Зарплата гражданских пилотов в россии: «Специалисты будут уходить»: возобновление авиаперевозок не привело к росту рухнувших зарплат пилотов

Зарплата гражданских пилотов в россии: «Специалисты будут уходить»: возобновление авиаперевозок не привело к росту рухнувших зарплат пилотов

Вузы продолжат готовить пилотов при намечающемся избытке кадров

Илья Питалев \ РИА Новости

«Корректироваться программы набора студентов в профильные вузы не будут. Контрольные цифры приема в 2022 году сохраняются на прежнем уровне, как и годом ранее», — рассказали «Российской газете» в Росавиации.

Об этом свидетельствуют и данные вузов. Например, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации в 2022 году на обучение по программе «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» в 2021/22 учебном году набирал 50 студентов, в том числе 5 студентов на платной основе. Те же контрольные цифры заявлены и на 2022/23 учебный год.

Ульяновский институт гражданской авиации в 2022 году, как и в 2021 году, по программе «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» набирает 20 студентов на бюджетные места и 10 студентов на платной основе. Согласно публикуемой отчетности, на бюджетные места подано 537 заявлений, на платные места — 188 заявлений. Но нужно иметь ввиду, что абитуриенты имеют право подавать заявления сразу в пять вузов максимум и на три специальности или направления в каждом из них. То есть реальный конкурс в несколько раз ниже. Тем не менее, летные профессии популярны.

Интерес к профессии пилота был сформирован за несколько лет перед пандемией. В 2019 году авиакомпании России перевезли 128,1 млн пассажиров. Это был рекордный показатель.

Развитие авиасообщения, рост мобильности населения и увеличение объемов авиаперевозок стимулировали рост заработной платы пилотов. Такой тренд обозначился еще к 2014 году. Из-за кадрового голода российским авиакомпаниям даже разрешили в год в совокупности набирать по 200 иностранцев на должность командира воздушного судна. Впрочем, как указывали в Минтрансе в 2019 году, в течение последних пяти лет установленная квота не выбиралось, потому ее решили уменьшить до 100 человек в год.

Но вопрос заключался не только в наличии на рынке достаточного количества специалистов, а в возможности предложить им конкурентоспособную зарплату. После снижения курса рубля в кризис 2017 года российские пилоты потянулись в Китай за более высокой зарплатой.

Пандемия поменяла ситуацию. Из-за существенного сокращения международного авиасообщения потребность в кадрах снизилась. А теперь после введения санкций в отношении гражданской авиации России на внутреннем рынке может даже образоваться избыток пилотов.

«Сокращение летного состава уже идет», — говорит президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Дочерняя компания «Волга-Днепр» AirBridgeCargo с июля сокращает все экипажи, это около 150 человек, приводит он пример. Сокращение персонала произойдет и на пассажирских перевозках. Больше всего оно затронет те авиакомпании, которые работали на дальнемагистральных рейсах.

Например, «Аэрофлот» ранее передала «Победе» самолеты «Суперджет», оставив себе A320, Boeing 777. Но сейчас летать на этих дальнемагистральных самолетах некуда. Сейчас в компании осталось около 10 самолетов «Суперджет» и несколько десятков пилотов. Самолеты также передадут авиакомпании «Россия», а пилотам в апреле выдали уведомления об увольнении, рассказывает Дельдюжов.

Иная ситуация в авиакомпании S7. Перевозчик еще несколько лет назад избавился от дальнемагистральных самолетов A310 и Boeing 737. Акцент сделали на развитии внутрироссийских направлений. Компания старается задействовать летный состав. Но сокращение налета часов также произошло. Если раньше летали по 80 часов в месяц, что составляет санитарную норму, то сейчас летают по 50 часов в месяц, говорит представитель авиаотрасли. Поскольку основная часть зарплаты пилота зависит от налета часов, со снижением количества рейсов зарплаты также снизились. По сравнению с допандемийным периодом доходы сократились в 2-3 раза, говорит он.

Останутся только рейсы с самой большой нагрузкой. Значит, и часть экипажей будет не нужна

Дальнейшее развитие событий будет зависеть от наличия платежеспособного спроса. Поскольку страдают различные отрасли экономики, платежеспособный спрос в целом снижается. В итоге авиакомпании будут вынуждены оптимизировать рейсы. То есть останутся только рейсы с самой большой загрузкой, а остальные будут отменены. Значит и часть экипажей будет не нужна.

Государство помогает авиаотрасли, но так не может продолжаться бесконечно, поскольку должна быть экономическая целесообразность, признает Дельдюжов. В итоге какие-то летчики уйдут сами из-за снижения зарплат, возрастные пилоты выйдут на пенсию.

Пока неизвестно, какова будет потребность в кадрах в ближайшее время, соглашается директор межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Андрей Иванов. Кто-то из пилотов сейчас находится в отпусках, кто-то на неполном рабочем времени, но о массовых сокращениях пока неизвестно, говорит он. Авиакомпании выжидают.

Но пилоты будут востребованы в любом случае, так как страна большая, и добраться в отдельные ее части можно только на самолете, говорит Иванов. В любом случае придется развивать авиацию, иного выхода нет, считает он. Потому нужно готовить кадры.

Возможно сейчас российским авиационным властям стоит определить необходимое количество пилотов для отечественной авиаотрасли, указывает Дельдюжов. А излишки пилотов можно отпустить за границу и даже желательно помочь им уехать. Устроиться на работу они смогут, например, в Китае, Вьетнаме. А заработанные там деньги все равно будут тратить в основном в России и при этом не потеряют квалификацию, отмечает представитель авиаотрасли. В случае увеличения потребностей внутри страны пилотов можно будет вернуть, их даже можно не увольнять из авиакомпаний, а отправить в неоплачиваемые отпуска. При этом такой временный отток кадров за рубеж позволит трудоустраивать выпускников вузов, считает Дельдюжов.

Китай забирает себе «подешевевших» пилотов из России

  • Последним делом самолёты: что происходит с авиацией в России
  • Авиакомпании ищут пути облёта санкций
  • S7 опускает небесный занавес

На фоне резкого сокращения числа полётов отечественной авиации российские пилоты начали переходить на работу в зарубежные компании – их приглашают летать в Китай, Южную Корею, Японию и страны Латинской Америки. Лётчики принимают предложения, так как на родине они фактически остались без работы – авиакомпании уже отправляют часть сотрудников в простой. Отъезд столь ценных кадров грозит в будущем обернуться для страны серьёзными проблемами.

Кризис в авиационной отрасли стремительно развился после начала специальной операции на Украине. Страны Евросоюза и Запада начали вводить санкции против России, которые затронули в том числе и сферу авиаперевозок. ЕС закрыл для российских авиаперевозчиков небо, а также запретил новые поставки, техническое обслуживание и страхование самолётов, обязав отечественные компании до конца марта вернуть лизингодателям ранее полученные в аренду лайнеры. Одновременно с этим от обслуживания российских воздушных судов отказались Boeing, Airbus и Embraer.

Решение технических проблем российские власти нашли. Правительство предоставило авиакомпаниям право не возвращать лизингодателям лайнеры или двигатели иностранного производства без решения правительственной комиссии по импортозамещению. Росавиация разрешила входящей в группу «Аэрофлот» компании «А-Техникс» выполнять техобслуживание самолётов Boeing и Airbus.

Однако небо над рядом стран для российских судов по-прежнему закрыто и без работы остаются пилоты и бортовой персонал.

На днях генеральный директор Royal Flight Вадим Михайлов подписал приказ «об объявлении простоя» с 16 марта по 15 мая 2022 года по не зависящей от работодателя и работников причине. Royal Flight является базовым перевозчиком крупного туроператора Coral Travel. Незадолго до этого аналогичное решение приняло и руководство «Уральских авиалиний». Согласно приказу главы компании

Сергея Скуратова, снижение издержек потребовалось из-за «сложной геополитической ситуации», закрытия воздушного пространства стран Европы, временного режима использования воздушного пространства на юге России и ограничений на эксплуатацию самолётов.

Должны летать

Как рассказал источник «Октагона» в одной из отечественных авиакомпаний, многие работники сферы остались без работы:

– Пока зарплату платят, но все понимают, что так долго продолжаться не может. Дальнейшие перспективы тоже под вопросом: непонятно, куда летать и на чём летать.

По словам собеседника издания, пилоты активно ищут работу за рубежом, соответствующие предложения начали поступать от перевозчиков из стран Латинской Америки и Китая.

Но нынешние условия заметно отличаются от тех, которые предлагались ранее – работодатели понимают, что лётчикам в РФ выбирать особо не приходится.

По данным главы аналитического агентства «АвиаПорт», в России пилоты некоторых типов современных дальнемагистральных самолётов не смогут найти работу: им предстоит либо переучиваться на управление другими самолётами, либо устраиваться в зарубежные компании.

– Пока в отечественных авиакомпаниях доминирует такой подход: людей не увольняют, персонал выводят в вынужденный простой. Это не требует единовременных выплат, а также позволяет компаниям сократить расходы на фонд оплаты труда, – пояснил «Октагону» исполнительный директор «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Заслуженный пилот России, бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник в беседе с изданием отметил, что понимает коллег, которые переходят на работу в зарубежные компании:

«У ребят семьи, ипотеки, различные обязательства, им надо детей кормить, в конце концов. А наши парни работать умеют, это я знаю, недаром их ценят во всём мире. Даже новые лайнеры они зачастую осваивают в числе первых».

Юрий Сытник
заслуженный пилот России

Кроме того, продолжил Сытник, пилоты должны летать, равно как хирург – оперировать, потому что без практики происходят деквалификация и потеря разговорного английского языка. Эксперт добавил, что в советское время даже профильные министры регулярно летали, чтобы не утратить необходимый навык.

– Существует вполне серьёзная угроза, что за время кризиса многие специалисты разъедутся. При этом надо понимать, что пилоты – это штучный продукт, в подготовку которого государство инвестирует немало времени и средств. Готовить дорогостоящих специалистов, чтобы отдавать их за границу, – так себе идея, – считает он.

Тенденцию к переходу лётчиков в иностранные компании в разговоре с корреспондентом издания подтвердил и заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он рассказал, что часть персонала ушла в оплачиваемый отпуск, но, если ситуация не поменяется, работодатели могут перестать оплачивать простой. По его данным, пилотов из России ждут в Китае, Южной Корее и Японии.

– Наши пилоты очень котируются за рубежом, хотя есть некоторые вопросы к их английскому языку, но это подтягивается. К сожалению, финансовые условия сегодня стали значительно хуже, чем ранее, – пояснил Романов.

«До текущего кризиса российским пилотам предлагали за рубежом зарплату в среднем в размере 30 тысяч долларов в месяц. В России они зарабатывали в четыре раза меньше. Сейчас таких денег уже, конечно, не платят – всё же понимают, что рыночная ситуация поменялась».

Александр Романов
заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов

Представители двух авиакомпаний подтвердили «Октагону», что предлагаемые зарплаты снизились. По их данным, пилотам в среднем обещают от 10 до 20 тыс. долларов. Поскольку лётчики осознают, что другой работы в ближайшее время им найти не удастся, они соглашаются даже на далеко не самые выгодные условия. В случае, если специалист не летает более трёх лет, ему придётся пройти полный комплекс подготовки.

Один из пилотов на условиях анонимности рассказал, что зарубежные работодатели начали экономить и на соцпакетах:

– Раньше условия были более комфортные: и спортзал был включён, и служебное жильё гораздо лучше. Сейчас всё перешло в режим экономии – никто не хочет переплачивать сотрудникам без очевидной нужды. Многие вообще считают большой удачей найти работу в хорошей иностранной компании, конкуренция на рынке серьёзная.

В то же время Олег Пантелеев из «АвиаПорта» отмечает: многие пилоты с удовольствием соглашаются работать на новых условиях – они будут получать зарплату в долларах, что с учётом ослабления рубля для них выгодно.

В Минтрансе пытаются стабилизировать ситуацию, запрещая иностранным авиакомпаниям работать в сфере внутренних перевозок в РФ. «Пускать иностранные авиакомпании на внутренние перевозки в России нельзя, это поставит крест на отрасли», – подчеркнул глава ведомства Виталий Савельев.

Кадровый пробел

Нынешний кризис грозит стать фатальным для нашей страны, опасаются эксперты, ведь ощутимый дефицит квалифицированных пилотов наблюдается в гражданской авиации на протяжении последних лет. Президент Профсоюза лётного состава России

Мирослав Бойчук заявлял, что в ближайшие 10 лет нехватка специалистов составит около 550–600 человек, при этом учебные заведения при существующем числе курсантов не смогут перекрыть образовавшуюся кадровую яму. По данным Бойчука, кадровый резерв пилотов в РФ также практически исчерпан.

Выгодоприобретателем станет азиатский рынок авиаперевозок – Китай и страны Юго-Восточной Азии в последние годы стремительно расширяют свой флот.

Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин в беседе с «Октагоном» отметил, что китайские авиакомпании всегда скупали российских пилотов. Сейчас же приглашение отечественных специалистов на работу стало ещё более выгодным из-за возможности предложить им более низкую зарплату.

«Ключевой риск сегодня заключается в том, что за время нынешнего кризиса, который может оказаться длительным, Россия способна потерять столь ценных спецов. Где их взять, непонятно, с учётом того, что система подготовки лётного состава в стране во многом разрушена».

Александр Жилин
руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке

Вместе с тем участники отрасли отмечают, что мощный удар по гражданской авиации был нанесён ещё во время пандемии коронавирусной инфекции. По данным профсоюзов, за время действия ковидных ограничений заработок лётного состава уменьшился приблизительно в полтора-два раза. Тогда же, в 2020 году, из-за спада авиаперевозок не смогли найти работу более 80 процентов пилотов – выпускников учебных заведений гражданской авиации.

Об этом на заседании общественного совета при Росавиации сообщала начальник управления государственной службы и кадров агентства Наталья Крупина. Она объясняла, что авиакомпании сократили приём специалистов на работу.

Сколько зарабатывают пилоты? Справочник по заработной плате пилота для стран ЕС и стран, не входящих в ЕС

Быть пилотом — очень престижная и очень ответственная работа. Это требует обширной подготовки и многих квалификаций, прежде чем он сможет выруливать для взлета. Но отражает ли зарплата пилота это обязательство и ответственность? Чтобы ответить на актуальный вопрос о заработной плате пилотов, мы создали руководство по зарплате, которое показывает, сколько зарабатывают пилоты, работающие в странах ЕС и странах, не входящих в ЕС.

Что отличает диапазон заработной платы 

Все ли пилоты получают одинаковую зарплату? Нет, конечно нет. Существуют рейтинги заработной платы, зависящие от многих факторов, таких как следующие:

  • Уровень опыта (стаж пилота)
  • Тип авиакомпании (региональные или крупные авиалинии)
  • Звание пилота
  • Тип летательного аппарата
  • В какой стране базируется авиакомпания (страны ЕС и страны, не входящие в ЕС)

Давайте еще больше разберем различные переменные, которые влияют на формирование средней/месячной заработной платы.

Стаж очень важен для получения зарплаты пилота 

Авиакомпании работают по системе, основанной на стаже. Стаж работы в авиакомпании определяется расписанием пилотов и типом самолета, на котором они будут летать. Впоследствии на их заработную плату влияет их место в списке выслуги лет. Например, те, кто работает дольше всех, находятся в верхних строчках списка. Только что нанятые пилоты находятся в конце списка. Таким образом, цель каждого нового пилота — как можно скорее начать восхождение по карьерной лестнице. Стоит отметить, что пилоты после первого года работы в авиакомпании получают большую сумму денег в соответствии с налетом. Более того, те, кто дольше остается в компании, со временем получают значительное повышение.

Согласно справочнику Occupational Outlook Handbook, Бюро трудовой статистики США утверждает, что годовая зарплата пилота авиакомпании колеблется от 80 920 до 90 007 208 000 долларов.  

Узнайте, какие типы курсов лучше всего подходят для вас

Региональные авиакомпании по сравнению с крупными авиакомпаниями

Каждая авиакомпания отличается, поэтому и заработная плата также различается. Тем не менее, есть две основные категории, к которым относятся авиакомпании: региональные авиакомпании и крупные авиакомпании. Поскольку заработная плата пилота зависит от зарегистрированных часов налета, работа в региональной или крупной авиакомпании позволяет диверсифицировать заработную плату.

Ранг пилота

Другим важным фактором является ранг пилота. Например, в Великобритании новые квалифицированные первые офицеры, работающие в небольшой компании, получают в среднем 90 007 32 500 долларов. Напротив, для тех, кто работает в более крупных компаниях, их начальная зарплата может достигать 38 000 долларов США.

Принимая во внимание, что более опытные пилоты, работающие в Великобритании в качестве первых помощников, могут получать зарплату в диапазоне от 48 700 долларов до 65 000 долларов .

Должность капитана, конечно, лучше оплачивается. Стартовая зарплата капитана зависит от того, работает ли он в средней авиакомпании или в крупной. В первом случае заработная плата может варьироваться от 73 100 долларов до 88 000 долларов. Во втором капитаны зарабатывают от 131 300 долларов до 190 000 долларов.

Имейте в виду, что зарплата от первого помощника до капитана, в дополнение к многолетнему опыту, может даже утроить зарплату пилота.

Тип самолета

Управление джамбо-джетом и нереактивным самолетом не одно и то же для зарплаты пилота. Заработная плата варьируется в зависимости от типа самолета и часов налета.

Например, годовая зарплата пилота авиалайнера составляет 212 408 долларов .

Напротив, зарплата небольшого самолета составляет около 104 219 долларов .

Пилоты нереактивных самолетов ежегодно зарабатывают около $79 106 .

Зарплата пилота в странах ЕС

Теперь опишем разницу между заработной платой в авиакомпаниях ЕС и других авиакомпаний. Как вы заметите ниже, разница между странами ЕС и странами, не входящими в ЕС, довольно велика.

Старшие офицеры и капитаны в странах, не входящих в ЕС, получают в три раза больше зарплаты, чем те, кто работает в странах ЕС. Тем не менее, где бы ни находилась авиакомпания, сумма денег, потраченная на обучение пилотов, того стоила.

Греция: Согласно исследованию средней заработной платы в 2022 году, проведенному сайтом payexplorer.com, заработная плата варьируется от 2 190 долларов США 6 980 долларов США. Такие факторы, как опыт, навыки или местоположение, играют огромную роль в получении дохода пилотом. Как это бывает в каждой стране, чем опытнее пилот, тем выше будет его заработок.

Например:

  • Опыт работы менее двух лет равен примерно 2190 долларов в месяц.
  • Опыт работы от двух до пяти лет равен приблизительно 2600 долларов США в месяц 
  • Опыт работы от пяти до десяти лет равен приблизительно 3350 долларов США в месяц 
  • Десять и пятнадцать лет опыта равны примерно 5707 долларам в месяц
  • Пятнадцать и двадцать лет опыта равны примерно 6120 долларам в месяц
  • Опыт работы более двадцати лет равен приблизительно 6520 долларам США в месяц

Кроме того, зарплата пилотов в Греции увеличивается примерно на 13% каждые 17 месяцев. Наконец, быть пилотом — высокооплачиваемая работа. Типы бонусов пилота: на основе индивидуальных результатов, на основе показателей компании, на основе целей и в праздничные дни / в конце года.

Великобритания: Как мы упоминали выше, в Великобритании заработная плата колеблется от 32 500 долларов США (в год) для нового первого пилота до 190 000 долларов США для опытного капитана, работающего в крупной авиакомпании.

Швеция: Другие страны, такие как Швеция, также имеют другой диапазон зарплат пилотов, как указано в последнем исследовании Statista. В зависимости от стажа и других упомянутых нами факторов пилоты зарабатывают от 2622 до 9834 долларов в месяц.

Дания: В Дании наибольшая доля пилотов зарабатывает от 6 993 до 9 834 долларов в месяц. Впоследствии 17,72% пилотов зарабатывают более 9834 долларов в месяц, а 1,27% — от 2185 до 2393 долларов в месяц.

Ниже приведены средние зарплаты опытных капитанов в других странах ЕС. Имейте в виду, однако, что зарплаты первых офицеров не одинаковы. Кроме того, они могут отличаться в зависимости от авиакомпании и самолета:

  • Нидерланды: Средняя заработная плата составляет 245 000 долларов США в год
  • Франция: Средняя заработная плата составляет 235 000 долларов США в год
  • Ирландия: Средняя зарплата 225 000 долларов в год
  • Германия: Средняя заработная плата составляет 203 000 долларов США в год 
  • Швейцария: Средняя зарплата $211 000 в год

Интересно, что даже между странами ЕС мы замечаем разницу в доходах пилотов. Это происходит из-за национальных стандартов заработной платы и различий в стоимости жизни в каждой стране.

Зарплата пилота в странах, не входящих в ЕС

Переходя к полетам в страны, не входящие в ЕС, мы можем сосредоточиться на трех основных категориях: авиакомпании США, Ближнего Востока и Азии.

США: Полет региональной авиакомпанией в США стоит примерно от 20 000 до 40 000 долларов США в год. Это зависит от типа самолета и стажа пилота. Работа в крупнейших и старейших перевозчиках США означает высокую заработную плату. Например, первый помощник в Boeing 757 начинает с заработка около 55 000 долларов в год. Его/ее заработная плата может даже превысить 120 000 долларов в год к 10-му году работы.

Для сравнения, капитан начинает с 160 000 долларов в год и достигает 173 000 долларов в 10-й год.

Полет на большом самолете стоит 121 408 долларов в год, а на маленьком — 104 219 долларов в год. Разница еще больше, когда речь идет о нереактивных самолетах. В зависимости от размера пилот нереактивного самолета зарабатывает в год от 79 106 до 85 418 долларов.

В двух словах, В США пилот зарабатывает от 66 970 до 187 200 долларов в год.

Ближний Восток: Пилоты, работающие в ближневосточных авиакомпаниях, получают довольно щедрую зарплату. Например, месячная зарплата первого офицера, работающего в ETIHAD, составляет в среднем 7075 долларов. Для сравнения, зарплата капитана составляет около 9 578 долларов. По данным Glassdoor, зарплата первого помощника Эмирейтс составляет около 8 084 долларов, а капитана — около 10 891 доллара в месяц, при этом у них есть дополнительные льготы, такие как проживание, пособие на образование и т. д.

В Катаре средняя зарплата опытного капитана составляет 220 000 долларов в год.

Азия: В Cathay Pacific (авиакомпания, базирующаяся в Гонконге) месячная зарплата первого помощника составляет в среднем 5 811 долларов США. Напротив, зарплата капитана составляет около 11 109 долларов. В Китае средняя зарплата опытного капитана составляет 300 000 долларов в год.

Важность летной подготовки

Чтобы стать пилотом, требуется упорная подготовка и приобретение уникальных навыков. В Egnatia Aviation мы предлагаем высококачественные учебные курсы, основанные на международных стандартах. Мы разрабатываем наши программы с учетом потребностей современных авиакомпаний. Высококвалифицированные и опытные инструкторы готовят пилотов будущего. Наш уровень занятости 95,7% в течение первого года после выпуска. Наши студенты работают в ведущих мировых авиакомпаниях. Кроме того, они обладают компетенцией и навыками межличностного общения, которые отличают их в процедурах отбора и типового рейтинга.

 

Посмотреть статистику трудоустройства

Российские пилоты массово уезжают работать в Азию. Квалифицированные гражданские пилоты массово уезжают работать в Азию из-за ослабления рубля Российские пилоты массово уезжают в Китай

российских пилота ищут работу в Азии. Российские авиакомпании обеспокоены массовой утечкой кадров. За последние два с половиной года более 300 самых подготовленных пилотов с отличным английским языком уехали работать в азиатские страны. Сто из них получили работу в Китае. Российских пилотов активно нанимают авиакомпании Индии и Вьетнама.

Еще четыреста авиационных командиров и инструкторов заняты за рубежом. Утечка в первую очередь затронула авиакомпании S7, Уральские авиалинии, Волга-Днепр и ВИМ-Авиа. «Летчики устремляются в Азию и Китай, где зарплаты в 1,5-2 раза выше», — сказал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. В Минтрансе России подтверждают тенденцию оттока кадров, но считают, что «проблемы гораздо меньше».

Основная причина «оттока» и оттока российских кадров за границу – экономическая. Например, китайские компании готовы ежемесячно платить квалифицированным иностранным пилотам 17–25 000 долларов. Это от одного до полутора миллионов рублей, то есть в четыре раза выше, чем зарплата пилотов внутри России. Кроме того, россиян привлекают заработная плата и условия труда. Например, месячный налет в китайских компаниях составляет 80 часов, а не 90, как внутри страны. Также в Китае им дают более длительный отпуск – не менее 96 дней против русских 70.

Десять крупнейших китайских авиаперевозчиков проявляют интерес к российским пилотам. В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, которые работали в 59 китайских авиакомпаниях. Из них 25 тысяч 200 коммерческих пилотов. В Китае почти нет ограничений на работу иностранных пилотов; за год их количество выросло на 2300 человек. В 2016 году через 218 аэропортов Китая прошло более 1 миллиарда человек, а пассажиропоток увеличился до 488 миллионов, что на 12 процентов больше, чем в позапрошлом году.

S7 Airlines намерена поднять вопрос о полете российских пилотов за границу.

При этом авиакомпании заявляют, что уже повысили зарплату в пять раз, но не видят больше возможностей для ее роста. Второй пилот теперь получает около 320-350 тысяч рублей в месяц, командир экипажа — 470 тысяч рублей, а инструктор — более 500 тысяч рублей. Из-за нехватки пилотов российские авиакомпании в 2014 году получили от правительства 200 квот для иностранных пилотов. Сейчас в «Аэрофлоте» работает 21 иностранный пилот, 18 из них из Чехии. А крупнейший российский авиаперевозчик запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов в дополнение к уже существующим 80 пилотам.

Уход пилотов из российских компаний совпал с падением пассажиропотока осенью 2015 года. Тогда из компании было уволено более 10 тысяч человек. Но в Минтрансе считают, что отток российских пилотов за границу вызван «в первую очередь курсовой разницей валют». Однако именно курсовая разница мешает запрашивать новые квоты на трудоустройство иностранных пилотов в России не российским авиакомпаниям, а Росавиации.

» пишет, что только за последние 2,5 года за границу уехало не менее 300 летчиков, и около 400 готовятся к этому.

Издание сообщает, что Россию покидают наиболее подготовленные пилоты с отличным знанием английского языка — командиры самолетов и инструкторы. Больше всего высококвалифицированных кадров покинули авиакомпании «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр», «ВИМ-Авиа» и другие.

Российские пилоты уезжают туда, где зарплаты намного выше из-за ослабления рубля. Чаще всего это азиатские страны – Китай, Корея, Вьетнам.

Информированный источник сообщает, что российские авиационные власти формально затрудняют работу пилотов за границей. Например, иностранным компаниям отказывают в подтверждении лицензии пилота или предоставлении каких-то других необходимых документов. Они ссылаются на закон, в котором говорится о защите персональных данных.

Другой источник предполагает, что сбои в расписании полетов «ВИМ-Авиа», скорее всего, произошли из-за увольнения командиров самолетов. Тогда 12 человек покинули авиакомпанию. Другой источник говорит, что приток российских пилотов в Китай совпал с падением пассажиропотока и закрытием «Трансаэро».

Как оказалось, средняя зарплата в Китае в 4 раза выше, чем в России и находится в пределах 17 000 — 25 000 долларов в месяц. Из требований — налет 80 часов (в России — 90), отпуск от 96 дней и более (в России — 70). С 2016 года Китай упростил выдачу разрешений на работу пилотам, и это стало стимулом для российских специалистов.

Газета пишет, что на данный момент около 10 китайских авиаперевозчиков хотят нанять пилотов из России. В частности, их интересуют командиры самолетов с налетом от 2500 часов. Сегодня в Китае работает около сотни российских командиров и инструкторов. Примерно такое количество людей готовятся к большему переезду.

«ВИМ-Авиа» не скрывала, что часть пилотов уехала и сейчас работает в Китае, Индии или Вьетнаме, где уже созданы необходимые условия для привлечения пилотов из соседних стран.

Об этом же говорит и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев. По его словам, компании нужны российские КВС. Пилоты массово уезжают работать в Азию и Китай, где заработная плата гораздо выше. Аэрофлот не может его увеличить. Савельев сообщил, что в авиакомпании работает 21 иностранный пилот при квоте 80 человек. Недавно была запрошена новая квота на 40 иностранных пилотов.

Как выяснилось, в «Уральских авиалиниях» увеличилась зарплата 20% летного состава. В самой компании об этом не говорят. О том, что трудности есть, рассказывают в S7, но они редки.

В Минтрансе эту ситуацию подтверждают, но, по их словам, потери личного состава не так много. Проблема видится в «прежде всего с курсовой разницей». Что делать, чтобы пилоты не уезжали из России, обсуждается с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта.

09 .06.2017

Российские авиакомпании серьезно обеспокоены утечкой летного состава в Азию: по данным «Коммерсанта», за последние 2,5 года туда уехали на работу более 300 командиров самолетов (КВС) и инструкторов (из них около 100 в Китай), еще 400 человек — к процессу трудоустройства. Основная причина и в отрасли, и в Минтрансе — высокий разрыв в зарплатах на фоне слабого рубля. На рынке начал сказываться отток кадров: источник «Ъ» называет нехватку пилотов одной из причин скандального сокращения летной программы «ВИМ-Авиа». Не исключено, что для решения проблемы российские авиакомпании могут снова запросить расширение квоты на наем иностранных пилотов.

Российские авиакомпании обеспокоены утечкой кадров в Азию, в частности Китай и Корею, сообщили Ъ источники в отрасли. По их данным, за последние 2,5 года в регион выбыло более 300 «самых подготовленных пилотов с отличным знанием английского языка» — КВС и КВС-инструкторов. Еще 400 пилотов этих категорий находятся «в процессе оформления документов». По данным «Коммерсанта», утечка затронула, в частности, S7, «Уральские авиалинии», «Волга-Днепр» и «ВИМ-Авиа».

Собеседник «Ъ» отмечает, что вылет сразу 12 КВС «ВИМ-Авиа» мог стать одной из причин масштабных срывов программы полета (об этом см. «Ъ» от 8 июня). В авиакомпании подтвердили Ъ, что некоторые пилоты уехали работать в Китай, Индию и Вьетнам. Основная причина оттока, по данным «ВИМ-Авиа», «носит экономический характер»: в азиатских странах государство создало благоприятные условия для привлечения иностранного летного персонала. Отсутствие ограничений и квот для иностранных пилотов, лояльная система аттестации летного состава, кадровые агентства подбирают кадры в РФ и других странах.

В Китае в 2016 году насчитывалось 50,5 тыс. пилотов, из них 25,2 тыс. коммерческих (за год их число увеличилось на 2,3 тыс. человек). По данным Boeing, в ближайшие 20 лет китайские авиакомпании будут нанимать 5,5 тыс. пилотов в год — 111 тыс. человек к 2035 г. В 2016 г. в стране насчитывалось 59 авиакомпаний и 218 аэропортов, их трафик увеличился на 12%, до 488 млн. пассажиров, а через аэропорты Китая прошло более 1 млрд человек.

С 2011 года российские авиакомпании также борются за право нанимать иностранных пилотов из-за нехватки пилотов, и в 2014 году правительство выделило им квоту до 200 иностранцев в год. Но это совпало со спадом пассажиропотока (в 2015 г. — на 1,2%, в 2016 г. — на 3,8%) и ослаблением рубля спрос на работу в РФ упал. В составе Аэрофлота 21 иностранный пилот (18 человек из Чехии), квота компании составляет 80 человек.

Источник Ъ в одном из иностранных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, согласен с тем, что наплыв пилотов из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 г. ), когда более 10 тысяч человек были уволены из компании. По его словам, зарплата летчика в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в России — от 17 до 25 тысяч долларов в месяц. График работы – 80 летных часов в месяц (в РФ – 90), не менее 96 дней отпуска (в России — 70 дней). С 2016 года Китай упростил выдачу разрешений на работу пилотам, что «лишь стимулирует приезд летного состава из России», говорит источник «Ъ». Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос на КВС с налетом 2,5 тыс. часов. Сейчас в Китае находится около 100 российских КВС и инструкторов, и столько же готовится к трудоустройству.

В кулуарах ПМЭФ-2017 генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявил, что у компании нехватка российских КВС, и подтвердил, что «пилоты массово уезжают в Азию и Китай, где зарплаты в 1,5-2 раза выше».

Авиакомпания уже повысила зарплату в пять раз, но «больше возможностей для ее роста не видит», так как второй пилот получает 320-350 тысяч рублей. в месяц, КВС — 470 тыс. руб., инструктор — более 500 тыс. руб. Аэрофлот запросил новую квоту на 40 иностранных пилотов. По информации Ъ, зарплаты летному составу «Уральских авиалиний» выросли на 20% (от комментариев отказались). В S7 «Ъ» подтвердили наличие проблемы, но «пока только в единичных случаях». «Волга-Днепр» не ответила на запрос «Ъ».

ВИМ-Авиа подчеркивает, что иностранные компании не несут расходы на обучение пилотов, не имеют обязательств по их пенсионному и социальному обеспечению по окончании контракта, поэтому предлагают более выгодные условия оплаты труда. Утечка кадров губительна не только для перевозчиков, но и для экономики РФ в целом, считают в компании, поскольку большинство уезжающих получали образование за государственный счет, а при работе за границей по краткосрочным контрактам не платите взносы в Пенсионный и другие фонды. Проблему утечки кадров необходимо поднять с отрасли на государственный уровень, говорят в «ВИМ-Авиа».

В Минтрансе «Ъ» подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблемы гораздо меньше». Они сходятся во мнении, что отток вызван «прежде всего курсовой разницей между валютами». Предложения по предотвращению выезда пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и вскоре будут «вынесены на общественное обсуждение». В S7 добавили, что планируют обсудить варианты решения проблемы с участниками отрасли. Пока, по словам источника Ъ, российские авиационные власти лишь формально затрудняют работу пилотов за границей — например, отказывая иностранным компаниям в подтверждении лицензии пилота или предоставлении иных документов, ссылаясь на закон о защите персональные данные.

Олег Пантелеев, исполнительный директор «Авиапорта», говорит, что с открытием рынков необходимо смириться с оттоком кадров или начать реальное повышение заработной платы. Эксперт не исключил, что для покрытия нехватки кадров может быть принято решение о расширении квот на наем иностранных КВС.

Российские летчики массово уходят в Азию. По данным «Коммерсанта», с начала кризиса азиатские перевозчики наняли более 300 командиров самолетов из «Аэрофлота» и других компаний.

В России максимальная зарплата высококвалифицированного пилота составляет менее 6000 долларов, а в Китае, который сейчас переживает бум авиаперевозок, ему предложат как минимум вдвое больше.

Всего в России, по данным Росавиации, 11 600 пилотов. Потеря нескольких сотен специалистов уже сказывается на бизнесе российских перевозчиков, но дальше им будет еще тяжелее. Компании опасаются, что беглецы запустят цепную реакцию.

The Secret обсудил ситуацию с бывшим пилотом Аэрофлота, продолжающим карьеру во Вьетнаме, главой крупнейшего профсоюза летчиков и независимым экспертом.

Владимир Чередниченко

Командир воздушного судна Вьетнамских авиалиний

Когда я устроился в Аэрофлот вторым пилотом в 2010 году, зарплата была на том же уровне. Например, я получал более 150 000 рублей в месяц. Компания дала мне возможность расти, за два года я прошел все этапы обучения и стал командиром самолета. Зарплата увеличилась на 40%, но пришлось много работать: к положенным 80 часам в месяц все КВС взяли еще 10 сверхурочных. 90 часов в месяц — максимально допустимая рабочая нагрузка. Я ушел из компании в 2016 году. Решил потому, что экономическая ситуация в стране изменилась. Приходилось все больше и больше ущемлять свои потребности. Кроме того, я хотел развиваться. Во Vietnam Airlines меня привлекла интересная маршрутная сеть (Китай, Мьянма, Камбоджа, Сингапур) и то, что авиакомпания летает на самых современных самолетах — Airbus A350. Зарплата достойная. Летчики всегда уезжали из России — например, в Европу или в арабские страны. Сейчас основное направление – Азия. Массовый отток начался в 2015 году, когда «Трансаэро» обанкротилась. Люди в один день остались без работы, а в России для них не нашлось вакансий. Пилот не может ждать — квалификация потеряна. Ребята приехали и поняли, что котируются на мировом рынке. За ними последовали другие пилоты. Каждый едет с определенной целью – накопить на квартиру, обеспечить себе пенсию, оплатить обучение детей-студентов. Большинство иностранных пилотов набирают китайские авиакомпании, и именно они предлагают самые высокие зарплаты. У меня уже заканчивается контракт во Вьетнаме, и я собираюсь переехать в Китай. В других азиатских странах платят примерно столько же — не меньше $10 000 в месяц. При этом местным жителям платят в два раза меньше, чем экспатам. Контракты в Азии в целом удобнее, чем в России. Оплата здесь не сдельная, как в Аэрофлоте и других российских компаниях, а фиксированная. При этом, если человек налетает более 80 часов в месяц, это считается очень серьезной сверхурочной работой, и ему прилично доплачивают. Еще один плюс в том, что в Азии среднемагистральные самолеты летают в основном днем. Если вам все же придется лететь ночью, с номером 9С вероятностью 9% нас будет трое: два командира и один второй пилот. Время полета мы поделим между собой, и всем хватит времени на отдых.

Игорь Дельдюжов

Президент Шереметьевского профсоюза летчиков

Аэрофлот и его дочерние компании потеряли около 140 пилотов. Это много или мало? По нашим данным, всего у «Аэрофлота» около 2500 пилотов. Авиакомпания постоянно открывает новые направления и увеличивает парк воздушных судов. Конечно, сказывается дефицит. Об этом свидетельствует плотный рабочий график, многочисленные незаконные (без согласования с работниками) переносы отпусков с летних на осенне-зимние. Профессия пилота по-прежнему входит в тройку самых высокооплачиваемых в России, но зарплаты в наших авиакомпаниях ниже, чем в зарубежных. Второй пилот сейчас получает до 200 000 рублей в месяц, средняя зарплата КВС около 350 000. В Китае зарплата КВС может достигать 25 000 долларов, в Южной Корее или Вьетнаме — 12 000 долларов. Другие специалисты — например, авиационные инженеры или техники — также при первых же возможностях отправляются в места, где их труд стоит во много раз дороже. Сейчас «Аэрофлот» лихорадочно пытается решить проблему, действуя как кнутом (беглецам [угрожали] (http://www.rbc.ru/business/26/06/2017/5950e1859a794704d05371d1) что обратно не примут) и морковкой (на новые ПОС обещают единоразовые выплаты в размере 650 000 руб). Но эти меры не решат проблему. Как минимум необходимо проиндексировать заработную плату (не только оклад, но и составляющие) всех сотрудников. В последние годы компания экономила на этом.

Олег Пантелеев

Исполнительный директор Агентства «Авиапорт»

Несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации, перевозчики наращивали флот и устраивали войны за зарплату. Но при этом, чтобы загрузить парк, прибегали к демпингу. Кто-то неизбежно покидает гонку, а персонал оказывается за бортом. Это позволяет решить вопрос нехватки летного состава для оставшихся игроков. Увы, пока рынок подвержен резким колебаниям, кадровая политика авиакомпаний будет проста: есть дефицит — надо платить больше, нет дефицита — можно не повышать зарплату. Сейчас отрасль испытывает нехватку кадров. Компенсировать нехватку КВС, вторых пилотов и инструкторов за счет увеличения выпуска пилотов из летных школ не удастся. Искусственное ограничение оттока за счет введения административных барьеров может какое-то время работать, но потом авиакомпании неизбежно либо вступят в гонку заработных плат, либо будут вынуждены отказаться от развития.

Об авторе

alexxlab administrator

Оставить ответ