Унитарное предприятие выход участников: Основные положения об унитарном предприятии

Унитарное предприятие выход участников: Основные положения об унитарном предприятии

Содержание

Основные положения об унитарном предприятии

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения об унитарном предприятии

Это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Основные положения об унитарном предприятии содержатся в ст. 113 и 114 ГК. Там раскрываются базовые вопросы, определяющие правовое регулирование формирования и деятельности этих юрлиц.

Они конкретизированы в законе «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». В нем содержатся нормы, регулирующие все аспекты деятельности УП.

Специфический характер таких юрлиц предполагает особый порядок, определяющий те или иные действия. В частности процедуры присоединения и преобразования, а также реорганизацию.

Что такое УП?

Общее понятие такой организации дано в ст. 113 ГК. Однако в нем указаны далеко не все основные признаки этого юрлица.

Понятие, предусмотренное ст. 2 закона также является неполным. Выходом может послужить установление основных характеристик УП. Они помогут сформулировать наиболее полное понятие унитарных предприятий.

  • Эта организация является коммерческим юридическим лицом. Основной ее задачей выступает извлечение прибыли.
  • Ей передается имущество, на которое у образованного УП не возникает право собственности. Речь идет о праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
  • Учредителем выступает публично-правовой субъект. Федеральная власть, региональные органы или муниципалитеты.
  • Оно создается только в определенных законом случаях. Ввиду ограничений на участие государства в экономике, действующий порядок подразумевает исключительные причины учреждения УП, связанные с достижением определенных целей (безопасность или социально значимые вопросы). С этим связаны и особые режимы присоединения, преобразования и других процедур, которые могут присутствовать в деятельности УП.

Указанные признаки формируют следующее понятие.

Унитарное предприятие – это созданная на основании закона коммерческая организация, учрежденная субъектом публичной власти в исключительных целях, у которой не возникает прав собственности на переданное ей имущество.

Разновидности УП

Существуют 2 основные классификации УП. Первая связана с учредителем, а вторая – с типом создаваемой организации.

В зависимости от учредителя

Ст. 113 ГК и ст. 2 закона предусматривают порядок создания следующих организаций.

  • Государственное унитарное предприятие. Так называются организации, учредителями которых выступают региональные власти. Их учредителями выступают те субъекты, которым высшими исполнительными органами делегированы соответствующие полномочия. Цели их создания носят социальный характер. Территория их деятельности ограничивается регионом.
  • Федеральное государственное унитарное предприятие. Закон выделяет такие организации, поскольку их учредителем может быть Правительство, либо другой федеральный орган, который получил соответствующее право. Их создание продиктовано всеми предусмотренными законом целями (безопасность и социальная сфера). Они осуществляют деятельность по всей стране. Особняком стоят предприятия, учрежденные в соответствии со специальным законодательством для осуществления определенных функций. Примером служит «Почта России».
  • Муниципальное унитарное предприятие. Оно учреждается муниципальной властью с целью выполнения ряда социальных функций. Территория деятельности МУПа ограничивается населенным пунктом, районом или другой формой соответствующего образования.

В зависимости от типа предприятия

Ст. 2 закона разделяет виды унитарных предприятий на государственные (муниципальные) и казенные. Они представляют различные формы. Основным отличием между ними выступает статус переданного имущества. Если первые обладают им на праве хозяйственного ведения, то вторым оно предоставлено на праве оперативного управления.

Это существенное отличие, так как казенные предприятия распоряжаются переданным имуществом только с согласия собственника, а остальные самостоятельно, соблюдая необходимый порядок согласования отдельных сделок.

Также существуют и другие особенности. Примером служит уставный фонд. В отличие от государственного или муниципального УП, в казенном предприятии он не формируется.

Правовое положение УП

Правового положение УП урегулировано главой 1 закона. Она устанавливает правоспособность, порядок их участия в других организациях, а также ответственность.

Особенности правоспособности УП

Согласно ст. 3 закона, УП обладают специальной правоспособностью. Необходимо, чтобы все отношения с другими организациями отвечали целям деятельности и ее предмету.

Оно может создаваться как на определенный срок, так и на постоянной основе. Как и остальные организации, оно подлежит процедуре государственной регистрации, после чего и возникает правоспособность.

УП, за исключением казенных, не вправе вести деятельность, не связанную с процессом создания, до тех пор, пока не уставной фонд не сформируется полностью.

Правила участия в других организациях

По общему правилу, УП может участвовать как в коммерческих, так и в некоммерческих организациях. Однако для реализации такой возможности потребуется согласие учредителя. Оно понадобится и в случаях, связанных с распоряжением долями и вкладами в уставном и складочном капитале, а также акциями.

Отдельное ограничение касается невозможности участия УП в кредитных организациях.

Особенности ответственности УП

Согласно общим правилам, УП не несет ответственности по обязательствам учредителя, но отвечает своим имуществом по собственным.

Учредители ГУПа и МУПа не несут ответственности по его обязательствам. Однако закон предусматривает исключение. Учредитель несет субсидиарную ответственность в случаях, когда банкротство организации обусловлено его действиями.

В случае с казенными предприятиями, учредители несут субсидиарную ответственность в ситуациях, когда имущества организации недостаточно для удовлетворения претензий кредиторов.

Особенности реорганизации и ликвидации УП

Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий предусмотрена главой 5 закона. Она устанавливает ряд особых правил проведения таких процедур.

Реорганизация

Реорганизация унитарного предприятия может совершаться во всех возможных формах, при условии соблюдения ряда правил. Она предписывает ограниченный состав участников слияния, присоединения и разделения.

Случаи слияния и присоединения возможны при участии 2-х и более УП. Реорганизация унитарного предприятия в этой форме с другими юрлицами невозможна. Разделение и выделение тоже допускается только с образованием аналогичных организаций.

Реорганизация унитарного предприятия посредством преобразования может осуществляться только в случае создания государственного (муниципального) учреждения, либо автономной некоммерческой организации. Исключения составляют случаи приватизации.

Ликвидация

Ликвидация унитарного предприятия происходит по стандартным для всех юрлиц основаниям (ст. 61 ГК). Процедура предполагает создание ликвидационной комиссии, выполняющей все функции по управлению и работе с кредиторами.

Ликвидация унитарного предприятия считается осуществленной с даты внесения соответствующих данных в ЕГРЮЛ.

Об ограничениях для унитарных предприятий – Картина дня – Коммерсантъ

Об отличиях унитарных предприятий от коммерческих организаций других правовых форм рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павел Ерин и Алексей Александров.

Каковы особенности (отличия) порядка сдачи имущества в аренду и привлечения кредитных средств унитарными предприятиями, по сравнению с иными коммерческими организациями?

В первую очередь следует отметить, что унитарное предприятие является одной из форм коммерческих организаций (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Однако, в отличие от других коммерческих организаций, унитарное предприятие является юридическим лицом, имущество которого принадлежит на праве собственности не самому предприятию, а его учредителю — Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. За предприятием имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения или (за казенным предприятием) на праве оперативного управления (п. 2 ст. 48, п.п. 1, 2 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон N 161-ФЗ)).

В отличие от коммерческих организаций других правовых форм, унитарное предприятие обладает специальной правоспособностью. Оно может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ). Унитарное предприятие не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами (п. 18 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Специальная правоспособность обусловливает ограничения на совершение сделок унитарным предприятием, не предусмотренные законом для других коммерческих организаций. Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Причем ничтожность таких сделок не зависит от того, были ли они совершены с согласия либо без согласия собственника имущества предприятия (п. 10 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Закон устанавливает ряд ограничений на распоряжение унитарным предприятием недвижимым имуществом, закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения, а также на привлечение предприятием кредитных средств.

В частности, унитарное предприятие вправе сдавать в аренду недвижимое имущество только при получении согласия собственника имущества предприятия (п. 2 ст. 295 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 161-ФЗ), а также после проведения оценки сдаваемого в аренду имущества (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, унитарное предприятие обязано заключать договоры аренды недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, в соответствии с ч.ч. 1 и 3 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ). Договор аренды такого имущества по общему правилу заключается на торгах в порядке, утвержденном приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67. Без проведения торгов договор аренды может быть заключен в случаях, перечисленных в п.п. 1-16 ч. 1 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ, а также при перезаключении договора аренды на новый срок с прежним арендатором в соответствии с ч. 9 ст. 17.1 Закона N 135-ФЗ.

На сдачу унитарным предприятием в аренду закрепленного за ним движимого имущества такие ограничения, как необходимость получить согласие собственника и заключать договоры аренды по результатам торгов, не распространяются (однако иное, в силу п. 2 ст. 295 ГК РФ, может быть предусмотрено правовыми актами. В частности, такие ограничения нередко устанавливаются муниципальными правовыми актами — смотрите, например, п. 13.1 Положения, утвержденного решением Даниловского районного Совета народных депутатов Волгоградской области от 25 апреля 2007 г. N 3/4, п. 6.6 Положения, утвержденного решением Думы Дальнегорского городского округа Приморского края от 26 февраля 2009 г. N 966 и др.). При передаче в аренду движимого имущества предприятие должно учитывать общие требования п. 3 ст. 18 Закона N 161-ФЗ о недопустимости распоряжения имуществом, вследствие которого предприятие лишается возможности осуществлять уставную деятельность.

Что касается привлечения кредитных средств, то согласно ст. 24 Закона N 161-ФЗ унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств и только способами, перечисленными в п. 1 ст. 24 Закона N 161-ФЗ, а именно:

— в форме кредитов по договорам с кредитными организациями;

— в форме бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.

— путем размещения облигаций или выдачи векселей.

Сделки, связанные с получением унитарным предприятием заемных средств иными способами, могут быть признаны недействительным в судебном порядке по иску самого унитарного предприятия или собственника его имущества (п. 9 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22, а также, например, постановление ФАС Севе

Как АО стать унитарным предприятием? – Картина дня – Коммерсантъ

Возможно ли преобразование АО в унитарное предприятие? Об этом, а также о порядке добровольной ликвидации акционерного общества рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Максим Золотых.

Можно ли создать муниципальное унитарное предприятие (МУП) путем преобразования из ОАО (единственный акционер — муниципальное образование)? Если нет, то каков порядок добровольной ликвидации ОАО?

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционерное общество (далее — общество, АО) вправе преобразоваться в:

— общество с ограниченной ответственностью;

— производственный кооператив;

— некоммерческое партнерство (по единогласному решению всех акционеров).

Законом об АО не предусмотрена возможность преобразования АО в унитарное предприятие, соответственно, такая реорганизация была бы неправомерной (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 08.05.2002 N КГ-А41/2767-02). Поэтому в рассматриваемой ситуации можно лишь ликвидировать ОАО и создать МУП.

Порядок ликвидации акционерного общества определяется ГК РФ, Законом об АО и уставом общества (п. 1 ст. 21 Закона об АО). Можно выделить следующие этапы добровольной ликвидации общества:

1. Вынесение советом директоров (наблюдательным советом) общества на решение общего собрания акционеров вопроса о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 21 Закона об АО). В том случае, если уставом общества на основании п. 1 ст. 64 Закона об АО функции совета директоров (наблюдательного совета) переданы общему собранию акционеров, необходимость в указанной процедуре отпадает;

2 . Принятие общим собранием акционеров решения о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии, определение порядка и сроков ликвидации (п. 2 ст. 21 Закона об АО, п. 2 ст. 62 ГК РФ).

Согласно п. 3 ст. 47 Закона об АО в обществе, все голосующие акции которого принадлежат одному акционеру, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров, принимаются этим акционером единолично и оформляются письменно. В связи с тем, что в рассматриваемом случае муниципальное образование является единственным акционером АО, далее полномочия общего собрания акционеров в рамках процедуры ликвидации рассматриваются применительно к такому единственному акционеру. Напомним, что муниципальное образование является самостоятельным субъектом гражданского права (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 125 ГК РФ). Однако, поскольку от имени юридического лица действует по общему правилу его единоличный исполнительный орган, во исполнение названного решения последний также должен принять решение о ликвидации акционерного общества, которое будет являться обязательным для ликвидируемого общества и его органов.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 21 Закона об АО). Полномочия единоличного исполнительного органа прекращаются в силу закона (без принятия решения о прекращении его полномочий) с момента назначения ликвидационной комиссии.

3. Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, п.п. 1, 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ) орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязан в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган должен быть также уведомлен о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора). Государственная регистрация юридических лиц осуществляется ФНС России (ст. 2 Закона N 129-ФЗ, абзац 2 п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).

Для этого в регистрирующий орган представляется уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@). Требования к оформлению указанного уведомления содержатся в разделе IX Приложения N 20 к приказу N ММВ-7-6/25@ (далее — Требования). Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Заявителем в этом случае выступает руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

В случае если на момент принятия решения о ликвидации общество не имеет обязательств перед кредиторами, его имущество распределяется между акционерами в соответствии со ст. 23 Закона об АО (п. 2 ст. 22 Закона об АО).

Отметим, что в настоящее время пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому ликвидируемому налогоплательщику требовалось дополнительно сообщать о ликвидации в налоговый орган по своему месту нахождения, утратил силу. Поэтому обществу достаточно подать в регистрирующий орган упомянутое ранее уведомление.

Также о начале процедуры ликвидации в трехдневный срок необходимо уведомить органы контроля за уплатой страховых взносов (ПФР, ФСС) по месту нахождения организации (п. 3 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

4. Одной из обязанностей ликвидатора является публикация сведений о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» (смотр

4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Базируясь на многообразии форм собственности, рыночная экономика предполагает функционирование предприятий различных организационно-правовых форм.

Организационно-правовая форма предприятия определяется порядком формирования уставного фонда; степенью ответственности по обязательствам предприятия и формой собственности.

Организационно-правовая форма – способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие отсюда правовое положение и принципы предпринимательской деятельности.

В России для предприятий всех организационно-правовых форм законом гарантируются равные права и возможности. У каждого из этих предприятий есть свои преимущества и недостатки.

У государственных и муниципальных унитарных предприятий, как правило, высокий рейтинг кредитоспособности, однако они сдерживают переход к рыночной экономике; у частных – полная самостоятельность, свобода, высокая степень ответственности, конфиденциальность действий, но ограниченные финансовые возможности, низкий рейтинг кредитоспособности.

К коммерческим юридическим лицам относятся товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, КФХ и унитарные предприятия; к некоммерческим – общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды.

Наиболее простая организационно-правовая форма – хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, которые представляют собой коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Преимуществом хозяйственных товариществ является надежность партнеров, высокая ответственность, простота организации и управления, а недостатком – нестабильность функционирования вследствие выхода из общества одного из участников общества, отсутствие профессионального менеджмента.

Хозяйственное общество в отличие от товарищества представляет собой объединение капиталов.

Полное товарищество – товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут субсидиарную ответственность всем принадлежащим им имуществом. Каждый из полных товарищей может совершать сделки и отвечать за всех.

Товарищество на вере (коммандитное)– товарищество, в котором наряду с полными товарищами имеются вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, только в пределах внесенных вкладов. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества, вкладчики – не принимают в ней участия.

Общество с ограниченной ответственностью– учрежденное одним или несколькими участниками общество, уставной капитал которого разделен на доли; участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков только в пределах внесенной доли. Высшим органом управления является общее собрание. Кроме того, создается коллегиальный и (или) исполнительный единоличный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью общества и подотчетный общему собранию участников. Это может быть правление, совет директоров, руководитель, президент.

Общество с дополнительной ответственностью— учрежденное одним или несколькими участниками общество, уставной капитал которого разделен на доли; участники несут риск убытков всем своим имуществом.

Акционерное общество– общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций; участники не отвечают по обязательствам общества своим имуществом и несут риск убытков в пределах стоимости их акций. Высшим органом управления выступает общее собрание акционеров. Также создается исполнительный орган: коллегиальный (правление, дирекция) и/или единоличный (директор, генеральный директор). Исполнительный орган осуществляет текущее руководство деятельностью общества, совершает сделки.

Открытое акционерное общество– участники могут отчуждать акции без согласия других акционеров; открытая подписка на акции.

Закрытое акционерное общество– акции распределяются между учредителями или заранее определенным кругом лиц, т.е. закрытая подписка.

Производственный кооператив (артель)– добровольное объединение граждан на основе членства для ведения совместной производственной или другой хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовом участии и объединении членами имущественных паевых взносов.

Крестьянское (фермерское) хозяйство– самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, представленный отдельными гражданами, семьями или группой лиц, осуществляющих производство, переработку и реализацию сельхозпродукции на основе использования имущества, находящегося в собственности или аренде.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество; имущество неделимо и не распределяется по вкладам, долям или паям. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.

В соответствии с ГК РФ коммерческие организации могут создавать филиалы и представительства. Филиал— обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.Представительство— обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Общественные и религиозные организации – добровольное объединение граждан в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей.

Благотворительные и иные фонды – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданином и /или юридическим лицом на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, культурные, образовательные, благотворительные и иные общественно-полезные цели.

Ассоциации и союзы (объединения юридических лиц) – объединение коммерческих и некоммерческих юридических лиц в целях координации и защиты интересов своей деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов.

Краткая характеристика коммерческих юридических лиц

Полное товарищество

ООО

АО

Производственный кооператив

Унитарное предприятие

Формирование капитала

капитал не объединя­ется (складочный)

капитал образуется из долей участников (уставной)

капитал образуется из акций

капитал образуется путем объединения имущественных паевых взносов

правом собственности на имущество не наде­ляются

Порядок учреждения

учреждаются на основе договора между товарищами

учреждается на основе договора, подписан­ного учредителями

на основании договора между учредителями

путем добровольного объединения граждан на основе членства

по решению гос. или муниципальных орга­нов

Учредительные документы

учредительный договор

учредительный договор или устав

учредительный договор или устав

устав

устав

Ответственность участников по обязательствам организации

в пределах стоимости имущества каждого из товарищей

по обязательствам общества участники не отвечают. Риск убытков в пределах стоимости внесенных вкладов

по обязательствам об­щества участники не отвечают. Рис убытков в пределах стоимости акций

по обязательствам кооператива участники несут субсидиарную ответственность, опре­деленную уставом

ответственности быть не может

Оплата уставного капитала

не < половины должно быть внесено к моменту регистра­ции; остальная часть — в сроки, предусмот­ренные учредитель­ным договором

не < половины должно быть внесено к моменту регистрации; остальная часть – в течение 1 года дея­тельности

половина акций должна быть оплачена (выкуплена) на момент регистрации; остальная часть – в течение 1 года деятельности

к моменту регистрации членом кооператива должно быть внесено не < 10% паевого взноса; остальная часть – в течение 1 года после регистрации

уставной фонд должен быть полностью опла­чен до государствен­ной регистрации соб­ственником предпри­ятия, основанном на праве хоз. ведения.

Реорганизация и ликвидация

ликвидируется по решению учредителей или суда, а также в случае, когда в това­риществе остается 1 участник

ликвидируется добровольно по единогласному решению участников. Может преоб­разовываться в АО или ПК

ликвидируется добро­вольно по решению общего собрания акционеров. Может преобразовываться в ООО или ПК

ликвидируется добро­вольно по решению общего собрания чле­нов-пайщиков. Может преобразовываться в АО или ООО

унитарное предпри­ятие может быть реор­ганизовано или ликви­дировано по решению создавшего его упол­номоченного на то гос. органа или органа местного самоуправ­ления, а также ликви­дировано по решению суда. Казенное пред­приятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства

Выход участников, прекращение членства

участник может выйти из товарищества. При этом ему выплачива­ется стоимость иму­щества, соответст­вующая его доле в складочном капитале

участник вправе в любое время выйти из общества незави­симо от решения др. участников. При этом выплачивается стоимость его доли в уставном капитале

выход участников осу­ществляется путем про­дажи акций

выход участников по собственному усмотре­нию. Им выплачивается стоимость пая и др. выплаты, которые при­читаются пайщику

Ограничения

лицо может быть участником только 1 полного товарище­ства

число членов обще­ства не должно пре­вышать 50

число членов ЗАО не может превышать 50. АО не может иметь в качестве единственного участника др. хоз. общество, состоящее из 1 лица

число членов ПК не может быть <5. Число членов ПК, не прини­мающих участия в дея­тельности кооператива не может превышать 25% от участников, принимающих такое участие

в форме унитарных предприятий могут быть созданы только гос. и муниципальные предприятия

Выход из гуп и муп

Государственные и муниципальные унитарные предприятия

В соответствии с постановлением Правительства РФ «О реализации федеральными органами исполнительной власти полномочий по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» сделки по продаже федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, осуществляются путем продажи имущества на аукционе. Его организатором выступает предприятие или лицо, действующее на основании договора с предприятием.
При хозяйственном ведении унитарное предприятие (ГУП, МУП) может распоряжаться имуществом, выпускаемой продукцией и доходами самостоятельно с учетом ограничений, установленных законом или иными правовыми актами. При оперативном управлении унитарное предприятие (казенное) вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, произведенной продукцией и доходом лишь с согласия собственника.

Прочие особенности (выход участника)

Унитарное предприятие не несет ответственность по обязательствам собственника его имущества. Собственник имущества унитарного предприятия, за исключением собственника имущества казенного предприятия, не отвечает по обязательствам своего унитарного предприятия. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Переход МУП и ГУП в России в 2019 году

Автономная некоммерческая организация (АНКО) Это форма собственности юридического лица, целью деятельности которой является не получение прибыли, а выполнение на добровольной основе функций в жизненно важных сферах. Финансирование данной организации может осуществляться из государственного бюджета или проводится на основании добровольческих взносов и пожертвований Акционерное общество (АО) Это форма собственности предприятия, при которой весь уставный капитал разделен между собственниками в долях, соответствующих количеству акций, находящихся в их собственности
Государственное унитарное предприятие (ГУП) Это форма коммерческой организации, при которой все ее активы и основные средства являются собственностью не данного субъекта, а государства. Оно является строго неделимым, обслуживание и обеспечение его находится на балансе государства Муниципальное унитарное предприятие (МУП) Это юридическое лицо, которое не имеет права собственности на закрепленные за ним активы и основные средства. Не может быть распределено на доли, паи и другие части. Финансирование и обеспечение деятельности проводится при поддержке муниципалитета

Переход МУП и ГУП в России в 2019 году

ЗАО Закрытое акционерное общество, предусматривает, что при выходе из числа участников лицо может продать или подарить свои акции только лицам, уже являющимися участниками общество ОАО Открытое акционерное общество, предусматривает условия свободной передачи права собственности на акции как ценные бумаги и долю уставного капитала в компании любому физическому или юридическому лицу. Обратите внимание, что при данной форме собственности участник несет ответственность только по своей доле акций Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Это форма собственности предприятия, при которой уставный капитал в равных долях разделен между участниками, при этом они несут ответственность по обязательствам не только в размере свой доли, а в соотношении к всему уставному капиталу
Одной из ячеек экономики, в которой предусмотрены изменения, являются МУП и ГУП, переход которых будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Реорганизация унитарных предприятий в России

По результатам проведения инвентаризации составляется передаточный акт, в котором указывается сумма стоимости имущества и перечень объектов. После оформления передаточного акта вновь созданное на базе ГУП АО принимает имущество на свой баланс. Параллельно АО, находящееся в собственности государства, проводит выпуск акций, которые потом могут быть проданы физическим и юридическим лицам.

  • добровольная ликвидация. Проводится по решению органа, который создал компанию (орган местного самоуправления либо другой орган государственной власти). Проводится по типичной установленной законом процедуре;
  • принудительная ликвидация. Проводится по решению арбитражного суда, основаниями для которого могут послужить такие моменты в деятельности предприятия:
    • систематическое нарушение законов РФ;
    • отсутствие разрешений на определенные виды деятельности;
    • проведение незаконной деятельности;
    • отказ устранить нарушения в своей деятельности, которые были выявлены государственными органами во время проверок;
  • банкротство. Процедура проходит стандартно. Единственная особенность состоит в том, что руководитель предприятия не является его собственником, поэтому не может по своим полномочиям подать иск в арбитражный суд. При наличии первых признаков несостоятельности организации руководитель официально обращается в орган власти, который создал организацию, и сообщает про кризисную ситуацию;
  • реорганизация. Согласно норм ст.29 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 года №161 процедура реорганизации УП может быть проведена в таких общепринятых формах:
    • слияние;
    • присоединение;
    • выделение;
    • разделение;
    • изменение организационно-правовой формы деятельности предприятия в виде преобразования.

Плюсы и минусы унитарных предприятий

2. Учитывая, что в настоящее время в парламенте рассматривается проект Закона Республик Беларусь «Об унитарных предприятиях» и скоро он будет принят, то через определенное время следует ожидать «перерегистрации» всех унитарных предприятий, созданных до принятия этого закона. Перерегистрация – это затраты времени и денег, а значит определенный минус для тех, кто будет создавать унитарное предприятие сейчас.
А) чтобы помещение принадлежало учредителю унитарного предприятия на праве собственности (находилось в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (и членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении; либо

Что не так в ГУПах и МУПах

Всех лиц, внесенных в ЕГРЮЛ в этот раздел, независимо от названия должности, объединяет одно: это непосредственные руководители юрлица на период действия трудовых отношений. Именно поэтому приставки о временности замещения должности не могут исключать их из правового поля.
Руководители ГУПов и МУПов не считаются государственными или муниципальными служащими. Общие антикоррупционные запреты, ограничения и обязанности, прописанные в законе 273-ФЗ «О противодействии коррупции», распространяются только на руководителей предприятий федерального уровня (ФГУПов). Теоретически региональные и местные органы власти, создающие ГУПы и МУПы, могут распространять на них дополнительные антикоррупционные нормы, но на практике этого почти никогда не происходит.

Выход из гуп и муп

Согласно статье 5 Закона об унитарных предприятиях, филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом создавшим их унитарным предприятием.
Прежде всего, уполномоченный орган местного управления, на территории которого будет создано муниципальное унитарное предприятие, принимает отдельное решение о его основании с обязательным указанием предмета его деятельности. Также местными органами власти утверждается перечень и стоимость имущества, которое будет закреплено за данным муниципальным унитарным предприятием, процедура утверждения устава и другие формальности.

Юридические лица: муниципальные унитарные предприятия

Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 62 ГК РФ. Исходя из содержания указанных норм руководитель ликвидационной комиссии имеет право подписывать исковые заявления при обращении в суд от имени ликвидируемого юридического лица, выдавать доверенности лицам, уполномоченным представлять интересы этого юридического лица в суде, совершать другие юридические действия от имени ликвидируемого юридического лица в соответствии с решениями ликвидационной комиссии, принятыми в пределах предоставленных ей законом прав.
Если в случаях, предусмотренных статьей 15 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от государственного предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия — создание

Перечень не полон: к отдельным направлениям деятельности, которую ведут эти организации, применяются специальные нормы закона. Кроме того, нужно учитывать, что работа МУП может регулироваться и актами, принятыми органами местного самоуправления: администрацией городов, районов и т. д.
Однако в отношении имущества нужно сделать особую оговорку: МУП не является его собственником. Это означает, что хотя унитарные предприятия и коммерческие организации, но всё, чем они пользуются, находится в собственности соответствующего муниципального образования.

Сущность и особенности организационно-правовых форм хозяйствования юридических лиц

вкладом. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов. Такой порядок распределения материально заинтересовывает каждого члена кооператива более добросовестно относиться к своему труда;
Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществе с ограниченной ответственностью.

Совет муниципальных образований

«Основное отличие унитарных предприятий от казенных учреждений в том, что первые обладают достаточной финансовой самостоятельностью, – отмечает Владимир Лобжин. – МУПы имеют право извлекать прибыль из других оказываемых услуг и, соответственно, могут хоть как-то частично компенсировать свои убытки. МКУ же попросту живет на смету, и, соответственно, его руководство не заинтересовано в улучшении финансовых показателей».
«В настоящее время вывозом и утилизацией мусора у нас занимается МУП «Чистый город», который работает при тарифе в 61,24 рубля в пересчете на человека, – рассказывает руководитель муниципалитета. – А у регионального оператора, который должен начать работу с 1 января 2019 года, этот тариф составит 151 рубль из-за увеличения стоимости и норм накопления. Если бы такой тариф установили для «Чистого города», у него была бы возможность не только улучшить свое финансовое положение, но и значительно обновить собственный парк техники. При этом на сегодня вообще нет понимания, куда будут возить, как это скажется на экологии наших городов и качестве дорожного полотна. Вопрос с организацией сбора, особенно в частном секторе, тоже не проработан».