Вредные и опасные вещества и производственные факторы: Вредные производственные факторы — это… Что такое Вредные производственные факторы?

Вредные и опасные вещества и производственные факторы: Вредные производственные факторы — это… Что такое Вредные производственные факторы?

Содержание

Гигиена труда и производственная санитария. Основные определения. Классификация вредных производственных факторов. Опасный производственный фактор

ГИГИЕНА ТРУДА – профилактическая медицина, изучающая условия и характер труда, их влияние на здоровье и функциональное состояние человека и разрабатывающая научные основы и профилактические меры, направленные на профилактику вредного и опасного действия факторов производственной среды и трудового процесса на работающих.
УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды, в которой осуществляется трудовая деятельность человека.
Трудовой процесс требует определенного нервно-психического напряжения отдельных органов и систем человека, положения тела при работе и т.д.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ УСЛОВИЙ ТРУДА (ПДК, ПДУ) – уровни вредных производственных факторов, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе, но не более 40 часов в неделю, в течение всего рабочего стажа не должны вызывать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений.

Соблюдение гигиенических нормативов не исключает нарушение состояния здоровья у лиц с повышенной чувствительностью.
Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации, условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ – это система организационных, гигиенических, санитарных и технических мероприятий и средств, предотвращающих или уменьшающих воздействие на работающих вредных и опасных производственных факторов.

По степени и характеру действия на организм все фак­торы условно делят на вредные и опасные.

К вредным относятся такие факторы, которые становятся в определенных условиях причиной за­болеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.

Опасными называют такие факторы, которые приводят в определенных условиях к травматичес­ким повреждениям или внезапным и резким нару­шениям здоровья.



И опасные и вредные факторы могут быть естественного или природного и антропогенного характера, т.е. создаваемые человеком.

И ест. и антроп. факторы могут быть физическими, химическими, биологическими, и психофизическими.

Химические факторы:

Естественные: химические вещества поступающие в организм человека с воздухом, водой, пищей. (аминокислоты, витамины, белки, жиры, углеводы, микроэлементы).

Антропогенные: поступление веществ с различных предприятий и транспорта. Например химическое оружие.

Физические факторы:

Естественные: все климатические показатели: температура воздуха, влажность, скорость движения ветра, атмосферное давление, солнечная радиация.

Антропогенные: различные виды энергии генерируемые человеком: ионизирующее излучение, электрический ток, шумы, вибрация, искусственное освещение, оружие массового поражения.

Биологические факторы:

Естественные: микроорганизмы: бактерии, вирусы, грибки.

Антропогенные: биологические средства зашиты растений, выбросы предприятий пищевой промышленности, ферм, предприятий по производству белков, сывороток, вакцин, биологическое оружие.

Психофизические факторы:

По характеру их действия на организм человека их делят на физические перегрузки, статические и динамические и на нервно-психологические перегрузки. Прежде всего, умственное перенапряжение, монотонность труда и эмоциональные перегрузки.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или к другому внезапному резкому ухудшению здоровья. Травма – это повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним воздействием. Травма является результатом несчастного случая на производстве, под которым понимают случай воздействия опасного производственного фактора на работающего при выполнении им трудовых обязанностей или заданий руководителя работ.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными.

К опасным производственным факторам следует отнести, например:

§ электрический ток определенной силы;

§ раскаленные тела;

§ возможность падения с высоты самого работающего либо различных деталей и предметов;

§ оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

К вредным производственным факторам относятся:

§ неблагоприятные метеорологические условия;

§ запыленность и загазованность воздушной среды;

§ воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

§ наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений и др.

Классификация опасных и вредных производственных факторов

Во время выполнения своих профессиональных обязанностей многие категории работников подвержены воздействию опасных и вредных производственных факторов. Каждый работник вредного производства или служащий выполняющий опасную для своего здоровья функцию, должен в обязательном порядке быть проинструктирован о возможном негативном воздействии тех или иных производственных вакторов.

Классификация опасных и вредных производственных факторов

Пребывание на планете Земля не может считаться безопасным, даже для сотрудников работающих в офисе с установленной системой кондиционирования и очистки воздуха. От вредного воздействия электромагнитного излучения невозможно эффективно защититься. Работающие компьютеры и другая электротехника излучают огромное количество вредных для здоровья волн. Но, в этом случае можно говорить лишь о вредном производственном факторе.

Опасный для здоровья фактор может иметь место в случае разгерметизации энергоблока АЭС. При наступлении подобных чрезвычайных ситуаций, работники предприятия могут получить смертельную дозу радиации. Чтобы уметь правильно рассчитать возможные риски для здоровья существует официально принятая классификация опасных и вредных, для здоровья работника, факторов.

К вредным факторам относятся:

  • Возможность приобретения профессионального заболевания во время выполнения трудовых обязанностей.
  • Повышенный риск инфекционных заболеваний.
  • Выполнение работы, которая может стать причиной нарушения репродуктивной функции.
  • Деятельность, в результате которой может наступить временное или длительное ухудшение работоспособности.
  • При стечение многих негативных факторов вредное производство может стать опасным и даже привести к летальному исходу.

К опасным производственным факторам принято относить следующие:

  • Выполнение трудовых обязанностей, в результате которых может наступить резкое ухудшение здоровья.
  • Работа, которая может стать причиной смерти человека.

Существует огромное количество опасных профессий, которые также подразделяются на различные виды негативного воздействия на человеческий организм.

Опасные производственные факторы могут быть:

  • Физическими.
  • Химическими.
  • Биологическими.
  • Психофизиологическими.

К физическим опасным производственным факторам относятся: повышенная вибрация, неблагоприятная для здоровья человека температура воздуха, электрический ток, движущиеся механизмы и машины, повышенная запылённость.

Химическими факторами могут являться любые вредные для человеческого организма вещества, приводящие к отравлению, раздражению кожных покровов и слизистых оболочек, обладающие канцерогенным воздействием.

Биологическую опасность для работников могут представлять различные патогенные микробы, а также продукты их жизнедеятельности.

К психофизиологическим опасным воздействиям относятся: чрезмерное умственное напряжение, чрезмерные физические нагрузки, монотонность труда.

Профессии с наибольшей угрозой здоровью

Среди большого количества разновидностей профессиональной деятельности человека, которые могут вызвать увечья и даже смерть, есть профессии с наибольшей угрозой здоровью.

К этой категории профессиональной деятельности относятся:

Не всегда опасность профессии останавливает людей от занятий той или иной профессиональной деятельностью, которая несёт в себе опасность для здоровья и жизни.

Для многих людей, проживающих в отдалённых населённых пунктах, просто не существует альтернативных видов трудовой деятельности, кроме тех, которые связаны с высоким риском.

Классы условий труда

Факторы негативного воздействия условий труда могут разделяться не только на категории и виды, но и на классы.

Существуют 4 основных класса условий труда

1 класс

Условия труда, которые позволяют полностью сохранить работоспособность, даже в том случае если выполнение служебных обязанностей осуществляется в течение десятилетий. Даже если при осуществлении профессиональной деятельности работник и подвергается негативному воздействию, то такое воздействие не превышает предельно допустимых значений.

2 класс

Условия труда второго класса характеризуются как «допустимые».

Нагрузки в этом сегменте деятельности человека значительно более серьёзные, но человек полностью восстанавливается после отдыха, при этом, практически, полностью отсутствуют внешние негативные факторы на здоровье.

3 класс

Этот вид классификации условий труда подразумевает наличие вредного фактора, воздействие которого превышает предельно допустимое безопасное воздействие на организм человека.

4 класс

Наивысший класс опасности, который характеризуется экстремальными условиями выполнения профессиональных обязанностей. При осуществлении трудовой деятельности 4 класса опасности существует высокий риск приобретения стойких негативных последствий для здоровья, существует опасность летального исхода в процессе работы.

Для определения класса условий труда производится аттестация рабочего места, после которой рабочему месту присваивается тот или иной класс опасности.

Что такое вредные условия труда? Об этом более подробно мы рассмотрим в этой статье.

В этой статье вы узнаете, как восстановить трудовую книжку максимально быстро.

Как трудоустроить инвалида на работу? Об этом написано в этом материале.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ

По степени концентрации вредных веществ, рабочему месту присваивается тот или иной класс опасности. Превышение ПДК вредных веществ способно в течение непродолжительного времени причинить очень серьёзный урон здоровью человека, поэтому важно знать концентрации опасных веществ, при которых работа без специальной защиты не допускается. Содержание вредных веществ в воздухе выражается в: мг/ м3.

Предельно допустимая концентрация опасных веществ зависит от типа и степени опасности, и должна соответствовать следующей норме:

  • Чрезвычайно опасные вещества — допустимая концентрация менее 0,1 мг/м3.
  • Высоко опасные — 0,1 — 1,0 мг/м3.
  • Умеренно опасные — 1,0 — 10 мг/м3.
  • Малоопасные — более 10 мг/м3.

К первому классу опасности относятся: соединения ртути, свинца, хлора, а также радиоактивные вещества.


Второй класс опасности представлен следующими элементами и соединениями: кадмий, кобальт, соединения брома, мышьяк, формальдегид.

Опасная работа сварщика

К третьему классу опасности относятся: бензин, трихлорэтилен, соединения марганца, азотная кислота. Четвёртый класс: метан, аммиак, алюминий. Данный список далеко не полный, но позволяет получить представление об опасности некоторых веществ.

Средства и методы защиты работников

В том случае, когда концентрация вредных веществ превышает предельно допустимые значения, работодатель обязан обеспечить работников индивидуальными и общими средствами защиты.

Индивидуальные средства защиты, позволяют защитить органы дыхания, зрения, кожный покров человека от воздействия химических и физических факторов негативного воздействия. К данным элементам относятся респираторы, защитные очки и одежда.

Если существует опасность падения тяжёлых предметов, то обязательным условием, является ношение каски. К коллективным методам защиты работников, относятся различные виды сооружений, которые препятствуют падению человека при работе на высоте.

Если негативный фактор находится в воздухе, то устанавливается принудительная вентиляция и другое оборудование, которое способствует удалению вредных веществ.

Заключение

Определение и уменьшение воздействия всех негативных факторов, позволяет, насколько это возможно, уменьшить риск травматизации и приобретения профессиональных заболеваний лицами, деятельность которых связана с высоким уровнем опасности для здоровья и жизни.

На каждом предприятии, в процессе деятельности которого, возможно негативное воздействие на здоровье людей, должен находиться специалист, обязанностью которого, является обязательная проверка и мониторинг состояния оборудования и средств защиты от негативного воздействия неблагоприятных факторов.

Вредные производственные факторы, профессии, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры (аннотация к документу от 16. 11.2009)

В соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения» от 18 сентября 2009 года и в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения утверждены:

1) Перечень вредных производственных факторов, профессий, при которых проводятся обязательные медицинские осмотры согласно приложения 1 к Приказу;

2) Правила проведения обязательных медицинских осмотров согласно приложения 2 к Приказу.

Так, неблагоприятными производственными факторами, при которых обязательны предварительные и периодические медицинские осмотры работников и медицинские противопоказания к допуску на работу, помимо прочих, являются:

 

Опасные и вредные вещества и производственные факторы

Периодичность осмотров

Участие врачей, специалистов

Лабораторные и функциональные исследования

Медицинские противопоказания

II. Факторы и работы

3. Факторы трудового процесса по показателям тяжести и напряженности

 

Правила проведения обязательных медицинских осмотров определяют порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными производственными факторами.

Целью предварительных медицинских осмотров при поступлении на работу является определение пригодности работников по состоянию здоровья к выполнению основных обязанностей по профессии.

Периодические медицинские осмотры проводятся с целью:

1) динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

2) выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

3) своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся субъектами здравоохранения, располагающими квалифицированными специалистами, необходимыми приборами, оборудованием, химическими реактивами для проведения функционально-диагностических и лабораторных исследований и материально-техническими ресурсами, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности по оценке профессиональной пригодности по состоянию здоровья.

 

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Химически вредные производственные факторы - Справочник химика 21

    По характеру воздействия на организм химические вредные производственные факторы подразделяют следующим образом  [c.70]

    ХИМИЧЕСКИ ВРЕДНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФАКТОРЫ [c.38]

    Наиболее характерные для химической промышленности опасные и вредные производственные факторы приведены ниже.[c.128]

    Химические опасные и вредные производственные факторы в зависимости от воздействия на организм подразделяются на токсические, раздражающие, канцерогенные (вызывающие образование злокачественных опухолей), мутагенные (воздействующие на генетический аппарат клетки) они могут проникать в организм человека через органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, кожные покровы и слизистые оболочки. [c.12]


    Уровни опасных и вредных производственных факторов, возникающих при использовании химических веществ, не должны превышать допустимых значений, предусмотренных государственными стандартами и санитарно-гигиеническими нормами. [c.4]

    Работа в химической лаборатории неизбежно связана с ря- дом опасных и вредных производственных факторов, поэтому организации безопасного труда химиков должно быть уделено особое внимание. [c.8]

    Опасные и вредные производственные факторы классифицируют по ГОСТ 12. 0.003—74 и подразделяют на физические, химические, биологические и психофизиологические. [c.11]

    Химические, биологические и психофизиологические опасные и вредные производственные факторы по характеру воздействия на работающего очень разнообразны и по ГОСТ 12.0.003—74 подразделяются на группы. [c.30]

    Опасные и вредные производственные факторы разделяют на следующие группы физические, химические, биологические и психофизиологические (ГОСТ 12.0.003—74). [c.127]

    Химические вредные и опасные производственные факторы (в том числе производственные яды) по характеру воздействия на организм человека подразделяются па общетоксичные, раздражающие, сенсибилизирующие, канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродуктивную функцию.  [c.40]

    При работе аппаратов в условиях химических и нефтехимических производств следует учитывать возможность возникновения следующих опасных и вредных производственных факторов.

Вредные вещества и опасные отходы

Экологическое руководство

Экологическое руководство Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде Обзор Управление богатыми и разнообразными природными ресурсами нашей планеты становится все более сложной задачей.В нашем глобализированном мире взаимосвязанных

Дополнительная информация

St r at e g i c Ap p o a c h

Стр ат е г и к а п р о а к а х к о н и е н и е в Ин т е р н ат и о н а л и х е м е н а м е н т е т тексты и резолюции СПМРХВ и резолюции Международной конференции по обращению с химическими веществами, ООН

Дополнительная информация

Как быть устойчивым с туризмом

КЕБЕКСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ОБ ЭКОТУРИЗМЕ В рамках Международного года экотуризма ООН, 2002 г. , под эгидой Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Всемирной туристской организации

Дополнительная информация

Минаматская конвенция о ртути

Минаматская конвенция о ртути Стороны этой Конвенции, признавая, что ртуть является химическим веществом, вызывающим глобальную озабоченность в связи с ее переносом в атмосфере на большие расстояния и стойкостью в окружающей среде

Дополнительная информация

Организация Объединенных Наций по окружающей среде

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ EP United Nations Environment Distr.GENERAL UNEP / POPS / INC.3 / INF / 5 11 июня 1999 г. ТОЛЬКО НА АНГЛИЙСКИЙ МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ ПЕРЕГОВОРНЫЙ КОМИТЕТ ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ДОКУМЕНТУ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

Дополнительная информация

Экономический и Социальный Совет

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ E ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ Distr. GENERAL CEP / AC.10 / 2005/5 12 апреля 2005 г. ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ ЕВРОПЫ КОМИТЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ Рабочая группа по охране окружающей среды

Дополнительная информация

Информационный бюллетень ГЭФ по ртути

Ресурсы GEF Factsheet.В рамках ГЭФ 5 (2008-2012 гг.) На проекты выделяется 15 млн долларов США. На данный момент одобрено 8,3 млн долларов США по 12 проектам. Поддерживаемые мероприятия Примеры мероприятий, уже профинансированных фондом

Дополнительная информация

Глобальный экологический фонд

Глобальный экологический фонд GEF / C.15 / Inf.14 25 апреля 2000 г. Совет ГЭФ 9-11 мая 2000 г. РЕШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ УГРОЗЫ УСТОЙЧИВЫХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ На своем заседании в декабре 1999 г. Совет запросил

Дополнительная информация

1. Раздел 303 (d) Закона о чистой воде

Департамент по контролю за токсичными веществами Внимание: Крысия фон Бург, координатор правил П.О. Box 806 Sacramento, CA 95812-0806 [email protected] 10 октября 2012 г. Тема: Предлагаемые более безопасные потребительские товары

Дополнительная информация

Глава Пункты Стр.

Приложение II Маврикийская стратегия по дальнейшему осуществлению Программы действий по устойчивому развитию малых островных развивающихся государств Содержание Глава Пункты Стр. Преамбула... 1 15

Дополнительная информация

Проблемы SCP для бизнеса и промышленности

Проблемы УПП для бизнеса и промышленности Введение Бизнес и промышленность являются ключевыми игроками в повестке дня УПП. Они составляют основу производства, а также являются ключевыми потребителями в организации. Как самый главный

Дополнительная информация

ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ

1 Вредные вещества и опасные отходы ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ОПАСНЫЕ ОТХОДЫ ЮНЕП является основной движущей силой в системе ООН для деятельности, связанной с безопасным регулированием химических веществ.Целью деятельности является продвижение химической безопасности и предоставление странам доступа к информации о токсичных химикатах. ЮНЕП способствует химической безопасности, предоставляя консультации по вопросам политики, техническое руководство и наращивание потенциала развивающимся странам с переходной экономикой, включая деятельность по химическим веществам, связанную с осуществлением Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ). СПМРХВ был принят в 2006 году Международной конференцией по регулированию химических веществ. В ЮНЕП размещается Секретариат СПМРХВ, который поддерживает реализацию СПМРХВ во всех секторах, обслуживая Международную конференцию по регулированию химических веществ и региональные межсессионные совещания, поддерживая сеть заинтересованных сторон и содействуя Программе быстрого старта, которая помогает развивающимся странам и странам с переходной экономикой при первоначальном внедрении СПМРХВ, в том числе через целевой фонд, управляемый ЮНЕП.Кроме того, ЮНЕП разработала план работы по реализации компонентов СПМРХВ, связанных с окружающей средой. План работы был принят к сведению Советом управляющих ЮНЕП на его 24-м заседании. План работы содержит мероприятия, связанные с: наращиванием потенциала; оценка риска, например Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях и Роттердамская конвенция о предварительном обоснованном согласии в отношении отдельных опасных химических веществ. Тони Домански, операционный менеджер по ИТ и инфраструктуре Reverse Garbage Co-op, позирует с печатными платами компьютера, подлежащего переработке 4 июня 2007 года в Сиднее, Австралия.Кооператив на западе Сиднея перерабатывает такие машины, как компьютеры и персональные развлекательные устройства, чтобы не допустить их попадания на свалки. Материнские платы и другие используемые материалы удаляются и повторно используются в восстановленных машинах, а также продаются художникам для художественных работ. Так называемые электронные отходы от таких машин в настоящее время растут более чем в три раза по сравнению с обычными бытовыми отходами в Австралии. Картина похожа во всем мире. В Западной Азии электронные отходы являются одним из наиболее быстрорастущих сегментов потока отходов.Несмотря на предварительные инициативы некоторых стран, ведомства, отвечающие за управление отходами в регионе, не обладают достаточными знаниями о составе электронных отходов и управлении ими. Кроме того, статус электронных отходов в большинстве стран региона неизвестен, а в регионе отсутствуют стандартизированные методологии и руководства для проведения такой оценки. Для решения этой проблемы Региональное отделение ЮНЕП для Западной Азии работает с Международным союзом электросвязи (Арабский регион) и Региональным центром Базельской конвенции в Каире, Египет, с целью содействия управлению электронными отходами в Западной Азии путем инициирования наращивания потенциала на региональном уровне с помощью знаний. обмен в сотрудничестве с правительствами региона, экспертными учреждениями и соответствующими агентствами.Пилотный проект для региона начнется с регионального семинара в марте Ian Waldie / Getty Images 90 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

2 ЮНЕП в 2007 году Окружающая среда в целях развития 91

3 Вредные вещества и опасные отходы СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К МЕЖДУНАРОДНОМУ УПРАВЛЕНИЮ ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ Год увидела консолидацию усилий секретариата СПМРХВ по реализации. Региональный регион, арабские страны, страны ЕС-JUSSCANNZ (страны Европейского союза плюс Япония, США, Швейцария, Канада, Австралия, страны. Проект по разработке методов отчетности о реализации СПМРХВ был инициирован под руководством международного руководящего комитета. Исполнительный совет Программы ускоренного запуска СПМРХВ принял бизнес-план программы, и на момент написания ожидалось, что Целевой фонд Программы ускоренного запуска достигнет целевого показателя пополнения в 2007 г. в размере от 6,3 до 6,6 миллиона долларов. В 2007 году Комитет по реализации Целевого фонда утвердил 32 проекта на общую сумму около 4 миллионов долларов США.Эти проекты будут реализованы правительствами 29 стран и тремя организациями гражданского общества с участием 38 стран, включая 13 наименее развитых стран и четыре малых островных развивающихся государства. В течение года к секретариату присоединился сотрудник Всемирной организации здравоохранения, и было достигнуто соглашение о проведении следующей сессии руководящего органа СПМРХВ, Международной конференции по регулированию химических веществ, совместно с Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае, признает СПМРХВ. что устойчивое развитие предполагает рациональное регулирование химических веществ.Однако в большинстве планов развития в развивающихся странах и странах с переходной экономикой не уделяется первоочередного внимания рациональному регулированию химических веществ. Сектор химических веществ ЮНЕП разработал программу партнерства с ПРООН по интеграции рационального регулирования химических веществ в планы развития развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Основываясь на инициативе ЮНЕП-ВОЗ по связям в области здравоохранения и окружающей среды, цель партнерства состоит в том, чтобы помочь развивающимся странам оценить их рациональное регулирование режимов химических веществ относительно стратегических целей СПМРХВ и разработать план для начала устранения пробелов в национальный режим.Он также направлен на улучшение включения национальных приоритетов рационального управления химическими веществами в повестку дня национального развития (например, стратегические планы сокращения бедности, стратегии помощи странам, рамки развития ООН и т. Д.). Программа стартовала в ноябре 2007 года и будет осуществляться как минимум в шести странах (Уганда, Замбия, Эквадор, Камбоджа, бывшая югославская Республика Македония и Беларусь). Другие страны могут быть включены на более позднем этапе в зависимости от доступного финансирования.Содействие рациональному регулированию химических веществ будет также зависеть от развития национальной правовой и институциональной инфраструктуры в странах. Однако большинству развивающихся стран и многих стран с переходной экономикой не удалось создать необходимую национальную правовую и институциональную инфраструктуру для рационального регулирования химических веществ. Исходя из этого, Сектор химических веществ ЮНЕП получил финансирование от Швеции для реализации проекта по развитию правовой и институциональной инфраструктуры для поддержки экологически безопасных химических веществ, который состоит из региональных семинаров с целью выявления и оценки потребностей и соответствующей правовой и институциональной инфраструктуры.В регионе Центральной и Восточной Европы были организованы региональные семинары. ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ В быстро глобализирующейся экономике доступ к роли в развитии и рациональном регулировании использования химических веществ в окружающей среде, как это предусмотрено в главе 19 Повестки дня на XXI век. В соответствии с целями Всемирного саммита по устойчивому развитию 2002 года, заключающегося в обеспечении рационального регулирования химических веществ к 2020 году, ЮНЕП по химическим веществам запустила проект Сети обмена химической информацией (CIEN) для улучшения доступа к источникам информации о химических веществах и содействия созданию сетей на национальном и субрегиональном уровнях. уровни.Были усилены существующие проекты в 13 африканских странах с упором на наращивание их технического потенциала в использовании CIEN в качестве основы для их механизма отчетности по выполнению многосторонних природоохранных соглашений (МПС). Следуя рекомендациям региональных семинаров по укреплению потенциала Стокгольмской конвенции, UNEP Chemicals запустила несколько инструментов для ускорения обмена информацией. Эти 92 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

4 ЮНЕП в 2007 году включают инструменты электронного обучения для оказания помощи странам в создании потенциала для экологически безопасного регулирования химических веществ за счет улучшения информации о химических веществах, а также электронного форума для обеспечения платформы для обмена информацией и опыт национальных заинтересованных сторон и других лиц, участвующих в использовании и регулировании химических веществ.Региональный сетевой проект правоохранительных органов в июне Финансируемый Шведским агентством международного сотрудничества в области развития (SIDA), проект направлен на инициирование регионального сотрудничества между странами Северо-Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. Это позволит им лучше контролировать свой импорт и экспорт химических веществ, включая озоноразрушающие вещества (ОРВ), стойкие органические загрязнители (СОЗ) и химические отходы, путем содействия дальнейшему региональному сотрудничеству для контроля за трансграничным перемещением этих химических веществ.Проект улучшит каналы связи для неформального обмена информацией и разработает общие инструменты для управления данными и сотрудничества за счет расширения существующей сети по обеспечению соблюдения ОРВ и интеграции контроля над химическими веществами, охватываемыми Монреальским протоколом и семинаром Роттердамской региональной сети правоохранительных органов Юго-Восточной Азии и Южной Азии. состоялась в ноябре 2007 года на Бали, Индонезия. ИНИЦИАТИВА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА Использование или неправильное использование химикатов подчеркивает тот факт, что для многих из нас, потребителей и производителей, отсутствует наша способность мыслить за пределами ближайшего горизонта назначения продукта, возвращаясь к его происхождению или ожидая его утилизации.Вместе с токсикологией и химией (SETAC) ЮНЕП реализует Инициативу жизненного цикла, продвигая практические подходы к оценке экологических, социальных и экономических возможностей, рисков и компромиссов, связанных с продуктами и услугами на протяжении всего их жизненного цикла, и предотвращения негативных воздействий. В 2007 году Инициатива жизненного цикла запустила Фазу II () с 10 проектами, касающимися методологий для подходов к жизненному циклу, управления жизненным циклом для бизнеса, развития возможностей. Большинство потребителей и производителей не имеют возможности мыслить за пределами ближайшего горизонта назначения продукта. до его возникновения или вперед в его распоряжение.Инициатива жизненного цикла ЮНЕП направлена ​​на решение этой проблемы. и подходы к жизненному циклу для ресурсов, материалов и потребительских товаров. Эти проекты включают круглый стол со Всемирным советом предпринимателей по устойчивому развитию, награду LCA Award 2008, преобразователь открытого формата данных для инвентаризаций жизненного цикла, глобальный реестр базы данных инвентаризаций жизненного цикла, улучшение характеристических факторов в оценке воздействия жизненного цикла на экологию. токсичности и методологии для различных аспектов оценки жизненного цикла, таких как социальные аспекты, использование и потребление воды, международные эксперты сотрудничают с Инициативой, и более 100 стран представлены в этом сообществе жизненного цикла.Одним из главных результатов 2007 года стала электронная библиотека по управлению жизненным циклом и публикация «Управление жизненным циклом: бизнес-руководство по устойчивости», в которой представлены более 20 бизнес-примеров, от малых предприятий до корпораций, которые объединяют реализацию жизненного цикла. подходы в своей повседневной практике, включая проектирование для обеспечения устойчивости, вопросы управления цепочкой поставок и расчет стоимости жизненного цикла. Церемония вручения награды «Оценка жизненного цикла 2007 года за лучшую среду для развития» 93

5 Проекты жизненного цикла вредных веществ и опасных отходов, поступающие из стран, не входящих в ОЭСР, выделили 14 успешных проектов, шесть из которых были представлены Южной Африкой, Зимбабве, Бразилией, Ганой и Тайвань.УПРАВЛЕНИЕ ОТХОДАМИ При поддержке правительства Норвегии, дополненной деньгами Японского трастового фонда и Фонда окружающей среды, Международный центр экологических технологий (IETC) ЮНЕП продолжил реализацию трех пилотных демонстрационных проектов по комплексному управлению твердыми отходами в новом районе Уси Народной Республики. Китая, города Пуна в Индии и города Масеру в Лесото. Четвертый пилотный проект по обмену отходов реализуется в Пенанге, Малайзия. Планы интегрированного управления твердыми отходами охватывают все источники отходов, в том числе муниципальные и промышленные, и все этапы цепочки управления отходами, включая минимизацию отходов, разделение отходов для повторного использования и переработки, сбор и транспортировку, сортировку для восстановления материалов, Балийский стратегический план, акцент занимается наращиванием потенциала местных партнеров, чтобы они могли реализовывать аналогичные проекты для других городов в своих странах и регионах.Были разработаны учебные материалы с описанием характеристик отходов, оценкой имеющихся пробелов, постановкой задач для комплексных проблем с твердыми отходами, разработкой комплексного плана управления твердыми отходами с соответствующими политиками и технологиями, подготовкой стратегии реализации и созданием системы мониторинга и обратной связи . Знания и опыт, полученные в рамках этого проекта, используются для разработки пакета учебных материалов для политиков и практиков, которые позволят им разработать планы интегрированного управления твердыми отходами.Новые потоки отходов, такие как электронные отходы, становятся очень важными, особенно для сборщиков мусора и переработчиков отходов, из-за их экономической ценности. Однако они также содержат большое количество опасных веществ. Два руководства по снижению рисков и увеличению переработки электронных отходов В Найроби, Кения, где находится штаб-квартира ЮНЕП, управление твердыми отходами - это давно забытая проблема. Большая часть отходов, производимых более чем четырьмя миллионами человек, живущих в столице Кении, попадает на свалку Дандора площадью 30 акров, куда ежедневно поступает около 2000 тонн мусора, включая опасные отходы, от токсичных химикатов до медицинских острых предметов.94 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

6 ЮНЕП в 2007 году была подготовлена ​​для оказания помощи лицам, определяющим политику, и практикующим специалистам в оценке количества и состава электронных отходов и в разработке планов управления электронными отходами с упором на минимизацию рисков и максимальную переработку. В 2007 году ЮНЕП заказала исследование воздействия свалки Дандора на окружающую среду и здоровье населения в Найроби, Кения. Исследование, проведенное в сотрудничестве с командой врачей из больницы Кеньятта в Найроби и больницы Св.В неформальной школе Джона обследовано 328 детей и подростков, живущих недалеко от свалки, и обнаружены высокие уровни загрязнения тяжелыми металлами, такими как свинец, кадмий и ртуть, часто превышающие международно признанные уровни. Почти половина из них страдают респираторными заболеваниями, такими как хронический бронхит и астма. На презентации отчета, который состоялся всего в нескольких метрах от свалки Дандоры, исполнительный директор ЮНЕП Ахим Штайнер пообещал оказать поддержку ЮНЕП городскому совету Найроби в разработке интегрированной системы управления твердыми отходами в сотрудничестве с другими агентствами ООН.Вскоре после запуска городской совет объявил, что через 30 лет свалка Дандора будет закрыта и будет создана в другом месте. В настоящее время ЮНЕП работает над свалкой Дандора и, в более широком смысле, над улучшенной системой управления отходами в Найроби, которая должна учитывать экологические и социально-экономические проблемы. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ЗДОРОВЬЕ Вопросы, связанные с химическими веществами и опасными отходами, подчеркивают серьезную опасность для здоровья человека из-за ненадлежащего обращения с этими веществами и их утилизации. В рамках Европейской министерской конференции по окружающей среде и охране здоровья под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ЮНЕП через свой Региональный комитет по окружающей среде и охране здоровья представляет собой уникальную коалицию, в которую входят представители министерств здравоохранения, министерств окружающей среды, межправительственных организаций и организаций гражданского общества. , чтобы контролировать координацию и контроль результатов процесса «Окружающая среда и здоровье» в Европейском регионе.Комитет помогает продвигать отчетность о выполнении обязательств, взятых на предыдущей конференции, на которой министры обязались разработать политику и действия по созданию безопасной среды, в которой дети могли бы достичь наивысшего достижимого уровня здоровья. Основными итогами последней конференции в 2004 г. стал Европейский план действий по охране окружающей среды и здоровья детей, содержащий четыре приоритетные региональные цели, направленные на защиту здоровья и благополучия детей от экологических опасностей, связанных с водой и санитарией, несчастными случаями и травмами на открытом воздухе. загрязнение воздуха в помещениях и воздействие опасных химических веществ, физических и биологических агентов.ЮНЕП приняла участие в межправительственном совещании по среднесрочному обзору в Вене, Австрия, в июне. Следующая конференция министров по окружающей среде и охране здоровья состоится в Италии в ноябре. Форум по окружающей среде и охране здоровья, проводившийся в странах Юго-Восточной и Восточной Азии, одобрил Бангкокская декларация по окружающей среде и охране здоровья в рамках коллективных усилий по сокращению примерно 6,6 миллиона смертей в Азии ежегодно, связанных с экологическими рисками для здоровья. Целью является укрепление сотрудничества между министерствами, ответственными за окружающую среду и здоровье в странах и во всем регионе.Бангкокская декларация обеспечит механизм для обмена знаниями и опытом, совершенствования политики и нормативно-правовой базы на национальном и региональном уровнях, а также будет способствовать реализации комплексных стратегий и нормативных положений по гигиене окружающей среды. В Бангкокскую декларацию включена региональная хартия, призванная помочь странам Юго-Восточной и Восточной Азии в разработке совместной политики и программ в области окружающей среды и здоровья. Приоритеты здоровья и здоровья на ближайшие три года, а именно: (i) качество воздуха, (ii) водоснабжение, гигиена и санитария, (iii) твердые и опасные отходы, (iv) токсичные химические вещества и опасные вещества, (v) изменение климата , разрушение озонового слоя и изменение экосистем, и (vi) планирование действий в чрезвычайных ситуациях, обеспечение готовности и реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные со здоровьем окружающей среды.Для каждой приоритетной области была создана региональная тематическая рабочая группа, а в 2010 году запланирован второй региональный форум министров для обзора достигнутого прогресса. Окружающая среда для развития 95

7 Вредные вещества и опасные отходы УСТОЙЧИВЫЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ ЗАГРЯЗНИТЕЛИ Техническую поддержку Сторонам и секретариату Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях для ее осуществления оказывает ЮНЕП по химическим веществам, уделяя особое внимание веществам СОЗ, которые представляют собой экологически опасные вещества. риски, такие как полихлорированные дифенилы (ПХД) и выбросы диоксинов и фуранов.Дополнительная поддержка предоставляется через проекты и мероприятия, направленные на альтернативы и рациональное регулирование пестицидов-СОЗ. Примером может служить компакт-диск и веб-публикация Ресурсного инструмента по рациональному обращению с пестицидами. Третья Конференция Сторон Стокгольмской конвенции по СОЗ приняла открытый и прозрачный процесс обновления и улучшения ЮНЕП. Эти элементы реализуются совместно секретариатом Конвенции и ЮНЕП по химическим веществам и включают встречи экспертов по набору инструментальных средств и проекты, направленные на восполнение пробелов в инструментарии.С мая 2007 года UNEP Chemicals при финансовой поддержке правительства Швеции через SIDA и Отдел химии хлора Американского химического совета реализует проект по определению коэффициентов выбросов непреднамеренных СОЗ в результате открытого сжигания отходов в развивающихся странах, таких как Мексика. и Китай. Другой проект по факторам выбросов от сжигания сахара В рамках проекта ЮНЕП-ГЭФ по оценке существующего потенциала и потребностей в наращивании потенциала для анализа СОЗ в развивающихся странах были разработаны руководящие принципы анализа СОЗ, и девять лабораторий развивающихся стран приняли участие в межлабораторных сравнительных исследованиях. .Запущен онлайн-банк данных, содержащий подробную информацию из примерно 190 лабораторий по СОЗ по всему миру. Кроме того, в сотрудничестве с секретариатом Базельской конвенции ЮНЕП поддержала разработку национальных инвентаризаций и национальных планов действий в отношении ПХД и оборудования, содержащего ПХД, на региональной основе и разрабатывает эту работу, чтобы обеспечить продолжение первоначального прогресса. Примеры включают проект в семи странах Центральной Америки, который будет расширен до региона Латинской Америки и Карибского бассейна.В сотрудничестве со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) и секретариатом Стокгольмской конвенции ЮНЕП по химическим веществам разработала и запустила Информационную систему по ДДТ для облегчения обмена информацией и опытом по вопросам, связанным с использованием и заменой ДДТ для борьбы с переносчиками. 4: Пути загрязнителей к течениям Северного Ледовитого океана Циркуляция поверхностных вод Приток рек Примечание: Реки и океанические течения являются важными путями для водорастворимых загрязнителей и тех, которые прикрепляются к частицам в воде.Заполярный дрейф по круговому кругу Бофорта Примечание: ветры обеспечивают быстрый путь для загрязняющих веществ из промышленных районов в Арктику, особенно зимой. Предоставлено: AMAP 2002 Арктический фронт, зима Частота ветра Зима: 25% Лето: 5% Частота ветра Зима: 40% Лето: 10% Арктический фронт, лето Частота ветра Зима: 15% Лето: 5% Стойкие органические загрязнители имеют четыре основных свойства. Они стабильны и служат в окружающей среде годами или десятилетиями. Они токсичны и накапливаются в жировых тканях людей и диких животных, что оказывает неблагоприятное воздействие на здоровье.Они биоусиливаются через пищевую цепочку, могут испаряться и путешествовать на большие расстояния через воздух и воду. Мировое сообщество согласилось отказаться от первоначального списка из 12 СОЗ. 96 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

8 В 2007 году ЮНЕП переносила такие болезни, как малярия. Сотрудничество между ЮНЕП-ГЭФ и Программой ВОЗ «Обратить вспять малярию» систематически расширялось с целью внедрения альтернатив ДДТ для борьбы с переносчиками инфекции в пораженных регионах мира.В Центральной Америке восемь стран сообщили, что с внедрением модели борьбы с переносчиками болезней без использования ДДТ уровень заболеваемости малярией в демонстрационных районах снизился в среднем на 60 процентов для всего субрегиона. Аналогичным образом, UNEP Chemicals разработала и запустила Информационную систему о термитицидах, являющуюся результатом усилий ЮНЕП и Глобальной экспертной группы по термитам, созданной в 2000 году ЮНЕП и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО). На этом веб-ресурсе собрана информация по множеству аспектов борьбы с термитами, чтобы облегчить устранение термитицидов, которые являются СОЗ.ВЕЩЕСТВА, УДАЛЯЮЩИЕ ОЗОН В сентябре Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, отпраздновал свое 20-летие. Защитный экран земли. Эти озоноразрушающие вещества (ОРВ) бромистый метил, четыреххлористый углерод, метил (ГХФУ). В сентябре также было заключено историческое соглашение, заключенное 189 Сторонами Протокола в Монреале, которое ускоряет поэтапный отказ от ГХФУ за счет ограничения уровней производства и потребления этих химикатов в развивающихся странах на десять лет.Хотя ГХФУ имеют значительно более низкий озоноразрушающий потенциал, чем ХФУ, они, тем не менее, вредны для озонового слоя. Кроме того, многие ГХФУ обладают высоким потенциалом глобального потепления, который в 2000 раз превышает потенциал двуокиси углерода. Таким образом, поддерживая замену или отказ от ГХФУ в развивающихся странах, это решение будет способствовать защите как стратосферного озонового слоя, так и глобальной климатической системы. Действительно, большинство ОРВ также являются мощным парниковым эффектом, который Монреальский протокол создает для защиты климатической системы Земли.Это сообщение вдохновило страны на ускоренные меры по отказу от ОРВ. Подразделение UNEP DTIE OzonAction и его региональная программа содействия соблюдению (CAP) помогают актуализировать такие сообщения, поскольку они помогают развивающимся странам и странам с переходной экономикой в ​​достижении и поддержании соблюдения Монреальского протокола. С помощью программы страны могут принимать обоснованные решения в отношении альтернативных технологий и политики, благоприятной для озона.СОДЕЙСТВИЕ СОБЛЮДЕНИЮ Соблюдение Протокола является ключевым общим показателем успеха ЮНЕП и других членов семьи учреждений Монреальского протокола. Когда страна находится под угрозой заключения многостороннего природоохранного соглашения (MEA), OzonAction и другие члены семьи Монреальского протокола мобилизуются для оказания активной поддержки этой стране, чтобы позволить им избежать несоблюдения или быстро вернуться к соблюдению. В 2007 году группы CAP оказали особую помощь многочисленным странам посредством миссий, сотрудничества Юг-Юг и неформальных консультаций консультативных групп во время встреч Региональной сети.CAP тесно сотрудничала с другими учреждениями-исполнителями ПРООН, Организацией промышленного развития ООН (ЮНИДО), Всемирным банком плюс секретариат по озону, секретариатом Многостороннего фонда и другими партнерами по реализации. Благодаря этим усилиям 16 развивающихся стран, предоставленных региональными группами CAP, вернулись к соблюдению по состоянию на 14 сентября 2007 года, в дополнение к 25 странам, действующим в рамках статьи 5, которые вернулись к соблюдению по состоянию на декабрь, службы CAP следуют планам действий, которые эти страны представили Комитету по выполнению. .Команда CAP также оказывала помощь странам в отношении представления данных. OzonAction также разработала важный механизм для наращивания регионального потенциала в поддержку соблюдения МЭС. В течение 2007 года CAP оказывала помощь разным странам. Эта разнообразная помощь включала, например, «Окружающая среда для развития» 97

9 Вредные вещества и опасные отходы Нобелевские лауреаты Фрэнк Шервуд Роуленд и Марио Молина получили овации на открытии встречи, посвященной 20-летию. Монреальского протокола Венской конвенции об охране озонового слоя, 17 сентября 2007 г., Монреаль, Канада.Их выводы сыграли важную роль в привлечении внимания к негативному воздействию ХФУ на озоновый слой. Это весьма успешное многостороннее природоохранное соглашение считается образцом экологического руководства. В соответствии с принципом общей, но дифференцированной ответственности, он объединил нации и мобилизовал частный сектор для работы над общим делом. Его инновационная система финансирования, Многосторонний фонд, и его упор на наращивание потенциала, гарантирует, что все страны могут выполнять свои обязательства.Результат: почти полное прекращение использования озоноразрушающих веществ в интересах здоровья человека и экосистем. IISD по планам управления полным поэтапным отказом, в котором участвует около 35 стран африканского региона. CAP содействовала оказанию Республикой Корея помощи Афганистану в создании учебных центров для технических специалистов по холодильному оборудованию и кондиционированию воздуха, а также помогла Университету Чапинго в Мексике помочь Эквадору во внедрении альтернатив бромистому метилу в садоводческом секторе. Грузия и Кыргызстан предоставили Туркменистану помощь от страны к стране в отношении прекращения потребления бромистого метила в послеуборочном секторе.НАРАЩИВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА Каждый раз, когда меняется координационный центр МПС, возникает необходимость быстро накапливать знания для эффективного управления Национальной программой соблюдения. В 2007 году CAP продолжила свою текущую деятельность посредством сотрудничества Юг-Юг, встреч Региональной сети по озону, двусторонней консультативной поддержки, информационных материалов и региональных программ обучения. Это включало помощь Афганистану, Бутану, Буркина-Фасо, Коморским Островам, Камеруну и Ирану. Кувейт, Малави, Мальдивы, Черногория, Румыния и Сербия.CAP также уделяет особое внимание странам, недавно присоединившимся к Монреальскому протоколу. Например, региональный отдел ЮНЕП оказал помощь Афганистану и Бутану в реализации их Национального плана поэтапного отказа и Плана управления полным отказом, соответственно. CAP помогла Эритрее и Экваториальной Гвинее в представлении данных для выполнения их требований к отчетности в 2007 году, а также в подготовке страновой программы и плана управления полным поэтапным отказом для обеспечения соблюдения графика поэтапного отказа.Черногория, недавно получившая независимость, была приглашена для участия в соответствующих мероприятиях Региональной сети Европы и Центральной Азии, а ЮНЕП и ЮНИДО сотрудничали в подготовке национального плана поэтапного отказа страны. Аналогичные усилия были предприняты для Конвенции по ОРВ, DTIE OzonAction помогло членам Региональной сети по озону для Южной Азии обменяться информацией между основными странами-производителями ОРВ в регионе и странами-импортерами. OzonAction, региональный представитель Всемирной таможенной организации по вопросам разведки 98 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

10 В 2007 году ЮНЕП завершила проект Sky-Hole-Patching, в рамках которого были проведены интенсивные меры контроля трансграничных перемещений ОРВ и опасных отходов, что привело к повышению осведомленности об окружающей среде. преступность и улучшенный обмен информацией о разведке.В настоящее время в проекте принимают участие 20 таможенных и природоохранных органов из 18 стран региона. В Китае в сотрудничестве с Государственной администрацией по охране окружающей среды ЮНЕП организовала семинар по проекту Sky-Hole-Patching для 40 Кыргызстана, Монголии, Таиланда, Агентства экологических исследований и США проанализировали незаконную торговлю ОРВ, поделились своим опытом и извлеченными уроками, обсудили регионального сотрудничества и предложили рекомендации для реализации в Китае.OzonAction в тесном сотрудничестве с Министерством окружающей среды Канады также запустила проект сети по обеспечению соблюдения таможенных правил в Латинской Америке, проект, поддерживаемый Многосторонним фондом Монреальского протокола, в котором участвуют 20 стран-участниц. OzonAction также организовала субрегиональные семинары для различных регионов (например, англоязычных стран Карибского бассейна) по предотвращению и контролю незаконной торговли ОРВ. На ежегодном собрании региональных разведывательных органов ВТамО «ОзонЭкшн» и представители национальных подразделений по озону рассказали о проблемах правоприменения и торговли, связанных с ОРВ и Монреальским протоколом.В Западной Азии Ирак остается одним из главных приоритетов ЕСП. CAP продолжала общаться с различными властями Ирака и ответила на многие вопросы по вопросам политики и технического характера. В сотрудничестве с Лигой арабских государств CAP приступила к разработке специальной программы наращивания потенциала как для Ирака, так и для Национального палестинского органа по мониторингу использования ОРВ и торговли ими. CAP также продолжала оказывать техническую помощь в прекращении деятельности в секторе обслуживания холодильного оборудования в Иордании, Кувейте, Бахрейне, Катаре и Саудовской Аравии.Аналогичным образом техническая поддержка в отношении программ и проектов по управлению галонами была предоставлена ​​Бахрейну, Иордании, Кувейту и Оману. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Информационный центр OzonAction разработал и распространил набор информационных услуг среди национальных органов по озону и других заинтересованных сторон в поддержку национальных празднований Международного дня защиты озонового слоя и 20-летия Монреальского протокола. Это включало: Vital Ozone Настольная игра Ozzy Ozone Snakes and Ladders и другие продукты Ozzy Ozone поддерживают национальные подразделения по озону в их национальных кампаниях по повышению осведомленности об озоне, касающихся разрушения озонового слоя, изменения климата и стойких органических загрязнителей.Окружающая среда для развития 99

11 Вредные вещества и опасные отходы также включают Монреальский протокол и защиту озона в повестку дня Пекинских Олимпийских игр 2008 года. Это делается в рамках Меморандума о взаимопонимании ЮНЕП-BOCOG, для которого Программа OzonAction помогла представить проблему защиты озона. BOCOG обязалась провести Олимпийские игры, не наносящие вреда озону, избегая использования ОРВ на объектах и ​​объектах Игр, а также в оборудовании, таком как кондиционеры, холодильные агрегаты и метилхлороформ. Два других озонированных вещества были запрещены для использования, например, для стирки и электронных плат. очистки, в то время как такие поставщики, как Coca Cola и McDonald s, также взяли на себя обязательства по проведению игр, не наносящих вреда озону.Например, Coca Cola поставит 4000 охладителей бутылок, в которых используются натуральные хладагенты. Vital Ozone Graphics, самый молодой продукт из серии Vital Graphics по экологическим вопросам, подготовленной ЮНЕП / ГРИД-Арендал, включает более 30 новых графических изображений, объясняющих физические, технические, экономические и политические аспекты разрушения озона в атмосфере и действия, которые были предприняты. принято, чтобы остановить процесс. Он также проливает свет на остающиеся проблемы и связь между истощением озонового слоя и изменением климата.Он разработан как практический инструмент для журналистов, которые заинтересованы в написании статей, связанных с истощением озонового слоя и Монреальским протоколом. Layer Graphics, два 30-секундных видеоролика «Барабанщик» и «Детская мечта», которые повышают осведомленность о работе, проделанной за последние 20 лет международным сообществом в отношении защиты озонового слоя. Они также свидетельствуют о безотлагательности продолжения работы над этими начинаниями в ближайшие годы. Также была распространена настольная игра Оззи «Змеи и лестницы», которая поддерживает национальные подразделения по озону, предоставляя информационный инструмент, который будет использоваться в их национальных кампаниях по повышению осведомленности об озоне, вместе с «Оззи идет полярником», третьим выпуском детской иллюстрированной брошюры, предназначенной для увеличения осведомленность об истощении озонового слоя, изменении климата и стойких органических загрязнителях.CAP также предоставила информацию и рекомендации Пекинскому организационному комитету Игр XXIX Олимпиады (BOCOG), чтобы в знак признания его достижений Секретариат Венской конвенции об охране озонового слоя вручил BOCOG награду за повышение осведомленности общественности о по случаю 20-летия Монреальского протокола в сентябре Секретариат также отметил работу UNEP DTIE. Его подразделение OzonAction и сотрудники получили в общей сложности 27 наград в следующих категориях: выдающиеся участники, исполнители, партнеры, исполнительное агентство и персонал, а также образцовые проекты, предпринятые в соответствии со статьей 10 Монреальского протокола.Координатор региональной сети для Южной Азии программы DTIE OzonAction ЮНЕП, Атул Багай, также был отмечен Агентством по охране окружающей среды США, когда в мае в Вашингтоне, округ Колумбия, ему была вручена награда за защиту стратосферного озона. Награда была вручена за его работу по оказанию помощи странам. в регионе для выполнения своих международных обязательств по Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой. Агентство по охране окружающей среды США также признает его работу по разработке стратегических подходов к разработке и внедрению институциональных механизмов и инновационной деятельности по наращиванию потенциала в странах.Также был отмечен г-н Чжоу Бинь, аналитик разведки регионального отдела разведки, сотрудничающего с ЮНЕП в борьбе с незаконной торговлей ОРВ. 100 Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

12 ЮНЕП в 2007 году РЕГИОНАЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА Североамериканский регион включает Канаду и Соединенные Штаты Америки, две из крупнейших стран в мире, которые обладают значительным экономическим и политическим влиянием. В регионе расположено множество выдающихся экологических, академических и научных учреждений.Экономика имеет глобальный охват, а ее коммерческий сектор является творческим, динамичным и открытым для экспериментов с новыми способами ведения бизнеса. Миссия Регионального офиса ЮНЕП для Северной Америки (RONA), расположенного в Вашингтоне, округ Колумбия, США, заключается в содействии эффективному реагированию на международные экологические вызовы и развитию сотрудничества по экологическим вопросам между Северной Америкой и международным сообществом в целом. Для достижения этой цели RONA налаживает сотрудничество между ЮНЕП и всеми секторами североамериканского общества, включая правительственные учреждения США и Канады, частный сектор и группы гражданского общества.У ЮНЕП также есть Отделение связи в Нью-Йорке, которое представляет ЮНЕП в штаб-квартире ООН. Он служит жизненно важным связующим звеном с правительствами (через их постоянные представительства при ООН и их делегации на различных межправительственных встречах в Нью-Йорке), с учреждениями системы ООН, фондами и программами, а также с департаментами Секретариата ООН, особенно с офисами Генеральный секретарь и заместитель Генерального секретаря. За счет своего участия в межправительственных совещаниях Управление обеспечивает, чтобы голос и рекомендации ЮНЕП по вопросам экологической политики учитывались при обсуждениях и рекомендациях Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета и его вспомогательных органов, а также других специальные саммиты и конференции ООН.Роль ЮНЕП в координации общесистемной деятельности ООН в области окружающей среды обеспечивается участием Нью-Йоркского отделения в крупных межучрежденческих совещаниях (в частности, Координационного совета руководителей системы ООН (КСР) и Исполнительного совета ООН). Комитеты), а также работу Группы по управлению окружающей средой (EMG). Бюро также реализует важные совместные инициативы с партнерами в системе ООН, например, с Детским фондом Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в области гигиены окружающей среды детей.Стратегический подход ЮНЕП в Северной Америке включает развитие новых североамериканских партнерств и добавление участников к существующим партнерствам ЮНЕП, тем самым задействуя технологические, интеллектуальные и финансовые ресурсы региона для обслуживания важной работы ЮНЕП во всем мире; содействие контактам с частным сектором с целью расширения участия североамериканских учреждений в отраслевых инициативах и программах ЮНЕП; мобилизация динамичного сектора НПО, базирующегося в Северной Америке, с тем чтобы побудить их играть более активную роль в политических процессах и общей деятельности ЮНЕП; и повышение авторитета ЮНЕП в Северной Америке посредством информационно-пропагандистской деятельности.Через ГРИД-Су-Фолс ЮНЕП и Отдел раннего предупреждения и оценки ЮНЕП наладила новое захватывающее партнерство с интернет-гигантом Google. После весьма успешного продолжающегося сотрудничества с Google Планета Земля на основе Атласа изменяющейся окружающей среды ЮНЕП, благодаря которому пользователи могут летать вокруг виртуальной планеты Земля, увеличивая масштабирование экологических горячих точек и сравнивая сегодняшние кризисные зоны со вчерашними природными красотами, ЮНЕП - Партнерство с Google Планета Земля продолжает возглавлять проекты локальных действий в глобальном масштабе.В 2007 году люди во всем мире смогли поделиться своими усилиями по восстановлению окружающей среды с миллионами людей в Интернете. Во время International Cleanup Weekend 13 и 14 октября общественные группы и отдельные лица на всех континентах приняли меры по очистке своих местных парков, пляжей, улиц и кварталов. В рамках партнерства ЮНЕП и Google Планета Земля для каждой местной инициативы, которая решила разместить свою деятельность в виде фотографий и видео в Google Планета Земля, была предоставлена ​​глобальная платформа. В рамках другой партнерской инициативы Discovery Networks, головная компания известных каналов Discovery и Animal Planet, предложила Исполнительному директору ЮНЕП место в Совете консультантов их нового канала Planet Green.Партнерство представляет собой уникальную возможность для ЮНЕП повлиять на содержание программы этой крупной медиа-инициативы, миссия которой состоит в том, чтобы обучать людей, помогать им и вдохновлять их на более экологичный образ жизни. Discovery Networks будет инвестировать значительные финансовые и человеческие ресурсы, чтобы позиционировать Planet Green как наиболее исчерпывающий и пользующийся доверием голос мировых СМИ в области экологической устойчивости. ЮНЕП было предложено сыграть видную роль в этом развитии посредством различных мероприятий, включая предоставление технических экспертов, разработку образовательных программ для молодежи и общий обмен информацией.Сокращение популяции карибу Peary на арктических островах Северной Америки Недавнее потепление на северо-западе Северной Америки привело к резкому увеличению количества дней с температурой выше нуля в период миграции Peary Caribou Rangifier tarandus. Таяние и последующее повторное замораживание снега приводит к образованию слоев льда, которые затрудняют путешествие и затрудняют поиск пищи. Катастрофическое сокращение популяции карибу Пири на арктических островах Северной Америки означает, что они теперь находятся под угрозой исчезновения.Хьюго Алениус, ЮНЕП / ГРИД-Арендал представляет глобальную перспективу по ледовой и снежной среде для развития 101

13 Вредные вещества и опасные отходы В центре внимания: РТУТЬ И ДРУГИЕ ТЯЖЕЛЫЕ МЕТАЛЛЫ На своем 24-м заседании в феврале 2007 года Совет управляющих ЮНЕП признал, что прогресс, достигнутый в решении глобальной проблемы ртути. Он также признал, что в настоящее время предпринимаются усилия по снижению рисков, и необходимы международные действия. Он согласился с тем, что существует необходимость в обновленной информации о глобальных выбросах ртути, и попросил ЮНЕП взять на себя ответственность за ее сбор.Ртуть связана с широким спектром последствий для здоровья, включая необратимое повреждение нервной системы и мозга человека, и ученые пришли к выводу, что безопасного предела воздействия ртути не существует. Считается, что у каждого живущего сегодня человека есть хотя бы следовые количества тяжелых металлов в тканях. Согласно GEO-4, сжигание угля и сжигание отходов составляет около. Ученые также проверяют предположения о том, что изменение климата может вызвать выбросы новых отложений ртути и повторную активацию старых отложений в результате повышения температуры в озерах; эрозия и ускоренное таяние вечной мерзлоты, ледяных щитов и айсбергов на полюсах.Работа по решению проблемы ртути проводилась с использованием двух основных подходов. Программа. На заседании Совета управляющих ЮНЕП правительства договорились продвигать наилучшие доступные методы сокращения выбросов ртути с химических заводов и других промышленных предприятий и развивать партнерские отношения между правительствами, международными организациями, НПО и частным сектором в целях сокращения загрязнения ртутью. Примеры партнерства включают электростанции, от хлорно-щелочных заводов и от загрязнения, связанного с добычей золота.В настоящее время обсуждаются общие рамки партнерской программы, включая разработку официальных бизнес-планов и направлений партнерства. Они будут обсуждены на встрече партнеров и заинтересованных сторон в начале 2008 г., где также будут проведены дальнейшие обсуждения операционных руководящих принципов для программы партнерства и четких общих целей. также ведется развитие новых партнерских отношений в области производства мономера винилхлорида, добычи цветных металлов, производства цемента и сжигания отходов.Эти области будут включены в общую программу партнерства после дальнейшего обсуждения. В рамках партнерской работы реализуется ряд страновых проектов, в которых основное внимание уделяется развитию реестров ртути. В настоящее время разрабатывается ГЭП-4: Тенденции содержания СОЗ и ртути в яйцах толстоклювых кайр Уровень Общее количество ДДТ Общее количество ПХБ Общее количество ртути Примечание: Уровни указаны в г / г сухого веса для ртути и липидного веса для ПХД и ДДТ. 1.5 Источники: INAC 2003, Braune и другие Толстоклювые кайры на острове Принца Леопольда, Нунавут, Канада.Фото: М. Мэллори Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде

14 ЮНЕП в 2007 г. Пилотные испытания уровней ртути в крови женщин репродуктивного возраста из числа коренного населения в странах Африки, Азии и Латинской Америки. Эти проекты инвентаризации приведут к разработке национальных планов решения выявленных проблем, связанных с ртутью, и предполагается, что дальнейшая деятельность будет основываться на результатах этих и будущих проектов инвентаризации. Работа по стимулированию использования безртутных продуктов в здравоохранении и других отраслях продолжается в ряде регионов.В 2007 году продолжалась работа с секретариатом Базельской конвенции, и в качестве первоначального проекта были представлены руководящие принципы экологически обоснованного регулирования ртутьсодержащих отходов. 15 Промежуточные обзоры свинца и кадмия также были рассмотрены на Совете управляющих 2007 года, и началась работа по сбору информации для устранения выявленных пробелов в данных и составления перечня существующих мер по управлению рисками. Проект пересмотренных обзоров будет представлен для комментариев Совету управляющих ЮНЕП по жизненному циклу ртути.ЮНЕП / ГРИД-Арендал ЮНЕП / ГРИД-Арендал Второй подход к проблеме ртути, обозначенный Советом управляющих, заключается в необходимости обзора и оценки вариантов усиленных добровольных мер и новых или существующих международно-правовых инструментов. Для выполнения этой задачи Совет управляющих учредил специальную рабочую группу открытого состава. Первое заседание Рабочей группы состоялось в ноябре в Бангкоке, Таиланд. Группа рассмотрела подготовленный ЮНЕП документ под названием «Анализ возможных вариантов решения глобальных проблем по снижению рисков, связанных с выбросами ртути».Обсуждения на совещании были сосредоточены в основном на возможных ответных мерах по борьбе с ртутью, и совещание разработало программу межсессионной работы, чтобы внести вклад в работу второго совещания, которое состоится в октябре. Извержения вулканов высвобождают ртуть. Сухое осаждение ртути в виде твердых частиц. улетучивание ртути и сток рудников с золотых и ртутных рудников естественное улетучивание и сток с заводов горных пород и минералов промышленные сбросы в водные системы сжигание сельскохозяйственных культур и лесные пожары выбрасывают ртуть в атмосферу естественное осаждение ртути в результате сжигания ископаемого топлива выбросы ртути уголь электростанция ртуть пары ртуть испарение Путь ртути из озер и рек к людям - потребление рыбы бытовые сточные воды биоаккумуляция ртути ртуть в парах рыбы на свалках возможное просачивание в грунтовые воды ртуть в воде и отложениях достигает рыбных отложений испарение ртути из океанов Окружающая среда для развития 103

Зеленая химия: сокращение производства опасных веществ за счет инновационного дизайна

В современном обществе вклад химии очевиден повсюду.Достижения в области химии привели к производству лекарств, облегчающих нашу боль, полиэстера, чтобы согреться, удобрений для обеспечения наших культур питательными веществами, растительного масла для придания вкуса нашей пище и многого другого. Эти же достижения привели к появлению множества токсичных химикатов, от инсектицидов, распыляемых на наши посевы, до соединений, содержащихся в красках на водной основе. Эти токсины вредны не только для нашего здоровья, но и для окружающей среды. Например, выброс хлорфторуглеродов (ХФУ) и родственных соединений, образующихся в ходе химических процессов, способствует истощению озонового слоя, что, в свою очередь, увеличивает количество вредной солнечной радиации, которая попадает на поверхность Земли [1].В 2000 году только в США было выпущено 7 миллиардов фунтов токсичных материалов [2].

Зеленая химия - это подход, направленный на устранение использования и образования опасных веществ за счет разработки более совершенных производственных процессов для химической продукции. В частности, цель сделать конечный продукт и побочные продукты менее токсичными определяет решения, принимаемые в процессе химического производства. Рассматриваемые аспекты производственного процесса включают первоначальный выбор химикатов, механизм химического синтеза, конечные продукты процесса и управление токсичными продуктами, образующимися в процессе производства.За счет ограничения опасности, присущей химическим продуктам, соответственно снижается риск, связанный с продуктом [2]. Помимо защиты окружающей среды, зеленая химия может принести пользу большой и разнообразной группе людей, чья работа или место жительства подвергают их риску воздействия токсичных химикатов, производимых на производстве [4].

Государственное продвижение зеленой химии

В попытке устранить риски, связанные с химическими процессами, U.S. Агентство по охране окружающей среды (EPA) было образовано в 1970 году. К 1980-м годам EPA приняло более 100 экологических законов [5]. С принятием Закона о предотвращении загрязнения 1990 года началось движение за зеленую химию. Закон 1990 г. был уникальным, поскольку в нем уделялось первоочередное внимание сокращению выбросов загрязняющих веществ [6]. В отличие от этого, до 1990 г. применялся подход «командования и контроля» для регулирования загрязнения, где приоритетом было ограничение рисков путем снижения воздействия токсинов окружающей среды путем регулирования использования, обращения, обработки и удаления химических веществ.Следовательно, до 1990-х годов законы, регулирующие загрязнение, ограничивали количество загрязняющих веществ, которые могли быть выброшены в атмосферу, и представляли графики сокращения загрязнения, которые часто упускали из виду такие практические соображения, как осуществимость и стоимость [7].

Вскоре после создания EPA была запущена первая исследовательская инициатива в области зеленой химии - «Альтернативные синтетические пути предотвращения загрязнения» (в конечном итоге переименованная в «Программу зеленой химии США»).Эта инициатива предоставила щедрую финансовую поддержку исследованиям, проводимым с целью предотвращения загрязнения за счет инновационного дизайна и синтеза химических веществ. Поскольку еще не было достаточно технологий для измерения токсичности химических веществ или понимания их негативных эффектов, зеленая химия привела к совместным исследованиям во многих дисциплинах в промышленном, академическом и государственном секторах.

Текущая траектория зеленой химии

Один из компонентов U.Программа S. Green Chemistry стала принятием Президентской программы Green Chemistry Challenge, в рамках которой признаются инновационные идеи и достижения, направленные на развитие зеленой химии. Лауреаты конкурса должны разработать либо менее токсичные методы производства химикатов, либо создать менее токсичные химические вещества для замены существующих вредных химикатов [5]. Цели конкурса соответствуют руководящим принципам зеленой химии. Эти 12 принципов обеспечивают основу для разработки новых материалов, продуктов, процессов и систем, которые могут привести к более экологичному процессу химического производства.

1. Профилактика . Легче предотвратить образование отходов, чем обрабатывать отходы после их образования [3].

2. Атомная экономика . Разработка синтетических методов, направленных на максимальное включение как можно большего количества материалов, используемых для создания конечного продукта (ов) [3].

3. Менее опасные химические синтезы . Там, где это возможно, вещества, используемые и создаваемые в процессе производства, должны иметь небольшую токсичность или не иметь токсичности для здоровья человека и окружающей среды [3].

4. Разработка более безопасных химикатов . Химические продукты имеют самый низкий уровень токсичности. [3]

5. Более безопасные растворители. Растворители, которые используются для растворения других веществ в растворе при производстве химикатов, должны иметь минимальную токсичность. [3] Поскольку многие растворители токсичны, воспламеняются или вызывают загрязнение, текущие исследования сосредоточены на производстве химикатов без использования растворителей или с использованием нетоксичных растворителей, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде, причиненный текущими растворителями.Одним из кандидатов на замену является диоксид углерода, поскольку он недорогой, возобновляемый, нетоксичный и обладает многими желательными химическими свойствами [8].

6. Дизайн для повышения энергоэффективности . Влияние потребности в энергии в химическом производстве на окружающую среду и экономику должно быть признано и уменьшено, когда это возможно [3].

7. Восстановительные производные . По возможности следует избегать ненужных шагов, которые приводят к образованию побочных продуктов, поскольку они увеличивают общий объем образующихся отходов [3].

8. Использование возобновляемого сырья . Используемое сырье должно быть возобновляемым и не истощаться, когда это технически и экономически возможно [3]. В настоящее время многие химические вещества, которые производятся промышленным способом, создаются путем химического модифицирования нефти. Эти модификации часто требуют использования токсичных химикатов, таких как тяжелые металлы. Привлекательной альтернативой является разработка химических веществ, полученных из живого вещества, например растений. Эти биологические материалы являются возобновляемыми и могут уменьшить или устранить необходимость в использовании токсичных соединений.Однако в настоящее время имеется только один источник материала на биологической основе, доступный в больших количествах, необходимых для промышленного производства [8].

9. Катализаторы . Селективные каталитические агенты, которые могут ускорить протекание химической реакции, предпочтительны, поскольку они уменьшают количество химикатов, необходимых для химической реакции [3].

10. Деградация . Используемые продукты должны быть биоразлагаемыми, чтобы уменьшить их воздействие на окружающую среду.

11. Анализ в реальном времени для предотвращения загрязнения . Необходимо создать методы мониторинга в реальном времени для контроля образования токсичных химикатов.

12. Более безопасная химия для предотвращения несчастных случаев . Вещества, используемые в химических процессах, следует выбирать на основе сведения к минимуму возможности вызвать химические аварии, такие как взрывы, пожары и выбросы в окружающую среду [3].

Видеопрезентация 12 принципов зеленой химии.

Зеленая химия повлияла на многие области химического производства, включая выбор используемых материалов, методов, используемых для производства химикатов, а также разработку более безопасных химикатов [8]. Тем не менее, как обсуждалось выше, еще многое предстоит сделать, прежде чем экологический химический подход можно будет считать успешным.

Будущее направление

Зеленая химия - это инновационный подход, внедренный в начале 1990-х годов для уменьшения выбросов токсичных химикатов в нашу окружающую среду.Несмотря на прогресс, достигнутый в области исследований и инженерии, многие препятствия на пути внедрения зеленой химии все еще существуют. Например, стоимость более чистых технологий чрезвычайно высока, и правительство не предлагает налоговых льгот для снижения этой стоимости. Кроме того, инновационная технология часто запатентована, что вознаграждает изобретателей, но может препятствовать широкому распространению более чистых технологий с низкими затратами. Наконец, достижения в исследованиях, достигнутые в различных секторах науки, промышленности и правительства, часто не используются друг для друга из-за отсутствия связи.Несмотря на эти ограничения, зеленая химия развивается и меняет статус-кво в химическом производстве на менее токсичный и более экологически безопасный. Изменения, введенные зеленой химией, тем самым приведут к более безопасной рабочей среде и более безопасным продуктам для потребителей.

Джессика В. Чен - аспирант биологических и биомедицинских наук Гарвардской медицинской школы.

(Изображение Джессики Чен.Изменено с http://cordis.europa.eu/esprit/src/melari.htm и http://upstrm.wordpress.com/2010/12/07/green-chemistry/)

Артикул:

[1] 2010. Загрязнение воздуха. (Агентство по охране окружающей среды США) http://www.epa.gov/apti/course422/ap.html

[2] Полякофф М., Фицпатрик Дж. М., Фаррен Т. Р. и Анастас П. Т. (2002) Зеленая химия: наука и политика изменений.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ