Всем понятны причины, по которым собственник стремится избавиться от ставшего ненужным бизнеса. Но иногда закрытие происходит не по его желанию, а по воле контролирующих органов.
В конце 2016 года в федеральные законы от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) и от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) были внесены поправки. По большей части они вступили в силу с 28 июня 2017 г., а некоторые из них – с 1 сентября 2017 г. Покидая «тонущее» юридическое лицо, нужно учитывать то, как ФНС будет исключать его из реестра и какие могут быть негативные последствия.
Содержание
Из реестра исключается недействующее лицо.
Таким оно является, если в течение последних 12 месяцев:
Требуется одновременное наличие двух этих признаков (п. 2 ст. 21.1 Закона о регистрации ). Если фирма не отчитывается, но есть движения по счету, либо, наоборот, счета замерли, но нулевая отчетность сдается, — исключить из реестра нельзя.
С 1 сентября 2017 г. добавлено еще два случая, когда возможно исключение (п. 5 ст. 21.1 Закона о регистрации).
На практике нередко встречались неофициальные обращения к налоговикам с просьбой ускорить исключение недействующего общества. В нововведении можно разглядеть попытку уменьшить коррупционную составляющую рассматриваемой процедуры.Если у налогового органа есть сведения о том, что в отношении юридического лица возбуждено дело о банкротстве или введена одна из банкротных процедур, решение о предстоящем исключении из реестра не принимается (эта новелла — ответ законодателя на постановление Конституционного Суда РФ от 18.05.2015 № 10-П).
Если же регистрирующий орган примет указанное решение и лишь потом узнает об инициированном банкротстве, юридическое лицо не будет исключено из реестра.
До сих пор можно было ответить на этот вопрос так: когда дойдут руки до вашей неработающей компании.
Требовалось на это порою до четырех лет. Теперь же, как мы отметили выше, появилась возможность ускорить процесс.
В ожидании прекращения юридического лица руководитель рискует сполна набрать административных штрафов. Например, по ст. 119, 126 Налогового кодекса РФ, ст. 13.19, 15.5 КоАП РФ.
В любом случае, прежде чем все бросать на самотек, желательно закрыть счета, погасить долги и провести сверки.
Да, регистрирующий орган может исключить из реестра лицо, имеющее задолженность. При этом долг перед бюджетом налоговая может расценить как безнадежный к взысканию. Что касается остальных обязательств, то тут все зависит от инициативности и расторопности кредиторов. Они либо остановят начатый налоговой службой процесс, либо нет.
Выявив наличие оснований для исключения из ЕГРЮЛ, регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении.
В течение трех дней с момента принятия такое решение публикуется в Вестнике государственной регистрации.
Проверить, не начался ли административный процесс исключения из реестра в отношении вашей компании или контрагента, можно на сайте вестника.
Одновременно с решением будут опубликованы сведения о том, как и куда подавать свои возражения по поводу грядущего исключения из реестра.
Если в течение трех месяцев с момента публикации от заинтересованных лиц не поступят заявления, юридическое лицо будет исключено из ЕГРЮЛ.
Согласно действующей редакции закона подача заявления самим юридическим лицом, кредитором или иным заинтересованным лицом делает невозможным административное исключение из реестра. Никаких требований к такому заявлению не предъявляется.
С 1 сентября 2017 г. остановить запущенный механизм стало сложнее (см. п. 4 ст. 21.1 Закона о регистрации).
Во-первых, содержание заявления. Оно должно быть мотивированным. Таким образом, подразумевается, что неубедительное возражение не будет принято налоговой службой во внимание.
Во-вторых, форма заявления. Она будет утверждена отдельно.
В-третьих, способ подачи. Теперь, если подавать заявление в форме электронного документа, то с электронной подписью. Если же почтой, то с заверенной нотариально подписью. При непосредственном представлении документов нужно предъявить документ, удостоверяющий личность. Представитель же (не руководитель) дополнительно прилагает нотариально удостоверенную доверенность или ее нотариальную копию.
Если все перечисленные требования и трехмесячный срок соблюдены, юридическое лицо из реестра исключено не будет.
Альтернативный вариант – начать банкротство.
Прекращение лица и обязательств
В целом последствия исключения недействующего лица аналогичны последствиям ликвидации (ст. 64.2 ГК РФ). В ЕГРЮЛ вносится запись с указанием способа прекращения.
Обязательства юридического лица прекращаются. Если только не встает вопрос о субсидиарной ответственности.
Субсидиарная ответственность
Еще одна новелла, вступившая в силу с 28 июня 2017 г. Ранее участники и руководители ООО, а также лица, способные давать им указания, могли быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам этого общества только в рамках процедуры банкротства. Теперь в силу п. 3.1 ст. 3 Закона об ООО это возможно и после административного исключения из ЕГРЮЛ.
Критерий: неисполнение обязательства общества обусловлено тем, что перечисленные лица действовали недобросовестно или неразумно. Речь при этом идет о любых обязательствах, сохранившихся на момент исключения. Уйти от долгов, просто забыв про общество, уже не получится.
На акционерные общества новое правило не распространяется.
Распределение имущества
Даже у недействующей компании может обнаружиться имущество. Либо участники о нем действительно забыли. Либо они сознательно выжидали, когда налоговая сделает свое дело, чтобы уже без кредиторов поделить остатки.
Впрочем, забрать себе то, что принадлежало юридическому лицу, получается не всегда.
В некоторых регионах суды признают право собственности за участниками. В других – отказывают в иске, ссылаясь на необходимость использовать процедуру, предусмотренную п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. А это значит — отдельное судебное разбирательство с назначением арбитражного управляющего и привлечением всех возможных кредиторов прекратившегося юридического лица. Подано такое требование может быть в течение пяти лет с момента исключения из реестра.
Таким образом, если прекратить сдавать налоговую отчетность, то ИФНС ликвидирует организацию по своему решению в течение 12 месяцев.
Непубличность ЕГРЮЛа в отношении значительного числа компаний увеличит коррупциогенные факторы / Андрей Гордеев / Ведомости
Федеральная налоговая служба (ФНС) сможет ограничивать доступ к информации в Едином госреестре юрлиц (ЕГРЮЛ) и в государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ресурс БФО) в отношении российских юрлиц, к которым применяются или в теории «могут быть применены» санкции.
Соответствующий проект постановления разработало правительство.
Вести непубличный реестр юрлиц, которые нуждаются в сокрытии информации о себе, станет ФНС, но заявки на включение в него надо будет подавать через Минфин. Это ведомство, в частности, будет принимать решения о включении лиц в перечень в течение 30 дней после подачи ими специальных заявлений. Если санкции будут сняты, то в течение 30 дней эти лица должны сообщить об этом Минфину и тот исключит их из реестра.
Постановление правительства предполагает несколько оснований для включения в реестр ФНС: это введение в отношении конкретного юрлица мер ограничительного характера, распространение на него косвенных санкций из-за нахождения под контролем лица, в отношении которого уже введены ограничения, и др. Белый дом предлагает включать в этот закрытый перечень и тех, в отношении кого есть угроза санкций.
В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что он подготовлен для «нивелирования последствий действия иностранных ограничительных мер».
Ранее доступ к сведениям в ЕГРЮЛе мог быть закрыт по запросу компаний в трех случаях: если в отношении юрлица действуют меры ограничительного характера иностранного государства, если это один из уполномоченных банков для гособоронзаказа или если юрлицо находится в Крыму или Севастополе (или если у организации есть там филиалы). Предложенный проект постановления правительства закрывает имеющиеся бреши в юридической технике ранее принятых и действующих в настоящее время документов, говорит юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Кира Винокурова. Возможность ограничить доступ к информации, которая может быть использована в целях пополнения санкционных списков, расширится, отмечает она.
Ограничение раскрытия информации является одной из мер по нивелированию негативных последствий санкций, а также направлено на снижение риска введения дополнительных (в том числе «вторичных») санкций, сообщил «Ведомостям» представитель Минфина. По его словам, отличие нынешнего постановления от прежнего постановления 2019 г.
Целью данного проекта постановления является противодействие санкциям, считает руководитель налоговой практики юридической фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников: «Его принятие приведет к исчезновению из публичного доступа информации, содержащейся в публичных интернет-базах ФНС России, касающейся данных организаций, в том числе финансовой отчетности, сведений о предусмотренном корпоративным договором объеме правомочий участников данных организаций, т. е. количестве голосов, приходящихся на доли участников непропорционально размеру этих долей».
Идея ограничения доступа к чувствительной информации не нова – она активно развивается в России с 2018 г. и являет собой яркий пример антисанкционной межгосударственной борьбы, отмечает Винокурова. В 2018 г. вышло постановление правительства, которое предоставило право находящимся под санкциями компаниям не размещать публично свою отчетность, если законом установлена обязанность по раскрытию такой информации. Еще одно постановление 2018 г. предоставило обществам с ограниченной ответственностью не раскрывать информацию о крупных сделках и сделках с заинтересованностью, когда такая сделка совершена с российскими юрлицами и физлицами под санкциями.
Проект постановления предполагает создание списка компаний, информация о которых может быть изъята из публичного доступа, объясняет руководитель практики «Международный арбитраж и трансграничные споры» коллегии адвокатов «Регионсервис» Мария Любимова.
По ее словам, в такой реестр смогут попасть не только юрлица, в отношении которых уже введены санкции, но и те, кто находится под угрозой их введения, в том числе по причине взаимодействия с подсанкционными лицами.
Такие ограничения позволят снизить санкционные риски, связанные с взаимодействием с российскими компаниями, контрагентам как в России, так и за рубежом, соглашается Любимова с Колесниковым. С другой стороны, отмечает Любимова, непубличность ЕГРЮЛа в отношении значительного числа компаний увеличит коррупциогенные факторы, связанные с деятельностью компаний, и значительно усложнит проверку контрагентов при совершении бизнесом сделок в рамках обычной хозяйственной деятельности.
О риске появления теневых услуг по проверке информации предупреждает и эксперт в области открытости информации Илья Шуманов. В случае принятия проекта постановления и засекречивания информации в ЕГРЮЛе о десятках тысяч российских компаний экономика страны превратится в минное поле для любого добросовестного контрагента как из России, так и из-за рубежа, считает он.
«Многие иностранные банки для выполнения операций с любыми российскими компаниями и физлицами требуют справки об отсутствии связи с лицами, внесенными в санкционные списки. В случае если этот проект постановления примут, то законным способом проверить, что в собственниках конкретной компании нет лиц, находящихся под санкциями, просто будет невозможно», – считает Шуманов.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь
| |||||||||||
Об авторе