НОРМЫ ПО ИНСПЕКЦИИ ТРУДА
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД И ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ.Справочник для инспекторов труда
  • КАК ПРОВЕРИТЬ НА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Джон Граверсгаард
  • ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: КАК МОЖНО ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПРОВЕРИТЬ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ? Представлено Джоном Граверсгаардом в статье «Стресс в условиях расширения Европы», ISPESL, 2004.
  • УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЗДОРОВЬЕМ В МСП.ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ЕС В ОТНОШЕНИИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ И ЗДОРОВЬЕМ В МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (МСП). КАК ТРУДОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОЖЕТ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОФИЛАКТИКУ ТРУДА? Лучшая практика инспекции труда в европейских странах: методы, представленные Польской государственной инспекции труда Джоном Граверсгаардом

  • ССЫЛКИ НА СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТНИКОВ
  • Международный секретариат по запрету асбеста
  • Сеть поддержки здоровья и безопасности Maquiladora: Домашняя страница
  • Сеть поддержки здоровья и безопасности Maquiladora: Информационный бюллетень
  • Базельская сеть: Международная сеть активистов, стремящихся предотвратить глобализацию кризиса токсичных химических веществ
  • Кампания за государство всеобщего благосостояния: атаки об инспекции труда также является атакой на государство всеобщего благосостояния
  • Европейский институт профсоюзов: Здоровье и безопасность на рабочем месте

  • КОРРУПЦИЯ В ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ? -БОРЬБА С ДАННЫМ ЗАБОЛЕВАНИЕМ

    ВКЛ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
    .

    проверяющий орган — это … Что такое проверяющий орган?

  • Норвежское управление инспекции труда — Обзор агентства Arbeidstilsynet Юрисдикция Правительство Норвегии Штаб-квартира… Википедия

  • осмотр — в · спецификации n: тщательный и критический осмотр: как: осмотр товара покупателем перед оплатой или приемкой, в частности. в соответствии с разделом 2 513 Единообразного коммерческого кодекса b: экспертиза товаров для определения…… Юридический словарь

  • Инспекция — Техническая проверка электронного оборудования на U.С. Самолет ВМФ. Инспекция — это, как правило, организованная проверка или формальная оценка. В инженерной деятельности инспекция включает в себя измерения, испытания и применяемые приборы… Wikipedia

  • осмотр — существительное ПРИЛАГАЮЩИЙ ▪ осторожный, подробный, подробный, строгий, тщательный ▪ полный ▪ краткий, случайный, беглый… Словарь словосочетаний

  • сборы за инспекцию — Обязанности, налагаемые штатами на товары, ввозимые и вывозимые из них, в соответствии с разделом десять статьи 1 Конституции Соединенных Штатов за услуги, оказываемые при выполнении их законов о проверках.Тернер против Мэриленда (США) 17 Отто…… юридический словарь Баллентина

  • законы о проверке — Полицейские правила, разработанные для защиты населения от мошенничества, навязывания или травм, а также для содействия общественному здоровью, безопасности и благополучию, путем обеспечения проверки или проверки собственности уполномоченным государственным должностным лицом по порядку …… Юридический словарь Баллентина

  • Управление пищевых продуктов Нового Южного Уэльса — Логотип Управления пищевых продуктов Нового Южного Уэльса Обзор Управления продовольственного управления Нового Южного Уэльса… Wikipedia

  • Инспекционная служба пароходов — Инспекционная служба пароходов была агентством Соединенных Штатов, созданным в 1852 году для защиты людей и имущества на море.Он объединился с Бюро навигации в 1932 году, чтобы сформировать Бюро навигации и инспекции пароходов, которое было…… Wikipedia

  • Инспекционно-изыскательский совет — Инспекционно-изыскательский совет — это организация ВМС США, целью которой является проверка и утилизация материалов ВМС. У него была особенно важная функция в конце Второй мировой войны, когда ВМС США обнаружили, что у него есть избыток…… Wikipedia

  • New Jersey Turnpike Authority — Обзор агентства Создано… Wikipedia

  • Норвежская служба сельскохозяйственной инспекции — Промышленность Безопасность пищевых продуктов Судьба Слияние Преемник Норвежское управление безопасности пищевых продуктов… Википедия

  • .

    Об авторе

    alexxlab administrator

    Оставить ответ