Илья Питалев \ РИА Новости
«Корректироваться программы набора студентов в профильные вузы не будут. Контрольные цифры приема в 2022 году сохраняются на прежнем уровне, как и годом ранее», — рассказали «Российской газете» в Росавиации.
Об этом свидетельствуют и данные вузов. Например, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации в 2022 году на обучение по программе «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» в 2021/22 учебном году набирал 50 студентов, в том числе 5 студентов на платной основе. Те же контрольные цифры заявлены и на 2022/23 учебный год.
Ульяновский институт гражданской авиации в 2022 году, как и в 2021 году, по программе «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» набирает 20 студентов на бюджетные места и 10 студентов на платной основе. Согласно публикуемой отчетности, на бюджетные места подано 537 заявлений, на платные места — 188 заявлений. Но нужно иметь ввиду, что абитуриенты имеют право подавать заявления сразу в пять вузов максимум и на три специальности или направления в каждом из них. То есть реальный конкурс в несколько раз ниже. Тем не менее, летные профессии популярны.
Интерес к профессии пилота был сформирован за несколько лет перед пандемией. В 2019 году авиакомпании России перевезли 128,1 млн пассажиров. Это был рекордный показатель.
Развитие авиасообщения, рост мобильности населения и увеличение объемов авиаперевозок стимулировали рост заработной платы пилотов. Такой тренд обозначился еще к 2014 году. Из-за кадрового голода российским авиакомпаниям даже разрешили в год в совокупности набирать по 200 иностранцев на должность командира воздушного судна. Впрочем, как указывали в Минтрансе в 2019 году, в течение последних пяти лет установленная квота не выбиралось, потому ее решили уменьшить до 100 человек в год.
Но вопрос заключался не только в наличии на рынке достаточного количества специалистов, а в возможности предложить им конкурентоспособную зарплату. После снижения курса рубля в кризис 2017 года российские пилоты потянулись в Китай за более высокой зарплатой.
Пандемия поменяла ситуацию. Из-за существенного сокращения международного авиасообщения потребность в кадрах снизилась. А теперь после введения санкций в отношении гражданской авиации России на внутреннем рынке может даже образоваться избыток пилотов.
«Сокращение летного состава уже идет», — говорит президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Дельдюжов. Дочерняя компания «Волга-Днепр» AirBridgeCargo с июля сокращает все экипажи, это около 150 человек, приводит он пример. Сокращение персонала произойдет и на пассажирских перевозках. Больше всего оно затронет те авиакомпании, которые работали на дальнемагистральных рейсах.
Например, «Аэрофлот» ранее передала «Победе» самолеты «Суперджет», оставив себе A320, Boeing 777. Но сейчас летать на этих дальнемагистральных самолетах некуда. Сейчас в компании осталось около 10 самолетов «Суперджет» и несколько десятков пилотов. Самолеты также передадут авиакомпании «Россия», а пилотам в апреле выдали уведомления об увольнении, рассказывает Дельдюжов.
Иная ситуация в авиакомпании S7. Перевозчик еще несколько лет назад избавился от дальнемагистральных самолетов A310 и Boeing 737. Акцент сделали на развитии внутрироссийских направлений. Компания старается задействовать летный состав. Но сокращение налета часов также произошло. Если раньше летали по 80 часов в месяц, что составляет санитарную норму, то сейчас летают по 50 часов в месяц, говорит представитель авиаотрасли. Поскольку основная часть зарплаты пилота зависит от налета часов, со снижением количества рейсов зарплаты также снизились. По сравнению с допандемийным периодом доходы сократились в 2-3 раза, говорит он.
Останутся только рейсы с самой большой нагрузкой. Значит, и часть экипажей будет не нужна
Дальнейшее развитие событий будет зависеть от наличия платежеспособного спроса. Поскольку страдают различные отрасли экономики, платежеспособный спрос в целом снижается. В итоге авиакомпании будут вынуждены оптимизировать рейсы. То есть останутся только рейсы с самой большой загрузкой, а остальные будут отменены. Значит и часть экипажей будет не нужна.
Государство помогает авиаотрасли, но так не может продолжаться бесконечно, поскольку должна быть экономическая целесообразность, признает Дельдюжов. В итоге какие-то летчики уйдут сами из-за снижения зарплат, возрастные пилоты выйдут на пенсию.
Пока неизвестно, какова будет потребность в кадрах в ближайшее время, соглашается директор межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов Андрей Иванов. Кто-то из пилотов сейчас находится в отпусках, кто-то на неполном рабочем времени, но о массовых сокращениях пока неизвестно, говорит он. Авиакомпании выжидают.
Но пилоты будут востребованы в любом случае, так как страна большая, и добраться в отдельные ее части можно только на самолете, говорит Иванов. В любом случае придется развивать авиацию, иного выхода нет, считает он. Потому нужно готовить кадры.
Возможно сейчас российским авиационным властям стоит определить необходимое количество пилотов для отечественной авиаотрасли, указывает Дельдюжов. А излишки пилотов можно отпустить за границу и даже желательно помочь им уехать. Устроиться на работу они смогут, например, в Китае, Вьетнаме. А заработанные там деньги все равно будут тратить в основном в России и при этом не потеряют квалификацию, отмечает представитель авиаотрасли. В случае увеличения потребностей внутри страны пилотов можно будет вернуть, их даже можно не увольнять из авиакомпаний, а отправить в неоплачиваемые отпуска. При этом такой временный отток кадров за рубеж позволит трудоустраивать выпускников вузов, считает Дельдюжов.
На фоне резкого сокращения числа полётов отечественной авиации российские пилоты начали переходить на работу в зарубежные компании – их приглашают летать в Китай, Южную Корею, Японию и страны Латинской Америки. Лётчики принимают предложения, так как на родине они фактически остались без работы – авиакомпании уже отправляют часть сотрудников в простой. Отъезд столь ценных кадров грозит в будущем обернуться для страны серьёзными проблемами.
Кризис в авиационной отрасли стремительно развился после начала специальной операции на Украине. Страны Евросоюза и Запада начали вводить санкции против России, которые затронули в том числе и сферу авиаперевозок. ЕС закрыл для российских авиаперевозчиков небо, а также запретил новые поставки, техническое обслуживание и страхование самолётов, обязав отечественные компании до конца марта вернуть лизингодателям ранее полученные в аренду лайнеры. Одновременно с этим от обслуживания российских воздушных судов отказались Boeing, Airbus и Embraer.
Решение технических проблем российские власти нашли. Правительство предоставило авиакомпаниям право не возвращать лизингодателям лайнеры или двигатели иностранного производства без решения правительственной комиссии по импортозамещению. Росавиация разрешила входящей в группу «Аэрофлот» компании «А-Техникс» выполнять техобслуживание самолётов Boeing и Airbus.
Однако небо над рядом стран для российских судов по-прежнему закрыто и без работы остаются пилоты и бортовой персонал.
На днях генеральный директор Royal Flight Вадим Михайлов подписал приказ «об объявлении простоя» с 16 марта по 15 мая 2022 года по не зависящей от работодателя и работников причине. Royal Flight является базовым перевозчиком крупного туроператора Coral Travel. Незадолго до этого аналогичное решение приняло и руководство «Уральских авиалиний». Согласно приказу главы компании Сергея Скуратова, снижение издержек потребовалось из-за «сложной геополитической ситуации», закрытия воздушного пространства стран Европы, временного режима использования воздушного пространства на юге России и ограничений на эксплуатацию самолётов.
Как рассказал источник «Октагона» в одной из отечественных авиакомпаний, многие работники сферы остались без работы:
– Пока зарплату платят, но все понимают, что так долго продолжаться не может. Дальнейшие перспективы тоже под вопросом: непонятно, куда летать и на чём летать.
По словам собеседника издания, пилоты активно ищут работу за рубежом, соответствующие предложения начали поступать от перевозчиков из стран Латинской Америки и Китая.
Но нынешние условия заметно отличаются от тех, которые предлагались ранее – работодатели понимают, что лётчикам в РФ выбирать особо не приходится.
По данным главы аналитического агентства «АвиаПорт», в России пилоты некоторых типов современных дальнемагистральных самолётов не смогут найти работу: им предстоит либо переучиваться на управление другими самолётами, либо устраиваться в зарубежные компании.
– Пока в отечественных авиакомпаниях доминирует такой подход: людей не увольняют, персонал выводят в вынужденный простой. Это не требует единовременных выплат, а также позволяет компаниям сократить расходы на фонд оплаты труда, – пояснил «Октагону» исполнительный директор «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Заслуженный пилот России, бывший лётный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник в беседе с изданием отметил, что понимает коллег, которые переходят на работу в зарубежные компании:
«У ребят семьи, ипотеки, различные обязательства, им надо детей кормить, в конце концов. А наши парни работать умеют, это я знаю, недаром их ценят во всём мире. Даже новые лайнеры они зачастую осваивают в числе первых».
Юрий Сытник
заслуженный пилот России
Кроме того, продолжил Сытник, пилоты должны летать, равно как хирург – оперировать, потому что без практики происходят деквалификация и потеря разговорного английского языка. Эксперт добавил, что в советское время даже профильные министры регулярно летали, чтобы не утратить необходимый навык.
– Существует вполне серьёзная угроза, что за время кризиса многие специалисты разъедутся. При этом надо понимать, что пилоты – это штучный продукт, в подготовку которого государство инвестирует немало времени и средств. Готовить дорогостоящих специалистов, чтобы отдавать их за границу, – так себе идея, – считает он.
Тенденцию к переходу лётчиков в иностранные компании в разговоре с корреспондентом издания подтвердил и заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов Александр Романов. Он рассказал, что часть персонала ушла в оплачиваемый отпуск, но, если ситуация не поменяется, работодатели могут перестать оплачивать простой. По его данным, пилотов из России ждут в Китае, Южной Корее и Японии.
– Наши пилоты очень котируются за рубежом, хотя есть некоторые вопросы к их английскому языку, но это подтягивается. К сожалению, финансовые условия сегодня стали значительно хуже, чем ранее, – пояснил Романов.
«До текущего кризиса российским пилотам предлагали за рубежом зарплату в среднем в размере 30 тысяч долларов в месяц. В России они зарабатывали в четыре раза меньше. Сейчас таких денег уже, конечно, не платят – всё же понимают, что рыночная ситуация поменялась».
Александр Романов
заслуженный пилот, специалист по безопасности полётов
Представители двух авиакомпаний подтвердили «Октагону», что предлагаемые зарплаты снизились. По их данным, пилотам в среднем обещают от 10 до 20 тыс. долларов. Поскольку лётчики осознают, что другой работы в ближайшее время им найти не удастся, они соглашаются даже на далеко не самые выгодные условия. В случае, если специалист не летает более трёх лет, ему придётся пройти полный комплекс подготовки.
Один из пилотов на условиях анонимности рассказал, что зарубежные работодатели начали экономить и на соцпакетах:
– Раньше условия были более комфортные: и спортзал был включён, и служебное жильё гораздо лучше. Сейчас всё перешло в режим экономии – никто не хочет переплачивать сотрудникам без очевидной нужды. Многие вообще считают большой удачей найти работу в хорошей иностранной компании, конкуренция на рынке серьёзная.
В то же время Олег Пантелеев из «АвиаПорта» отмечает: многие пилоты с удовольствием соглашаются работать на новых условиях – они будут получать зарплату в долларах, что с учётом ослабления рубля для них выгодно.
В Минтрансе пытаются стабилизировать ситуацию, запрещая иностранным авиакомпаниям работать в сфере внутренних перевозок в РФ. «Пускать иностранные авиакомпании на внутренние перевозки в России нельзя, это поставит крест на отрасли», – подчеркнул глава ведомства Виталий Савельев.
Нынешний кризис грозит стать фатальным для нашей страны, опасаются эксперты, ведь ощутимый дефицит квалифицированных пилотов наблюдается в гражданской авиации на протяжении последних лет. Президент Профсоюза лётного состава России Мирослав Бойчук заявлял, что в ближайшие 10 лет нехватка специалистов составит около 550–600 человек, при этом учебные заведения при существующем числе курсантов не смогут перекрыть образовавшуюся кадровую яму. По данным Бойчука, кадровый резерв пилотов в РФ также практически исчерпан.
Выгодоприобретателем станет азиатский рынок авиаперевозок – Китай и страны Юго-Восточной Азии в последние годы стремительно расширяют свой флот.
Руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке Александр Жилин в беседе с «Октагоном» отметил, что китайские авиакомпании всегда скупали российских пилотов. Сейчас же приглашение отечественных специалистов на работу стало ещё более выгодным из-за возможности предложить им более низкую зарплату.
«Ключевой риск сегодня заключается в том, что за время нынешнего кризиса, который может оказаться длительным, Россия способна потерять столь ценных спецов. Где их взять, непонятно, с учётом того, что система подготовки лётного состава в стране во многом разрушена».
Александр Жилин
руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности, полковник в отставке
Вместе с тем участники отрасли отмечают, что мощный удар по гражданской авиации был нанесён ещё во время пандемии коронавирусной инфекции. По данным профсоюзов, за время действия ковидных ограничений заработок лётного состава уменьшился приблизительно в полтора-два раза. Тогда же, в 2020 году, из-за спада авиаперевозок не смогли найти работу более 80 процентов пилотов – выпускников учебных заведений гражданской авиации.
Об этом на заседании общественного совета при Росавиации сообщала начальник управления государственной службы и кадров агентства Наталья Крупина. Она объясняла, что авиакомпании сократили приём специалистов на работу.Быть пилотом — очень престижная и очень ответственная работа. Это требует обширной подготовки и многих квалификаций, прежде чем он сможет выруливать для взлета. Но отражает ли зарплата пилота это обязательство и ответственность? Чтобы ответить на актуальный вопрос о заработной плате пилотов, мы создали руководство по зарплате, которое показывает, сколько зарабатывают пилоты, работающие в странах ЕС и странах, не входящих в ЕС.
Что отличает диапазон заработной платыВсе ли пилоты получают одинаковую зарплату? Нет, конечно нет. Существуют рейтинги заработной платы, зависящие от многих факторов, таких как следующие:
Давайте еще больше разберем различные переменные, которые влияют на формирование средней/месячной заработной платы.
Стаж очень важен для получения зарплаты пилотаАвиакомпании работают по системе, основанной на стаже. Стаж работы в авиакомпании определяется расписанием пилотов и типом самолета, на котором они будут летать. Впоследствии на их заработную плату влияет их место в списке выслуги лет. Например, те, кто работает дольше всех, находятся в верхних строчках списка. Только что нанятые пилоты находятся в конце списка. Таким образом, цель каждого нового пилота — как можно скорее начать восхождение по карьерной лестнице. Стоит отметить, что пилоты после первого года работы в авиакомпании получают большую сумму денег в соответствии с налетом. Более того, те, кто дольше остается в компании, со временем получают значительное повышение.
Согласно справочнику Occupational Outlook Handbook, Бюро трудовой статистики США утверждает, что годовая зарплата пилота авиакомпании колеблется от 80 920 до 90 007 208 000 долларов.
Региональные авиакомпании по сравнению с крупными авиакомпаниямиУзнайте, какие типы курсов лучше всего подходят для вас
Каждая авиакомпания отличается, поэтому и заработная плата также различается. Тем не менее, есть две основные категории, к которым относятся авиакомпании: региональные авиакомпании и крупные авиакомпании. Поскольку заработная плата пилота зависит от зарегистрированных часов налета, работа в региональной или крупной авиакомпании позволяет диверсифицировать заработную плату.
Ранг пилотаДругим важным фактором является ранг пилота. Например, в Великобритании новые квалифицированные первые офицеры, работающие в небольшой компании, получают в среднем 90 007 32 500 долларов. Напротив, для тех, кто работает в более крупных компаниях, их начальная зарплата может достигать 38 000 долларов США.
Принимая во внимание, что более опытные пилоты, работающие в Великобритании в качестве первых помощников, могут получать зарплату в диапазоне от 48 700 долларов до 65 000 долларов .
Должность капитана, конечно, лучше оплачивается. Стартовая зарплата капитана зависит от того, работает ли он в средней авиакомпании или в крупной. В первом случае заработная плата может варьироваться от 73 100 долларов до 88 000 долларов. Во втором капитаны зарабатывают от 131 300 долларов до 190 000 долларов.
Имейте в виду, что зарплата от первого помощника до капитана, в дополнение к многолетнему опыту, может даже утроить зарплату пилота.
Тип самолетаУправление джамбо-джетом и нереактивным самолетом не одно и то же для зарплаты пилота. Заработная плата варьируется в зависимости от типа самолета и часов налета.
Например, годовая зарплата пилота авиалайнера составляет 212 408 долларов .
Напротив, зарплата небольшого самолета составляет около 104 219 долларов .
Пилоты нереактивных самолетов ежегодно зарабатывают около $79 106 .
Зарплата пилота в странах ЕСТеперь опишем разницу между заработной платой в авиакомпаниях ЕС и других авиакомпаний. Как вы заметите ниже, разница между странами ЕС и странами, не входящими в ЕС, довольно велика.
Греция: Согласно исследованию средней заработной платы в 2022 году, проведенному сайтом payexplorer.com, заработная плата варьируется от 2 190 долларов США — 6 980 долларов США. Такие факторы, как опыт, навыки или местоположение, играют огромную роль в получении дохода пилотом. Как это бывает в каждой стране, чем опытнее пилот, тем выше будет его заработок.
Например:
Кроме того, зарплата пилотов в Греции увеличивается примерно на 13% каждые 17 месяцев. Наконец, быть пилотом — высокооплачиваемая работа. Типы бонусов пилота: на основе индивидуальных результатов, на основе показателей компании, на основе целей и в праздничные дни / в конце года.
Великобритания: Как мы упоминали выше, в Великобритании заработная плата колеблется от 32 500 долларов США (в год) для нового первого пилота до 190 000 долларов США для опытного капитана, работающего в крупной авиакомпании.
Швеция: Другие страны, такие как Швеция, также имеют другой диапазон зарплат пилотов, как указано в последнем исследовании Statista. В зависимости от стажа и других упомянутых нами факторов пилоты зарабатывают от 2622 до 9834 долларов в месяц.
Дания: В Дании наибольшая доля пилотов зарабатывает от 6 993 до 9 834 долларов в месяц. Впоследствии 17,72% пилотов зарабатывают более 9834 долларов в месяц, а 1,27% — от 2185 до 2393 долларов в месяц.
Ниже приведены средние зарплаты опытных капитанов в других странах ЕС. Имейте в виду, однако, что зарплаты первых офицеров не одинаковы. Кроме того, они могут отличаться в зависимости от авиакомпании и самолета:
Интересно, что даже между странами ЕС мы замечаем разницу в доходах пилотов. Это происходит из-за национальных стандартов заработной платы и различий в стоимости жизни в каждой стране.
Зарплата пилота в странах, не входящих в ЕСПереходя к полетам в страны, не входящие в ЕС, мы можем сосредоточиться на трех основных категориях: авиакомпании США, Ближнего Востока и Азии.
США: Полет региональной авиакомпанией в США стоит примерно от 20 000 до 40 000 долларов США в год. Это зависит от типа самолета и стажа пилота. Работа в крупнейших и старейших перевозчиках США означает высокую заработную плату. Например, первый помощник в Boeing 757 начинает с заработка около 55 000 долларов в год. Его/ее заработная плата может даже превысить 120 000 долларов в год к 10-му году работы.
Для сравнения, капитан начинает с 160 000 долларов в год и достигает 173 000 долларов в 10-й год.
Полет на большом самолете стоит 121 408 долларов в год, а на маленьком — 104 219 долларов в год. Разница еще больше, когда речь идет о нереактивных самолетах. В зависимости от размера пилот нереактивного самолета зарабатывает в год от 79 106 до 85 418 долларов.
В двух словах, В США пилот зарабатывает от 66 970 до 187 200 долларов в год.
Ближний Восток: Пилоты, работающие в ближневосточных авиакомпаниях, получают довольно щедрую зарплату. Например, месячная зарплата первого офицера, работающего в ETIHAD, составляет в среднем 7075 долларов. Для сравнения, зарплата капитана составляет около 9 578 долларов. По данным Glassdoor, зарплата первого помощника Эмирейтс составляет около 8 084 долларов, а капитана — около 10 891 доллара в месяц, при этом у них есть дополнительные льготы, такие как проживание, пособие на образование и т. д.
В Катаре средняя зарплата опытного капитана составляет 220 000 долларов в год.
Азия: В Cathay Pacific (авиакомпания, базирующаяся в Гонконге) месячная зарплата первого помощника составляет в среднем 5 811 долларов США. Напротив, зарплата капитана составляет около 11 109 долларов. В Китае средняя зарплата опытного капитана составляет 300 000 долларов в год.
Важность летной подготовкиЧтобы стать пилотом, требуется упорная подготовка и приобретение уникальных навыков. В Egnatia Aviation мы предлагаем высококачественные учебные курсы, основанные на международных стандартах. Мы разрабатываем наши программы с учетом потребностей современных авиакомпаний. Высококвалифицированные и опытные инструкторы готовят пилотов будущего. Наш уровень занятости 95,7% в течение первого года после выпуска. Наши студенты работают в ведущих мировых авиакомпаниях. Кроме того, они обладают компетенцией и навыками межличностного общения, которые отличают их в процедурах отбора и типового рейтинга.
Посмотреть статистику трудоустройства
Об авторе