Налоги — это обязательные платежи физических и юридических лиц государству. По способу взимания налоги делят на два основных типа: прямые и косвенные.
Прямые налоги — это обязательные платежи с доходов или имущества. Например, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество, транспортный налог и т.п. Их налогоплательщик вносит непосредственно в казну.
Косвенные налоги — это надбавки к цене товаров и услуг. Например, акцизы, таможенные пошлины, налог на добавленную стоимость. Формально эти налоги уплачивает государству продавец. Но в итоге продавец включает эти налоги в конечную цену, так что реально их платит покупатель.
Прямые налоги — это обязательные платежи, которые государство взимает непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика.
В России к прямым налогам относятся:
Прямые налоги с физических лиц.
Подоходный налог (налог на доходы физических лиц — НДФЛ). Налог на доходы физических лиц в России составляет 13% — по европейским меркам это низкая ставка.
Налог на наследование и дарение.
Транспортный налог.
Налог на недвижимость.
Прямые налоги с юридических лиц.
Налог на прибыль предприятия — корпоративный налог.
Налог на имущество предприятий.
Земельный налог с предприятий.
Налог на добычу полезных ископаемых. НДПИ дает наибольшие доходы российскому бюджету — более 50% налоговых поступлений.
Важнейшим прямым налогом является налог на прибыль предприятий. Его платят юридические лица. Объектом обложения выступает валовая прибыль предприятия.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги. Они могут быть универсальными (НДС, налог с продаж) и индивидуальными (на бензин, на табак).
Косвенные налоги уплачивает в казну производитель, поставщик или продавец. Чтобы не терять деньги, он включает эти налоги и в цену товаров и услуг, так что в результате косвенные налоги оплачивает из своего кармана потребитель.
В России к косвенным налогам относятся:
Акцизы — косвенные налоги в процентах от продажной цены товара. В России действуют акцизы на топливо, на легковые автомобили, на табачные изделия, алкоголь.
Таможенные пошлины — экспортные, импортные и транзитные.
Налог на добавленную стоимость (НДС). В России он составляет 20%.
Фискальные монополии — плата за государственные лицензии и разрешения, сборы и пошлины за оформление документов.
Главный плюс косвенных налогов для государства — высокая собираемость. Покупатель не может уклониться от уплаты этих налогов. Приобретая товар или услугу, гражданин автоматически уплачивает акцизы, пошлины, НДС и прочие косвенные налоги.
Другим плюсом косвенных налогов иногда называют их добровольность. Если человек не покупает алкогольные напитки, то соответствующий акциз его никак не затрагивает.
В то же время многих косвенных налогов избежать невозможно. НДС уплачивается почти со всех товаров и услуг, и это ведет к повышению цен. При этом уровень доходов покупателей не играет роли, поэтому для бедных бремя косвенных налогов оказывается тяжелее.
При относительно невысоких размерах косвенные налоги дают значительные поступления в государственный бюджет. Это создает для властей искушение повышать «незаметные» косвенные налоги, что подстегивает инфляцию — ведет к повышению цен и снижению уровня жизни.
Косвенные налоги скрывают от каждого отдельного лица сумму, которую оно платит государству, тогда как прямой налог ничем не замаскирован, взимается открыто и не вводит в заблуждение даже самого темного человека. Прямые налоги, следовательно, побуждают каждого контролировать правительство, тогда как косвенные налоги подавляют всякое стремление к самоуправлению.
Карл Маркс
В зависимости от ориентации на прямые и косвенные налоги выделяют четыре системы налогообложения.
Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц, доля косвенных налогов незначительна. Примеры стран с такой системой: США, Великобритания, Канада, Австралия.
Евроконтинентальная модель предусматривает высокие отчисления на социальное страхование и высокие косвенные налоги. Примеры: Бельгия, Германия, Нидерланды, Франция.
Латиноамериканская модель отдает предпочтение косвенным налогам в условиях высокой инфляции. Примеры: Боливия, Перу, Чили.
Смешанная модель комбинирует различные виды налогов, что позволяет избежать зависимости бюджета от отдельных групп налогов. Примеры: Италия, Россия.
Основные налоговые поступления в российскую казну приходятся на прямые налоги с юридических лиц. Экономика РФ ориентирована на торговлю нефтью и газом, и больше 50% поступлений дает Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). НДПИ относится к прямым налогам.
На втором месте — налог на прибыль, также прямой налог с юридических лиц. Далее в списке — косвенный налог на добавленную стоимость (НДС) и прямой налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Затем идут имущественные налоги и акцизы, свидетельствует статистика Федеральной налоговой службы.
Читайте также: Что такое налоговый резидент и нерезидент? Кто считается налоговым резидентом России
Система налогов в нашей стране объемная и структурированная. Налоговые сборы разделяются на несколько категорий, групп. Одна из самых распространенных классификаций — разделение на прямые и косвенные налоги. Что к ним относится? Это мы подробно и разберем в статье.
Далее мы обязательно рассмотрим, что является косвенным налогом. Но начнем с существующих распространенных классификаций налогов.
Разделение по месту поступления:
Разделение по применимости:
По методу изъятия денежных средств:
По субъекту взимания:
Для российской системы налогообложения определяющим является разделение на прямые и косвенные сборы. Поэтому данную классификацию мы рассмотрим более подробно.
Что относится к косвенным налогам, логично не входит в группу прямых. Взимание же последних происходит непосредственно со стоимости имущества или дохода налогообязанного лица. Данные налоги поступают в госбюджет сразу же после перечисления. Это обычно процент от стоимости объекта налогообложения. В нашей стране для определенных категорий населения предусмотрены льготы по их оплате, а иногда и полное освобождение от перечисления.
Главное достоинство прямых налогов — их проще рассчитывать и контролировать в дальнейшем. В целом именно они помогают управлять экономической ситуацией в стране. Каким образом? Избирательно воздействуют на сферы производства, способствуют созданию благоприятных условий для отдельных отраслей деятельности — тех, которым необходима поддержка государства.
Прямые налоги для физических лиц:
Прямые налоги для юридических лиц следующие:
Это налоги, которыми облагаются товары и услуги. Важно отметить, что величина сбора уже входит в их стоимость. В каких-то случаях это размер налога целиком, в каких-то — определенная его часть.
Таким образом, косвенный налог с продажи какого-либо товара или оказания услуги перечисляется продавцу, реализатору. Его обязанность — отправить сбор, оплаченный таким образом потребителем, в государственный бюджет.
Косвенные налоги — это налоги, которые фактически оплачивает покупатель. Продавец тут выступает посредником между ним и государством. Но именно реализатор ответственен за своевременность и правильность перечисления этого сбора в госказну.
Главная польза косвенных налогов для государства в том, что они позволяют гибко распределять налоговую нагрузку на граждан. Применение таких сборов помогает собрать значительную массу средств на общегосударственные расходы. Поэтому их используют в отношении товаров и услуг, пользующихся большим спросом у населения.
Косвенные налоги — это налоги, которые взимаются с конечного потребителя, а не с производителя, поставщика. Покупатель не погашает их специально. Сумма сбора уже включена в цену приобретаемого им товара или услуги.
Косвенные налоги — это налоги, перекладываемые на третьих лиц по замыслу законодателя, в процессе практики рыночных отношений.
Экономисты считают именно косвенные налоги эффективным инструментом регулирования экономического положения в государстве. Тут приводится три аргумента:
С определениями данных сборов мы знакомы. Но что входит в группу «косвенные налоги»? Что к ним относится? Это следующее:
Каждую из этих категорий мы далее разберем подробно.
Мы рассмотрели, какие налоги называют косвенными. В отношении их введена следующая классификация:
К косвенным налогам — налогам на прибыль в первую очередь — относится НДС. В государственную казну перечисляется добавленная стоимость товара или услуги. Она формируется на протяжении всех этапов его производства. Вносится в бюджет государства только после оказания услуги или приобретения покупателем товара.
Таким образом, бремя НДС ложится на конечных потребителей, а не на реализаторов. Это необходимо для того, чтобы продавцы и производители не уплачивали «налог на налог».
Что касается конечной ставки НДС, она зависит от реализуемого товара или услуги. На сегодня введены такие величины:
Законодательством установлен целый ряд работ, товаров и услуг, которые не подлежат обложению НДС. Например, к ним относятся образовательные услуги. Также существует и ряд налогоплательщиков, для которых перечисление налога необязательно. Это, к примеру, предприниматели и юрлица на УСН.
НДС также облагается следующее:
В заявлениях о косвенных налогах нередко указываются и акцизы. Это общегосударственные сборы на потребление определенного рода продукции.
Их экономическое значение в том, что акцизы оказывают значительное влияние как на условия производства, так и потребления подакцизных товаров. Государство облагает ими товары, вызывающие повышенный интерес у потребителей. Тем самым оно регулирует спрос на них.
Схема довольно проста для понимания. Государство повышает размер акцизов. Производители вынуждены повысить стоимость продукции. Возросшая цена несколько снижает спрос покупателей. Так как он уменьшается, производители вынуждены выпускать меньший объем своей продукции. В результате этого немалая часть материальных, денежных и трудовых ресурсов перетекает из этой отрасли производства в иные, более важные для общества.
Акцизы являются важной частью системы государственной налоговой политики. Их используют для увеличения объема поступлений в госказну, корректирования прогрессивного налогообложения, для ограничения отрицательного влияния каких-либо сфер производства на стимулирование спроса.
Плательщики здесь — как физические, так и юридические лица, производящие подакцизную продукцию, оказывающие подакцизные услуги на территории РФ.
К подакцизным операциям относится следующее:
Подакцизная продукция — это следующее:
Последняя групп косвенных налогов — таможенные пошлины. Ими облагаются импортные, экспортные и транзитные товары. Их взимают таможенные органы при ввозе и вывозе продукции с таможенной территории Российской Федерации. Функция взимания таких платежей возложена на Федеральную таможенную службу.
Ставки для этих косвенных налогов определены в Таможенном тарифе РФ. Их величина зависит от типа товара по ТН ВЭД, страны-производителя. Самые распространенные пошлины как в России, так и в мире — это импортные. Гораздо реже встречаются экспортные. Например, в отношении нефти. ВТО настаивает на их полной отмене. Что касается транзитных пошлин, в России они нулевые, да и в большинстве стран мира отменены.
В зависимости от способа начисления ставок, определены следующие группы таможенных пошлин:
Также существуют специальные, антидемпинговые, сезонные, компенсационные таможенные пошлины.
Главное разделение налоговых сборов в РФ — на прямые и косвенные. К последним относятся таможенные пошлины, НДС, акцизы, имеющие свои особенности.
Слово налог в современном мире знакомо практически каждому. Но сочетание «прямые и косвенные налоги» уже вызывает заминку, и лишь особо сведущие в бизнесе могут внятно объяснить, чем прямые отличаются от косвенных, зачем нужны, и другие нюансы этого понятия.
Само понятие означает обязательный платеж в казну государства (платежи бывают разные, они зависят от объекта налогообложения и плательщика – того, кто платит). С этим все понятно. Теперь разберемся, как и почему платежи делятся на разные виды, в чем различие, приведем примеры и разберемся в самих определениях.
Разница между прямыми налогами и косвенными заключается в нескольких основных пунктах. Здесь учитывается сам момент уплаты и связь между налогоплательщиком и предметом налогообложения.
Прямыми налогами являются те, налогоплательщиком которых является тот же субъект, которому принадлежит налогооблагаемый объект. Примером для начисления прямого налога может быть фирма (субъект), получившая прибыль (объект) и заплатившая с нее определенный процент государству или владелец недвижимости, платящий процент государству с кадастровой стоимости владения.
Косвенные налоги тоже платит налогоплательщик, но отличие в том, что ему платит, в свою очередь, другое лицо. К примеру: фирма (субъект) продает продукцию или услугу (объект) покупателю, платит с этого НДС, уже включенный в цену продаваемой продукции или услуги. По сути, налогоплательщик является промежуточным звеном. Здесь платит за все покупатель (даже не подозревая об этом), но не напрямую, а через посредника. Таковы общие отличия. Но есть еще нюансы, которые стоит рассмотреть подробнее.
С чего может взиматься прямой налог:
Объектом налогообложения могут быть:
Иными словами обложению прямыми налогами подлежит все, что имеется у налогоплательщика, и прямые налоги являются обязательными платежами.
Перечень таких уплат для физических и юридических лиц различен. Например, для физических лиц предметом для начисления прямых налогов могут являться:
А если рассмотреть все более подробно, то получится:
Перечень прямых налогов юридических лиц немного обширнее. У юридических лиц (фирм, предприятий) они взимаются с:
Здесь также можно подробнее рассмотреть механизм исчисления каждого из этих видов отчислений:
Прямые налоги подразделяются еще на две большие группы:
В первом случаем объектом для начисления выступает полученный доход, тот, который уже получили. Примером могут служить:
Во втором случае не все так однозначно. Здесь взимается оплата за предполагаемую прибыль, т.е. получить прибыль предполагается, но не означает, что она будет получена. Сюда можно отнести такие категории налогов:
Особенностью прямых налогов является то, что бремя их выплат полностью ложится на налогоплательщика. Желание платить меньшую сумму часто заставляет, нечистых на руку, людей искать всевозможные «лазейки» для сокрытия прибыли, декларировать меньшие суммы, скрывать наличие имущества или оценивать его дешевле, чем фактическая стоимость. Из-за этого прибыль государству по прямым налогам, как правило, меньше.
К косвенным относятся всевозможные надбавки (акциз, пошлины, НДС) к цене товара или услуги, которые фактически платит потребитель, используя налогоплательщика, как посредника. Получается, что потребитель оплачивает стоимость товара (услуги) продавцу, а продавец уже осуществляет плату налога в казну государства. Налоговая нагрузка здесь целиком ложится на конечного потребителя (покупателя), но в бюджет налоги попадают непосредственно от продавца (поставщика услуг или товара), как посредника. Это значит, что покупатель, сам оплачивает налог, не подозревая даже об этом.
Этот налог делится на 4 группы:
Стоит подробнее рассмотреть, какие виды косвенных налогов бывают, чтобы понять, для чего и за что мы, потребители, платим.
Про эти виды налогов можно сказать, что они являются основной частью государственного бюджета. Но большую часть косвенного налога составляют акцизы и НДС. Эти выплаты труднее избежать, поэтому они поступают в казну государства в полном объеме.
К достоинствам косвенного налогообложения можно отнести его закрытость для тех, кто фактически несет данное бремя.
К недостаткам — потерю части прибыли налогоплательщика. Это происходит вследствие того, что при повышении акциза или таможенного сбора повышается розничная цена, из-за чего падает спрос на товар, а продавец вынужден снизить цену продажи, теряя часть запланированной прибыли. Еще в один минус можно записать и то, что налоговая нагрузка распределена неравномерно между разными слоями населения с различным уровнем жизни.
Например, рост цен на сумму косвенного налога людьми с невысокими доходами ощущается больше, чем для класса с более высоким уровнем. Конечно, правильнее было бы применять более низкие ставки на товары, рассчитанные для менее зажиточных слоев населения, и наоборот, товары, рассчитанные на более обеспеченные слои, можно было бы облагать завышенной ставкой. Также отрицательным моментом можно считать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране.
Соотношение размеров прямых налогов и косвенных очень важно для функционирования налоговой системы страны. Например, в России сейчас идет тенденция к изменению долевого участия их в бюджете. Правильное распределение налоговой нагрузки позволит избежать влияния одной из разновидностей таких начислений на формирование государственного бюджета.
Сейчас, например, прямые налоги, поступающие от организаций, преобладают над теми, которые платят физические лица. В то же время, процент выплат по косвенным в несколько раз выше, чем по прямым налогам. Такие картины наблюдаются обычно в развивающихся странах. Развитые страны (к чему и нам надо стремиться) делают упор на прямое налогообложение.
Водный налог в нынешнем понимании возник недавно: в 2005 году Государственная Дума приняла решение дополнить НК РФ новой главой, подразумевающей необходимость совершения бюджетных платежей за пользование водными объектами по лицензии. Несмотря на относительную «молодость», фискальный сбор имеет четкую систему элементов, прописанный в законодательстве порядок уплаты и предоставления отчетности. За нарушение установленных норм предусмотрены штрафы и иные санкции.
Консультант Плюс
Попробуйте бесплатно
Получить доступДеятельность организаций, частных предпринимателей и физических лиц, связанная со специальным и общим водопользованием, в России регулируется двумя нормативными документами: Налоговым и Водным Кодексом. Это означает, что коммерческие структуры должны либо перечислять водный налог, либо вносить по установленным реквизитам арендные платежи.
Сроки сдачи 2-НДФЛ
Разобраться с тем, что облагается бюджетными обязательствами, непросто из-за хитросплетений законодательства. Даже опытный бухгалтер порой задается вопросом: «Водный налог – какой налог?».
До 2005 года организации и физлица, использовавшие водные объекты, обязательно получали лицензию и платили налог в установленном размере. С 2007 года в силу вступил Водный Кодекс, отменивший разрешительную документацию и заменивший налог арендными обязательствами.
Организации, физлица и ИП остаются «водными» налогоплательщиками до тех пор, пока не истечет срок их лицензии. Когда это случится, они должны будут заключить договор аренды с властями и перечислять прописанные в нем суммы по другим реквизитам.
Плательщиками налога являются предприятия и физлица, осуществляющие деятельность, связанную с использованием наземных или подземных водных ресурсов. К числу первых относятся те, кто работает на реках, озерах, водохранилищах, ледниках, болотах и иных естественных или искусственных объектах. Вторые эксплуатируют подземные источники и водные горизонты.
Разница в способе использования ресурсов влияет на характер «платы» за них. Первая категория пользователей ранее получала лицензии, выдача которых была приостановлена после 2007 года. Сегодня они являются плательщиками налога лишь в случае, если срок действия разрешительного документа не истек. Если он прекратился, то фискальные обязательства заменяют арендные перечисления.
Для второй категории пользователей остается актуален водный налог по НК РФ. Их деятельность по-прежнему подлежит лицензированию. Допустимый характер использования объектов, их границы и параметры определяются законодательством о недрах.
Как любое бюджетное обязательство, водный налог характеризуется набором элементов. В их число входит следующее:
Элементы водного налога сложны в понимании и трактовке из-за высокой вариативности. Способ исчисления налоговой базы зависит от того, вода какого объекта используется и в каких целях. Дополнительно существует система поправочных коэффициентов, устанавливаемых федеральными властями. Они учитывают инфляцию, превышение или непревышение лимитов забора по конкретному водоему, факт дальнейшей перепродажи воды и другие нюансы.
ЕНВД: сроки сдачи и уплаты
Водный налог относится к категории прямых, т.е. таких бюджетных обязательств, которые уплачиваются физическими и юридическими лицами с имущества или дохода.
Объектами налога, с которых перечисляются денежные средства в бюджет, признаются:
Являясь прямым налогом, водный сбор обладает следующими характеристиками:
Водный налог 2017 – прямой сбор, плательщики и правила расчета которого четко обозначены в законодательстве. Система льгот по нему не предусмотрена.
Водный налог – это федеральный налог, который должен уплачиваться в сроки, установленные Налоговым Кодексом – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом.
Налог необходимо перечислять в бюджет того субъекта, в котором находится водный объект, эксплуатируемый по лицензии, т.е. по месту фактического водопользования. Реквизиты ИФНС, которой подконтрольна конкретная территория, можно посмотреть на ее официальном сайте или взять в отделении.
КБК для водного налога – 182 1 07 03000 01 1000 110. Если вы уплачиваете пени, замените седьмую и шестую цифры на «21», если штраф – на «30».
Порядок заполнения платежного поручения такой же, как и для прочих налогов. В поле «Статус плательщика» компания ставит «01», т.к. рассчитывается с бюджетом по собственным обязательствам. В поле «Налоговый период» проставляется номер квартала, за который гасятся обязательства. Очередность платежа – «05».
Важно! Необходимо указать КПП и ОКТМО для той ИФНС, куда платится налог, т.е. для инспекции по месту водопользования.
Водный налог относится к федеральным обязательствам и действует на территории всей страны. Региональные нормативно-правовые акты, регулирующие порядок его расчета, уплаты или администрирования, не могут противоречить федеральным законам, в частности – Налоговому Кодексу.
Крым не является исключением с точки зрения водных обязательств. С 2015 года физические лица, ИП и организации, действующие на его территории, перечисляют налог по тем же ставкам и в том же порядке, что и жители остальных частей России.
Согласно статье 50 Бюджетного Кодекса, поступления от взимания водного налога в объеме 2/5 зачисляются в федеральный бюджет. 3/5 полученных средств направляется в субъект, на территории которого расположен конкретный водоем.
Водный налог имеет безусловную важность для экономики: он обеспечил рост фискальных поступлений в государственную казну. Второе его значение – экологическое. Он призван стимулировать компании и физических лиц использовать водные ресурсы рационально и не нарушать установленные лимиты, установленные по каждому природному объекту.
Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.
Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.
Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям
К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.
Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.
Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.
К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.
1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры — НДС или налог с продаж.
2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило — алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы.
3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).
4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.
Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.
Прямые и косвенные налоги
По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.
Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.
Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.
Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.
Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.
Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).
Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.
Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.
В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.
Определение 1
Налог – это финансовое обязательство физического или юридического лица перед государством, которое должно быть исполнено в установленные законом сроки.
Налогообложение решает вопросы распределения доходов между государством, юридическими и физическими лицами. Налоги отображают обязанность юридических и физических лиц принимать участие в создании финансовых ресурсов государства и, выступая инструментом перераспределения, способствуют устранению возникающих нарушений в системе распределения финансовых средств, сдерживают или стимулируют развитие определенной формы деятельности.
В современных условиях налоги выступают эффективным и важным звеном финансовой политики правительства.
Основные принципы налогообложения:
Замечание 1
Налоги – основной источник доходов бюджета государства, они являются главным инструментом перераспределения финансов между членами общества.
Фискальная политика представляет собой осознанное использование налоговых и расходных функций правительства с целью достижения поставленных государством макроэкономических целей. В фискальной системе налогообложения выделяют два вида налогообложения – прямое и косвенное.
Определение 2
Прямые налоги – это налоги, которыми государство облагает доходы физических и юридических лиц (заработную плату, любые виды прибылей и проценты), имущество (недвижимость, транспорт, земельные наделы). Данные сборы уплачиваются в государственную казну гражданами самостоятельно.
Прямой налог – наиболее ранняя исторически сложившаяся форма налогообложения. Прямые налоги подразделяются на реальных и личных налогах.
Виды прямых налогов, взимаемых с юридических лиц:
Величина прямых налогов определяется размером и уровнем доходом гражданина. Размер отчислений увеличивается с ростом заработной платы. Расчет сложный и подразумевает разделение на несколько категорий. Размер налога напрямую зависит от конкретного производства.
Виды взимаемых прямых налогов:
Определение 3
Косвенные налоги – это налоги, уплачиваемые формальными плательщиками (индивидуальные предприниматели, третьи лица – потребители товаров, выполненных работ и оказанных услуг). Налогоплательщиком выступает потребитель, который приобретает произведенную физическим или юридическим лицом продукцию. Начисление налогов осуществляется через посредников, являющихся производителями или владельцами организаций.
Размер налога изначально включен в стоимость товаров, услуг или выполненной работы. При этом отчисление налогов осуществляется после получения транзакции, оплаты покупателем продукции.
Характерные черты косвенных налогов: высокая собираемость – неотъемлемая часть налоговых сборов, торговые отношения регулярно проходят мониторинг налоговыми службами субъектов и государственными органами власти; оперативность – налоги поступают в государственную казну в строго определенные сроки и за короткий период.
Косвенными налогами являются:
Основу налоговой системы государства представляет соотношение прямых и косвенных налогов. Для оптимального соотношения важно, чтобы их доли выступали равноценными. Размер налогов должен строго соответствовать реальным доходам юридических и физических лиц. Путем уравнивания прямых и косвенных налогов происходит стабилизация ситуации и достигается равновесие среди различных сегментов рынка.
На сегодняшний день налоговые сборы, подлежащие уплате физическими лицами меньше, чем сборы для предприятий. Прямые налоги почти в два раза меньше, чем косвенные. Для того, чтобы фискальная система была наиболее оптимальной, учитывающей интересы всех сторон, важно добиться равноценного вклада каждого вида налогов.
В мировой практике существует несколько систем, отображающих соотношение прямых и косвенных налогов. Фискальная система РФ в основном представляет собой латиноамериканскую модель (основана на косвенных налогах в государственный бюджет, при росте цен и инфляции увеличиваются размеры налоговых отчислений), имеющую отдельные элементы евроконтинентальной модели (с высоким уровнем отчислений на социальное развитие и страхование). Доля сборов от предпринимательской деятельности составляет 70%.
Налог определяется как финансовое обязательство, это сбор, взимаемый правительством соответствующей страны с доходов, товаров и деятельности. Основная причина введения налогов заключается в том, что они являются основным источником доходов правительства. Налоги в целом классифицируются как прямой налог и косвенный налог, при этом первый взимается непосредственно с дохода или богатства человека, а второй — с цены товаров и услуг.
В случае прямого налога налогоплательщиком является лицо, которое несет его бремя. И наоборот, в случае косвенного налога налогоплательщик перекладывает бремя на потребителя товаров и услуг, и поэтому его уплата ложится на разных лиц. Давайте прочитаем статью, которая дает вам четкое представление о разнице между прямым и косвенным налогом.
Основа для сравнения | Прямой налог | Косвенный налог |
---|---|---|
Значение | Прямой налог — это налог, взимаемый с доходов и имущества человека и уплачиваемый непосредственно правительству. | Косвенный налог — это налог, взимаемый с лица, потребляющего товары и услуги, и косвенно оплачивается правительству. |
Природа | Прогрессивный | Регрессивный |
Заболеваемость и воздействие | Падение на одного человека. | Падает на другого человека. |
Типы | Налог на имущество, подоходный налог, налог на имущество, корпоративный налог, импортные и экспортные пошлины. | Центральный налог с продаж, НДС (налог на добавленную стоимость), налог на услуги, STT (налог на транзакции безопасности), акцизный сбор, таможенный сбор. |
Уклонение | Возможно уклонение от уплаты налогов. | Уклонение от уплаты налогов вряд ли возможно, так как оно входит в стоимость товаров и услуг. |
Инфляция | Прямой налог помогает снизить инфляцию. | Косвенные налоги способствуют инфляции. |
Наложение и сбор | Накладываются и собираются у оцениваемых лиц, т.е. отдельных лиц, HUF (индусская неделимая семья), компании, фирмы и т. | Налагается и взимается с потребителей товаров и услуг, но оплачивается и депонируется лицом, принимающим участие в оценке. |
Обременение | Невозможно сдвинуть. | С возможностью переключения |
Событие | Налогооблагаемый доход или имущество объекта оценки | Покупка / продажа / производство товаров и оказание услуг |
Прямой налог — это налог, взимаемый с дохода и богатства человека, который уплачивается непосредственно правительству, бремя такого налога не может быть перенесено.Налог носит прогрессивный характер, то есть увеличивается с увеличением дохода или благосостояния и наоборот. Он взимается в соответствии с платежеспособностью человека, то есть налог взимается больше с богатых и меньше с бедных. Налог взимается и собирается центральным правительством, правительством штата или местными органами.
Планы и политика прямых налогов рекомендуются Центральным советом по прямым налогам (CBDT), который находится в ведении Министерства финансов правительства Индии.
Есть несколько видов прямых налогов, например:
Косвенный налог — это налог, взимаемый с лица, потребляющего товары и услуги, и косвенно уплачиваемый государству. Налоговое бремя легко переложить на другого человека.
Налог носит регрессивный характер, т.е.е. по мере увеличения суммы налога спрос на товары и услуги уменьшается, и наоборот. Он взимается с каждого человека одинаково, независимо от того, богат он или беден. Администрирование налогов осуществляется либо центральным правительством, либо правительством штата.
Существует несколько видов косвенных налогов, например:
У прямого и косвенного налога есть свои достоинства и недостатки. Если мы говорим о прямых налогах, они справедливы, потому что они взимаются с человека в зависимости от его платежеспособности. Прямой налог является экономичным, поскольку его сбор меньше, но он не распространяется на все слои общества.
С другой стороны, если мы говорим о косвенных налогах, их легко реализовать, так как они включены в стоимость продуктов и услуг, и, вместе с тем, они отлично охватывают все слои общества.Одним из лучших преимуществ косвенного налога является то, что ставка налога на вредные продукты высока по сравнению с другими товарами, которые необходимы для жизни.
.Налоги классифицируются как прямые и косвенные налоги . Но смысл этих двух видов налогов не ясен. Долгое время экономисты по-разному интерпретировали эти два типа. Например, одна группа экономистов считала налоги на производство прямыми налогами , а налоги на потребление — косвенными налогами . J.S. Милль различал эти два типа налогов с точки зрения возможности сдвига налога.Любое лицо, с которого облагается налог, если он сам платит налог, это называется прямым налогом, а если он может переложить налог на кого-то, кто в конечном итоге его платит, то это называется косвенным налогом. Например, подоходный налог уплачивается лицом так же, как он взимается с полученного им дохода, поэтому это прямой налог. С другой стороны, налог с продаж, взимаемый с продавца, перекладывается на покупателя. В настоящее время различие между прямыми и косвенными налогами объясняется со ссылкой на основу оценки, а не с точки зрения оценки.Следовательно, налоги, исчисляемые на основе дохода, называются прямыми налогами, а налоги, начисляемые на основе расходов, — косвенными налогами. Однако и эта классификация не лишена трудностей. Например, когда доход одного человека рассматривается как расходы другого, налог на доход одного человека может стать налогом на расходы другого человека. Следовательно, до настоящего времени не было удовлетворительного различия между прямыми и косвенными налогами . Однако на практике это различие сохраняется больше с целью группирования различных налогов.
Оценка достоинств и недостатков прямых налогов указывает на то, что возникшие проблемы больше связаны с административным аспектом, а не с экономическим аспектом. В Индии были предприняты усилия для упрощения оценки, освобождения, процедур и возврата прямых налогов. Это помогло увеличить налоговые поступления от прямых налогов. Налоговые администраторы в Индии применяют методы убеждения вместо методов принуждения, чтобы получить как можно больше налоговых поступлений и свести к минимуму уклонение от уплаты налогов.Часто объявляются схемы амнистии, чтобы предоставить общественности возможность проявить честность.
Налоги — это, как правило, принудительные сборы, взимаемые с физических или юридических лиц, которые взимаются государственным органом, будь то местным, региональным или национальным, для финансирования деятельности правительства. В экономике налоги выпадают на тех, кто платит бремя налога, будь то облагаемое налогом юридическое лицо, например, предприятие, или конечные потребители товаров предприятия. (Источник: Investopedia). Это денежное бремя, которое ложится на людей или владельцев собственности, чтобы поддержать правительство.Это не добровольный платеж или пожертвование, а принудительный взнос в пользу государства.
Основная причина взимания налогов заключается в том, что они являются основным источником доходов для правительства, который может использоваться государством для покрытия своих расходов, таких как оборона, здравоохранение, образование, различные объекты инфраструктуры например, дороги, плотины, автомагистрали и т. д.
В основном существуют две формы налогов, а именно прямые и косвенные налоги.Они определяются в зависимости от способности конечного налогоплательщика переложить бремя налогов на кого-то другого. Прямые налоги позволяют правительству собирать налоги напрямую с потребителей, в то время как косвенные налоги позволяют правительству рассчитывать на стабильную и гарантированную прибыль через общество.
Прямой налог взимается непосредственно с налогоплательщика и уплачивается непосредственно государству теми, с кого он взимается. Он не может быть передан налогоплательщиком другому лицу.
1. Подоходный налог: Он взимается и уплачивается одним и тем же лицом в соответствии с различными налоговыми категориями, как это определено отделом подоходного налога. Он налагается государством на весь доход, получаемый различными организациями в пределах их юрисдикции. Все физические и юридические лица должны ежегодно подавать декларацию о доходах, чтобы определить, имеют ли они какие-либо налоги или имеют право на возврат налогов.
2. Корпоративный налог: Он также известен как корпоративный налог. Это налог на весь доход или прибыль, полученную корпорациями. Обычно он взимается с полученной прибыли. Компании и коммерческие организации облагаются налогом на прибыль в соответствии с положениями правил подоходного налога.
3. Налог на наследство (наследство): Налог на наследство, также известный как налог на наследство или налог на смерть, — это налог, который взимается в случае смерти человека. Это налог на имущество или общую стоимость денег и имущества умершего человека.
4. Налог на дарение: Это налог, который физическое лицо, получающее налогооблагаемый подарок, платит правительству.
1. Социально-экономическое равенство
Эта форма налогообложения указывает на социальную справедливость, поскольку она основана на платежеспособности. Экономическое положение людей определяет ставку, по которой они облагаются налогом. Кроме того, прогрессивный характер прямого налогообложения может помочь уменьшить неравенство доходов. Это хорошо видно по плитам и ограничениям на освобождение от уплаты налогов для разных слоев населения, таких как женщины, физические лица и пожилые люди.
2. Несомненность налога, подлежащего уплате
Налогоплательщик уверен в том, какой размер налога должен быть уплачен, поскольку ставки налога определяются заранее. То же самое относится и к правительству, которое может оценить налоговые поступления от прямых налогов.
3. Экономичный и недорогой механизм
Сбор прямых налогов, как правило, экономичен. Как и в случае подоходного налога с населения, налог может вычитаться у источника (TDS) из доходов или заработной платы физических лиц.Таким образом, государству не нужно много тратить на сбор налогов в том, что касается подоходного налога с населения.
4. Относительно эластичный
Увеличение доходов физических и юридических лиц приводит к увеличению доходов от прямых налогов. Повышение налоговых ставок увеличит налоговые поступления. Таким образом, прямые налоги относительно эластичны.
5. Сдерживает инфляцию
Прямые налоги могут помочь контролировать инфляцию. Когда инфляция находится на восходящей тенденции, правительство может увеличить налоговую ставку.С повышением налоговой ставки потребительский спрос может снизиться, что, в свою очередь, может способствовать снижению инфляции.
1. Уклонение от уплаты налогов
У нас в стране больше случаев уклонения от уплаты налогов из-за высоких налоговых ставок, плохой документации и коррумпированной налоговой администрации. Это помогает легко скрыть правильную информацию о доходах, и тем самым при манипулировании счетами поощряется уклонение от уплаты налогов.
2. Влияние на формирование капитала
Прямые налоги могут повлиять на сбережения и инвестиции.Из-за налоговых последствий уменьшается чистый доход физических лиц, что, в свою очередь, сокращает их сбережения. Сокращение сбережений приводит к низкому уровню инвестиций, влияя на накопление капитала в стране.
3. Произвольная ставка налогообложения
Прямые налоги являются произвольными. Не определена цель для определения налоговых ставок прямых налогов. Также произвольно определяются пределы освобождения от подоходного налога с населения, налога на имущество и т. Д. Следовательно, прямые налоги не всегда могут соответствовать требованию справедливости.
4. Неудобно
Прямые налоги неудобны из-за длительной процедуры подачи деклараций. Для большинства людей уплата прямого налога — это задача убедить себя уплатить часть своего дохода в виде налога государству. Это стимул для дальнейшего уклонения от уплаты налогов. Это также неудобно с точки зрения поддержания счетов в надлежащем виде.
5. Несбалансированность отраслевого налогообложения
В Индии существует отраслевой дисбаланс в том, что касается прямых налогов.Некоторые секторы, такие как корпоративный сектор, облагаются высокими налогами, тогда как сельскохозяйственный сектор на 100% освобожден от налогов.
Косвенные налоги — это налог, взимаемый посредником с лица, которое несет основное экономическое бремя налога. Он может быть передан налогоплательщиком другому лицу. Косвенный налог может увеличить цену товара, так что потребители фактически платят налог, больше платя за товары.
1.Таможенная пошлина:
Таможенная пошлина — это тариф или налог, взимаемый с товаров, перемещаемых через международные границы. Его цель — защитить экономику страны, рабочие места путем контроля за потоком товаров, особенно запрещенных и запрещенных товаров, в страну и из нее. Следовательно, проще говоря, это налог, взимаемый с импорта и экспорта товаров.
Согласно таможенному законодательству взимаются различные виды пошлин:
2. Центральный акцизный сбор:
Это налог, который взимается с подакцизных товаров, производимых в Индии и предназначенных для внутреннего потребления.Уплата Центрального акциза на произведенные товары является обязательной, если только они не освобождены от уплаты налога.
3. Налог на услуги:
Налог на услуги взимается с полной или совокупной суммы, взимаемой поставщиком услуг с получателя.
4. Налог с продаж:
Налог с продаж в Индии — это форма налога, взимаемого правительством с продажи или покупки определенного товара в стране. Налог с продаж взимается в соответствии с законодательством как центрального правительства, так и правительства штата.Как правило, каждый штат следует собственному Закону о налоге с продаж и взимает налог по разным ставкам.
5. Налог на добавленную стоимость (НДС):
Это налог на предполагаемую рыночную добавленную стоимость продукта или материала на каждом этапе его производства или распространения, который в конечном итоге передается потребителю. Это многоточечный сбор с каждого субъекта в цепочке поставок.
6. Налог на операции с ценными бумагами (STT):
STT — это налог, взимаемый со всех операций, совершаемых на фондовых биржах.STT применяется при покупке или продаже долевых инструментов, деривативов и паевых инвестиционных фондов. Лицо становится инвестором после оплаты STT при продаже ценных бумаг (акций). Продажа акций по истечении 12 месяцев подразумевает долгосрочную прибыль от прироста капитала, и не нужно платить налог на эту прибыль. В случае продажи акций до 12 месяцев, необходимо выплатить краткосрочный прирост капитала с фиксированной ставкой 10% от прибыли.
ПРЯМЫЕ НАЛОГИ | КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ |
---|---|
Прямые налоги полностью уплачиваются налогоплательщиком непосредственно государству | Косвенные налоги в конечном итоге уплачиваются -потребитель товаров и услуг. |
Налоги нельзя переложить | Налоги можно перенести |
Это может помочь снизить инфляцию | Это усилит инфляцию |
Возможно уклонение от уплаты налогов | От них невозможно уклониться, если они начислены на товары и услуги |
Возникают более высокие административные расходы | Затраты на администрирование меньше |
Прямой налог является прогрессивным | Косвенный налог является регрессивным |
Заключение:
Важны как прямые, так и косвенные налоги для нашей страны, поскольку они связаны с общей экономикой.Оба сбора взимаются центральным правительством и правительствами соответствующих штатов в соответствии с типом взимаемых налогов и важны для правительства, а также для перспектив роста страны.
.Налогообложение , введение государством обязательных сборов с физических или юридических лиц. Налоги взимаются почти во всех странах мира, в первую очередь для увеличения доходов для государственных расходов, хотя они служат и для других целей.
Эта статья касается налогообложения в целом, его принципов, целей и последствий; в частности, в статье обсуждается природа и цели налогообложения, следует ли классифицировать налоги как прямые или косвенные, история налогообложения, каноны и критерии налогообложения, а также экономические последствия налогообложения, включая смещение и распределение (определение того, кто несет основное бремя налогов, когда это бремя переходит от лица, которое считается юридически ответственным за него, другому).Для дальнейшего обсуждения роли налогообложения в налогово-бюджетной политике, см. правительственная экономическая политика. Кроме того, см. международная торговля для получения информации о тарифах.
В современной экономике налоги являются наиболее важным источником государственных доходов. Налоги отличаются от других источников доходов тем, что они являются обязательными сборами и являются безвозвратными, т. Е. Они, как правило, не уплачиваются в обмен на какую-либо конкретную вещь, например, конкретную государственную услугу, продажу государственной собственности или выпуск государственного долга. .Хотя налоги предположительно собираются для благосостояния налогоплательщиков в целом, ответственность отдельного налогоплательщика не зависит от какой-либо конкретной полученной выгоды. Однако есть важные исключения: например, налоги с заработной платы обычно взимаются с трудовых доходов для финансирования пенсионных пособий, медицинских выплат и других программ социального обеспечения — все из которых, вероятно, принесут пользу налогоплательщику. Из-за вероятной связи между уплаченными налогами и полученными выгодами налоги на заработную плату иногда называют «взносами» (как в Соединенных Штатах).Тем не менее, выплаты обычно являются обязательными, а связь с пособиями иногда довольно слабая. Другой пример налога, который связан с полученными выгодами, хотя и не очень хорошо, — это использование налогов на моторное топливо для финансирования строительства и содержания дорог и автомагистралей, услугами которых можно пользоваться только за счет потребления облагаемого налогом моторного топлива.
В 19 веке преобладала идея, что налоги должны служить главным образом для финансирования правительства.Раньше и снова сегодня правительства использовали налогообложение не только для фискальных целей. Один из полезных способов взглянуть на цель налогообложения, приписываемый американскому экономисту Ричарду А. Масгрейву, — это различать цели распределения ресурсов, перераспределения доходов и экономической стабильности. (Экономический рост или развитие и международная конкурентоспособность иногда указываются как отдельные цели, но обычно их можно отнести к трем другим.) При отсутствии веских причин для вмешательства, таких как необходимость уменьшения загрязнения, первая цель, ресурс Распределение осуществляется, если налоговая политика не препятствует распределению, определяемому рынком.Вторая цель — перераспределение доходов — призвана уменьшить неравенство в распределении доходов и богатства. Цель стабилизации — реализуемая посредством налоговой политики, политики государственных расходов, денежно-кредитной политики и управления долгом — заключается в поддержании высокого уровня занятости и стабильности цен.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняМежду этими тремя целями могут возникать конфликты. Например, распределение ресурсов может потребовать изменений в уровне или составе (или обоих) налогов, но эти изменения могут сильно сказаться на семьях с низкими доходами, тем самым нарушая цели перераспределения.Другой пример: налоги с высокой степенью перераспределения могут вступать в конфликт с эффективным распределением ресурсов, необходимых для достижения цели экономической нейтральности.
.
Об авторе