КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся увольнения с военной службы, см. также ст. 23 ФЗ 27.05.1998 N 76-ФЗ и ст. 34 Указа Президента РФ от 16.09.1999 N 1237.
Статья 51. Основания увольнения с военной службы
КонсультантПлюс: примечание.
Ст. 51 (в ред. ФЗ от 14.07.2022 N 315-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 24 февраля 2022 года.
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья — в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим;
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, за исключением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, указанного в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, изъявившего желание продолжить военную службу на воинской должности, которая может замещаться указанным военнослужащим;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 30.12.2002 N 186-ФЗ, от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г.1) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
(пп. «г.1» введен Федеральным законом от 14. 07.2022 N 315-ФЗ)
д) в связи с лишением его воинского звания;
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
(в ред. Федерального закона от 03.12.2012 N 231-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
участия военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
нарушения военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном указанным Федеральным законом;
(абзац введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 102-ФЗ; в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 505-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «д.1» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
(пп. «д.2» введен Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е. 1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
ж) в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 25.07.2002 N 112-ФЗ)
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 19.06.2004 N 53-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
(пп. «л» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
м) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах или войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «м» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства.
(пп. «н» введен Федеральным законом от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
1.1. Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 01.07.2017 N 132-ФЗ)
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, войска национальной гвардии Российской Федерации, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы принудительного исполнения Российской Федерации или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
(в ред. Федерального закона от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или прекращением указанного допуска;
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 130-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
(пп. «д» в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 286-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) как не выдержавший испытание;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 26.04.2004 N 29-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 01.01.2012 в пп. «е.1» п. 2 ст. 51 слова «с нарушением запретов» должны быть заменены словами «с несоблюдением ограничений, нарушением запретов, неисполнением обязанностей» (ФЗ от 08.11.2011 N 309-ФЗ). В связи с тем, что пп. «е.1» с 03.12.2011 изложен в новой редакции (ФЗ от 21.11.2011 N 329-ФЗ), внесение указанных изменений некорректно.
е. 1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
(пп. «е.1» в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 329-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации;
(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 241-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 18.03.2020 N 64-ФЗ, от 14. 07.2022 N 336-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
На военнослужащих, прикомандированных до 01.01.2007 к федеральным государственным органам, где учреждены должности ФГС, при увольнении по пп. «ж» п. 2 ст. 51 распространяются права и гарантии, предусмотренные при увольнении в связи с ОШМ (ФЗ от 06.07.2006 N 105-ФЗ).
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 105-ФЗ)
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 04.12.2007 N 328-ФЗ; в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
Об условиях продолжения службы лицами, имеющими на 01.07.2021 гражданство, право на постоянное проживание в иностранном государстве, см. ФЗ от 30.04.2021 N 116-ФЗ.
и) в связи с наличием у военнослужащего, являющегося гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства;
(пп. «и» в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) в связи с непрохождением в установленном порядке обязательных химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 13. 07.2015 N 230-ФЗ)
л) в связи с совершением административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
(пп. «л» введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 230-ФЗ)
м) в связи с несоответствием установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющим работы по эксплуатации ядерных боеприпасов.
(пп. «м» введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 497-ФЗ)
2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, или иные граждане, не пребывавшие в запасе на день заключения контракта о прохождении военной службы в соответствии с подпунктами «а», «в» и «г» пункта 3 и пунктом 4 статьи 38 настоящего Федерального закона, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом «е. 1″ пункта 1, подпунктами «в», «д», «е» и «м» пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву с учетом продолжительности военной службы по контракту, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву. При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, указанные лица имеют право отказаться от направления для прохождения военной службы по призыву и досрочно увольняются с военной службы.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 159-ФЗ, от 28.12.2016 N 512-ФЗ, от 30.12.2021 N 497-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.2. Военнослужащий может быть уволен с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «в» пункта 2 настоящей статьи, только по заключению аттестационной комиссии, вынесенному по результатам аттестации военнослужащего, за исключением случаев, когда увольнение по указанному основанию осуществляется в порядке исполнения дисциплинарного взыскания. При этом если военнослужащий имеет судимость или подвергнут судом административному наказанию либо имеет неснятые дисциплинарные взыскания, то такой военнослужащий может быть уволен с военной службы по указанному основанию только до погашения либо снятия судимости или до истечения срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, либо до истечения срока, в течение которого военнослужащий считается имеющим дисциплинарное взыскание.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 415-ФЗ)
2.3. Увольнение с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом «м» пункта 2 настоящей статьи, производится при невозможности назначения военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, на воинскую должность, не связанную с осуществлением работ по эксплуатации ядерных боеприпасов.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 497-ФЗ)
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе, за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(в ред. Федеральных законов от 01.12.2004 N 149-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
О выявлении конституционно-правового смысла абз. 5 пп. «в» п. 3 ст. 51 см. Постановление КС РФ от 27.05.2020 N 26-П.
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
(абзац введен Федеральным законом от 06.07.2006 N 104-ФЗ)
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 105-ФЗ, от 28.06.2009 N 126-ФЗ, от 12.03.2014 N 29-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 11.03.2006 N 37-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «г» и «д» пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
(в ред. Федеральных законов от 28.06.2002 N 75-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Военнослужащий женского пола имеет право на досрочное увольнение с военной службы в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации».
(п. 3.2 введен Федеральным законом от 13.07.2020 N 200-ФЗ)
4. Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при возникновении у него в период прохождения военной службы по призыву обстоятельств, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2 статьи 23 и подпунктами «б», «б.1», «в», «г» и «д» пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 19.07.2001 N 102-ФЗ, от 06.07.2006 N 104-ФЗ, от 01.05.2019 N 98-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу с 1 января 2010 года. — Федеральный закон от 06.07.2006 N 104-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
6.1. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, указанный в пункте 2.1 статьи 36 настоящего Федерального закона, по истечении срока заключенного с ним контракта либо при нежелании продолжать военную службу в течение срока заключенного с ним контракта имеет право на увольнение с военной службы по состоянию здоровья по основаниям, предусмотренным подпунктом «в» или «г» пункта 1 настоящей статьи.
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 315-ФЗ)
7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, — после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Сейчас призыв на военную службу работника Кодекс называет основанием для прекращения трудового договора. Статью 83 ТК РФ подправят, и из-за призыва по мобилизации уволить работника не получится. На контрактников и добровольцев этот запрет не распространили. Но уволить их все равно будет нельзя
После объявления частичной мобилизации работодателям пришлось экстренно искать военнообязанных в штате. И тут же встал вопрос о том, что делать с их трудовыми договорами, – о призыве работника на военную службу по мобилизации в Трудовом кодексе ни слова. К счастью, 4 октября 2022 г. были одобрены поправки в Кодекс (законопроект № 112293-8).
Ранее Правительство РФ опубликовало Постановление от 22 сентября 2022 г. № 1677. Оно обязало работодателей приостанавливать трудовые договоры с мобилизованными, но не расторгать их.
Во-первых, Правительство РФ ссылается в нем на свое Постановление от 30 марта 2022 г. № 511. Но мартовское постановление о том, что при простое работник может быть временно переведен на работу в другую компанию. Для нынешней ситуации этот документ не очень подходит.
Во-вторых, Трудовой кодекс имеет больший юридический вес, чем постановление. И любые нестыковки чреваты конфликтами. Поэтому в трудовом праве так важны четкие формулировки.
1. Когда можно будет уволить, а когда – нет.
Трудовой кодекс дополнят ст. 351.7. Именно она станет регулировать трудовые отношения в условиях мобилизации. Эта статья обяжет работодателей приостанавливать трудовые договоры с призванными по повестке до окончания военной службы. То же касается контрактников и добровольцев – уволить их будет нельзя.
Кто тогда будет работать? Решение может быть таким: работодатель вправе заключить с другим человеком срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Но учитывайте тенденции судебной практики: нередко суды говорят, что временно свободные должности нужно предлагать сокращаемым сотрудникам. Если таких в компании нет, можно смело приглашать временного работника.
Действие трудового договора возобновляется в день выхода работника на работу. Он обязан предупредить работодателя о своем выходе не позднее чем за три рабочих дня. Если работник не явится на работу в течение трех месяцев после окончания прохождения военной службы, трудовой договор с ним можно будет расторгнуть по инициативе работодателя на основании нового п. 13.1 ст. 81 ТК РФ.
Федеральный орган исполнительной власти, с которым работник заключил контракт, обязан информировать работодателя о дате окончания прохождения работником военной службы. Как это будет происходить – сказать сложно. Но думаем, что даже если человек вернется на работу позже, то увольнять его будет рискованно. В суде он может сослаться на объективные причины. Чтобы избежать рисков, лучше запросить информацию в военкомате. Но прежде всего необходимо организовать в компании систему воинского учета. Это позволит располагать актуальными данными о военнообязанных и снизить трудозатраты в экстренных случаях.
До возвращения работника со службы, во время приостановки его трудового договора увольнение по инициативе работодателя возможно лишь в двух случаях: 1) ликвидация организации или прекращение деятельности ИП; 2) окончание срочного договора в период службы.
В п. 1 ст. 83 ТК РФ добавят исключение. Сейчас там указано, что призыв работника на военную службу влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. После внесения изменения в эту статью призыв на военную службу по мобилизации не будет основанием для увольнения. Но здесь может появиться противоречие. Запрет на увольнение по ст. 83 ТК РФ будет действовать только для призванных по мобилизации, а правило о приостановке трудового договора по новой ст. 351.7 ТК РФ будет распространяться также на контрактников и добровольцев.
При этом нигде не сказано об увольнении по инициативе работника и по соглашению сторон в условиях мобилизации. Уйти из компании человеку не запретишь. А вот стоит ли увольнять по соглашению сторон – вопрос открытый. Закон это не запрещает, но если работник передумает, то суд может встать на его сторону.
Читайте также
Принят закон о дополнительных гарантиях работникам, призванным на военную службу по мобилизации
Поправки в ТК РФ предусматривают, в частности, приостановление трудового договора на период прохождения работником военной службы с сохранением за ним социально-трудовых гарантий
28 сентября 2022 Новости
2. Бонусы военнообязанным и их родственникам.
Чтобы «отпустить» работника в военкомат, потребуются его заявление и копия повестки или уведомление федерального органа исполнительной власти о заключении с работником контракта. На их основании работодатель издает приказ о приостановлении трудового договора.
В этот же день работнику надо выплатить зарплату за отработанное время. В период прохождения военной службы за ним сохраняются рабочее место, трудовой и отпускной стаж. В течение шести месяцев после возвращения работник может получить отпуск в удобное для него время. Неясно только, сколько дней можно взять. Новая ст. 351.7 ТК РФ лишь укажет, что отпуск работнику положен независимо от стажа работы в организации.
Программы ДМС, негосударственного пенсионного страхования и другие льготы для работника и членов его семьи продолжают действовать во время службы.
Внесут дополнение в ст. 259 ТК РФ: если отец ребенка в возрасте до 14 лет призван по мобилизации или проходит военную службу по контракту, мать ребенка нельзя будет без ее согласия привлекать к сверхурочной работе, командировкам, ночью и в выходные.
Изменится ст. 179 ТК РФ: преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников получит родитель, имеющий ребенка в возрасте до 18 лет, если другой родитель призван по мобилизации или проходит военную службу по контракту.
4 октября 2022 г. был одобрен еще один закон (законопроект № 101311-8), который дает госслужащим трудовые гарантии, аналогичные вышеперечисленным. Одно из положений этого закона касается граждан, которые с 24 февраля по 21 сентября 2022 г. заключили контракты о прохождении военной службы и чьи трудовые договоры или служебные контракты были расторгнуты. Они получат преимущественное право занять прежнюю должность. Если предоставить ее невозможно, работодатель должен предложить другую работу.
Ваша военная служба должна принести вам уважение на рабочем месте.
Но что, если они уволят вас из-за времени, которое вы провели или будете проводить на действительной военной службе?
Позор.
И незаконно.
В соответствии с федеральным Законом о правах на трудоустройство и повторное трудоустройство в силовых структурах (USERRA) ваш работодатель обязан удерживать для вас эквивалентную работу, пока вы будете служить в вооруженных силах.
Если вас уволят, потому что это неудобно для них, это незаконное увольнение .
Даже если они никогда не сообщат вам, что увольняют вас, но не могут удержать для вас работу, это увольнение во всех практических целях.
Вы можете отстоять свои права и добиться восстановления на работе или денежной компенсации, чтобы исправить эту несправедливость и жить дальше .
Адвокаты Horenstein, Nicholson & Blumenthal могут помочь вам защитите свою карьеру и свое будущее.
Мы гордимся тем, что помогаем людям из Огайо, которые помогают своей стране через службу в армии, флоте, авиации, морской пехоте, береговой охране и национальной гвардии.
Цель нашей юридической фирмы — соответствовать словам «Помоги мне, , это HNB».
Поговорить с HNB Поговорить с HNB
Чем мы можем помочь?Общий запросИнвалидность по социальному обеспечению/SSIИнвалидность ветерановКомпенсация работникамТравмыТрудовое правоМедицинская небрежностьДома престарелых Халатность
Пожалуйста, оставьте это поле пустым.
Ваше увольнение с работы может быть связано с дискриминацией в отношении военнослужащих . Согласно закону USERRA, работодатели не могут совершать следующие действия:
Закон требует, чтобы вы уведомляли, когда это возможно, о том, что вы уходите с работы в связи с военной службой.
Но ваш работодатель обязан уважать вашу службу и вносить свой вклад в поддержку наших военнослужащих, сохраняя вашу работу.
Ключ к доказательству вашего заявления о незаконном увольнении из-за дискриминации по военной службе заключается в том, чтобы показать, что ваше увольнение было на самом деле связано с вашей службой.
В этом случае вам нужен опытный трудовое право адвокат. Адвокаты HNB знают, какие доказательства необходимо собрать, чтобы у вашего иска были наилучшие шансы на успех.
Вы можете узнать больше о видах возмещения ущерба, которые ваш работодатель может вам причитать, попросив наших юристов оценить ваше дело бесплатно.
Получите бесплатный обзор моего дела
Юристы Horenstein, Nicholson & Blumenthal по вопросам дискриминации на военной службе в штате Огайо могут определить, когда ваша потеря работы нарушила правила.
Если вы считаете, что вас уволили с работы из-за службы в вооруженных силах, вы можете предпринять два четких шага, чтобы дать отпор:
1) Подать жалобу в Службу трудоустройства и обучения ветеранов Министерства труда США (VETS).
2) Подать иск в федеральный суд.
Не стесняйтесь делать все возможное для защиты своих прав в сфере труда.
На каждом этапе опытный дискриминация на рабочем месте юрист из HNB может помочь вам добиться наилучших результатов, чтобы вы могли преодолеть травмирующую потерю работы.
Юристы HNB с гордостью работают с отдельными рабочими, военнослужащими и ветеранами вооруженных сил, а не с крупными компаниями и государственными учреждениями.
Вы многим жертвуете, чтобы служить своей стране. Вы также не должны жертвовать своими средствами к существованию.
Позвоните в HNB сейчас!
Юристы Horenstein, Nicholson & Blumenthal из штата Огайо, занимающиеся вопросами дискриминации на военной службе, помогут вам с иском о незаконном увольнении.
Национальная администрация архивов и документации не может вносить изменения или исправления в военные документы или в ваш демобилизованный статус, кроме внесения незначительных административных исправлений для исправления некоторых типографских ошибок.
Вам нужно будет обратиться в комиссию по рассмотрению вашего соответствующего отделения обслуживания для внесения исправлений или изменений. Инструкции о том, что отправить для каждого, перечислены ниже.
(НЕ отправляйте эти формы в Национальный архив. Обязательно используйте соответствующий адрес вашего сервисного отделения, указанный на обратной стороне формы.)
Следующая информация взята из Руководства по федеральным льготам для ветеранов и иждивенцев Департамента по делам ветеранов и предоставлена в качестве любезности. Мы рекомендуем вам проверять обновления или изменения непосредственно у VA:
Секретарь военного ведомства, действуя через комиссию по исправлению воинского учета, имеет право изменить любой воинский учет, когда это необходимо для исправления ошибки или устранения несправедливости. Исправительная комиссия может рассматривать заявления об исправлении воинского послужного списка, в том числе о пересмотре увольнения, вынесенного военными трибуналами.
Ветеран, оставшийся в живых или законный представитель, как правило, должны подать запрос на исправление в течение трех лет после обнаружения предполагаемой ошибки или несправедливости. Однако правление может оправдать непредставление документов в установленный срок, если сочтет, что это будет в интересах правосудия. Заявитель обязан показать, почему подача заявки была отложена и почему в интересах справедливости рассмотрение ее советом, несмотря на задержку.
Чтобы оправдать какое-либо исправление, необходимо к удовлетворению совета показать, что предполагаемая запись или упущение в записях были ошибочными или несправедливыми. Заявки должны включать все имеющиеся доказательства, такие как подписанные показания свидетелей или краткое изложение аргументов в поддержку запрошенного исправления. Заявление подается с помощью формы DD 149, которую можно получить в офисах VA, в ветеранских организациях или в Интернете (http://www. dtic.mil/whs/directives/forms/index.htm).
Каждая из военных служб имеет комиссию по рассмотрению увольнений, уполномоченную изменять, исправлять или модифицировать увольнения или увольнения, которые не вынесены по приговору военного трибунала. Совет не имеет права решать вопросы, связанные с увольнением по состоянию здоровья. Ветеран или, если ветеран умер или недееспособен, оставшийся в живых супруг, ближайший родственник или законный представитель могут подать заявление о пересмотре увольнения, написав в соответствующее военное ведомство, используя форму 293 Министерства обороны США. Эту форму можно получить в VA. региональный офис, от ветеранских организаций или из Интернета: http://www.dtic.mil/whs/directives/forms/index.htm. Однако, если увольнение произошло более 15 лет назад, ветеран должен подать заявление в соответствующий Совет службы по исправлению военных записей, используя форму Министерства обороны США 149., который обсуждается в разделе «Исправление воинского учета» этой брошюры. Пересмотр при увольнении проводится путем проверки досье заявителя и, если требуется, путем слушания перед советом.
Увольнение, присужденное в результате непрерывного периода несанкционированного отсутствия более 180 дней, лишает лиц права на получение пособий по программе VA независимо от действий, предпринятых контрольными советами по увольнению, если только VA не установит, что для отсутствия были веские обстоятельства. Комиссии по исправлению воинского учета также могут рассматривать такие дела.
Ветераны с ограниченными возможностями, возникшими или усугубившимися во время действительной военной службы, могут иметь право на получение медицинских или связанных с ними пособий независимо от увольнения и характера службы. Ветераны, уволенные в административном порядке на иных, чем почетные, условиях, могут потребовать пересмотра их увольнения с целью возможной переквалификации при условии, что они подадут апелляцию в течение 15 лет с даты увольнения. Вопросы, касающиеся пересмотра увольнения, следует направлять в соответствующую комиссию по рассмотрению увольнений по адресу, указанному в форме 29 Министерства обороны США.
Об авторе