НК РФ Статья 311. Устранение двойного налогообложения
Путеводитель по налогам. Вопросы применения ст. 311 НК РФ
— Какие документы подтверждают уплату налогов за границей в целях устранения двойного налогообложения?
— Когда налогоплательщик (российская организация) может зачесть налог, уплаченный (удержанный) в иностранном государстве, при исчислении налога на прибыль?
1. Доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 251 настоящего Кодекса. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных настоящей главой, с учетом положений пункта 48. 28 статьи 270 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, за исключением налога, уплаченного с доходов, не учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с пунктом 4 статьи 251 настоящего Кодекса, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 26.03.2022 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
(в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Подтверждение, указанное в настоящем пункте, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налогоплательщику.
(абзац введен Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. При наличии обособленных подразделений, расположенных за пределами территории Российской Федерации, уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление расчетов по налогу и налоговых деклараций осуществляются организацией по месту своего нахождения.
(п. 4 введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ)
1. Фактически уплаченные физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством других государств суммы налога с доходов, полученных в иностранном государстве, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрен зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, такой зачет производится налоговым органом в порядке, установленном пунктами 2 — 4 настоящей статьи.
Налогоплательщик, перешедший на уплату налога с фиксированной прибыли, отказывается от уменьшения суммы налога, исчисленного с фиксированной прибыли, на суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов. Основанием для такого отказа является факт представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли.
2. Зачет в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, производится по окончании налогового периода на основании представленной таким физическим лицом налоговой декларации, в которой указывается подлежащая зачету сумма налога, уплаченного в иностранном государстве. При этом суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, подлежащие зачету в Российской Федерации, могут быть заявлены в налоговых декларациях, представляемых в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были получены такие доходы.
3. В целях зачета в Российской Федерации суммы налога, уплаченного физическим лицом — налоговым резидентом Российской Федерации в иностранном государстве с полученных им доходов, к налоговой декларации прилагаются документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с этого дохода налога в иностранном государстве, выданные (заверенные) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства, и их нотариально заверенный перевод на русский язык.
В документах, прилагаемых к налоговой декларации, должны быть отражены вид дохода, сумма дохода, календарный год, в котором был получен доход, а также сумма налога и дата его уплаты налогоплательщиком в иностранном государстве.
Вместо указанных документов налогоплательщик вправе представить копию налоговой декларации, представленной им в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога и их нотариально заверенный перевод на русский язык.
В случае, если налог с доходов, полученных в иностранном государстве, был удержан у источника выплаты дохода, сведения о суммах дохода в разрезе каждого месяца соответствующего календарного года, а также о суммах налога, удержанных у источника выплаты дохода в иностранном государстве, представляются налогоплательщиком на основании документа, выданного источником выплаты дохода, вместе с копией этого документа и его нотариально заверенным переводом на русский язык.
4. Сумма налога, подлежащая зачету, определяется с учетом положений соответствующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. При исчислении засчитываемой в Российской Федерации суммы налога применяются положения настоящего Кодекса, действующие в отношении порядка исчисления налога в том налоговом периоде, в котором был получен доход в иностранном государстве.
5. В случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации каких-либо видов доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами иностранного государства, с которым заключен такой договор, освобождение от уплаты (удержания) налога у источника выплаты дохода в Российской Федерации либо возврат ранее удержанного налога в Российской Федерации производится в порядке, установленном пунктами 6 — 9 настоящей статьи.
6. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, налоговый агент — источник выплаты дохода при выплате такого дохода физическому лицу не удерживает налог (или удерживает его в ином размере, чем предусмотрено положениями настоящего Кодекса) в случае, если это физическое лицо является налоговым резидентом иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения в Российской Федерации соответствующего вида дохода.
Если представленные вышеперечисленные документы не позволяют подтвердить наличие у иностранного гражданина статуса налогового резидента иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения, на основании которого производится освобождение дохода от налогообложения в Российской Федерации, налоговый агент — источник выплаты дохода физическому лицу запрашивает у этого физического лица официальное подтверждение его статуса налогового резидента государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор по вопросам налогообложения.
Указанное подтверждение должно быть выдано компетентным органом соответствующего иностранного государства, уполномоченным на выдачу таких подтверждений на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, физическим лицом представляется и его нотариально заверенный перевод на русский язык.
7. В случае, если подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства, указанное в пункте 6 настоящей статьи, представлено физическим лицом налоговому агенту — источнику выплаты дохода после даты выплаты дохода, подлежащего освобождению от налогообложения на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, и удержания налога с такого дохода, такой налоговый агент осуществляет возврат удержанного налога в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 231 настоящего Кодекса.
8. Сведения об иностранных физических лицах и о выплаченных им доходах, с которых на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения не был удержан налог, о суммах налога, возвращенных налоговым агентом — источником выплаты дохода, представляются таким налоговым агентом в налоговый орган по месту своего учета в тридцатидневный срок с даты выплаты такого дохода.
Указанные сведения должны позволять идентифицировать налогоплательщика, вид выплаченных доходов, суммы выплаченных доходов и даты их выплаты.
К сведениям, позволяющим идентифицировать налогоплательщика, относятся в том числе паспортные данные, указание на гражданство.
9. При отсутствии налогового агента на дату получения физическим лицом подтверждения статуса налогового резидента иностранного государства, дающего право на освобождение от уплаты налога на основании международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, такое физическое лицо вправе представить подтверждение статуса налогового резидента иностранного государства и его нотариально заверенный перевод на русский язык вместе с заявлением на возврат налога, налоговой декларацией и документами, подтверждающими удержание налога и основания для его возврата, в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) физического лица в Российской Федерации, а в случае отсутствия места жительства (места пребывания) физического лица в Российской Федерации в налоговый орган по месту учета налогового агента.
Возврат сумм налога производится налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 79 настоящего Кодекса.
10. Сумма налога, исчисленного в отношении прибыли контролируемой иностранной компании за соответствующий период, уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в соответствии с законодательством иностранных государств и (или) законодательством Российской Федерации (в том числе налога на доходы, удерживаемого у источника выплаты дохода), а также на величину налога на прибыль организаций, исчисленного в отношении прибыли постоянного представительства этой контролируемой иностранной компании в Российской Федерации, пропорционально доле участия контролирующего лица в этой компании.
Сумма налога, исчисленного в соответствии с законодательством иностранного государства, должна быть документально подтверждена, а в случае отсутствия у Российской Федерации с иностранным государством (территорией) действующего международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения заверена компетентным органом иностранного государства, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов.
11. Сумма налога, исчисленного с признанного отраженным налогоплательщиком в налоговой декларации дохода, указанного в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 208 настоящего Кодекса, уменьшается на сумму налога на прибыль организаций, удержанного у источника выплаты дохода в Российской Федерации при выплате такого дохода.
См. все связанные документы >>>
< Статья 231.1. Утратила силу с 1 января 2023 года. — Федеральный закон от 28.12.2022 N 565-ФЗ.
Статья 233. Утратила силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 19.07.2009 N 202-ФЗ. >
Статья 232 НК РФ содержит положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.
При применении комментируемой статьи необходимо также руководствоваться статьей 7 НК РФ, согласно которой если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Важно!
Обращаем внимание, что налогоплательщик НДФЛ не вправе выбирать по желанию государство в целях уплаты налога, а должен руководствоваться нормами национального и международного законодательства в области налогообложения. Данное соответствует позиции официальных органов (см., например, письмо Минфина России от 12.07.2013 N 03-08-05/27358, в котором рассмотрен вопрос о зачете сумм налога, уплаченного в Великобритании по доходам, полученным резидентом РФ от сдачи в аренду недвижимого имущества, расположенного в Великобритании, при уплате НДФЛ в РФ).
Анализируя пункт 1 статьи 232 НК РФ, Минфин России разъяснил, что в случае, если на момент получения дохода за пределами Российской Федерации налогоплательщик являлся резидентом Российской Федерации, фактически уплаченные в соответствии с законодательством другого государства суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, могут быть засчитаны при уплате налога в Российской Федерации с учетом положений соответствующего договора об избежании двойного налогообложения (см. письмо от 06.09.2010 N 03-04-06/2-203).
В письме от 07.05.2010 N 03-04-06/6-90 контролирующий орган пояснил, что нормы статьи 232 НК РФ об устранении двойного налогообложения применяются в отношении получаемых налоговыми резидентами Российской Федерации доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в Российской Федерации.
В письме от 08.04.2009 N 20-14/4/033584 финансовое ведомство указало, что при уплате налога на доходы физических лиц в Российской Федерации возможность проведения процедуры зачета налога на доходы, уплаченного в КНДР, предусмотрена в статье 24 Соглашения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 26.09.1997.
При этом размер вычета не может превышать сумму налога, исчисленного с такого дохода в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как заметил официальный орган, суммы налога с доходов, получаемых резидентом Российской Федерации от источника в Республике Беларусь, уплаченные в Республике Беларусь, могут быть зачтены при уплате налога в Российской Федерации в соответствии с положениями Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21. 04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество» и НК РФ (см. письмо от 04.05.2008 N 03-04-05-01/145).
Судебная практика.
На практике у налогоплательщиков возникают вопросы об уплате налога на доходы физических лиц.
Например, физическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, выиграло приз (денежные средства) за границей.
Должно ли физическое лицо уплатить налог на доходы физических лиц с выигрыша в Российской Федерации, если за границей уже выплатило налог с суммы выигрыша?
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица — резиденты Российской Федерации, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление, декларирование и уплату налога на доходы физических лиц производят самостоятельно по завершении налогового периода.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 228 НК РФ физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов), обязаны самостоятельно исчислять суммы налога на доходы физических лиц исходя из сумм таких выигрышей.
Кроме того, статьей 7 НК РФ установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Таким образом, если между Российской Федерацией и иностранным государством действует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и в нем установлено, что доходы, полученные в договаривающемся государстве, подлежат налогообложению в договаривающемся государстве, то налогом на доходы в Российской Федерации выигрыши не облагаются.
Письмом ФНС РФ от 15.01.2009 N ВЕ-22-2/20@ установлен Перечень действующих двусторонних договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
Следовательно, в случае, если данного соглашения нет, то независимо от того, облагались ли доходы налогоплательщика за пределами Российской Федерации или нет, физическое лицо должно будет заплатить с него налог на доходы физических лиц.
Судебная практика.
В Апелляционном определении Московского городского суда от 04.02.2014 N 33-5946 указывается, что исходя из анализа статьи 232 НК РФ, в случае уплаты налоговым резидентом РФ налога в Королевстве Нидерландов, рассчитанного от суммы дохода, полученного в связи с работой по найму в Королевстве Нидерландов, заявитель при наличии документа о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденного налоговым органом Королевства Нидерландов, вправе претендовать на зачет налога, уплаченного в иностранном государстве, но в пределах суммы налога на доходы физических лиц, подлежащего уплате с сумм соответствующего дохода в соответствии с НК РФ. Статья 232 НК РФ содержит конкретные положения относительно устранения двойного налогообложения налогом на доходы физических лиц.
Пункт 2 комментируемой статьи действует в редакции Федерального закона от 29.12.2012 N 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Так, согласно новой редакции пункта 2 статьи 232 НК РФ если иное не установлено настоящим Кодексом, для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 22.10.2013 N 03-04-06/44160 разъясняется, что указанное в пункте 2 статьи 232 НК РФ подтверждение должно быть представлено в налоговый орган, а также налоговому агенту, для которого это подтверждение служит основанием для неудержания налога на доходы физических лиц при выплате доходов или их налогообложения по предусмотренным в соответствующем соглашении ставкам.
Таким образом, если физическое лицо — резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, представило налоговому агенту подтверждение, что оно является резидентом этого иностранного государства, а его доходы, получаемые по договору с организацией — налоговым агентом, в соответствии с указанным соглашением, не подлежат налогообложению в Российской Федерации, налоговый агент вправе не удерживать с таких доходов налог на доходы физических лиц.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 11.10.2013 N 03-08-05/42471 дается разъяснение о применении положений пункта 2 статьи 232 НК РФ. Рассмотрим их.
Так, Минфин России указал, что сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.
Большинство международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения подобных положений не содержит. В этой связи в последние годы при подписании протоколов к договорам об избежании двойного налогообложения, как правило, включается пункт о том, что сертификат о резидентстве или любой иной документ, выданный компетентным органом договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует легализации или апостиля для целей применения в другом договаривающемся государстве, включая использование в судах или административных органах.
Согласно положениям статей 232 и 312 НК РФ обязанность по представлению упомянутых выше сертификатов возлагается на иностранных налогоплательщиков. Поэтому отсутствие апостиля на таких документах не может служить основанием для привлечения налогового агента — российской организации к ответственности, предусмотренной частью первой НК РФ.
Законодатель в пункте 2 комментируемой статьи также уточняет, что подтверждение может быть предоставлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий в целях применения положений статьи 232 НК РФ.
Многосторонний инструмент: применение методов устранения двойного налогообложения в соответствии со статьей 5 [читать]
Сравнение: метод освобождения и метод зачета в Модельной налоговой конвенции [читать]
Модельная налоговая конвенция ОЭСР (версия 2017 г.) – Тексты статей 23A и 23B [читать]0019
Пункт 1 статьи 5 гласит:
«Любая Сторона может выбрать применение либо пунктов 2 и 3 (вариант A), либо пунктов 4 и 5 (вариант B), либо пунктов 6 и 7 (вариант C), или может решить не применять ни один из вариантов.Если каждая Договаривающаяся юрисдикция Налогового соглашения, на которое распространяется настоящая Конвенция, выбирает другой вариант (или если одна Договаривающаяся юрисдикция решает применить вариант, а другая предпочитает не применять ни один из вариантов), вариант, выбранный каждая Договаривающаяся Юрисдикция применяется в отношении своих резидентов».
Вариант А изменяет применение метода освобождения от налогообложения для предотвращения двойного необложения налогом, возникающего в ситуациях, когда Договаривающееся Государство предоставляет освобождение в отношении статьи дохода, которая также была освобождена от налога, или Договаривающееся Государство предоставляет освобождение в то время как ставка налога на этот доход была ограничена другим Договаривающимся Государством.
Вариант B изменяет применение метода освобождения, принятого Договаривающимся Государством, для предотвращения двойного необложения налогом, возникающего в результате ситуации «вычета и невключения», когда статья платежа вычитается из дохода в одном Договаривающемся Государстве, но тот же платеж исключается из дохода в другом Договаривающемся Государстве.
Вариант C повторяет статью 23B Типовой налоговой конвенции ОЭСР и устанавливает метод обычного кредита.
Метод освобождения (статья 23A) и метод кредита (статья 23B)
Иллюстрация — Сравнение между методами освобождения и методами кредита
Предположим , из которых 80 000 получены из штата R (место жительства R) и 20 000 из другого штата (штат S). Предположим, что в государстве R ставка налога на доход в 100 000 составляет 35 процентов, а на доход в 80 000 — 30 процентов при прогрессивной налоговой системе. Предположим далее, что в государстве S ставка налога составляет либо 20 процентов — случай (i), либо 40 процентов — случай (ii), так что налог, уплачиваемый в нем на 20 000, составляет 4 000 и 8 000 соответственно.
Если общий доход налогоплательщика в размере 100 000 возникает в государстве R, его налог составит 35 000. Если он имел доход в той же сумме, но полученный в порядке, указанном выше, и если во внутреннем законодательстве государства R не предусмотрено освобождение от налогов и между государством R и государством S не существует соглашений, то общая сумма налога будет в случае (i): 35 000 плюс 4 000 = 39 000, а в случае (ii): 35 000 плюс 8 000 = 43 000.
1. | Методы освобождения | |||||
В соответствии с методами освобождения государство Р ограничивает свое налогообложение той частью общего дохода, которую оно имеет право облагать налогом в соответствии с различными статьями Конвенции, т. е. 8 000. | ||||||
а) | Полное освобождение | |||||
Государство R облагает налогом 80 000 по ставке налога, применимой к 80 000, т. е. по ставке 30 процентов. | ||||||
Случай (i) | Дело (ii) | |||||
20% | 40% | |||||
и) | Освобождение от налогов, предоставленное штатом R | |||||
Налог в штате R, 30% от 80 000 | 24 000 | 24 000 | ||||
Добавить: налог в штате S | 4 000 | 8 000 | ||||
Итого налоги | [1] | 28 000 | 32 000 | |||
Примечание: 20 000 освобождены или исключены из общего дохода. | ||||||
Случай (i) | Дело (ii) | |||||
ii) | Если льготы не предоставляются, то двойные налоги будут | |||||
Налог в штате R, 35% x 100 000 | 35 000 | 35 000 | ||||
Добавить: налог в штате S | 4 000 | 8 000 | ||||
Итого налоги | [2] | 39 000 | 43 000 | |||
Налоговые льготы (полное освобождение) | [2]-[1] | 11 000 | 11 000 | |||
б) | Освобождение с прогрессом | |||||
Поскольку государство R принимает прогрессивную налоговую систему, оно облагает налогом 80 000 по ставке, применимой к общему доходу, где бы он ни возник (100 000), т. е. по ставке 35 процентов. | ||||||
Случай (i) | Дело (ii) | |||||
Налог в штате R, 35% от 80 000 | 28 000 | 28 000 | ||||
Добавить: налог в штате S | 4 000 | 8 000 | ||||
Итого налоги | [3] | 32 000 | 36 000 | |||
Налоговые льготы (освобождение с прогрессией) | [2]-[3] | 7 000 | 7 000 | |||
В обоих случаях уровень налогов в государстве S не влияет на сумму налога, уплачиваемого государством R (льготы). Если налог на доход в государстве S ниже в государстве S, чем льгота, предоставляемая государством R (случаи а(i), а(ii) и b(i), то налогоплательщик будет жить лучше, чем если бы его общая сумма доходы были получены исключительно от государства R. В обратном случае (случай b(ii)) налогоплательщик окажется в худшем положении. | ||||||
2. | Кредитные методы | |||||
В соответствии с кредитными методами государство Р сохраняет за собой право облагать налогом весь доход налогоплательщика, но за счет налога, взимаемого таким образом, оно позволяет вычесть налоги, уплачиваемые с иностранного дохода. | ||||||
а) | Полный кредит | |||||
Штат R рассчитывает налог на общий доход в размере 100 000 по ставке 35 процентов и позволяет вычесть налог, причитающийся в штате S на доход от S. | ||||||
Случай (i) | Дело (ii) | |||||
Налог в штате R, 35% x 100 000 | 35 000 | 35 000 | ||||
Минус: налог в штате S | (4000) | (8 000) | ||||
Причитающийся налог | 31 000 | 27 000 | ||||
Итого налоги | 35 000 | 35 000 | ||||
Пособие предоставлено | 4 000 | 8 000 | ||||
б) | Обычный кредит | |||||
Штат R рассчитывает налог на общий доход в размере 100 000 по ставке 35 процентов и разрешает вычет налога, причитающегося в штате S, с дохода от S, но ни в коем случае не разрешает больше, чем налоговая часть налога в штате R. приходящийся на доход от S (максимальный вычет). Максимальный вычет составит 35 процентов от 20 000 = 7 000. | ||||||
Случай (i) | Дело (ii) | |||||
Налог в штате R, 35% x 100 000 | 35 000 | 35 000 | ||||
Минус: налог в штате S | (4000) | |||||
Минус: максимальный налог | (7000) | |||||
Причитающийся налог | 31 000 | 28 000 | ||||
Налог в штате R | 31 000 | 28 000 | ||||
Налог в штате S | 4 000 | 8 000 | ||||
35 000 | 36 000 | |||||
Государство предоставило помощь R | 4 000 | 7 000 |
Отличительной чертой методов зачета по сравнению с методами освобождения является то, что государство R никогда не обязано разрешать вычет больше налога, причитающегося в государстве S.
Если налог, подлежащий уплате в Государстве S, ниже, чем налог в Государстве R, соответствующий доходу в Государстве S (максимальный вычет), налогоплательщику всегда придется платить ту же сумму налогов, которую он должен был бы заплатить если бы он облагался налогом только в штате R, т. е. как если бы его общий доход был получен исключительно из штата R.
Тот же результат достигается, когда налог, подлежащий уплате в штате S, выше, а в штате R применяется полный кредит, по крайней мере до тех пор, пока общая сумма налога, причитающегося штату R, равна или превышает сумму налога, причитающегося в штате S.
В тех случаях, когда налог, подлежащий уплате в штате S, выше и когда зачет ограничен (обычный зачет), налогоплательщик не получит вычет на весь налог, уплаченный в государстве S. В таком случае результат будет меньше выгоднее для налогоплательщика, чем если бы весь его доход возник в государстве R, и в этих обстоятельствах метод обычного зачета будет иметь тот же эффект, что и метод освобождения с прогрессией.
Таблица 1 – Общая сумма налога в различных случаях, показанных выше
A. Все доходы, возникающие в штате R | Итого налог = 35 000 | |||||
B. Доход, возникающий в двух государствах, а именно. 80 000 в штате R и 20 000 в штате S | Общий налог, если налог в государстве S равен | |||||
4000 ящик (i) | 8000 ящик (ii) | |||||
Без соглашения | 39 000 | 43 000 | ||||
Полное освобождение | 28 000 | 32 000 | ||||
Освобождение с прогрессом | 32 000 | 36 000 | ||||
Полный кредит | 35 000 | 35 000 | ||||
Обычный кредит | 35 000 | 36 000 |
Таблица 2 — Сумма налога, отчисленная по стране проживания
|
|
| Если налог в государстве S равен | ||
| 4000 ящик (i) | 8000 ящик (ii) | |||
Без условностей | — | — | |||
Полное освобождение | 11 000 | 11 000 | |||
Освобождение с прогрессом | 7 000 | 7 000 | |||
Полный кредит | 4 000 | 8 000 | |||
Обычный кредит | 4 000 | 7000 |
OECD Модельная налоговая конференция
Статья 23A- Метод освобождения019
1. Если резидент одного Договаривающегося Государства получает доход или владеет капиталом, который может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с положениями настоящей Конвенции (за исключением случаев, когда эти положения разрешают налогообложение в этом другом Государстве исключительно потому, что доход также является доходом, полученным резидентом этого Государства, или поскольку капитал также является капиталом, принадлежащим резиденту этого Государства), первое упомянутое Государство с учетом положений пунктов 2 и 3, освобождает такой доход или капитал от налога.
Объяснение 1:
Договаривающееся государство может использовать комбинацию метода освобождения от уплаты налога или метода обычного кредита. Такое сочетание необходимо для Договаривающегося государства R (государство проживания), которое обычно применяет метод освобождения от налогообложения в случае дохода, который в соответствии со статьями (дивиденды) 10 и 11 (проценты) может облагаться ограниченным налогом в другом Договаривающемся государстве S. В таком случае статья 23А предусматривает в пункте 2 зачет ограниченного налога, взимаемого в другом Договаривающемся Государстве.
|
2. Если резидент одного Договаривающегося Государства получает виды дохода, которые могут облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с положениями статей 10 и 11 (за исключением случаев, когда эти положения допускают налогообложение этим другом Государстве только потому, что доход также является доходом, полученным резидентом этого Государства), первое упомянутое Государство разрешает, как , вычет из налога на доход этого резидента сумму, равную налогу, уплаченному в этом другом Государстве. Такой вычет, однако, не должен превышать ту часть налога, рассчитанную до предоставления вычета, которая относится к таким статьям дохода, полученным в этом другом Государстве. [курсив мой]
Объяснение 2:
Статья 23А Типовой налоговой конвенции принимает освобождение с использованием метода прогрессии. См. иллюстрацию в 1(b) выше. Статья 23(3) гласит:
|
оставшийся доход или капитал такого резидента, учитывают освобожденный доход или капитал.
4. Положения пункта 1 не применяются к полученному доходу или капиталу, принадлежащему резиденту Договаривающегося Государства, если применяется доход или капитал, принадлежащий резиденту Договаривающегося Государства, или другое Договаривающееся Государство применяет такие положения настоящей Конвенции для освобождения от налога пункта 2 статьи 10 или 11 к такому доходу.
Статья 23B – Кредитный метод
1. Если резидент Договаривающегося Государства получает доход или владеет капиталом, который может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве в соответствии с положениями настоящей Конвенции (за исключением случаев, когда эти положения допускают налогообложение в этом другом Государстве исключительно потому, что доход также является доходом, полученным резидентом этого Государства, или поскольку капитал также является капиталом, принадлежащим резиденту этого Государства), первое упомянутое Государство разрешает:
a) в качестве вычета из налога на доход этого резидента, сумму, равную подоходному налогу, уплаченному в этом другом Государстве;
b) в качестве вычета из налога на капитал этого резидента сумму, равную налогу на капитал, уплаченному в этом другом штате.
Такой вычет в любом случае не должен, однако, превышать ту часть подоходного налога или налога на капитал, рассчитанную до предоставления вычета, которая относится, в зависимости от обстоятельств, к доходу или капиталу, которые могут быть облагается налогом в этом другом государстве
2. Если в соответствии с любым положением Конвенции полученный доход или капитал, принадлежащий резиденту Договаривающегося Государства, освобождается от налога в этом Государстве, такое Государство может, тем не менее, при расчете суммы налога на оставшуюся часть дохода или капитал такого резидента, учитывать освобожденный доход или капитал.
Сенатор Хэтч, председатель Финансового комитета Сената, сосредоточил внимание на важном аспекте программы реформы корпоративного налогообложения — разрешении американским корпорациям получать вычеты за дивиденды, выплачиваемые их акционерам. Этот вычет устранит двойное налогообложение корпоративной прибыли, распределяемой в виде дивидендов; вместо этого эта прибыль будет облагаться налогом только для акционеров, а не как на акционерном, так и на корпоративном уровне.
Хотя сенатор Хэтч не раскрыл подробностей своего предложения, корпоративный вычет за выплаченные дивиденды имеет ряд преимуществ. Но такое предложение вызовет финансовые и политические проблемы, которые необходимо будет решить.
Вот простой пример. Согласно действующему законодательству, если фирма, организованная как корпорация, имеет чистую прибыль в размере 100 долларов, она будет платить 35 процентов федеральных налогов, то есть 65 долларов в виде корпоративного дохода. Затем, если корпорация распределит эти 65 долларов в качестве дивидендов среди своих акционеров, они заплатят примерно 20 процентов налогов с этих дивидендов, то есть у нее останется 52 доллара.
Напротив, если такая корпорация получила вычет за выплаченные дивиденды, она могла бы распределить все 100 долларов своего чистого дохода в качестве дивидендов непосредственно своим акционерам и не платить корпоративный налог на такой распределенный доход. Затем его акционеры будут платить налоги на эти дивиденды по применимой ставке — в настоящее время около 20 процентов от 100 долларов, в результате чего у них остается 80 долларов дохода.
Однако, если Конгресс примет вычет дивидендов для корпораций и сохранит 20-процентную ставку налога на дивиденды для акционеров, это сочетание приведет к большим потерям доходов для Казначейства. В ответ некоторые политики будут настаивать на нейтральности доходов, компенсируя потери доходов за счет повышения налогов и/или сокращения расходов. Оба столкнутся с жестким политическим сопротивлением.
Одним из логических подходов было бы повышение 20-процентной ставки налога на дивиденды, что намного ниже максимальной ставки на обычный доход (39,6 %). Более низкая ставка по дивидендам была оправдана главным образом тем, что эта прибыль уже облагалась налогом на корпоративном уровне до того, как распределялась в виде дивидендов. Но это оправдание больше не будет применяться, если корпорации смогут вычитать свои дивиденды.
Вычет дивидендов также поднимает острые вопросы для пенсионных планов и других освобожденных от налогов инвесторов. Цель предлагаемого вычета состоит в том, чтобы облагать корпоративную прибыль налогом только один раз. Но корпоративная прибыль вообще не облагалась бы налогом, если бы распределялась в виде вычитаемых дивидендов среди освобожденных от налогов акционеров. Чтобы решить эту проблему, предлагаемый вычет, вероятно, будет включать требование о том, чтобы корпорации удерживали определенный процент дивидендов до их выплаты освобожденным от налогов акционерам.
Точно так же большинство иностранных акционеров американских корпораций проживают в странах, с которыми США заключили налоговые соглашения, которые снижают налоги на дивиденды в США до 5-15 процентов. Эти соглашения были подписаны, когда прибыль облагалась налогом на корпоративном уровне перед распределением в виде дивидендов. В соответствии с предложением, напротив, дивиденды не будут облагаться налогом на корпоративном уровне. Таким образом, американские корпорации, вероятно, должны будут удерживать более высокий процент дивидендов, прежде чем они будут выплачены иностранным акционерам.
Несмотря на эти проблемы при реализации вычета выплачиваемых дивидендов, план будет иметь несколько существенных преимуществ. Самое главное, вычет должен устранить нынешнее налоговое уклонение в пользу финансирования корпоративных проектов за счет заимствования денег вместо продажи акций. В соответствии с действующим законодательством проценты, выплачиваемые корпорациями по кредитам, подлежат полному вычету, а дивиденды, выплачиваемые корпорациями, не подлежат вычету.
Этот налоговый уклон, отдающий предпочтение долгу, а не собственному капиталу, настоятельно побуждает корпорации увеличивать свой левередж — отношение долга к собственному капиталу. Корпорации с высокой долей заемных средств создают большие риски банкротства и финансовых кризисов. Более того, эта налоговая предвзятость препятствует привлечению капитала современными компаниями, основанными в первую очередь на интеллектуальном капитале, а не на твердых активах, таких как здания, которые обычно служат залогом для кредитов.
Если предприятия распределяют значительную часть своей прибыли среди своих владельцев, вычет из выплачиваемых дивидендов ослабит стимулы предприятий избегать корпоративной формы в пользу сквозных форм, таких как партнерства, корпорации с ограниченной ответственностью (LLC) и S-корпорации. . Все эти транзитные операции облагают налогом прибыль предприятия только один раз на уровне владельца, а не дважды на уровне как юридического лица, так и владельца.
За последние несколько десятилетий произошел резкий переход к ведению бизнеса в качестве сквозного и уклонению от корпоративного налога. В 1980 г. корпорации подали 17% всех налоговых деклараций предприятий; в 2008 году этот показатель упал до 6 процентов. В 1980 г. корпорации приносили 75 % всей чистой прибыли предприятий; в 2008 году этот показатель упал до 48 процентов.
Точно так же, если предприятия распределяют значительную часть своей прибыли среди своих владельцев, вычет выплачиваемых дивидендов на практике снизит среднюю ставку корпоративного налога в США ниже 35 процентов, что является почти самой высокой ставкой корпоративного налога в промышленно развитых странах. Например, ставка корпоративного налога составляет 20% в Великобритании и 12,5% в Ирландии.
Из-за этих больших различий в налоговых ставках страны некоторые корпорации США стали британскими или ирландскими компаниями посредством сложных транзакций, называемых инверсиями.
Об авторе